СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тимбилдинг, командообразование, коллаборация. Активные приёмы в работе коллектива.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет разобраться в новых терминах.Она будет полезна тем, кто развивает свои собственные навыки коллаборации, а также помогает учащимся научиться сотрудничать в групповых формах работы на своих уроках.

Просмотр содержимого документа
«Тимбилдинг, командообразование, коллаборация. Активные приёмы в работе коллектива.»

 Командообразование:  что нужно знать?

Командообразование: что нужно знать?

Команда и ее типы

Команда и ее типы

Команда – это особый вид малой группы  Диада (друзья, супруги) Спортивная команда Кооперирующиеся и помогающие друг другу люди Команда Группа Отличие понятия «команда» от понятия «группа». В социальной психологии вопрос об определении понятия «команда» весьма противоречив. Однако большинство ученых считают, что понятие команда означает больше, нежели просто группа. Команда – это особый вид малой группы (с особыми специфическими характеристиками). Выделяется как минимум 5 уточнений значения этого понятия: Объединение людей в спорте для обеспечения совместной победы (спортивная команда) Объединение людей, предполагающее взаимную кооперацию и взаимопомощь, Любая группа совместно работающих людей, Группа управленцев в организации, Особый уровень диадического взаимодействия в дружбе или супружестве.  Рабочая, проектная группа Управленческая команда

Команда – это особый вид малой группы

Диада (друзья, супруги)

Спортивная команда

Кооперирующиеся и помогающие друг другу люди

Команда

Группа

  • Отличие понятия «команда» от понятия «группа».

В социальной психологии вопрос об определении понятия «команда» весьма противоречив.

Однако большинство ученых считают, что понятие команда означает больше, нежели просто группа. Команда – это особый вид малой группы (с особыми специфическими характеристиками).

Выделяется как минимум 5 уточнений значения этого понятия:

  • Объединение людей в спорте для обеспечения совместной победы (спортивная команда)
  • Объединение людей, предполагающее взаимную кооперацию и взаимопомощь,
  • Любая группа совместно работающих людей,
  • Группа управленцев в организации,
  • Особый уровень диадического взаимодействия в дружбе или супружестве.

Рабочая, проектная группа

Управленческая команда

Команда – высший уровень развития группы

Коллектив (команда)

Уровень развития группы

Группа-автономизация

Группа-кооперация

Группа-ассоциация

Номинальная группа

Группа-конгломерат

В советский период в психологии были разработаны интересные концепции коллективообразования (можно читать – командообразования).

Одна из наиболее известных концепций – модель развития группы Уманского.

В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы – своеобразных критериях ее развития как коллектива:

Помимо идеологически нагруженных параметров, необходимых в те времена, в модели присутствуют универсально важные критерии:

  • Организационное единство группы,
  • Групповая подготовленность в сфере реализации совместной деятельности,
  • Психологическое единство (интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность – межличностное познание, взаимопонимание в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях)

Не каждая группа достигает уровня развития «коллектив», она может остановиться на любом из более низких уровней.

  • Группа-конгломерат – группа, состоящая из незнакомых между собой людей
  • Номинальная группа - сформирована по номенклатурному принципу, - ограничивается чисто формальными взаимодействиями, т.к. решает только рутинные задачи
  • Группа-ассоциация – уже просматриваются контуры групповой структуры
  • Группа-кооперация – развитая и успешно действующая групповая структура, довольно высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества
  • Группа автономизация – характерны «синтетические» процессы типа групповой идентификации, эталонизации, группового обособления, внутренней слитности и спаянности

6. Коллектив (команда) – высший уровень развития группы

Время

Модель развития коллектива Л.И. Уманского (советского психолога, классика в области психологии малых групп)

Основные характеристики команды: Общее видение цели Распределение ролей в команде (по желанию) Взаимодополнение по функциям Способность к функциональной и ролевой взаимозамене Способность быстро реагировать на изменения «Понимание друг друга с полуслова» Сработанность (согласованность, сыгранность) Связанность (сплоченность, командный дух) Способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий

Основные характеристики команды:

  • Общее видение цели
  • Распределение ролей в команде (по желанию)
  • Взаимодополнение по функциям
  • Способность к функциональной и ролевой взаимозамене
  • Способность быстро реагировать на изменения
  • «Понимание друг друга с полуслова»
  • Сработанность (согласованность, сыгранность)
  • Связанность (сплоченность, командный дух)
  • Способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий

Субкультуры команд по Т.Ю. Базарову  (формы внутрикомандного культурного контекста) «Комбинат» «Клика» КОМАНДА Основной вклад отечественной социальной психологии в изучение команд как раз и состоял в том, чтобы выделить на высшей ступени развития малой группы различные типы команды и их особенности. (Т.е. Команды бывают разные!) «Кружок» «Команда»

Субкультуры команд по Т.Ю. Базарову (формы внутрикомандного культурного контекста)

«Комбинат»

«Клика»

КОМАНДА

Основной вклад отечественной социальной психологии в изучение команд как раз и состоял в том, чтобы выделить на высшей ступени развития малой группы различные типы команды и их особенности. (Т.е. Команды бывают разные!)

«Кружок»

«Команда»

Комбинат - иерархически организованная система закрытого типа с четким распределением функций

Комбинат - иерархически организованная система закрытого типа с четким распределением функций

Клика - закрытая хорошо организованная система, с явно выраженным лидером и сплоченным коллективом, обладающим собственным кодексом поведения

Клика - закрытая хорошо организованная система, с явно выраженным лидером и сплоченным коллективом, обладающим собственным кодексом поведения

Кружок - группа свободно объединившихся личностей, нуждающихся в наставнике, организаторе.

