СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие силы пальцев, быстроты и ритмичности их движений,развитие зрительно-моторных координаций. Развитие движения руки, снятие мышечного напряжения в кисти, развитие чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.

Просмотр содержимого документа
«Традиционные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Традиционные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

Цель: развитие силы пальцев, быстроты и ритмичности их движений.

  • Противопоставление пальцев.

  • Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.

  • Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.

  • Отведение — приведение пальцев.

  • Сжимание ластика разными пальцами.

  • Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.

  • Перекладывание мячей разного диаметра.

  • Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.

  • Перекатывание в пальцах карандаша.

  • Передача пальцами теннисного шарика.



Упражнения по штриховке по контуру, обводка.

Цель: развитие зрительно-моторных координаций.

Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию общеучебных умений и навыков, в частности, такого важного, как умение слушать и слышать инструкцию и точно ее выполнять.

      • Рисование узоров, раскрашивание, штриховка, обводка по точкам и т.п.

      • Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование по шаблонам.



Игры с пальчиками с речевым сопровождением

Цель: развитие движения руки, снятие мышечного напряжения в кисти, развитие чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.

Во время чтения стихотворения на каждое слово пальчики «здороваются», т.е. последовательно соединяются с большим пальцем в кольцо. Здесь использую два варианта: пальцы можно соединять в прямом и обратном порядке, можно чередовать.

Разучивать упражнения лучше индивидуально:

  • начинать с ведущей руки;

  • затем подключается другая рука;

  • обе руки одновременно;

  • упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь сопровождения убирается.



Самомассаж кистей и пальцев рук

Цель: развитие движений пальцев рук, снятие мышечного напряжения, подготовка мелкой мускулатуры руки к письму.

Данный вид задания рекомендуется детям, у которых повышен мышечный тонус мелкой мускулатуры. Такие дети обычно отличаются сильным нажимом при письме, и, как следствие, быстрая мышечная утомляемость, низкая скорость письма.



Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мышечной активности и поддержание тонуса мышц участвующих в акте письма, развитие подвижности и гибкости кистей рук.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Упражнения на составление фигурок из счетных палочек или спичек

Цель: развитие мелкой моторики, пространственная ориентировка, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации.

Дети выкладывают на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик.



Упражнение «Нитяные узоры»

Цель: развитие тонких координированных движений пальцев рук, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, навыков самоконтроля, развитие произвольного внимания, умения работать сосредоточенно и аккуратно.

Для работы берутся толстые тяжелые нитки либо тонкие веревочки. Используются карточки-образцы, дети выполняют задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание веревочек.

Делая выводы, можно отметить, что правильно и вовремя организованная работа по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует эффективному развитию и совершенствованию тонко-моторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений пальцев рук. Стимулирует развитие ЦНС, психических процессов, речи.