СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Неопределённые местоимения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать представление о неопределённых местоимениях, способах их образования; научиться определять условия для слитного, дефисного и раздельного написания местоимений с приставкой КОЕ-; сформировать способность аналитически мыслить, работая с текстами художественными и научными; формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Планируемые результаты: предметные: Выполнение пробного учебного действия; подведение под понятие; формулирование цели урока. Применение полученного знания; самостоятельное создание способа решения проблемных заданий

метапредметные: - извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.

Познавательные УУД:

Фиксирование индивидуального затруднения; выражение своих мыслей; выдвижение собственных гипотез и  их обоснование; развитие логического и критического мышления.

Коммуникативные УУД:

Осуществление  самопроверки и взаимопроверки; анализ  готовности партнёра к уроку.

Регулятивные УУД:

Поиск и выделение информации: синтез как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению; планирование учебного сотрудничества.

Оборудование: Компьютер, карточки-задания, презентация.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Неопределённые местоимения».»

Урок №

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «Неопределённые местоимения».

Цель урока: Сформировать представление о неопределённых местоимениях, способах их образования; научиться определять условия для слитного, дефисного и раздельного написания местоимений с приставкой КОЕ-; сформировать способность аналитически мыслить, работая с текстами художественными и научными; формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности.

Планируемые результаты:
предметные: Выполнение пробного учебного действия; подведение под понятие; формулирование цели урока. Применение полученного знания; самостоятельное создание способа решения проблемных заданий

метапредметные: - извлечение фактуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, представленной в форме таблицы; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий, работа по плану; оценка достигнутых результатов; свободное изложение мыслей в письменной и устной форме; соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил.

Познавательные УУД:

Фиксирование индивидуального затруднения; выражение своих мыслей; выдвижение собственных гипотез и их обоснование; развитие логического и критического мышления.

Коммуникативные УУД:

Осуществление самопроверки и взаимопроверки; анализ готовности партнёра к уроку.

Регулятивные УУД:

Поиск и выделение информации: синтез как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

личностные: Формирование устойчивой мотивации к обучению; планирование учебного сотрудничества.

Оборудование: Компьютер, карточки-задания, презентация.


Эпиграф к уроку (на доске):

Кто – то дверь откроет в тайну,

Кто – нибудь подскажет путь,

Нечто встретим мы случайно…

Кто они? Узнаем суть!


ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент. Приветствие.

Слово учителя: «Сегодня мы продолжаем изучение большой темы

«Местоимение». Каждый наш урок – ступенька познания нового. По

лестнице знаний мы поднимаемся всё выше, открывая для себя

разряды местоимений. Сегодня вы познакомитесь с новым, не менее

интересным разрядом местоимений. Но это будет чуть позже.


  1. Актуализация знаний

На этом уроке мы вновь откроем для себя новое знание, но прежде необходимо вспомнить уже изученное ранее. Что мы знаем о местоимениях – существительных?

Повторяем разряды местоимений, используя приём «ВЕРИШЬ – НЕ

ВЕРИШЬ».

Веришь ли ты, что…

  1. местоимения указывают на предметы, признаки, количество, но

не называют их?

  1. местоимения употребляются вместо существительных,

прилагательных, глаголов?

  1. местоимения Я, МЫ имеют число и склонение?

  2. местоимения – существительные изменяются по падежам?

  3. лицо, число – это постоянные признаки личных местоимений?

  4. в предложении «От меня отвёл, а к себе не привёл» все

местоимения личные?

  1. возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам?

  2. в косвенных падежах к местоимениям 3 лица добавляется

согласная буква Н?

  1. вопросительные местоимения КТО и ЧТО не изменяются по

падежам?

  1. возвратное местоимение не имеет формы именительного падежа?

Ответы высвечиваются на экране. Ученики проверяют себя и

ставят отметку, используя шкалу оценивания.

