СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы химических реакций

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:создание условий для усвоения знаний учащихся о реакциях соединения и разложения

Просмотр содержимого документа
«технокарта»


Технологическая карта урока

Предмет: химия

Класс: 8 класс

Тема урока: «Типы химических реакций: соединения, разложения».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Дидактическая цель: создание условий для усвоения знаний учащихся о реакциях соединения и разложения.

Задачи урока:

  1. Способствовать усвоению понятий «реакции соединения», «реакции разложения», научить учащихся писать уравнения реакций разложения и соединения, отличать реакции соединения и разложения среди других типов химических реакций (предметный результат).

  2. Продолжить развивать внимательность, наблюдательность, пытливость, инициативу, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде (метапредметный результат).

  3. Формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.

Средства: учебник, карточки, лабораторный штатив с пробирками, спиртовки, пробиркодержатели, медная проволока, спички; свежеприготовленный гидроксид меди (II) , красный фосфор.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства

Этап 1. Организационный

- Добрый день, друзья! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Психологический настрой (“Все в твоих руках”) Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга.Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем уроке.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные

(смыслообразование)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)




Этап 2. Проверка домашнего задания

Предлагает выполнение упражнений по теме «Химические уравнения».


Выполняют два варианта,

обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.

Личностные (самоопределение)

Регулятивные

(оценка, саморегуляция)

Коммуникативные (взаимоконтроль по ходу выполнения заданий)

Раздаточный материал.

Приложение № 1


Этап 3. Актуализация субъектного опыта

Создание проблемной ситуации.

На доске: 4Na + O2 = 2Na2O

CaCO3 = CaO + CO2

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

2KCl + H2SO4 = K2SO4 + 2HCl ↑

Ребята, посмотрите внимательно на уравнения химических реакций записанные на доске. Что вы о них можете сказать?

Рассказывают о том, сколько веществ было до реакции и сколько веществ образовалось.


Познавательные

(анализ химических реакций с целью выявления отличий)


Этап 4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

С - Объявляет тему урока,

- просит учащихся сформулировать задачи урока.


Создание проблемной ситуации:

Что происходит с гидроксидом меди (II) при нагревании?

Демонстрирует опыт.







Демонстрирует опыт горение фосфора в кислороде.






Затем класс превращается в исследовательскую лабораторию

Проводит краткий инструктаж по технике безопасности.








Сравнивают физические свойства вступающего в реакцию вещества и образующихся веществ.

Записывают схему реакции сначала словами, а затем через уравнение химической реакции.


Сравнивают физические свойства вступающих в реакцию веществ и образующегося вещества.

Записывают схему реакции сначала словами, а затем через уравнение химической реакции.


По инструктивным картам в группах выполняют ЛР № 4 «Окисление меди в пламени спиртовки».

Представитель группы знакомит с результатами исследований

Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)

Коммуникативные

(сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные

( формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)


Личностные

(смыслообразование)
















Лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, спички, свежеприготовленный гидроксид меди (II)





Спиртовка, ложечка для сжигания веществ,

колба с кислородом, красный фосфор.


Инструктивные карты (приложение № 2),

спиртовки, пробиркодержатели, медная проволока, спички.

Этап 5.Первичная проверка понимания изученного материала

Беседа с учащимися.


Заполняют кластер.




Познавательные (поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков)

Приложение № 3


Этап 6. Закрепление изученного материала

Вы изучили два типа химических реакций – реакции разложения и соединения, научились расставлять коэффициенты в уравнениях этих реакций.


Выполняют задания.

В парах проверяют и сообщают учителю результаты


Познавательные

( анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные

( формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи)

Коммуникативные

(планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия)

Приложение № 4



Этап 7. Информация о домашнем задании

Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору,

1 уровень: § 29 упр. 1 на с. 155

§ 30 упр. 2 на с. 159

2 уровень: составить тест по изученной теме.

3 уровень: мини-проект «Реакции соединения и разложения в повседневной жизни».

Ученики выбирают задания по уровням

Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Этап 8. Подведение итогов учебного занятия

Анализирует работу класса, групп, нацеливает на формулирование выводов по уроку.

Выставляет оценки.

