Чтение и работа с авторским текстом, знакомство с краткой биографией поэтессы - Откройте учебник на стр. 98. Прочитайте вслух (читает лучший чтец) текст после вопросов. - Какая проблема возникла у Насти? (не знала стихов о животных) - Какие авторы писали о животных? (Есенин, Тютчев, Чуковский, Маршак, Мориц) - Кто такой Булат Окуджава? (поэт) - Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924 – 1977) – поэт, писатель, композитор и исполнитель своих песен. Согласны ли вы с ним, что Ю.Мориц открыла свою страну? Как бы вы её назвали? (Она назвала «Сто фантазий»). - - Родилась 2 июня 1937 года в Киеве. У отца было двойное высшее образование: инженерное и юридическое, он работал инженером на транспортных ветках. Мать закончила гимназию до революции, давала уроки французского, математики, работала на художественных промыслах, медсестрой в госпитале и кем придётся, даже дровосеком. А главное – её мама знала наизусть много стихов и прозы, которую с упоением читала своим дочерям. Юнна Мориц помнит себя с двух лет, а в 4 года … началась Великая Отечественная война. Помнит, как бомбили Киев, помнит, как жили в эвакуации с сестрой и мамой. Помнит, как читала всё, что было под рукой. И не зря. Школу закончила с золотой медалью, поступила в литературный институт. В 20 лет впервые были напечатаны её ещё школьные стихи! Ее стихи переведены на все европейские языки, а также на японский, корейский, турецкий. А вот для детей начала писать только после 30 лет. В 1963 г. в журнале «Юность» открыли страничку «Для младших братьев и сестер», где и было напечатано и то стихотворение, с которого мы сейчас начнем. Работа со стихотворением «Пони» - Прочитайте заглавие на с.99. - Кто это?( маленькие лошадки, рост 80-140 см, выносливые). Где мы могли бы их увидеть? (в зоопарке, цирке, парке) - Прочитайте стихотворение про себя. Есть ли непонятные слова? (попона) Молчаливое чтение «Пони». - Какое настроение у пони? Чем занимается каждый день? - Какие слова использует поэт, чтобы показать монотонность работы пони? («пони бегает по кругу и в уме круги считает») - Кому завидует пони? Почему? (коням, они заняты серьезным делом) - А что может делать пони? - Что вызвало улыбку? - Меняется ли интонация в стихотворении? (спокойная – торжественная – печальная, с обидой и укоризной – гордая, восклицательная) Помечаем… - Попробуйте почитать в парах, помогите друг другу. Самостоятельная подготовка в парах. Проверка чтения. - А теперь давайте споем это стихотворение вместе с Татьяной и Сергеем Никитиными. Можете встать. Будьте внимательны, некоторые строчки поменялись местами. - Согласны ли вы с пони, что он занят несерьезным делом? Чем важна его работа?? Физминутка На лошадке ехали, (Шагаем на месте.) До угла доехали. Сели на машину, (Бег на месте.) Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали. (Приседания.) Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.) На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.) Пароходом ехали, До горы доехали. (Шагаем на месте.) Работа со стихотворением «Любимый пони» - Прочитайте заголовок другого стихотворения. - Какое смысловое различие у заголовков? (1 – просто о пони, 2 – о той лошадке, которая любима и дорога) - Послушайте это стихотворение в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Жуковой. Попробуйте понять, что вы почувствуете, когда будете его слушать. Прослушивание аудиозаписи. Обсуждение ощущений. Чтение детьми по строфам и разбор. 1 строфа -Где работает пони? (пони спешит на работу в зоопарк) - Какая работа у пони? Поищем ответ в тексте. (Он возит тележку) - А зачем? Ведь в городе так много транспорта!? 2, 4,6 строфы - Куда же не довезет никто, кроме пони? (страна Детство) - А любит ли пони автор? – чтение 4последних строк - Как описал автор пони? Каким приемом воспользовался? (сравнение-метафора) - Сколько раз повторяется эта строфа? Почему? 3 строфа - Почему так трудно добираться до слонов, бегемотов, орангутангов…? ( Туда где они живут, трудно добраться человеку) - А где мы с вами их можем увидеть? (В нашем зоопарке, он один из крупнейших в России) 5 строфа - Какие слова использует Ю.Мориц для описания самолета и корабля? (великолепен, прекрасен) - Какие это слова? (торжественные) - А какое слово используется для пони, тоже торжественное? (чудесно – радостное) - Какой же прием использует поэт? (сравнение – противопоставление, контраст) - О чем же это стихотворение? (о любимом животном, которое помогает человеку вспомнить детство) - Да, возможно, гуляя по Киеву или Москве или нашему городу со своим внуком Ванечкой, Юнна Мориц наблюдала за пони и вспоминала своё, правда, не очень легкое, послевоенное детство. Почему же она отдает предпочтение именно пони, а не великолепному самолету или прекрасному кораблю? (они неодушевленные, а пони – живой). - Как вы думаете, а из этого стихотворения можно сделать песню? - Давайте ее послушаем в исполнении Никитиных. (Прослушивание аудиозаписи) Можно встать, подпевать. |