СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тесты в аспекте стандартизации контроля за результатами обучения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический тест это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и количественно измерить уровень знаний, умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Тесты в аспекте стандартизации контроля за результатами обучения»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЁРСКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

ГУМО УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ







К 50-летию

методической службы


ТРЕНАЖЕР




«ТЕСТЫ В АСПЕКТЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБУЧЕНИЯ»



Автор

Сидоренко В.В.

Руководитель ГУМО учителей географии города Шахтерска

Высшая квалификационная категория, «старший учитель»




Шахтерск, 2017

Тесты в аспекте стандартизации контроля за результатами обучения


Педагогический тест это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и количественно измерить уровень знаний, умений и навыков.

Ключевые слова в определении теста задания и его форма. Существуют разнообразные по форме тестовые задания, каждое из которых имеет свои преимущества и недостатки. А их применение повлекло появление, особенно в развитых странах, большого количества разнообразных тестов. Специалисты выделяют пять форм тестовых заданий: закрытая, открытая, на соответствие, на правильную последовательность и причинно-следственную связь, не учитывая их многочисленные вариации.


Закрытая форма тестовых заданий.

Закрытой является такая форма, когда дается несколько готовых правдоподобных ответов, только один из которых правильный. Закрытые задания распределяются на виды: задания с 2, 3, 4, 5 и большим количеством ответов. Кроме этого, существует четыре принципа формирования ответов в закрытом тестовом задании: альтернативный, классификационный, кумулятивный и сочетательный.

Задания закрытой формы строятся в виде утвердительного предложения, т. е. в виде высказывания, истинного или ложного. Задание представляется в виде завершенного лаконичного предложения, которое должно быть кратким, конкретным, четким и ясным, главным образом, иметь 7±2 слова, в нем не должно быть ни одного лишнего слова или знака. Понятность задания должно быть 100%.

Задания в тесте должны иметь сплошную цифровую нумерацию. Ответы в заданиях закрытой формы также должны иметь свое обозначение при помощи букв, чтобы четко отличаться от номера задания. Каждой группе заданий одинаковой формы должна предшествовать инструкция о том, как выполнять эти задания. Приводим пример инструкции для закрытой формы.

Отвечать на эти задания сравнительно просто. Для этого в каждом задании надо обвести кружком букву правильного ответа.

Рассмотрим задание с двумя ответами. Задания с двумя ответами обнаруживают, как испытуемые ориентируются в своем предмете. Эти задания нужны для организации предварительного тестирования.


  • Вода при нагревании…

(А) сжимается;

(Б) расширяется.


Признак альтернативности

  • Внезапный подъем воды в реке называют …

(А) половодье;

(Б) паводок.


Признак классификации


Далее приведены примеры заданий закрытой формы с тремя ответами.

  • К бассейну Ледовитого океана принадлежат…

(А) Амур и Лена;

(Б) Обь и Енисей;

(В)Тигр и Евфрат.


4. Тектоническими озерами Африки являются…

(А) Танганьика и Ньяса;

(Б) Титикака и Поопо;

(В) Виктория и Чад.


Сочетательный признак


Рассмотрим задания закрытой формы с четырьмя ответами, составленные по разным принципам.

5. Процесс испарения возникает при…

(А) высокой температуре и влаге;

(Б) дожде и снеге;
(В) облаках и кристаллах льда;

(Г) солнечном свете и дожде.


Кумулятивный признак


Основные требования к тестовым заданиям любой формы:

● каждое предтестовое задание имеет свой порядковый номер, который можно изменить при определении сложности задания;

● каждое предтестовое задание имеет эталон правильного ответа;

● в предтестовом задании все элементы располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы;

● предтестовые задания одной формы сопровождаются стандартной инструкцией;

● для каждого задания разрабатывается правило выставления баллов по дихотомической или политомической шкале оценивания;

● предтестовое задание должно быть коротким по форме (7±2 слова) и по времени выполнения (не более 3-5 мин.)