Делают вывод о необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления, об умении делать выводы для познания окружающей природы, о тесной связи происходящих явлений и возможности познания тайн природы для сохранения её и практического применения человеком.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)



Этап 9. Рефлексия

Учитель инициирует рефлексию (метод пяти пальцев)

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил

Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг

С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение

У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал

Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие.

Учитель благодарит за урок.

На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции

Регулятивные (оценка, саморегуляция)






Приложение №1


Экспресс-тест по теме: «Химические уравнения»

Вариант 1

Задание 1. Подчеркните схемы реакций, которые являются химическими уравнениями.


Ca + O2 CaO

S + O2 →SO2

2CО + O2→2CO2

3NO + O2→3NO2


Задание 2. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций.


Mg + O2 → MgO

Al(OH)3 →Al2O3 + H2O

Na + H2O → NaOH + H2

ZnSO4 + HCl → ZnCl2 + H2SO4


Вариант 2

Задание 1. Подчеркните схемы реакций, которые являются химическими уравнениями.


2Ca + O2 2CaO

2S + O2 →2SO2

CО + O2→CO2

2NO + O2→2NO2


Задание 2. Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций.


Fe + HCl → FeCl2 + H2

HgO Hg + O2

HCl + NaOH → NaCl + H2O

Mg + O2 → MgO










Приложение №2

Инструктивная карта №4


Лабораторная работа № 4

«Окисление меди в пламени спиртовки».

Цель: Научиться определять признаки химической реакции и описывать условия ее проведения. Закрепить знания о законе сохранения массы веществ.

Оборудование: пробиркодержатели, спиртовки, спички, медь (проволока, пластина).

Ход работы

  1. Рассмотрите выданную вам медную проволоку, опишите ее внешний вид.

  2. Прокалите проволоку, удерживая ее в верхней части пламени спиртовки.

  3. Заполните таблицу:


Что делаю

Что наблюдаю

Уравнения химических реакций

Вывод









































  1. Объясните, изменилась ли масса медной проволоки после окончания проведения опыта.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Приложение №3




Типы реакций









Определение: Определение:











Примеры: Примеры:

  1. 1.

  2. 2.















Приложение № 4

Вариант № 1


Задание: выберите схемы реакций соединения, перепишите их в тетрадь и расставьте коэффициенты.


CH4 → C + H2

CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu

CaCO3 → CaO + CO2

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

Na2O + H2O → NaOH

Li2O + P2O5 → Li3PO4


Вариант № 2


Задание: выберите схемы реакций разложения, перепишите их в тетрадь и расставьте коэффициенты.


HgOHg + O2

Fe + HClFeCl2 + H2

HCl + NaOH → NaCl + H2O

HNO3 → H2O + NO2 + O2

Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O

Ca + O2CaO





Просмотр содержимого документа
«Типы химических реакций ОТКРЫТЫЙ УРОК»

Тема: Типы химических реакций

Класс: 8

Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.

Задачи:

  • Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

  • Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

  • Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Оборудование и реактивы:

  • компьютер

  • проектор

  • презентация "Типы химических реакций" (Приложение1.)

  • на столах у учащихся инструктивная карточка для проведения исследования

  • набор соответствующих реактивов, пробирки, спиртовка и т.п.

  • карточки с тестом для проверки знаний по теме: "Типы химических реакций"

  • смайлики для оценки эмоционального состояния учащихся во время урока.

Парты в классе расставлены так, чтобы весь класс был разделен на 4 группы, в каждой группе есть ассистент, он отмечает в учетных карточках группы положительные ответы учеников.

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, исследовательский.

Ход урока

I. Организационный этап (1 слайд) Приветствие Проверка присутствующих на уроке

II. Мотивационный этап (2 слайд)

Учитель:

Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо.

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (3 слайд)

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку: " Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она (химическая реакция).

