№ п/п | Тема урока Тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания Музыкальный материал | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
универсальные учебные действия (УУД) | личностные |
I полугодие |
1 | Картины природы в музыке. (урок-экскурсия) | 1 ч | Изобразительность в музыке. Картины природы в изобразительном искусстве и в музыке. Пространственные возможности в музыке. Симфонические картины. Выявление содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью Слушание: К. Дебюсси прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке); Пение: М. Славкин «Волшебная палочка», К. Певзнер «Оранжевая песенка». Презентация | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Адекватная мотивация учебной деятельности. Я – слушатель |
2 | Может ли музыка «нарисовать» портрет? (интегрированный урок) | 1 ч | Изобразительность в музыке. Музыкальный портрет и портрет в живописи. Выразительные возможности музыки в изображении портрета: тема, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, движение мелодии. Определение «музыкального» в разных портретах Слушание: К. Дакен «Кукушка»; С. Прокофьев «Джульетта-девочка из балета «Ромео и Джульетта». Пение: швейцарская н.п. «Кукушка», М. Старокадомский «Любитель-рыболов». Презентация | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной дея тельности; работать в паре, группе | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание |
3 | В сказочной стране гномов. (урок-путешествие) | 1 ч | Знакомство с музыкальными сказками. Выявление содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью. Музыка может изображать, поэтому нужно уметь представить, «увидеть», о ком и о чем она рассказывает. Музыкальный образ Слушание: Э. Григ «Шествие гномов». Пение: Г. Гладков «Тролли». Презентация | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе | Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии |
4 | Многообразие в единстве: вариации. (урок-прогулка) | 1 ч | Основы музыкальной грамоты. Многообразие в единстве. Вариации - музыкальное произведение, состоящее из завершенной по форме темы и после дующего ряда ее видоизмененных повторений в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке). Вариации в балете - технически сложный сольный классический танец Слушание: П. Чайковский симфония №4 IV ч. (фрагмент). Пение: Р.н.п. «В сыром бору тропина». Творческое задание: игра «Повтори мотив с изменениями»; «Изобрази». | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач |
5 | «Дела давно минувших дней…» (урок-путешествие) | 1 ч | Русская музыка: народная и композиторская. Запев - начало хоровой песни, исполняемое одним или несколькими певцами. Запевала - певец, начинающий пение, подхватываемое хором. Ротный запевала. Голосистый запевала Слушание: М. Глинка запев Баяна, ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила». Пение: Е. Птичкин «Русская изба». Творческое задание: импровизация на слова А.С. Пушкина. Презентация | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов |
6 | «Там русский дух… там Русью пахнет…» (интегрированный урок) | 1 ч | Композитор А. П. Бородин. Творческое наследие А. П. Бородина. Показать на музыкальном примере гениальной музыки А. П. Бородина воплощение героико-исторической тематики родного Отечества. «Музыка Бородина …возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоническое задорное чувство жизни...» Слушание: Т. Чудова «Протяжная»; А. Бородин симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т). Пение: Ю. Антонов «Родные места». Творческое задание: пластическая импровизация Презентация | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности |
7 | «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…» (урок-экскурсия) | 1 ч | Героико-патриотическая тема в музыкальных произведениях. Кантата (итал. cantata, от лат. canto - пою) - крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Жанр вокально-инструментальной музыки. Встречаются кантаты торжественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного характера. История создания и содержание кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева Слушание: С. Прокофьев «Ледовое побоище», «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский». Пение: Г. Гладков «Край, в котором ты живёшь». Презентация | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. Чувство сопричастности к культуре своего народа |
8 | Бег по кругу: рондо. (интегрированный урок) | 2 ч | Основы музыкальной грамоты. Рондо (от фр. rondeau - круг, движение по кругу) - форма в музыке или пьеса, в основе которой лежит несколько раз повторяющаяся (не менее 3 раз) одна главная тема (рефрен), чередующаяся с отличающимися друг от друга эпизодами Слушание: Л. Бетховен «Ярость человека по поводу утерянного гроша». М. Глинка рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила». Пение: В. Алеев «Весёлое рондо». Творческое задание: «Изобрази»; театрализация. Презентация | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач | Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
