Открытый урок по литературе в 11 классе
Тема войны и мира в повести Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы»
Эпиграфы: «Да, вот они русские характеры, кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота». А Н. Толстой
Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб, без слёз
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.
По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ.
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.
С.А.Есенин
Ход урока
Учитель. Сегодня мы обратимся к повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы». Основной темой в творчестве Носова стала тема войны. Почему7 Сколько ни живёт человечество на земле, его жизньделится на две огромные эпохи – эпоху мира и эпоху войны. И вряд ли можно назвать такое поколение, которое хоть каким-то образом не сталкивалось с войной, не видело её последствия воочию. Значит, война – это тоже жизнь, которую писатель должен не только увидеть, отобразить, но и понять растолковать, поставить вопрос.
Военные будни не только грозные, но и великие. Великие потому, что именно здесь ярко и непосредственно проявляются величие и красота человека как в смелости, храбрости, мужестве, героизме, так и при виде соприкосновения двух священных тайн: жизни и смерти.
Обращение к первому эпиграфу.
Заранее подготовленный учащийся рассказывает об истории творчества Е.И.Носова.
I. Учитель .Мастером и тружеником прозы называл Е.И.Носова его друг, совесть нашей эпохи, Виктор Астафьев. Он так говорил о нём: «… он знает, что память погибших друзей можно оскорбить неловким словом, корявыми мыслями. И готовится, как мне кажется, напряжённо, внутренне готовится писать достойно и с достоинством о самом великом, что было в нашей жизни – об Отечественной войне. Мне понятны его осторожность, трепет и уважение к памяти погибших - он воевал в расчёте семидесятимиллиметровой пушки, самой боевой и опасной на прошлой войне.
Артдивизион отбивался однажды от наседающих фашистских танков, выкатив орудие на полотно железной дороги. И – если бы на это полотно.
Автоматчики впотьмах подобрались к пушкам, начали косить расчёты, танки сделали бросок, в упор одно за другим сбивая орудие с полотна. Сколько-то человек скатилось по насыпи, и полотно закрыло их от танковых гусениц и пулемётов. Кто-то отстреливался, кто-то полз, волоча за собой кишки, кто-то кричал : «Не бросайте, братцы!» - и хватался за ноги, кого-то тащил мой друг, потом кто-то волоком пёр по земле его, и когда останавливался передохнуть, мой друг явственно слышал, как журчит где-то ключик, и ему нестерпимо хотелось пить, и не понимал он, что этот невинный, поэтически журчащий ключик течёт из его раны по затвердевшей тележной колее».
Да, не понаслышке знал Носов войну. За верность этой теме, за честность и принципиальность, за мастерство он бал награждён в 2001 году премией из фонда А.Солженицына.
II. Беседа. ? Итак, что стало темой повести , написанной через много лет после войны, в 1977 году?
- ответы учащихся. Слова Е.И.Носова о теме повести зачитывает учитель или заранее подготовленный ученик: «… произведение это не о войне как таковой, не о боях, не о баталиях, а лишь о том, как весть о ней пришла в глубинное русское село и как люди привыкли к мысли, что нужно оставить свои пашни, сенокос, поле, своих близких и идти на защиту родной земли… От момента, когда человек должен оставить плуг, до момента, когда необходимость заставила взяться за винтовку, большая дистанция. Дистанция тут психологического характера… Вот о сложном перевоплощении пахаря в солдата, о десяти днях начала войны и написана повесть».
? Обратимся к началу повести. Звучит художественный пересказ эпизода «Усвятцы на сенокосе». Выступает заранее подготовленный ученик.
? Какой тон, ритм задаётся в самом начале повествования? Почему?
? Можно ли сказать, что сенокос для крестьянина – праздник?
? Как воспринимают усвятцы весть, принесённую посыльным: «Война, братцы!» (оцепенение – суетливость – сомнение – труное осознание случившегося )
? Какой художественный приём в этом эпизоде использует автор? Через какое описание вводит его? Почему? (контраст: описание состояния человека и природы).
? Насколько важна эта сцена в повести? Почему? (разрывается течение устоявшейся народной жизни, вплотную придвигается неизвестное и тревожное будущее)
?Какой художественный образ привлекает автор, чтобы довести напряжение до предела? (прочитать описание звука колокола, доносившегося из деревни).
Учитель. С этого момента, по существу, кончилась мирная жизнь усвятцев и начинается жизнь в ином – военном измерении.
? Обратимся к сцене ухода крестьян с покоса. (Чтение эпизода)
? Какие литературные ассоциации возникли у вас при чтении эпизода?(«Слово о полку Игореве»)
? Обратимся к эпиграфу повести.
? Почему автор выбирает эпиграф из «Слова…»?
? почему пахарь в «Усвятских шлемоносцах» так тяжело и мучительно перерождается в воина?
? Проследим это перерождение на примере главного героя Касьяна и других усвятцев.