III. Актуализация опорных знаний. (беседа)

Учитель:

  1. Так о чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О химических реакциях)

  2. А что такое химическая реакция? (4 слайд) (Это явление, при котором из одних веществ образуются другие)

  3. Каковы признаки химических реакций? (5 слайд) ( Изменение цвета, выпадение осадка, выделение тепла и света, выделение газа - это признаки химических реакций)

  4. Каковы условия возникновения химических реакций? (6 слайд) (Измельчение, нагревание, соприкосновение, растворение и смешивание веществ - это условия проведения реакций)

  5. Как много химических реакций окружает нас в жизни? (Великое множество различных реакций окружает нас в жизни )

  6. Что может помочь нам в изучении многообразия химических реакций? (Классификация химических реакций) (7 слайд)

  7. Что такое классификация? (Деление на группы)

  8. Верно. Так что же будет являться целью нашего сегодняшнего урока? (Изучение типов химических реакций и их классификация)

Запишите тему урока в тетрадь (8 слайд)

IV. Этап выявления существенных признаков для определения типов химических реакций.

На экране появляется 9 слайд, на котором представлены несколько химических реакций:

2H2 + O2 - 2H2O;

CaO + H2O - Ca(OH)2

Cu(OH)2 - CuO + H2O;

2HgO - 2Hg + O2

- можно ли выделить признак, по которому эти реакции, возможно, разделить на группы?

- различаются ли между собой реакции одной группы?

В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что одним из признаков, по которому можно классифицировать химические реакции является число и состав вступающих и образующихся в результате реакции веществ.

Введение понятия реакции соединения.

На экране появляется слайд № 10, на котором представлены реакции:

(1) 2H2 + O2- 2H2O;

(2) 4P + 5O2 - 2P2O5;

(3) Na2O + SO3 - Na2SO4;

(4) CaO + H2O - Ca(OH)2

Обсуждаются вопросы:

- что объединяет все эти реакции?

- в чём их отличие?

- как одним словом мы можем назвать процесс, который протекает?

Учащиеся приходят к выводу, что идет процесс соединения веществ (реакции соединения), но в первом и втором случаях вступают в реакцию простые вещества, в третьем и четвертом - сложные вещества. Во всех реакциях образуется одно сложное вещество.

Учитель предлагает учащимся попытаться вывести определение этого типа реакций (наиболее подготовленные учащиеся делают это легко) и, используя буквы А, В, С, вывести уравнение реакции соединения в общем виде:

A + B - AB

AB + CB - AB2C

Введение понятий реакции разложения, замещения, обмена.

По такой же схеме, как и реакции соединения, изучаются реакции разложения, замещения, обмена (слайды №,11,12,13).

После изучения всех типов реакций появляется слайд № 14 и проводится обобщение материала.

Итак, мы узнали, как классифицируют химические реакции.

V. Самостоятельная работа по группам. (слайд №15)

А теперь проведем лабораторные исследования и определим, к какому типу принадлежит реакция проведенная вами.

  • 1 группа - лабораторный опыт по реакции замещения,

  • 2 группа - лабораторный опыт по реакции обмена,

  • 3 группа - лабораторный опыт по реакции разложения,

  • 4 группа - лабораторный опыт по реакции соединения.

Образец инструктивной карточки для проведения опыта:

Железный гвоздь опустите в раствор сульфата меди (II). Через 2 минуты выньте гвоздь. Что наблюдаете? Кирпично-красный цвет налета на гвозде говорит об образовании чистой меди. Спрогнозируйте, что образовалось еще? Запишите уравнения реакции. Определите тип реакции. Укажите признаки, по которым вы определили, что реакция прошла?

По одному человеку от группы отчитываются. Зачитывают уравнения реакций с комментарием. Затем на экране высвечивается правильная соответствующая запись уравнения. (слайд №16)

VI. Проверка знаний. (Рефлексия) (слайд №17)

Каждый ученик в группе получает карточку с заданием тестом и выполняет ее в течение 10 минут.

Тест состоит из 2-х частей: часть А включает 4 вопроса с выбором ответа, а часть Б - 2 вопроса на восстановление недостающих записей уравнений химических реакций.

ВАРИАНТ № 1

А.

1. (2 балла) Физическое явление – это:

а) ржавление железа
б) горение древесины
в) плавление свинца

2. (2 балла) Уравнение реакции обмена:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2

3. (3 балла) По данной левой части уравнения CuO + H2SO4 = … восстановите его правую часть.

а) CuSO4 + H2O
б) CuSO4 + 2 H2O
в) CuSO4 + H2

4. (2 балла) Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

Б.

5. (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Li + O2 Li2O
б) Fe2O3 + Al Al2O3 + Fe

6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись и укажите тип химической реакции:

а) ? + 2 HCl = FeCl2 + H2
б) 2 Al + ? = 2 AlCl3

ВАРИАНТ № 2

А.