Во время разработки предтестових заданий с одним правильным ответом следует выполнять следующие требования, а именно:

● в тексте задания должна быть ликвидирована непонятность объяснений;

● задания имеют простую синтаксическую конструкцию (только одно второстепенное предложение);

● все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины, либо правильный ответ может быть короче других, но не во всех заданиях теста;

● из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа;

● частота выбора одного и того же места правильного ответа в различных заданиях должна быть примерно одинаковой;

● из текста ответов изымаются все слова, которые повторяются;

● в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда» и т.д., потому что они в некоторых случаях способствуют определению правильного ответа;

● при формировании дистракторов не используются выражения «ни один из перечисленных», «все перечисленные», потому что они способствуют определению правильного ответа;

● все дистракторы к каждому заданию должны быть одинаково привлекательными для учеников, которые не знают правильный ответ;

● ответ на одно задание не должно быть ключом к ответу иного задания;

● все дистракторы должны быть параллельными по конструкции и согласованы с основной частью задания теста.

Тестовые задания открытой формы


Вашему вниманию предлагаются задания, в которых нет готовых ответов, их надо написать рукой.

  1. Самое большое по площади озеро земного шара ________ .

  2. Самая полноводная река земного шара _______ .



Разработка заданий открытой формы (на дополнение) подчиняется следующим правилам, а именно:

● каждое задание направлено только на одно дополнение без альтернативы, место для которого указано ________;

● прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является необходимым для проверки;

● дополнения располагается в конце задания;

● текст задания должен быть очень простым и хранить минимальное количество информации;

● в тесте задания не должно быть повторов;

● задание должно быть 100% понятным.




Тестовые задания на соответствие


В этом виде заданий необходимо установить соответствие между левыми и правыми элементами задания и ответ записать в виде правильной комбинации цифр и букв.


  1. Материки: Реки:

  1. Евразия а) Волга;

  2. Северная Америка б) Дунай;

в) Миссисипи;

г) Миссури;

д) Лена;

е) Ганг.


2. Происхождение озер: Озера:

1) ледниковое а) Онежское;

2) тектоническое б) Верхне;

в) Таньганьика;

г) Байкал;

д) Титикака;

е) Ладожское



При разработке заданий на соответствие должны придерживаться следующих правил:

● задания формируются так, чтобы все содержание можно было определить в виде двух множеств с соответствующими названиями;

● определяющие элементы столбца располагаются слева, а элементы для выбора справа;

● желательно, чтобы все элементы столбца имели название;

● необходимо, чтобы правый столбец состоял из дистракторов в два раза больше чем столбик, что находится слева;

● необходимо, чтобы все дистракторы были правдоподобны;

● необходимо, чтобы весь текст задания располагался на одной странице и не переносился на другую.

Тестовые задания на правильную последовательность


Рассмотрим задания на правильную последовательность. Задания этой формы очень важны для проверки различных навыков и умений учащихся. С помощью таких заданий можно, например, проверить порядок действий, порядок решения некой задачи или обработки информации. С их помощью также можно проверить очередность исторических событий или знание законов и определений. Можно предложить такие варианты инструкций.


Вариант 1. Выполняя эту форму заданий, необходимо установить правильную последовательность выполнения действий или слов в предложении. Для этого в ячейках или на экране дисплея необходимо поставить цифры, определяющие порядок слов или действий.

Вариант 2.Выполняя данное задание, необходимо указать слова (события, действия) в порядке их появления (наступления события, совершения действия) в предложении.


  1. Расположите реки по увеличению их длины

  1. Нил;

  2. Нигер;

  3. Янцзы;

  4. Муррей.



  1. Расположите элементы подземных вод от самого низкого

  1. первый водораздельный слой;

  2. грунтовые воды;

  3. межпластовые воды

  4. второй водораздельный слой

Алгоритм создания теста...

