Топонимы в легендах и преданиях

Категория: Русский язык

Формирование навыков исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Топонимы в легендах и преданиях»

14



Урок – исследование по русскому языку в 10 классе. Тема: «Топонимы в легендах и преданиях»


Цели:

1)предметные:

овладение навыками анализа текста,

подготовка учащихся к сочинению

2)метапредметные:

овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,

формирование информационной культуры личности ребенка,

формирование навыков творческой деятельности,

развитие умений давать аргументированную оценку, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

3)личностные:

формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста,

духовное развитие через работу с понятием и текстом



Объект исследования: села Русский и Мордовский Качим.

Предмет исследования: легенды и предания о топонимах, словари, архивные документы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Уважаемые ребята! Сегодня я предлагаю провести урок-исследование. А что значит исследовать?

(Ответы детей).

- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

Организация класса и цель детям: изучить происхождение топонимов сёл Русский и Мордовский Качим.

Задачи: 1.Изучить основу науки топонимики;

2.Собрать информацию из архивных документов, словарей, из рассказов старейших жителей села;

3. Исследовать происхождение топонимов;

4. Подготовить иллюстративный материал.

- Ребята! Сформулируйте гипотезу к исследованию.

Гипотеза: если вести работу по изучению топонимов, то узнаешь историю духовной культуры народа, постигнешь «тайны» родного языка, проникнешь в смысл и содержание слова.

- Ребята, давайте определим практическую значимость нашей работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при изучении исторических, топонимических, генеалогических, племенных легенд и преданий народов Пензенской области и других регионов. Топонимика представляет глубочайший интерес для многих наук, в частности для языкознания, истории, этнографии, географии.

Вступительное слово учителя.

- Невозможно представить современный мир без географических имен. Почему так загадочно названы родники, поляны, долы на родине моих предков? Что они могут рассказать мне о прошлом и о настоящем? Нетрудно догадаться, что за каждым названием скрыты интересные и увлекательные легенды и предания.

Географические названия изучает особый раздел лингвистики - топонимика.

Географические названия окружают нас с детства. С первых лет нашей жизни они повседневно и постоянно входят в наше сознание, начиная с названия села, улицы, где находится родной дом. Невозможно представить современный мир без географических имен.

А возникли они в глубокой древности; их истоки - в первобытном обществе. Тысячелетиями накапливались они, количество их росло.

Практически нет бессмысленных названий, ведь процесс наименования - процесс народного творчества.

Известный общественный деятель ХIХ века Надеждин Н.И. писал: « Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре». Желание прочитать эту «книгу» возникло у человека с давних времен. Еще в античности зародилась традиция сопровождать географические и исторические сочинения объяснением названий. Ей следовали Геродот в «Истории», Авиценна в «Морских берегах». Не случайно наука, занимающаяся выяснением происхождения и развития географических названий, их формой, смысловым сопровождением грамматическим оформлением, обозначается именно греческим словом «топонимика», в основе которого лежит топос- «место, местность», и онима – «имя».





Проверка домашнего задания. Доклад 1 обучающегося: «Топонимика как наука»

Значение, происхождение, изменение географических названий изучает наука топонимика.

Образное определение топонимики принадлежит русскому языковеду, критику Николаю Ивановичу Надеждину (1804-1856), который писал: «Первой страницей истории должна быть географическая ландшафтная карта, должна не только как вспомогательное средство, чтобы знать, где что случилось, но как богатый архив самих документов, источников».

Топони́мика (от др.-греч. τόπος (topos) — место и νομα (onoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: лингвистики, географии и истории.

Топонимика тесно связана с географией: изучать названия объектов можно лишь тогда, когда ясно представляешь себе эти объекты. Несомненна связь топонимики и с историей: народы уходят, переселяются, но данные ими названия гор, рек, озер остаются в памяти тех народов, которые пришли им на смену, во многих географических названиях сохраняются воспоминания об исторических событиях. Сама же топонимика – это отрасль более широкой науки – ономастики, входящей в число наук о языке и изучающей имена собственные.








Виды топонимов по характеру географического объекта




Гидроним ойконим ороним

(вид топонима. (вид топонима. Собственное ( вид топонима. Собств.