1. (2 балла) Химическое явление – это:

а) горение свечи
б) испарение бензина
в) плавление льда.

2. (2 балла) Уравнение реакции разложения:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KNO3 = 2 KNO2 + O2

3.(3 балла) По данной правой части уравнения … = CuCl2 + 2 H2O восстановите его левую часть.

а) Cu + 2 HCl
б) Cu(OH)2 + 2 HCl
в) CuO + 2 HCl

4. (2 балла) Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

Б.

5. (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) CuO + HCl CuCl2 + H2O
б) NH3 N2 + H2

6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:

а) Fe2O3 + 3 H2 = ? + 3 H2O
б) Zn + ? = ZnCl2 + H2

ВАРИАНТ № 3

А.

1. (2 балла) Физическое явление – это:

а) испарение воды
б) горение керосина
в) скисание молока.

2. (2 балла) Уравнение реакции замещения:

а) BaO + H2O = Ba(OH)2
б) CuO + H2 = Cu + H2O
в) 3 KOH + H3PO4 = K3PO4 + 3 H2O

3. (3 балла) По данной левой части уравнения ZnO + 2 HCl =… восстановите его правую часть.

а) ZnCl2 + H2O
б) ZnCl2 + 2 H2O
в) ZnCl2 + H2

4. (2 балла) Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

Б.

5. (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Fe2O3 + HCl FeCl3 + H2O
б) NO + O2 NO2

6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:

а) ? + H2SO4 = ZnSO4 + H2
б) 4 Al + ? = 2 Al2O3

ВАРИАНТ № 4

А.

1. (2 балла) Химическое явление – это:

а) плавление олова
б) горение магния
в) замерзание воды..

2. (2 балла) Уравнение реакции соединения:

а) N2 + O2 = 2 NO
б) CaCO3 = CaO + CO2
в) CH4 + 2 O2 = CO2 + 2 H2O

3. (3 балла) По данной левой части уравнения Zn(OH)2 + 2 HCl = … восстановите его правую часть.

а) ZnCl2 + H2
б) ZnCl2 + H2O
в) ZnCl2 + 2 H2O

4. (2 балла) Из двух сложных веществ образуется два новых сложных вещества в реакции

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

Б.

5 (6 баллов) Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Al2O3 + H2SO4 Al2(SO4)3 + H2O
б) H2 + Cl2 HCl

6. (7 баллов) Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции:

а) Mg + 2 HCl = ? + H2
б) 2 Na + ? = 2 NaCl

(При наличии времени проводится взаимопроверка и оценивание друг друга).

Затем ученикам предлагается выбрать карточки с изображением смайликов характеризующих их эмоциональное состояние на уроке.

Ассистенты делают анализ работы их групп.

VII. Домашнее задание. Итоги урока. Выставление оценок. (слайд №18.)

Оформить на альбомном листе работу, где необходимо привести примеры разных типов реакций и нарисовать рисунки, иллюстрирующие эти типы.

Примеры таких работ приведены на следующих слайдах.

Если осталось время.

Дано K2SO4 + AgNO3 = … Какова правая часть уравнения? Каков тип реакции? Почему?

Расставьте коэффициенты и укажите тип реакции. Fe + Cl2 FeCl3 объяснить.



Просмотр содержимого документа
«тест»

ВАРИАНТ № 1

1. Физическое явление – это:

а) ржавление железа
б) горение древесины
в) плавление свинца

2. Уравнение реакции обмена:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2

3. По данной левой части уравнения CuO + H2SO4 = … восстановите его правую часть.

а) CuSO4 + H2O
б) CuSO4 + 2 H2O
в) CuSO4 + H2

4. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

5. Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Li + O2 Li2O
б) Fe2O3 + Al Al2O3 + Fe

ВАРИАНТ № 2

1. Химическое явление – это:

а) горение свечи
б) испарение бензина
в) плавление льда.

2. Уравнение реакции разложения:

а) CaO + SiO2 = CaSiO3
б) FeS + 2 HCl = FeCl2 + H2S
в) 2 KNO3 = 2 KNO2 + O2

3.По данной правой части уравнения … = CuCl2 + 2 H2O восстановите его левую часть.

