Командообразование: что нужно знать?
Команда и ее типы
Команда – это особый вид малой группы
Диада (друзья, супруги)
Спортивная команда
Кооперирующиеся и помогающие друг другу люди
Команда
Группа
- Отличие понятия «команда» от понятия «группа».
В социальной психологии вопрос об определении понятия «команда» весьма противоречив.
Однако большинство ученых считают, что понятие команда означает больше, нежели просто группа. Команда – это особый вид малой группы (с особыми специфическими характеристиками).
Выделяется как минимум 5 уточнений значения этого понятия:
- Объединение людей в спорте для обеспечения совместной победы (спортивная команда)
- Объединение людей, предполагающее взаимную кооперацию и взаимопомощь,
- Любая группа совместно работающих людей,
- Группа управленцев в организации,
- Особый уровень диадического взаимодействия в дружбе или супружестве.
Рабочая, проектная группа
Управленческая команда
Команда – высший уровень развития группы
Коллектив (команда)
Уровень развития группы
Группа-автономизация
Группа-кооперация
Группа-ассоциация
Номинальная группа
Группа-конгломерат
В советский период в психологии были разработаны интересные концепции коллективообразования (можно читать – командообразования).
Одна из наиболее известных концепций – модель развития группы Уманского.
В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы – своеобразных критериях ее развития как коллектива:
Помимо идеологически нагруженных параметров, необходимых в те времена, в модели присутствуют универсально важные критерии:
- Организационное единство группы,
- Групповая подготовленность в сфере реализации совместной деятельности,
- Психологическое единство (интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность – межличностное познание, взаимопонимание в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях)
Не каждая группа достигает уровня развития «коллектив», она может остановиться на любом из более низких уровней.
- Группа-конгломерат – группа, состоящая из незнакомых между собой людей
- Номинальная группа - сформирована по номенклатурному принципу, - ограничивается чисто формальными взаимодействиями, т.к. решает только рутинные задачи
- Группа-ассоциация – уже просматриваются контуры групповой структуры
- Группа-кооперация – развитая и успешно действующая групповая структура, довольно высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества
- Группа автономизация – характерны «синтетические» процессы типа групповой идентификации, эталонизации, группового обособления, внутренней слитности и спаянности
6. Коллектив (команда) – высший уровень развития группы
Время
Модель развития коллектива Л.И. Уманского (советского психолога, классика в области психологии малых групп)
Основные характеристики команды:
- Общее видение цели
- Распределение ролей в команде (по желанию)
- Взаимодополнение по функциям
- Способность к функциональной и ролевой взаимозамене
- Способность быстро реагировать на изменения
- «Понимание друг друга с полуслова»
- Сработанность (согласованность, сыгранность)
- Связанность (сплоченность, командный дух)
- Способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий
Субкультуры команд по Т.Ю. Базарову (формы внутрикомандного культурного контекста)
«Комбинат»
«Клика»
КОМАНДА
Основной вклад отечественной социальной психологии в изучение команд как раз и состоял в том, чтобы выделить на высшей ступени развития малой группы различные типы команды и их особенности. (Т.е. Команды бывают разные!)
«Кружок»
«Команда»
Комбинат - иерархически организованная система закрытого типа с четким распределением функций
Клика - закрытая хорошо организованная система, с явно выраженным лидером и сплоченным коллективом, обладающим собственным кодексом поведения
Кружок - группа свободно объединившихся личностей, нуждающихся в наставнике, организаторе.
Команда лидеров - группа профессионалов, каждый из которых готов выступить в качестве лидера в своей области деятельности.
Планирование второго шага
Технологии командообразования (Жуков Ю.М.)
Рефлексия
Исполнение
Планирование первого шага
Позиционирование / перепозиционирование
Формирование общего видения
Институциализация
Знакомство / углубление знакомства
Комплектование / переукомплектование
Этапы командообразования
2. Группирование и кооперация
3. Нормирование деятельности
4. Функционирование
Практическое задание
Группирование и кооперация
Цель – создание объединений по симпатиям и интересам.
Инструментальная сфера:
Противодействие членов групп требованиям, предъявляемым содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности.
Межличностная сфера:
Эмоциональный ответ на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. Формирование первых интрагрупповых норм. Возникновение чувства «мы» при объединении подгрупп в общую группу.
Нормирование деятельности
Цель – разработка принципов группового взаимодействия.
Инструментальная сфера:
Отсутствие интергрупповой активности. Замкнутость на групповых целях.
Межличностная сфера:
Формирование норм внутригрупповой коммуникации.
Ролевая структура группы
Генератор идей
Обладает богатым воображением, новатор, характеризуется повышенной креативностью
Координатор
Четко формулирует цели, ведет обсуждение
Финалист
Следит за тем, чтобы задания выполнялись полностью и своевременно
Критик
Исследователь ресурсов
Исповедует беспристрастный, критический анализ ситуации
Владеет искусством переговоров и эффективных коммуникаций
Мотиватор
Ориентация на решение поставленной задачи, побуждение коллег работать интенсивнее
Коллективист
Гармонизирует отношения в команде и устраняет разногласия
Исполнитель
Претворяет идеи в практические действия, вносит упорядоченность в действия команды
Специалист
Обладает редко встречающимися навыками и умениями
Функционирование
Цель – достижение задач групповой работы
Инструментальная сфера:
Образование ролевой структуры. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи
Межличностная сфера:
Группа открыта для проявления и разрешения конфликтов
Техники работы с группой
- Работа над конкретным совместным проектом
- Командный коучинг (тренинг, помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели)
- Управление через создание конфликтов
- Совместный анализ опыта
Этапы командообразования
Функционирование
Адаптация
Инициативность
Подвижность
Открытость
Работоспособность
Солидарность и отзывчивость
Вежливость
Безличность
Напряженность
Осмотрительность
Формирование новых форм общения и культуры
Формирование новых моделей поведения
Обратная связь
Конфронтация точек зрения
Подспудные конфликты
Конфронтация людей
Образование клик
Затрудненное продвижение
Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании. М.: Вершина, 2006.
Группирование и кооперация
Нормирование
Практическое задание
Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.
Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!»
Лабиринт
Пирамида
Спасибо за внимание!