Кружок - группа свободно объединившихся личностей, нуждающихся в наставнике, организаторе.

Команда лидеров - группа профессионалов, каждый из которых готов выступить в качестве лидера в своей области деятельности.

Команда лидеров - группа профессионалов, каждый из которых готов выступить в качестве лидера в своей области деятельности.

Планирование второго шага Технологии командообразования  (Жуков Ю.М.) Рефлексия Исполнение Планирование первого шага Позиционирование / перепозиционирование Формирование общего видения Институциализация Знакомство / углубление знакомства Комплектование / переукомплектование

Планирование второго шага

Технологии командообразования (Жуков Ю.М.)

Рефлексия

Исполнение

Планирование первого шага

Позиционирование / перепозиционирование

Формирование общего видения

Институциализация

Знакомство / углубление знакомства

Комплектование / переукомплектование

Этапы командообразования Адаптация  2. Группирование и кооперация 3. Нормирование деятельности  4. Функционирование

Этапы командообразования

  • Адаптация

2. Группирование и кооперация

3. Нормирование деятельности

4. Функционирование

Практическое задание Ожидания Опасения

Практическое задание

  • Ожидания
  • Опасения
Группирование и кооперация Цель – создание объединений по симпатиям и интересам. Инструментальная сфера: Противодействие членов групп требованиям, предъявляемым содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Межличностная сфера: Эмоциональный ответ на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. Формирование первых интрагрупповых норм. Возникновение чувства «мы» при объединении подгрупп в общую группу.

Группирование и кооперация

Цель – создание объединений по симпатиям и интересам.

Инструментальная сфера:

Противодействие членов групп требованиям, предъявляемым содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности.

Межличностная сфера:

Эмоциональный ответ на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. Формирование первых интрагрупповых норм. Возникновение чувства «мы» при объединении подгрупп в общую группу.

Нормирование деятельности Цель – разработка принципов группового взаимодействия. Инструментальная сфера: Отсутствие интергрупповой активности. Замкнутость на групповых целях. Межличностная сфера: Формирование норм внутригрупповой коммуникации.

Нормирование деятельности

Цель – разработка принципов группового взаимодействия.

Инструментальная сфера:

Отсутствие интергрупповой активности. Замкнутость на групповых целях.

Межличностная сфера:

Формирование норм внутригрупповой коммуникации.

Ролевая структура группы Генератор идей Обладает богатым воображением, новатор, характеризуется повышенной креативностью Координатор Четко формулирует цели, ведет обсуждение Финалист Следит за тем, чтобы задания выполнялись полностью и своевременно Критик Исследователь ресурсов Исповедует беспристрастный, критический анализ ситуации Владеет искусством переговоров и эффективных коммуникаций Мотиватор Ориентация на решение поставленной задачи, побуждение коллег работать интенсивнее Коллективист Гармонизирует отношения в команде и устраняет разногласия Исполнитель Претворяет идеи в практические действия, вносит упорядоченность в действия команды Специалист Обладает редко встречающимися навыками и умениями

Ролевая структура группы

Генератор идей

Обладает богатым воображением, новатор, характеризуется повышенной креативностью

Координатор

Четко формулирует цели, ведет обсуждение

Финалист

Следит за тем, чтобы задания выполнялись полностью и своевременно

Критик

Исследователь ресурсов

Исповедует беспристрастный, критический анализ ситуации

Владеет искусством переговоров и эффективных коммуникаций

Мотиватор

Ориентация на решение поставленной задачи, побуждение коллег работать интенсивнее

Коллективист

Гармонизирует отношения в команде и устраняет разногласия

Исполнитель

Претворяет идеи в практические действия, вносит упорядоченность в действия команды

Специалист

Обладает редко встречающимися навыками и умениями

Функционирование Цель – достижение задач групповой работы Инструментальная сфера: Образование ролевой структуры. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи Межличностная сфера: Группа открыта для проявления и разрешения конфликтов

Функционирование

Цель – достижение задач групповой работы

Инструментальная сфера:

Образование ролевой структуры. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи

Межличностная сфера:

Группа открыта для проявления и разрешения конфликтов

Техники работы с группой Работа над конкретным совместным проектом Командный коучинг (тренинг, помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели) Управление через создание конфликтов Совместный анализ опыта

Техники работы с группой

  • Работа над конкретным совместным проектом
  • Командный коучинг (тренинг, помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели)
  • Управление через создание конфликтов
  • Совместный анализ опыта

Этапы командообразования Функционирование Адаптация Инициативность Подвижность Открытость Работоспособность Солидарность и отзывчивость Вежливость Безличность Напряженность Осмотрительность Формирование новых форм общения и культуры Формирование новых моделей поведения Обратная связь Конфронтация точек зрения Подспудные конфликты Конфронтация людей Образование клик Затрудненное продвижение Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании. М.: Вершина, 2006. Группирование и кооперация Нормирование

Этапы командообразования

Функционирование

Адаптация

Инициативность

Подвижность

Открытость

Работоспособность

Солидарность и отзывчивость

Вежливость

Безличность

Напряженность

Осмотрительность

Формирование новых форм общения и культуры

Формирование новых моделей поведения

Обратная связь

Конфронтация точек зрения

Подспудные конфликты

Конфронтация людей

Образование клик

Затрудненное продвижение

Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании. М.: Вершина, 2006.

Группирование и кооперация

Нормирование

Практическое задание  Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.  Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!»

Практическое задание

Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы — одна команда»!»

Лабиринт

Лабиринт

Пирамида

Пирамида

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!