а) Cu + 2 HCl
б) Cu(OH)2 + 2 HCl
в) CuO + 2 HCl

4. Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

5. Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) CuO + HCl CuCl2 + H2O
б) NH3 N2 + H2

ВАРИАНТ № 3

1. Физическое явление – это:

а) испарение воды
б) горение керосина
в) скисание молока.

2. Уравнение реакции замещения:

а) BaO + H2O = Ba(OH)2
б) CuO + H2 = Cu + H2O
в) 3 KOH + H3PO4 = K3PO4 + 3 H2O

3. По данной левой части уравнения ZnO + 2 HCl =… восстановите его правую часть.

а) ZnCl2 + H2O
б) ZnCl2 + 2 H2O
в) ZnCl2 + H2

4. Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

5. Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Fe2O3 + HCl FeCl3 + H2O
б) NO + O2 NO2


ВАРИАНТ № 4

1. Химическое явление – это:

а) плавление олова
б) горение магния
в) замерзание воды..

2. Уравнение реакции соединения:

а) N2 + O2 = 2 NO
б) CaCO3 = CaO + CO2
в) CH4 + 2 O2 = CO2 + 2 H2O

3. По данной левой части уравнения Zn(OH)2 + 2 HCl = … восстановите его правую часть.

а) ZnCl2 + H2
б) ZnCl2 + H2O
в) ZnCl2 + 2 H2O

4. Из двух сложных веществ образуется два новых сложных вещества в реакции

а) замещение
б) обмена
в) разложение
г) соединение

5. Расставьте коэффициенты в схемах и укажите типы химических реакций:

а) Al2O3 + H2SO4 Al2(SO4)3 + H2O
б) H2 + Cl2 HCl




Просмотр содержимого презентации
«Типы химических реакций»

МКОУ « Щученская СОШ»  Лискинского района  Воронежской области   Презентация урока химии в 8 классе по теме :  «Типы химических реакций»  Подготовила учитель химии Пащенко Галина Владимировна

МКОУ « Щученская СОШ» Лискинского района Воронежской области

Презентация урока химии в 8 классе

по теме : «Типы химических реакций»

Подготовила учитель химии

Пащенко Галина Владимировна

Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она… Химическая реакция

Она идет, она прошла, никто не скажет, что пришла. Она…

Химическая реакция

Что такое химическая реакция? Химическая реакция — превращение одного или нескольких исходных веществ в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

Что такое химическая реакция?

Химическая реакция — превращение одного или нескольких исходных веществ в отличающиеся от них по химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

Признаки химических реакций:

Признаки химических реакций:

  • Изменение цвета,
  • выпадение осадка,
  • выделение тепла и света,
  • выделение газа.
Условия возникновения химической реакции:

Условия возникновения химической реакции:

  • Измельчение,
  • Нагревание,
  • Соприкосновение,
  • Растворение и смешивание веществ.
ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА: Типы химических реакций

ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА:

Типы химических реакций

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ РЕАКЦИЯ СОЕДИНЕНИЯ РЕАКЦИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ РЕАКЦИЯ ЗАМЕЩЕНИЯ РЕАКЦИЯ ОБМЕНА

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

РЕАКЦИЯ СОЕДИНЕНИЯ

РЕАКЦИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ

РЕАКЦИЯ ЗАМЕЩЕНИЯ

РЕАКЦИЯ ОБМЕНА

2H 2 O 4P + 5O 2 - 2P 2 O 5 Na 2 O + SO 3 - Na 2 SO 4 CaO + H 2 O - Ca(OH) 2" width="640"

2H 2 + O 2 - 2H 2 O

4P + 5O 2 - 2P 2 O 5

Na 2 O + SO 3 - Na 2 SO 4

CaO + H 2 O - Ca(OH) 2

Реакции соединения - – это реакции, в которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество. + =

Реакции соединения -

это реакции, в которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество.

+

=

2HgO → 2Hg + O 2 CaCO 3  → CaO + CO 2 Cu(OH) 2  → CuO + H 2 O 2Al(OH) 3  → Al 2 O 3 + 3H 2 O

2HgO → 2Hg + O 2

CaCO 3 → CaO + CO 2

Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O

2Al(OH) 3 → Al 2 O 3 + 3H 2 O

Реакции разложения - – это реакции, в результате которых сложное вещество разлагается на несколько других, более простых веществ. + =

Реакции разложения -

это реакции, в результате которых сложное вещество разлагается на несколько других, более простых веществ.

+

=

Zn + HCl – ZnCl 2 + H 2 2  Fe + CuCl 2 – FeCl 2 + Cu  Cu + HgSO 4 – CuSO 4 + Hg

Zn + HCl – ZnCl 2 + H 2

2

Fe + CuCl 2 – FeCl 2 + Cu

Cu + HgSO 4 – CuSO 4 + Hg

Реакции замещения - Реакции между простым и сложным веществом, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества, называются реакциями замещения. + + =

Реакции замещения -

Реакции между простым и сложным веществом, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов сложного вещества, называются реакциями замещения.

+

+

=

CuO + 2HCl – CuCl 2 + H 2 O  MgO + H 2 SO 4 – MgSO 4 + H 2 O  AgNO 3 + HCl – AgCl + HNO 3

CuO + 2HCl – CuCl 2 + H 2 O

MgO + H 2 SO 4 – MgSO 4 + H 2 O

AgNO 3 + HCl – AgCl + HNO 3

Реакции обмена - Реакции между двумя сложными веществами, в результате которых они обмениваются своими составными частями называются реакциями обмена. + + =

Реакции обмена -

Реакции между двумя сложными веществами, в результате которых они обмениваются своими составными частями называются реакциями обмена.

+

+

=

Проверьте свои знания Определите тип химической реакции. Распределите предложенные вам уравнения, расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. H 2 + O2 = H2O NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + H2O Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O P2O5 + H2O = H3PO4 Mg(OH)2 + HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O Ca + H2O = Ca(OH)2 + H2 CaCO3 = CaO + CO2 Fe + HCl = FeCl2 + H2  Реакция соединения Реакция разложения Реакция обмена Реакция замещения

Проверьте свои знания

Определите тип химической реакции.

Распределите предложенные вам уравнения, расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.

  • H 2 + O2 = H2O
  • NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + H2O
  • Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
  • P2O5 + H2O = H3PO4
  • Mg(OH)2 + HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O
  • Ca + H2O = Ca(OH)2 + H2
  • CaCO3 = CaO + CO2
  • Fe + HCl = FeCl2 + H2

Реакция соединения

Реакция разложения

Реакция обмена

Реакция замещения

Сравни и оцени Реакция соединения Реакция обмена  Реакция разложения Реакция замещения 2 H 2 + O 2 = 2 H 2 O 3 NaOH + H 3 PO 4 = Na 3 PO 4 + 3 H 2 O 2 Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3 H 2 O P 2 O 5 + 3 H 2 O = 2 H 3 PO 4  Mg(OH) 2 + 2 HNO 3 = Mg(NO 3 ) 2 + 2 H 2 O Ca + 2 H 2 O = Ca(OH) 2 + H 2 CaCO 3 = CaO + CO 2 Fe + 2 HCl = FeCl 2 + H 2 0 ошибок - «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более – «2»

Сравни и оцени

Реакция соединения

Реакция обмена

Реакция разложения

Реакция замещения

2 H 2 + O 2 = 2 H 2 O

3 NaOH + H 3 PO 4 = Na 3 PO 4 + 3 H 2 O

2 Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3 H 2 O

P 2 O 5 + 3 H 2 O = 2 H 3 PO 4

Mg(OH) 2 + 2 HNO 3 = Mg(NO 3 ) 2 + 2 H 2 O

Ca + 2 H 2 O = Ca(OH) 2 + H 2

CaCO 3 = CaO + CO 2

Fe + 2 HCl = FeCl 2 + H 2

0 ошибок - «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более – «2»

Творческое задание: Оформить на альбомном листе работу, где необходимо привести примеры разных типов реакций и нарисовать рисунки, иллюстрирующие эти типы. Примеры таких работ приведены на следующих слайдах.

Творческое задание:

Оформить на альбомном листе работу, где необходимо привести примеры разных типов реакций и нарисовать рисунки, иллюстрирующие эти типы.

Примеры таких работ приведены на следующих слайдах.

Домашнее задание Спасибо за работу на уроке!

Домашнее задание

Спасибо за работу на уроке!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!