9 | Какими бывают музыкальные интонации. (урок-загадка) | 3 ч | Основы музыкальной грамоты. Интонация - воплощение художественного образа в музыкальных звуках: совокупность и изменяемость высоты нот, на какие ноты произносятся слоги, фонемы; свойство человеческой речи и пения; связующее звено между разговорной речью и музыкальной. Интонация в музыке - это одно из важнейших средств достижения тонкого музыкального содержания. Слушание: Л. Бетховен «Гремят барабаны». В.А. Моцарт концерт №21 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т). М. Мусоргский «С куклой» из вокального цикла «Детская». Пение: Л. Лядова стихи И. Шаферана «Барабан». Ц. Кюи , стихи Е. Баратынского. «Зима». Я. Дубравин стихи В. Суслова. «Добрый день». Игра на детских музыкальных инструментах Л. Лядова стихи И. Шаферана «Барабан». Творческое задание: ритмическая импровизация Презентация | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека |
10 | Знаки препинания в музыке. (интегрированный урок) | 1 ч | Основы музыкальной грамоты. Знаки препинания в словесной и музыкальной речи. Лига, цезура, синкопа. Музыкальное предложение: фраза, кода, фермата, затакт, модуляция, метр Слушание: Ф. Шопен прелюдия ля мажор; Л. Бетховен Симфония №5 I ч., главная партия. Пение: Г. Телеман «Счастье». Презентация | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость |
11 | «Мороз и солнце, день чудесный…» (урок-прогулка) | 1 ч | Музыкальные средства выразительности: мелодия, лад, ритм, регистр, темп, динамика. Музыкальные образы, созданные композиторами по впечатлениям от природы Слушание: П. Чайковский «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года». Пение: Е. Крылатов «Кабы не было зимы». Творческое задание: двигательная импровизация. Презентация | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач |
12 | «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (урок-виртуальное путешествие) | 2 ч | Песенность в вокальном жанре. Церковное песнопение. Музыка Православной церкви как часть художественной культуры России. Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок Слушание: А. Лядов «Рождество Твое, Христе Боже наш…» Н.А. Римский-Корсаков Колядки из оперы «Ночь перед Рождеством». Пение: В. Алеев «Если дети верят в чудо»; р.н.п. «Зазимка зима», «Щедровочка щедровала». Творческое задание: сочини колядку. Просмотр фрагмента мультфильма Презентация. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа |
II полугодие |
13 | Колокольные звоны на Руси. (интегрированный урок) | 1 ч | В основе церковного колокольного звона лежит определенная мелодическая и ритмическая последовательность звуков, извлекаемых из различно настроенных колоколов Слушание: Ростовские колокольные звоны; Н. Римский-Корсаков «Вхожде-ние в невидимый град» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Пение: Канон «Колокольный звон», Д. Тухманов «Колокольчик мой хрустальный». Творческое задание: игра «Школа звонаря». Презентация | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Развитие эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как любовь, добро, счастье, долг |
14 | Музыка в храме. (урок-концерт) | 1 ч | Песенность в вокальном жанре. Церковное песнопение. Музыка Православной церкви как часть художественной культуры России Слушание: П. Чайковский «В церкви»; М. Мусоргский пролог из оперы «Борис Годунов». Пение: народное песнопение «Небо и земля». Презентация | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Этические чувства, доброжелательноти эмоционально-нравственная отзывчивость |
15 | М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки. (интегрированный урок) | 1 ч | Великие композиторы. Великие произведения. М. И. Глинка - основоположник русской классической музыки. Знакомство с биографией и творчеством М. И. Глинки Слушание: М. Глинка увертюра из оперы «Руслан и Людмила», «Арагонская хота» (фр-т). Пение: М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни». Творческое задание: игра на детских музыкальных инструментах. Презентация | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа |
16 | Что такое патриотизм? ( урок-прогулка) | 1 ч | Патриотизм - любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм в музыкальных произведениях Слушание: Н. Римский-Корсаков песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка»; М. Глинка «Патриотическая песня»; И. Корнилов «Ямал». Пение: Л. Афанасьев «Гляжу в озёра синие». Творческое задание: пластическая импровизация. Презентация | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа |
17 | Русский национальный герой Иван Сусанин. ( урок-прогулка) | 1 ч | М. И. Глинка. Первая народная опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»). История создания оперы. Либретто. Музыкальная драматургия, содержание и музыкальные характеристики героев Слушание: М. Глинка ария И. Сусанина, хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя». Пение: Л. Афанасьев «Гляжу в озёра синие». Творческое задание: игра на детских музыкальных инструментах. Презентация | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека |
18 | Прощай, Масленица! (урок-концерт) | 1 ч | Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры Слушание: Н. Римский-Корсаков хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Пение: Н. Римский-Корсаков «Проводы зимы»; р.н.п. «Перед весной». Творческое задание: музыкально-пластическое движение. Презентация | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