? Какая сцена, на ваш взгляд, является ключевой, кульминационной, крайне важной в идейном понимании повести? (сбор уходящих на фронт в избе дедушки Селивана)
? Как дедушка Селиван толкует имена уходящих на фронт? Зачем он это делает? (старый, мудрый, героически сражавшийся на двух войнах, дед Селиван поддерживает земляков, вселяя в их души чувство справедливости, уверенность в собственные силы: «Сколько кампаний перебывало – усвятцы во все хаживали и николь сраму домой не приносили. Вам-то уж не упомнить а я ещё старых дедов захватил, которые в Севастополе побывали и на турок сподабливались. Оно ить глядеть на нашего боата – вроде никуда больше не гожи, окромя как землю пластать. А пошли – дак оказывается, иньше чего пластать горазды»).
Учитель. Уже в этих словах начинает проступать ясно и торжественно лик национальной истории, истории народа – победителя. Именно здесь происходит перлом действия, перелом настроения, переход величин простых к историческим, огромным, вздыбленным величинам. Е. И. Носов очень внимательно наблюдает, как копятся в человеке силы отпора, как весь он подбирается для схватки, медленно расставаясь с мирными делами. Всё крепче сжимается его кулак, всё яснее понимается неотвратимость своего ратного пути.
В какой сцене готовность к ратному подвигу Касьяна достигает чёткой определённости? (ночной разговор с женой. «Семью, детей нажил? Нажил!.. стало быть, иди обороняй. А кто ж за тебя станет? Не скажешь же Лёхе: на тебе трояк, або пятёрку, пойди, повоюй за меня? Не скажешь!»)
Что ещё, кроме семьи, было защищать героям? Какой эпизод является ярким свидетельством этому? (флаг над конторой – символ земли, кровного дела. «А своя земля, ребята, и в горсти дорога, и в щепоти - родина»)
Докажите, что герои любят свою землю (Касьян ничего не хотел другого, как прожить и умереть на этой земле, родной, привычной до каждой былки)
Учитель. Не рождались русские мужики шлемоносцами, они становились ими в час всенародной беды, надевали свои шеломы по необходимости.
Носову удалось в этой повести сопрячь времена и побудить героя осознать себя звеном в цепи отечественной истории, свою судьбу – частью народной судьбы. Ещё с великих древних времён русичи привыкли защищать свою землю.
Из деревни Усвяты виден край поля Куликова, заповедная степь, откуда не раз приходили «поганые» и откуда они не раз бежали под натиском русских шлемоносцев былых времён. Думаю, созвучно нашим мыслям стихотворение Ю. Друниной «В моей крови – кровинки первых русских» (Читает наизусть заранее подготовленный ученик)
Учитель. И не случайно герои Носова отправляются на войну по муравскому шляху (историческое место сражений древних за родину).
? Какие литературные ассоциации у вас возникли с образом Муравского шляха? (И. Бунин «Муравский шлях» - читает наизусть заранее подготовленный ученик).
Учитель. Историческая глубь памяти у Носова, как и у Бунина, оказывается бездонной и замкнутой.
Вновь обратимся к героям повести.
? Какую идейную нагрузку несут слова из сцен прощания: матери с сыном, Касьяна с женой, детьми, лошадьми в конюшне; Матюхи Лобова с рекой матушкой-Остомлей?(«Ну, матушка-Остомля, прости-прощай. Какие будем пить воды-реки, в какой стороне, пока незнамо! Пошли мы…»)
Учитель. «Пошли мы…»- такие обыденные слова, а какая торжественная высота этого образа с его великой гражданской назначенностью.
Насколько много в повести обыденных просторечных деревенских слов, назовите их? С какой целью автор их употребляет?
? Какое средство художественной выразительности вы назвали бы главным? (образы-символы: сон Касьяна, бой стонливого железа, ощеренные грабли, флаг, вырытые перед каждой избой ямы для столбов под радио, чёрная новая рубаха с белыми пуговицами, орёл-курганник, зловеще кружащий над уходящими на фронт, Наталья назовёт третьего сына Касьном – шлемоносцем, чтобы они не переводились на Руси).
? Какой символический смысл имеет название повести?
? Какова идея произведения?
Учитель. «Пошли мы…». Дорога, Муравский шлях всё дальше уводит своих героев на войну. С этого момента нет больше пахаря («редко пахари перекликались»), а есть только солдат, готовый пойти на смерть, совершить героический подвиг ради малой родины, ради детей, ради жены и матери, ради флага – общего дела. Художник не отступает от правды жизни: война уводит героев из родных мест навсегда. Подвиг уже начался, подвиг осознания своей необходимости, подвиг начала ратного пути.
? Почему автор не показывает ратного подвига? (цепь народного подвига непресекаема, главное – показать его начало, его истоки).
Обращение ко второму эпиграфу.
Учитель. И идёт эта армия, «главная армия», по дорогам войны, по дорогам войны – к миру.
Звучит первый куплет песни «Эх, дороги…»