1) составление плана теста;

2) составление тестовых заданий и первичного теста;

3) статистическая обработка результатов тестирования и определения качества тестовых заданий;

4) определение цели и задач создания теста;

5) определение качества конечного теста;

6) отбор валидных тестовых заданий в фонд валидных тестовых заданий;

7) структурирование учебного материала;

8) определение оптимальной формы тестовых заданий;

9) конструирование конечного теста;

10) проведение тестирования на определенной выборки учащихся.

Ответы: (А) 1, 4, 9, 6, 2, 10, 8, 5, 3, 7, 8; (Б) 4, 2, 3, 6, 8, 10, 5, 7, 1, 9;

(В) 1, 4, 9, 6, 8, 10, 8, 5, 3, 7, 2; (Г) 1, 4, 6, 2, 10, 6, 8, 5, 3, 7, 8;

(Д) 4, 7, 8, 1, 2, 10, 3, 6, 9, 5.



Тестовые задания на причинно-следственную связь


В этих заданиях нужно определить, правильно ли высказывание в колонках, находящихся слева и справа, и причина, что объясняет утверждение, является корректной. Ответ выбрать по схеме:

(А) правильно правильно - причина корректна;

(Б) правильно правильно - причина не корректна;

(В) правильно ложно;

(Г) ложно правильно;

(Д) ложно ложно.

1. Материковый остров – Магадаскар, потому, что Магадаскар – самый большой остров Индийского океана

2. Самый холодный океан - потому, что Северный Ледовитый Северный Ледовитый океан океан лежит в полярных

широтах

Как видим, эти задания имеют свою специфическую форму, хоть и требуют ответа как на закрытые с 5-ю готовыми ответами.

Следовательно, при составлении теста нужно помнить, что тестовые задания должны быть правильными – не допускать вольного толкования в тексте задания; однозначными – исключать возможность формулирования многозначных ответов; относительно краткими – ограничивать количество слов в тексте задания; технологическими – обеспечивать возможность соотносить количественную оценку выполнения теста со шкалой измерения и давать возможность осуществлять математическую обработку результатов; пригодными – обеспечивать измерения уровня обучения широких контингентов учащихся, которые овладевают одинаковым объемом знаний на одинаковом уровне обучения.


















Бланк ответов

Время ответа -10 мин

Тестовые задания закрытой формы (впишите правильную букву ответа на каждый вопрос)

1

2

3

4

5







Тестовые задания открытой формы (запишите рукой правильный ответ)

1

2




Тестовые задания на соответствие (ответ записать в виде правильной комбинации цифр и букв)

  1. 1). __, __. 2 __, __, __, __,

  2. 1). __, __, __. 2 __, __, __, __,


Тестовые задания на правильную последовательность

  1. 1

    2

    3

    4





1

2

3

4






Тестовые задания на причинно-следственную связь (ответ выбрать по схеме, поставив в пустой колонке, напротив правильную букву ответа)

1

(А) правильно правильно - причина корректна


2

(А) правильно правильно - причина корректна


(Б) правильно правильно - причина не корректна


(Б) правильно правильно - причина не корректна


(В) правильно ложно


(В) правильно ложно


(Г) ложно правильно


(Г) ложно правильно


(Д) ложно ложно


(Д) ложно ложно




ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ (КЛЮЧ)

Тестовые задания закрытой формы

  1. (Б) расширяется.

  2. (Б) паводок.

  3. (Б) Обь и Енисей.

  4. (А) Танганьика и Ньяса.

  5. (А) высокой температуре и влаге.



Тестовые задания открытой формы

  1. Каспийское море

  2. Амазонка

Тестовые задания на соответствие

  1. 1) Волга, Дунай, Лена, Ганг;

2) Миссисипи, Миссури.

2. 1) Онежское, Верхнее, Ладожское;

2) Танганьика, Байкал, Титикака.

Тестовые задания на правильную последовательность

  1. 4,2, 3, 1,

  2. 4,3,1,2.

Тестовые задания на причинно-следственную связь

  1. Правильный ответ (Б);

  2. Правильный ответ (А)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!