-Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку. - Проводит проверку домашнего задания в форме фронтального опроса по вопросам в конце параграфа. -Записывает тему урока на доске -Помогает сформулировать задачи урока. Записывает их на доске - Изложение нового материала. -Демонстрация слайда презентации «Среды обитания круглых червей» -На примере свободноживущей нематоды, представленной на плакате, показывает основные признаки и особенности строения. -Формулирует вопрос. -Формулирует вопрос. -Формулирует вопрос. - Изложение нового материала. -Объясняет задание, делит детей на 2 группы. (Таблица представлена в приложении 1.) -Слушает и исправляет ошибки, на интерактивной доске демонстрирует правильно заполненные пункты таблицы -Обращает внимание на новое определение. Диктует его. -Обращает внимание на выполнение первых задач урока. -Показывает рекомендованный видеофрагмент из приложения для учебника. -Формулирует вопрос, который обеспечивает решение третей задачи урока. -По мере необходимости комментирует сказанное учениками, дополняя и исправляя их. -Дополняет ответ учеников, если не были названы какие – либо особенности. -Дает задание, по истечению времени помогает отвечающему около доски, дополняет его ответ, исправляет ошибки, обращает внимание на важные положения, которые надо запомнить. -Объясняет правила, которые необходимо соблюдать во избежание заражения. - Организует первичную проверку полученных знаний путем вопросов и самостоятельной работы. -Объясняет домашнее задание записанное на доске. -Задает вопросы. | Оргмомент -Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку. На столе должны лежать учебники, тетради, дневники. Проверка домашнего задания -На прошлом уроке вы закончили тему «Черви - паразиты». Вашим домашним заданием было прочитать параграф и ответить на вопросы в конце. Давайте проверим ваши знания. Актуализация нового материала -Сегодня мы преступим с вами к новой теме. Запишите ее в тетрадь. «Тип Круглые черви, особенности их организации ». Исходя из пройденных тем, давайте вместе сформулируем задачи нашего с вами урока. Задачи: 1.Познакомиться с особенностями строения жизнедеятельности круглых червей 2.Научиться выявлять черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями. 3.Продолжить формирование умений обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом. -Тип круглые черви, или иначе нематоды, многочисленный вид. Ученые полагают, что число видов нематод приближается к 1 млн, однако учеными описано чуть больше 20 тыс. видов. Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м. -Давайте рассмотрим строение нематод. Нематода - имеет веретеновидную форму, поперечное сечение - круглое. На переднем конце расположен рот, близ заднего конца, на брюшной стороне – анальное отверстие. У самки так же имеется половое отверстие. На основе этого, какой вывод можно сделать? Вдоль тела проходят 4 продольные линии: 2 по бокам и 2 посредине спинной и брюшной сторон. Снаружи имеется сложноорганизованная многослойная кутикула, которая выделяется покровом тела и представляет собой своеобразный наружный скелет, который создает опору для мускулатуры. Как вы думаете, какую роль еще выполняет кутикула? Верно, а под кутикулой находится мышечный слой. Внутри кожно – мускульного мешка находится полость тела, которая заполнена жидкостью играет очень важную роль в обменных процессах. Скажите, какую именно? (Вам поможет текст учебника на странице 119-120) -Вы правы, исходя из этого, можно сделать вывод, что жидкость заполняющая полость тела, берет на себя функцию внутренней среды организма, подобно крови, а так же выполняет роль гидроскилета, так как поддерживает форму тела изнутри. Обязательно запишите это. -Теперь давайте рассмотрим системы органов круглых червей. Для этого заполним таблицу, которая представлена на доске. Разделимся на 2 группы. Первая группа описывает нервную, пищеварительную систему и органы чувств Вторая группа описывает органы выделения, дыхательную и кровеносную системы и половую систему. -После того, как вы заполните свои поля, обменяемся информацией, чтобы дополнить таблицу, а так же проверим правильность выполненной работы. На работу даю 7 минут. -Время вышло, давайте проверим и дополним наши таблицы -Когда вы заполняли таблицу, вы встретили новое понятие – половой диморфизм. Давайте запишем его определение в тетрадь. Обратите внимание на то, что половой диморфизм является признаком более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими! -Итак, мы выполнили первую задачу нашего урока, т.е. познакомились с особенностями строения жизнедеятельности круглых червей, так же мы выявили черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями. -Теперь рассмотрим очень интересный вопрос, каков же жизненный цикл круглого червя. Рассмотрим мы его на примере червя-паразита Аскариды. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент. -Теперь давайте поговорим об увиденном. Откройте учебники на странице 122, так же можете посмотреть на слайд презентации. Перед вами представлен жизненный цикл аскариды человеческой. -Как видите, аскарида очень хорошо приспособлена к паразитическому образу жизни, но благодаря чему? На основе того, что мы сегодня сказали и на основе видеофрагмента, назовите мне и запишите в тетрадь особенности в строении человеческой аскариды, которые делают ее хорошо приспособленной к паразитизму. -Вы правы, но так же есть еще несколько особенности, которые помогают аскариде, дополните свой ответ в тетради – это: 4.Наличие мускулатуры состоящей из 4х продольных мышечных лент, которое позволяет хорошо изгибать тело. 5. Наличие особого вещества, которое выделяется клетками тела, защищая аскариду от переваривания соками хозяина. -На прошлом уроке мы говорили о жизненных циклах печеночного сосальщика и свиного цепня. На опыте предыдущего урока, с помощью текста учебника на странице 123,рисунка – схемы на странице 122 и видеофрагмента, который мы посмотрели, схематично в тетради составьте описание жизненного цикла человеческой аскариды. На задание даю 6 минут, по истечению времени желающий расскажет и покажет около доски весь цикл. -У Вас все хорошо получилось. Молодцы. Как видите, аскарида - червь с интересным, но не очень приятным циклом развития. Как же избежать заражения ею? Все просто! Вот несколько правил, которые помогут избежать Вам этого: 1.Не ешьте не мытые овощи или фрукты 2.Мойте руки после улицы и туалета, особенно перед едой 3.Не пейте сырую воду 4.Не применяйте для удобрения огородов человеческие экскременты 5.Не грызите ногти 6.Ведите борьбу с мухами, ведь они являются переносчиками яиц аскарид. Этап первичного закрепления материала -Вы хорошо поработали сегодня. Как вы думаете все ли задачи, поставленные нами в начале урока, мы выполнили? Чтобы проверить, как вы усвоили материал, выполните несколько заданий, которые представлены на слайде презентации в тетради. Пример задания: Впишите пропущенные слова: Наукой описано ___ видов. Нематоды имеют___ форму. На переднем конце тела____. На заднем - ___. Снаружи покрыты___. Внутри кожно – мускульного мешка____, заполненная___. Произошли от___. Объяснение домашнего задания - Прочитать стр119 – 124, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить материалы, записанные по ходу урока в тетрадь. Рефлексивный этап урока - Мы с вами сегодня поговорили и изучили очень интересную тему. Вы углубили свои знания по теме. Мы поговорили с вами о особенностях строения и жизнедеятельности круглых червей, выявили черты более высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими червями. Изучили цикл развития круглых червей, а так же поговорили о том, как избежать заражения ими, что очень важно. Надеюсь, теперь вы будете соблюдать эти правила и более тщательно заботиться о своем здоровье. Скажите, что для вас сегодня было новым? Что вам сегодня понравилось больше всего? Где у вас возникли сегодня сложности? Почему эти сложности возникли? | -Проверяют свою готовность к уроку, здороваются с учителем. -Отвечают на вопросы учебника -Записывают в тетрадь тему урока. -Вместе с учителем формулируют задачи урока, исходя из полученных ранее знаний. -Записывают в тетрадь главные положения материала -Отвечают на вопрос: круглые черви раздельнополые, это показывает более высокую их организацию по сравнению с плоскими червями. -Отвечают на вопрос: Защитную функцию. Она предохраняет нематод от механических повреждений и ядовитых веществ - Отвечают на вопрос: через нее происходит транспорт веществ, усвоенных из пищи, от кишечника к мускулатуре и половой системе, частично осуществляется и вынос продуктов обмена к органам выделения. -Записывают в тетрадь главные положения материала -Слушают задание, зарисовывают таблицу в тетрадь, задают вопросы по выполнению задания. -Начинают выполнять задание -Зачитывают, то как заполнили таблицу, слушают остальные пункты, дополняют таблицу и исправляют допущенные ошибки -Записывают в тетрадь определение: половой диморфизм – четкие внешние различия между мужской и женской особью. -Слушают учителя. Задают вопросы, по непонятным положениям материала -Смотрят видеофрагмент. -На основе полученных знаний называют особенности и записывают их в тетрадь: 1.Тело покрыто плотной кутикулой 2.Имеются микроскопические зубчики, окружающие рот, которые позволяют прилепляться к слизистой оболочке кишечника 3. Очень большая плодовитость -Дополняют свой ответ в тетради. -Слушают задание, выполняют его. При проверке дополняют его и исправляют ошибки. Пример правильного ответа на вопрос: 1.Яйца с фекалиями попадают в почву 2.В яйце развивается личинка первого возраста 3.При большой влажности и высокой температуре в яйце развивается личинка второго возраста, которая может сохраняться в почве в течение 7ми лет 4.Попадает в рот к человеку, проглатывается 5. В кишечнике вылупляется личинка, оболочка яйца растворяется 6.Личинка через слизистую оболочку попадает в вены, печень, сердце 7.Попадает в легкие, проникает в стенку альвеол 8.попадает в ротовую полость, проглатывается 9.попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую особь, которая живет 1-2 года. 10.Цикл повторяется. -Слушают материал. -Говорят о достигнутых задачах. Выполняют задание. -Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы - Подводят итоги урока. |