Типы норм русского языка
|
В литературном языке различают следующие типы норм: – нормы письменной и устной форм речи; – нормы письменной речи; – нормы устной речи. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: – лексические нормы; – грамматические нормы; – стилистические нормы. Специальными нормами письменной речи являются: – нормы орфографии; – нормы пунктуации. Только к устной речи применимы: – нормы произношения; – нормы ударения; – интонационные нормы. Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа (примеры ошибок из сочинений абитуриентов): неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике); нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека); противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России); употребление анахронизмов (Ломоносов поступил в институт; Раскольников учился в вузе); • смешение лингвокультурологических реалий (Ломоносов жил за сотни миль от столицы); неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду). Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980, т. 1-2), подготовленной Академией наук, в учебниках русского языка и грамматических справочниках. Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом, например, описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубиной и правдивостью. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка – неправильно оформлен род имен существительных. Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: Читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым. Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и – шире – с целью и условиями общения. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи. Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. Наиболее типичными стилистическими ошибками являются: стилистическая неуместность (зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе – в тексте сочинения, в деловом документе, в аналитической статье); употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов – два луча света в темном царстве; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил?); лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос); лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть к тому периоду времени, когда они жили); двусмысленность (Единственное развлечение Обломова – Захар; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными). Нормы орфографии – это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов. Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Средства пунктуации имеют следующие функции: отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой; фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или ее элемента; объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое. Нормы орфографии и пунктуации закреплены в "Правилах русской орфографии и пунктуации" (М., 1956), единственном наиболее полном и официально утвержденном своде правил правописания, изданном дважды – в 1956 и 1962 гг. На основе указанных правил составлены различные справочники по орфографии и пунктуации. Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, так как их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980) и учебниках русского языка. |
-80%
Курсы повышения квалификации
Разделительный Ь
Не обозначает звука, обозначает мягкость предшествующего согласного, не пишется в чк, чн, чт, нч, щн, при переносе нельзя отделять от предыдущей буквы
КАРТИНКИ НА СЛАЙДЕ КЛАСТЕР нет самого Ь
-Признаки какой орфограммы указаны на слайде? А какую роль выполняет мягкий знак(указатель мягкости)
Выдаю каждому из вас по «конфетке»(много сладкого нельзя). Кто считает, что в названии конфеты мягкий знак выполняет эту роль, поднимают её вверх. (птичье молоко, джульетта, курьез, карамель, апельсин, мальчик-одуванчик) Почему остальные руки не подняли? Прочитайте названия ваших конфет. В них разделительный мягкий знак.
– Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Не знаем)
– Ребята, а хотите узнать? (Да)
– Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (разделительный мягкий знак)
– Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать, какую роль выполняет разделительный мягкий знак)
План:
1)Сделать транскрипцию слов с разделительным мягким знаком
2)Определить, когда в словах пишется разделительный мягкий знак
3)Закрепить свои знания и умения
1 задача
[c‘э м’ а] семя
[с‘э м’ й’ а] сем…я (личностный результат) Слияние мя надо как-то разделить, для этого и используется разделительный Ь
[п р’ и в о л й’э]
Отличие звуков и количество букв
Выполнили первую задачу.
Приступим к выполнению второй
2 задача
- На карточках слова. В группах вставьте разделительный мягкий знак, так, чтобы получилось новое слово.
Семя
Перо семантизация
Солю
Полёт
–Проверим, какие слова у вас получились?
– На что влияет разделительный мягкий знак? (на лексическое значение слова)
согл Ь е,ё,ю,я с учебником ст 32 (пара) составить модель
Сделать карточки с вопросами, в круг по парам. Внешний и внутренний
Доп. Задания: (Пропущена буква, но не везде нужен Ь (планшет)
Слова с Ь, две колонки в таблице «Разделительный Ь», «Указатель мягкости» (группа))
3 задача
– Найти лишнее слово в каждом столбике и объяснить, почему оно лишнее.(сам.работа, документ-камера)
в..юга варен..е пис..мо | кол..цо здоров..е кон..ки | точ..ка поч..та руч..и |
Второстепенные члены предложения
лупа, шторка
Картинная галерея. Известный художник. Кустодиев Борис 1916
4 картины, 1 рисунок. Определить чем отличается рисунок, работа со словарным словом.(словарь ст 136). Обратить внимание почему словарное
Составить предложения со словом рисунок. Другой ученик: рисунок висит. Рисунок висит на стене. В чем сходство? (Одна и та же ГО), в чем отличие? (Во втором еще есть слова, помимо основы). А как называются эти слова? (затруднение) Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?
Цель: узнать, как называются слова, которые не входят в грамматическую основу
План:
1) Узнать признаки членов предложения, которые не входят в грамматическую основу
Что значит второстепенные? А какая 1 степень? Почему первая? Зачем нужны второстепенные члены предложения? Прочитайте вопрос сверху, ответьте про себя на этот вопрос «что такое второстепенные члены предложения?» Рассказать в парах. СПРОСИТЬ КОГО-НИБУДЬ(отметка)
Не входят в грамматическую основу, распространяют грамматическую основу
2) учиться находить второстепенные члены предложения (группа)(отметка за активную работу в группе)
Алгоритм как легко найти
1)Записать предложение
2)Выделить грамматическую основу
3) Слова, которые не входят в грамматическую основу – второстепенные члены
На карточке в предложениях выделите основу и обведите второстепенные члены
3) определить, зачем нужны второстепенные члены
Дополнить предложения ( 1 на доске, остальные на карточке индивидуально(отметка)) ИЛИ убрать все второстепенные члены из предложения.
Кроме того, что второстепенные члены поясняют основу, что они еще делают? (украшают нашу речь)
Подвести итог
Воображаемые наушники, опрос «Оказывается, что…»
Познакомились с картинами известного художника, надеюсь побываете в нашем музее изобразительных искусств
Типы текстов
Актуализация: какими признаками обладает текст
Раб лист, текст, вокруг признаки предложения или словосочетания. Выберите на рабочем листе признаки текста. В парах
Показать картинку яркую, к ней 3 текста (описание, повествование, рассуждение)
В чем сходство? Одна тема
В чем различие? Работа в лупой, что где описывается
Значит существуют разные типы текстов, описание, повествование, рассуждение. Вы знаете их отличительные признаки?
Цель: узнать, какими признаками обладают эти типы текстов
Давайте сформулируем задачи:
1) Узнать особенности типов текста
2) Научиться отличать типы текстов
3)Определить, зачем нам нужны разные типы текстов
Групповая работа В виде кластера
Части речи | На какой ? отвечают | Тип текста |
Внешний внутренний круг Одни рассказывают, другие спрашивают
На планшетах прочитать текст, выделить основные признаки
Индивидуально дописать текст
Сделать фотоаппарат, сколько фото на рассуждение, повествование, описание
Повествование
Масленица — это встреча весны, один из самых веселых и радостных праздников, который длится семь дней. Масленица символизирует прощание с холодной зимой и встречу долгожданной весны. Соскучившись по солнцу и теплу, люди готовят блины и угощают близких. В этот день люди устраивали ярмарки, чаепития с бубликами, калачами и блинами, играли в игры, водили хороводы вокруг чучела Масленицы, пели и танцевали, и, наконец, сжигали чучело, надеясь, что вместе с ним сгорело всё плохое, что было в жизни, а пепел рассыпали по полям.
https://gorbilet.com/blog/news/detjam-o-maslenitse Текст составила по материалам этого сайта
Описание (нейросеть, я сократила)
На площади красовалось чучело Масленицы — это обрядовая кукла высотой со взрослого человека. На деревянной основе была намотана солома и старые тряпки. Сверху - старые, поношенные и рваные вещи с орнаментом в виде растений. На голове завязан платок, а в руке - сковорода. Лица у Масленицы нарисовано углём, вместо носа - морковь. Считалось, что чучело представляет заснувшую и застывшую зимой природу, а огонь помогает ей проснуться.
Рассуждение
Почему на Масленицу пекут блины, с чем это связано
На Масленицу пекут блины, потому что круглый, румяный и золотистый блин похож на солнышко. А весны без солнышка не бывает. Блины, согласно народным поверьям, считаются главным символом света, добра и благополучия в жизни. Такие угощения обязательно надо отведать в течение масленичной недели. Предки верили, что это кушанье наполняет человека здоровьем, благополучием, дарит удачу и радость. Все неделю трудолюбивые хозяюшки пекли вкусные блины. По традиции каждый член семьи обязательно ел это угощение-символ солнца, чтобы весь год, до следующего праздника удача, радость и везение были на его стороне.