1 да 6 нет

2 нет 7 нет

3 нет 8 да

4 да 9 нет

5 да 10 да

Взаимопроверка.


  1. Введение в тему урока с последующей постановкой проблемы


    1. Послушайте загадку и постарайтесь сформулировать тему урока.

НЕКТО шёл по дороге и нашёл НЕЧТО. Часть найденного он отдал КОМУ – ТО, а КОЕ – ЧТО бросил. Что у него осталось?

- Можно ли определить, о ком и о чём говорит автор? КТО шёл?

ЧТО он нашёл? ЧТО отдал? КОМУ?

  • Какое впечатление создают местоимения НЕКТО, НЕЧТО?

КОМУ – ТО?

- Сформулируйте тему урока.

(НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ).

    1. Формулирование проблемы урока.

А) № 494. Разыгрывание сценки.

-Сформулируйте вопросы по материалу сценки.

(Чем отличаются существительные от мест.-существительных?

Как образуются неопределённые мест.?


Б) Прочитайте стихотворение С. Есенина. Найдите в нём мест., которые указывают на неопределённое лицо и неопределённый предмет.


ЖАЛОБУ КОМУ-ТО

ВЕТЕР ШЛЁТ НА ЧТО-ТО

И БУШУЕТ ЛЮТО:

НЕ УСЛЫШАЛ КТО-ТО.

( С. ЕСЕНИН)

Выпишите неопр. мест. из стих. С. Есенина. Сравните их с мест. из сценки. Сформулируйте ещё один вопрос урока.

(Как пишутся неопределённые мест.-существительные?).


  1. Открытие новых знаний.


  1. Чтение текста определения в рамке на стр. 98.

- Из скольких частей состоит текст определения?

- Задайте вопрос к каждой из частей? (1. Что такое неопределённые местоимения? Какие они бывают?

2. Какие грамматические признаки есть у неопределённых мест.?)

  1. Наблюдение над написанием неопределённых местоимений.


некто кое-кто кое у кого

нечто что-то кое с кем

что-либо кое о чём

кто-нибудь

-Почему неопределённые местоимения записаны в 3 столбика?

-Сколько орфограмм в этом правиле?

Каковы опознавательные признаки этих орфограмм? Одинаковые они или разные?

Сравните ваши выводы с выводами правил на стр.99-100. Что нового узнали?

  1. Первичное закрепление, развитие учебно-языковых и правописных умений.


Работа в группах.

    1. Просклоняйте письменно местоимения кое-кто и кое-что. В каком падеже данные местоимения-существительные пишутся всегда раздельно?


    1. Выпишите неопределённые местоимения-существительные. Каким способом они образуются?


Я сегодня скажу маме что – то доброе. Кое – кто мне радостно улыбнулся. С кем – нибудь мы разделим хорошее настроение. Кому – либо из нас обязательно повезёт.


3.Спишите предложения. Определите, какую роль в предложении играют неопределённые местоимения-существительные.


Я сегодня скажу маме что – то доброе. Кое – кто мне радостно улыбнулся. С кем – нибудь мы разделим хорошее настроение. Кому – либо из нас обязательно повезёт.


  1. Итоговое закрепление.

Объяснительный диктант.

Ты знаешь, что мир местоимений широк и многообразен. Они постоянно напоминают нам о себе, заставляют о чём – то задуматься, вспомнить нечто приятное. Они как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

  • Проставить разряды местоимений.

  • Подчеркнуть местоимения как члены предложения.

  • Обменяйтесь тетрадями, проверьте диктант. Поставьте

объективную отметку.

  1. Итог урока. Рефлексия.

    1. Каким способом образуются неопределённые местоимения- существительные?

    2. Назовите ключевое слово для раздельного написания неопределённых существительных.

    3. Приведите ещё примеры орфограмм слитного, раздельного и дефисного написания слов.

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  1. Д/з.

Придумать загадки с неопределёнными местоимениями.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!