имя любого поселения) имя любого элемента рельефа

Собст. имя любого

водного объекта) земной поверхности)


Урбоним комоним

(полисоним)

Потамомим Лимноним Гелоним ( вид ойконима. Собств. (вид ойконима. Собств..имя

(Вид гидронима ( Вид гидронима имя любого города) любого сельского

(вид поселения)

гидронима. Собств. имя люб. Собств. имя любого

Собст имя озера, пруда) болота, заболоченного.места)

любой реки)










Доклад 2 обучающегося: «Пути возникновения топонимических легенд и преданий».


Стремление выяснить историю создания названия (выявить его внутреннюю форму) часто приводит к возникновению народных легенд, являющихся ярким примером народной этимологии. Сочинение легенд возможно и из-за стремления окружить загадкой хорошо известные названия. Отдельные топонимические легенды территории Центральной России и Русского Севера, к которой относится и регион изучаемой нами топонимической системы, возможно, имеют давнее происхождение, связанное с историей переселения славян, сталкивающихся с различными оседлыми племенами [1, 2]. Объясняя происхождение названий географических объектов, топонимические легенды, являющиеся жанром устной народной прозы, изначально имеют установку на достоверность. Осуществляя основную функцию – быть способом передачи познавательных сведений, они играют и развлекательную роль, чем объясняется их большая популярность в народной среде. Топонимические легенды Костромской области, к содержанию которых мы обращаемся в данной статье, позволяют выявить как типические (чаще), так и своеобразные (основанные на местных особенностях) характеристики исследуемого материала.

Доклад 3 обучающегося: «Происхождение топонимов». По происхождению топонимы подразделяются на несколько видов, я остановлюсь на топонимах, названия которых связанны с преданиями и легендами.







Использование материалов в работе


  • «Пензенские епархиальные ведомости», 1870.

  • «Пензенский временник любителей старины», 1877, выпуск 11.

  • Рассказы старейших жителей сёл Русский и Мордовский Качим.

  • Ресурсы интернета.

  • А.С.Мазин «Святые источники Пензенской епархии».П. 1998.

  • «Памятная книга церкви села Русский Качим».

  • Э.М. Мурзаев «Очерки топонимики».

  • С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», М.2009.

  • В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».



Работа в группах


ТОЛКОВАНИЕ ТОПОНИМОВ

1 группа. Происхождение названия села Качим

Меня заинтересовало, как возникло слово Качим, что оно обозначает?

Я заглянула в архивные материалы и нашла «Пензенские епархиальные ведомости» за 1870 год, где писали, «что название села Качим произошло от испорченного мордвами слова» качимовать, т. е кочевать ( с. 126). Временем основания села Мордовский Качим в этой же книге значится 1682 год ( с. 101).

В памятной книге церкви села Русский Качим записано то же самое.

И священник Василий Ильминский связывает слово «Качим» с испорченным мордвой словом «кочмовать», т. е. кочевать.

В татарском языке есть слово «Качучи [э]», что в переводе означает «беженец», «беглец», «бежать». Поскольку первые поселенцы были беженцы из центральной России от невыносимой эксплуатации и поборов, такая версия тоже возможна.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля слово «качим» трактуется так: «Растение перекати-поле». Все эти исследования привели к выводу о том, что слово Качим близко по значению со словом кочевать, переходить с места на место.

 А в Большом энциклопедическом словаре я прочитала: Качим,
(гипсолюбка, гипсофила), род трав, реже полукустарников семейства гвоздичных. Ок. 120 видов, растет в умеренном поясе Евразии и в Австралии.

У меня возникли сомнения, и я решила обратиться к старожилу села Русский Качим Белоноговой Нине Семёновне, которая рассказала мне предание, услышанное ею от её дедушки. Предание гласит: «В древности проходили здесь кочующие народы киргизского племени и по изобилию подножного корма при речке, образовавшейся из родников, имели долговременное пастбище для своих табунов. Заселившаяся мордва место кочевья киргизов назвала «Качимом», а речку, на которой стоит село, именовали Качимкою».

2 группа.

Рёбровская поляна


Из слов учителя русского языка и литературы Бахтуевой Раисы Михайловны я узнала, что, по преданию, ещё до основании с. Русский Качим, здесь, в районе родника, жила небольшая группа людей. Эти люди часто страдали от набегов кочевников-татар. Дело доходило до стычек. Недалеко от родника находилась поляна (ныне она частью заросла лесом), на ней и произошла битва. Всех православных перебили. Когда пришла очередная партия кочевников в наши края и стала вспахивать почву, то обнаружила скелеты людей. С тех пор поляну эту стали называть «Рёбровская». Когда произошло это событие, неизвестно.




3 группа. «Неверный»


В селе Мордовский Качим бытует легенда такого содержания:

«Первые поселенцы (северная часть села) – мордва, на южном конце – мордва, а под углом 90 градусов – русская улица. Русские спрашивают мордву: «Как вы сюда попали?». «Мы бежали от веры. А вы как здесь оказались?»

«Мы бежали от царя!» - ответили русские.

Поэтому до сих пор северная часть села зовётся «Неверный».

Первые поселенцы села Мордовский Качим были, без всякого сомнения, мордва – язычники. По преданию, в начале 18 столетия мордва была оглашена Евангелиевским учением, а в царствование императрицы Елизаветы Петровны была крещена. Мордва села Мордовский Качим, как и вся мордва, поклонялись Керемети, устраивала в честь неё праздники поклонения в дремучих лесах.

В словаре С.И.Ожегова слово «неверный», значит, исповедующий иную веру (устар.)


4 группа


Явлейка


За всю историю христианства на Руси верующим явились тысячи икон. Только в округе села Русский Качим Сосноборского района были обнаружены три явленные иконы. Белоногова Нина Семёновна слышала от своих родителей такую легенду: «В истоке ручья, где из земли выбивает родник, первым поселенцам явилась икона Богородицы. Об этом говорит легенда, дошедшая до нас. Они положили начало основания села Мордовский Качим. А ручей был назван «Явлейкой».


В отношении происхождения названия «Явлейка» этимология может быть от мокша-мордовских слов ёв «река», ляй «овраг, речка».

При исследовании булгарского языка встретилось личное мужское имя Евлей.

Я считаю, что возникновение топонима Явлейка чисто народного происхождения.

5 группа.


Разбойный дол

Недалеко от М. Качима в глухом лесу находится глубокий мрачный дол. По рассказу Алкаева Виктора Никитовича, учителя истории, в нем прятались от правосудия в XVIII веке пугачевцы, а во время Великой Отечественной войны –дезертиры. На рельефе местности видны места проживания людей: небольшая пещера (укрытие), место очага.

Так и назвали сельские жители скрытый в дебрях леса мрачный дол «Разбойным».

Смельчаки, которые не боятся спуститься в страшный овраг, до сих пор находят там старинные монеты и даже холодное оружие.


В словаре Ожегова- РАЗБОЙ - я, м. Нападение с целью ограбления, убийства. Р. на дороге.


6 группа. Родник Николая Чудотворца


Родник Николая Чудотворца находится в южном конце села Русский Качим на левой стороне речки Качимки. Назван источник в честь святого Николая Чудотворца.

Когда я оказалась у святого источника, меня заинтересовало: «Почему родник назван в честь Николая Чудотворца?» Ответ на этот вопрос знают многие жители села, но я решила расспросить у старожилов. Бахтуева Раиса Михайловна рассказала, что, по преданию, ещё до основания с. Русский Качим, здесь, в районе родника, жила небольшая группа людей, которая часто страдала от набегов кочевников-татар. Узнав о приближении отряда, жители-христиане свою главную ценность, икону, решили спрятать. Её обмотали холстом, залили горячим воском и погрузили в озерцо. Всех православных перебили. Именно в таком виде, замурованной, и нашли икону люди, которые пришли в наши края и положили основание села Русский Качим. По преданию, это 1621 год. Родник же получил статус святого источника. Икона обнаружена при расчистке озерца (болотца) для строительства мельницы.