19 | Музыкальная имитация (урок-загадка) | 2 ч | Имитация - повторение темы или мелодического оборота в каком-либо голосе музыкального произведения непосредственно вслед за другим голосом. Полифония. Знакомство с полифонией в музыке. Имитация как важнейший прием полифонического письма. Роль имитации в форме фуги. Слушание: С. Ляховицкая «Дразнилка». В. Шаинский «Весёлая фуга». Пение: р.н.п. «Со вьюном я хожу». Творческое задание: ритмическая импровизация на имитацию. Презентация | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека |
20 | Композиторы детям (урок-игра) | 1 ч | Великие композиторы- классики, сочинявшие музыку для детей: П. И. Чайковский, Н. А. Римский - Корсаков, С. С. Прокофьев, В.-А. Моцарт и др. Слушание и анализ музыкальных произведений Слушание: В. Шаинский «Весёлая фуга». Пение: р.н.п. «Со вьюном я хожу». Творческое задание: Мелодическая импровизация на имитацию. Презентация | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач |
21 | Картины, изображающие музыкальные инструменты (урок-экскурсия) | 1 ч | Музыкальные инструменты. Виды оркестров. Живописные полотна с изображением музыкальных инструментов и исполнителей Слушание: Л. Нарваэс фантазия на тему «Guardame las vacas»; Ф. Торрес «Dansa Alta»; Ф. Таррега «Воспоми-нания об Альгамбре». Пение: Б. Окуджава «Музыкант». Творческое задание: «Изобрази». Презентация | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности |
22 | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана (урок-путешествие) | 1 ч | Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое развитие музыки. «Жизненные правила юного музыканта». Музыка немецкого романтизма в творчестве Р. Шумана Слушание: Р. Шуман пьесы из «Альбома для юношества». Пение: Венгерская н.п. «Много песен мы споём». Презентация | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования |
23 | Струнные смычковые инструменты. (интегрированный урок) | 1 ч | Музыкальные смычковые инструменты (виола, скрипка, альт, виолончель, контрабас). Виды оркестров: симфонический, эстрадный, джазовый, духовой, парадных инструментов Слушание: Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»; А. Дворжак «Мелодия»; Е. Дога Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Пение: Р. Бойко «Скрипка». Презентация | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности |
24 | С. Прокофьев. Симфони- ческая сказка «Петя и волк». (урок-загадка) | 1 ч | Жанры музыки. Великие композиторы. Великие произведения. Музыкальная характеристика действующих лиц. Музыкальные инструменты в роли героев и действующих лиц симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами: С. Прокофьев. «Петя и волк».Знакомство с группой деревянных духовых инструментов, а также некоторыми ударными инструментами (большим барабаном и литаврами). Слушание: С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк». Пение: В. Шаинский «В мире много сказок». Творческое задание: «Сравни», «Изобрази». Презентация | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера |
25 | Вечная память героям. День Победы. (интегрированный урок) | 1 ч | Музыкально-патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Музыка в годы войны. Песни военного времени, их огромное значение для укрепления силы духа русского народа. Познакомить с фронтовыми песнями, их жанрами, тематикой, особенностями. Рекрутская песня - единство противоположных мотивов: патриотического и бытового Слушание: Р. Шуман «Грёзы» из фортепианного цикла «Детские сцены». Пение: Д. Тухманов «Аист на крыше». Презентация | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека |
26 | Легко ли быть музыкальным исполнителем? (урок-концерт) | 1 ч | Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль. Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения. Проблемная постановка вопроса, в результате которой учащиеся приходят к верному выводу: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Исполнитель — музыкант-инструменталист или певец, исполняющий музыкальное произведение или отдельную партию в опере, хоре, оркестре Пение: А. Зацепин «Волшебник». Творческое задание: театрализация басни И. Крылова «Квартет»; Ритмическая импровизация к песне «Волшебник». Презентация | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач |
27 | Выдающиеся музыканты-исполнители. (интегрированный урок) | 1 ч | Музыкальное исполнительство. Знакомство с выдающимися отечественными музыкантами-исполнителями - пианистом С. Рихтером и певцом И. Козловским. Главные отличительные особенности их исполнительского мастерства. Прослушивание произведений в их исполнении. Слушание: С. Рахманинов прелюдия си-бемоль мажор (в исп. С. Рихтера); К. Сен-Санс интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра (в исп. Д. Ойстраха); М. Мусоргский сцена с Юродивым из оперы «Борис Годунов» (в исп. И. Козловского). Пение: Немецкая н.п. «Музыканты». Презентация | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни |
28 | Концертные залы мира. (урок-концерт) | 1 ч | Знакомство по изображениям с ведущими концертными залами мира — Большим залом Московской консерватории им. П. Чайковского, Московским международным Домом музыки, Санкт- Петербургской филармонией (Россия); Карнеги-холл (США); Альберт-холл (Англия). Золотой зал музыкального собрания (Вена). Кода - дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения Слушание: П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III ч. Кода. Пение: исполнение песен по выбору учащихся. Презентация | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности |