Тема урока «Путь к храму. Колокольные звоны Руси».
Цель урока: познакомить учащихся с историей колоколов и колокольных звонов;
способствовать развитию умений анализировать произведения
искусства, слушать музыку;
воспитывать чувства патриотизма и интерес к историческому прошлому Родины
Оборудование: УМК «Православная культура 9 класс», грамзапись «Ростовские звоны», «Вечерний звон».
Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Оргмомент.
1. Актуализация знаний учащихся
"Мозговой штурм"
- Запишите слова-ассоциации, которые у вас вызывает слово храм.
- Какое понятие встретилось у каждого из вас?
-Колокол.
2.Вводное слово.
Храм - это образ преображённого мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.
(Учащийся читает стихотворение М. Кравцова)
Есть красота несказанная, светлая,
Та, что святою не зря называется…
Тихо раскроется тайна заветная.
Русь белой лебедью в сердце останется.
Сном благодатным, радостью сбывшейся
Час созерцания, Богом подаренный,
Будто бы чудом с Небес опустившийся
Песней беззвучно - Храм белокаменный…
Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина её измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой. Душевной работой; потому что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.
- Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня мы попытаемся найти для себя путь к храму. Необычным, притягивающим, красивым является сам облик храма; но как прекрасен его «голос».
(Звучит грамзапись «Ростовские звоны»)
Иногда, ещё не видя храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов.
2. Знакомство с темой урока, постановка целей.
3.Изучение нового материала
Только в одной стране мира - в России, живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи.
В начале роль колоколов бала исключительно подсобной: созывать верующих на молитву в будни и праздники. Но постепенно они стали сопутствовать праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.
- Откуда же появились колокола?
Работа учащихся по учебному пособию страница 146-147
На Русь привезли колокола с Запада, пока не появились свои мастера колокольного звона. Ростовские звоны - замечательное творение русского народного эпоса. Самым большим колоколом, считали колокол, отлитый в1688 году Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 километров за городом.
- А какой колокол является самым знаменитым?
- Что вы о нём знаете?
К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.
В России самая бедная церковь имела не менее трёх колоколов, а на колокольнях богатых церквей их было до десяти. Собрание всех колоколов называется звоном. О том, какие звоны используются в Русской Православной Церкви мы просмотрим видеолекцию.
Просмотр видеолекции «Колокольный звон Руси»
А теперь, поговорим о «вечном», теме вечернего звона. В 1960 году русский поэт Николай Михайлович Рубцов написал стихотворение, посвящённое художнику И. Левитану.
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Какая же картина Левитана поразила Рубцова настолько, что душа отозвалась стихами?
Это картина «Вечерний звон». Репродукция этой картины в учебном пособии страница 147.
Что на ней изображено?
Какие чувства у вас вызывает картина?
Невозможно говорить о вечернем звоне и не вспомнить прекрасные строки, знакомые с детства.
(Учащийся читает отрывок из стихотворения «Вечерний звон»)
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я с ним, навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!…
Душа наполняется радостью и спокойствием, строки звучат плавно и торжественно.
Да, действительно, не найдётся в России человека, который не знал бы этих строк. Но не все знают автора этого стихотворения.
Им является Иван Иванович Козлов, замечательный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского и Тютчева.
И познакомившись с биографией этого автора, стихи будут восприниматься по иному.
(Сообщение учащегося о биографии И.И.Козлова)
И.И.Козлов родился в Москве, в богатой семье, получил хорошее домашнее образование, в совершенстве изучил французский, итальянский языки, блестяще знал литературу. Достигнув совершеннолетия, определился на военную службу, затем на гражданскую. О литературной деятельности и не помышлял. Однако в 1816 году Козлова внезапно поразила тяжёлая болезнь (паралич ног), а три года спустя он начал терять зрение и к 1821 году ослеп. От наследства у него в ту пору ничего не осталось, и он оказался в бедственном положении.
Слепота резко изменила образ жизни Козлова и определила его дальнейшую судьбу. Будучи слепым, он выучил английский и немецкий языки. Козлов начал переводить произведения иностранных поэтов и на сороковом году жизни начал писать стихи сам. Жизнь Козлова протекала в тяжёлых физических страданиях. Он терял речь и слух, но продолжал трудиться. «Уже не зреть мне светлых дней…». Зная биографию поэта, эти строки можно понимать буквально.
Вскоре это стихотворение превратилось в песню.
Теперь, когда мы знаем судьбу поэта и историю этого стихотворения, давайте ещё раз послушаем его.
(Звучит песня «Вечерний звон»)
К музыке колоколов нередко обращались русские композиторы. Для них колокольный звон не просто иллюстрация, бытовой фон, а нечто больше – колорит, душевный настрой.
Просмотр видеолекции «Колокольный звон в произведениях отечественных композиторов».
- Так, что же придают колокола музыкальным произведениям?
- Какие вызывают чувства?
Как и люди, колокола имеют свою судьбу. Отправимся в Новгород. В 12 веке в Новгороде для решения всех вопросов собиралось народное собрание – вече. А созывал новгородцев вечевой колокол. Он столетиями был символом новгородской вольности. Легенда рассказывает, что, покорив свободный город Новгород, царь Иван Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад с московскими.
Но когда везли вечевой колокол через Валдай, на одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг.
Поэт К. Случевский так пересказал эту легенду.
(Учащийся читает стихотворение)
Холмы и топи! Глушь лесная!
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал; колокол, разбить.
Разбили колокол, разбили!
Сгребли валдайцам медный сор,
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор.
И, быль старинную вещая,
В тиши степей, в глуши лесной,
Тот колокольчик, изнывая,
Гудит и бьётся под дугой!..
Другой царь – Борис Годунов – приказал высечь плетьми и отправить в ссылку в Сибирь колокол из города Углича, который поднял народ на бунт после убийства царевича Дмитрия
Не обошлось без историй о колоколах и в царствование Петра первого.
Когда для молодой российской армии понадобились пушки, по приказу царя с многих церквей были сняты колокола и отправлены на переплавку.
А в 1771 году уже императрица Екатерина вторая приказала вырвать язык у московского колокола, который призвал народ к бунту.
А как производилась отливка колоколов?
(Сообщение учащегося)
4. Закрепление нового материала
Выполнение тренировочных тестов, демонстрируемых на экране.
5. Подведение итогов урока.
5. Задание на дом
Написать сочинение-эссе на тему «Мой путь к храму»
6. Рефлексия
На уроке я услышал…
Только в одной стране мира - России - живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи. Данный урок имеет целью продемонстрировать эти связи.
Библиографический список
1) Скоробогатов, В.Д. Учебно-методический комплект для средней школы. Православная культура, 9 класс./В.Д. Скоробогатов – Инфофонд. Ульяновск. 2006.
2) Христианство и культура. Научно-богословский сборник/ Под редакцией Римского В.П. – Белгород: Издательство БелГУ, 2002. – 206 с.
3) Патриотическое воспитание: система работы, конспекты уроков, разработки занятий/ автор-составитель И.А. Пашкович.-Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.