Вторая версия топонима носит церковное направление. Вот как писал об этом священник Василий Ильинский, служивший в русскокачимском приходе с 1869 года: «По преданию, чудным образом икона Николая Чудотворца явилась в лесном болотистом месте. Можно предположить, что в древние времена, здесь, в непроходимых дебрях и лесах, жил отшельник, может быть, удалившийся от мира для спасения души в бедственные времена Отечества, у которого находилась святая икона. По кончине же его оставшаяся икона, по неисповедимым судьбам Всевышнего, была сокрыта стихийными переменами в означенном месте до времени своего явления». А родник назван именем святого Николая Чудотворца.

В «Пензенском временнике любителей старины» (1877,выпуск 11, с. 26-27) были напечатаны сведения в отношении иконы святителя Николая Мирликийского села Качим, собранные протоиереем И. П. Бурлуцким, где говорится, что, по преданию, эта икона «явилась лет за 150 до настоящего времени… больному отставному солдату в лесном болотистом месте, где троекратно явившийся ему во сне старец повелевал рыть землю с обещанием исцеления от болезни тою вещию, которую отроет».

В настоящее время икона находится в Вознесенском кафедральном соборе г. Кузнецка на реставрации.

7 группа.

Ильинский родник

В лесу, в 2-х км от с. Русский Качим, есть ещё один святой родник – «Ильинский». В честь явленной здесь когда-то иконы Ильи Пророка. Удалось собрать небольшие, скудные сведения у Мазина Александра Семёновича.

По легенде, до революции 1917года, в лесу, в глухом месте, жили два монаха. Жители села, ходившие на престольный праздник к роднику Ильи Пророка, приносили им продукты, тем они и питались. Было известно, что явленная икона находилась у них. Один из них умер, а в грозные годы революции бесследно исчез и второй. То ли ушёл в места ещё более глухие, то ли сгинул неизвестно куда. Вместе с ним исчезла, нигде не появившаяся до сих пор, икона.

8 группа.

Ильин дол


Бахтуева Раиса Михайловна ещё от своих родителей слышала легенду о том, что икона Илии Пророка была найдена в долу. Примерно, в середине оврага. Место это и сейчас зовётся «Ильин дол».

Обе иконы до наших дней не сохранились. В 2002 году родник в Ильином долу благоустроен. Над ним построена небольшая часовня, а через дол для поломников возведён удобный переход – мостик. Место поистине святое. К нему, как и раньше, и в наши дни ходят с молебнами. Приезжают священники и верующие. Жители, находящиеся в окрестностях родника, обязательно приходит к нему, даже не испытывая жажды.



По содержанию топонимические легенды и предания Качима можно разделить на несколько групп:


  1. Связанные с какими-либо историческими событиями (наиболее часто речь идет о татаро-монгольском нашествии). ( Ребровская поляна)

  2. Легенды, повествующие о монахах, святых, чудесах. (Николай Чудотворец, Илья Пророк)

  3. Легенды, свидетельствующие о связи названий с разбойниками (Разбойный)

4. Осмысление наименования географического объекта может происходить на основе фонетического, ассоциативного признаков (Качим)

5. Содержащие какие-либо положенные в основу наименования характеристики людей (Неверный).


Грамматическое построение топонимов



Способы грамматического построения.


Суффиксация

( при помощи суффикса)

Другие граммат.категории

( падежи, числа, императив или повелительноые наклонения)

Префиксации

( при помощи

приставки)

Словосочетание

Словосложение

Суффиксация + префискация

«Рёбровская» «Качимка», «Явлейка», «Ильин», «Ильинский» «Разбойный».









С точки зрения русского языка, большинство топонимов образовано суффиксальным способом. Для этого служат суффиксы – ск, -к, -н- -ов (о), -ичи, -иха, -ин,-ино.

Итог урока.

- Вот так от урока к уроку постепенно мы открываем тайны русского языка, а значит, становимся более грамотными. Ребята, спасибо за урок!!!


Домашнее задание: (на выбор)

  1. Составьте словарик топонимов города или села, в котором вы живете. Определите способ грамматического построения топонимов.

  2. Составьте презентацию к сегодняшнему уроку.


































































Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас