СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Церковная летопись Знаменской церкви с.Бор Семеновского уезда Нижегородской губернии

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранилось всего 2 церковных летописи местных храмов, одна - главного храма с.Бор Знамения Пресвятой Богородицы. Летопись хранится в ЦАНО в фонде Нижегородской епархии. Храм Знамения сегодня восстановлен и входит в культурно-просветительский центр "Сергиевская слобода". Летопись может стать прекрасным материалом для исследования.

Просмотр содержимого документа
«Церковная летопись Знаменской церкви с.Бор Семеновского уезда Нижегородской губернии»

10


Введение

Главным и почти единственным источником для церковноприходской летописи села Бора послужили писцовые книги, начиная с 1533 года по нашему счислению, и копии с разных официальных документов, хранящихся в архиве Борского сельского управления.

Село Бор, до отделения Семеновского уезда в 1779 году, принадлежало к Балахнинскому уезду к так называемой Заузольской волости. Так как село Бор находится в связи с ближайшими приходами той волости, то беглый взгляд на состояние всей этой местности по указанию рукописей при составлении летописи является уместным и отчасти необходимым

При… материала пришлось разделить Поволжье от Заволжья. Поволжье – это береговая полоса по левой стороне реки Волги, обнимающая селения по линии большой Городецкой дороги; Заволжье – область вдаль от этой береговой линии к городу Семенову. Население береговой полосы началось очень рано и шло сплошной массой деревушек и починков сверху вниз, по крайней мере, до села Толоконцева.

В 1533 году в Заузольской волости было уже 125 деревень и 85 починков, не включая Толоконцевской волости и деревень, лежащих ниже речки Везломы, около нынешнего села Собчина, которых, не смотря на попытки отчислить их к Нижегородскому уезду под названием Везломской волости, принадлежали к той же Заузольской волости. Благодаря ранней оседлости и гражданскому устройству по всей береговой линии от Городца до Бора народ православные, чем вдали от нее.

Не смотря на то, что текст сохранившихся до нас памятников старины оставлен в летописи в целости, лишь с краткими выводами и замечаниями, история села Кантаурова осталась не выясненной, потому что Указ Святейшего Патриарха Иоакима 9 апреля 7154 года о разрешении построить в селе Кантаурове церковь дает основание предполагать, что до этого времени была в Кантаурове другая церковь, и что первоначальное основание Кантауровского прихода и прежней церкви было гораздо раньше ревизии 7156 (1646) года.

Деревня Матренино на речке Матренке, которая в летописи переименована в село Подолец, существует и доселе под своим именем в полуверсте от села на низменном месте, заливаемом по веснам водой. Церковь в старину была ближе к лесу и так же заливалась водою. Отсюда ясно, что церковь построена была сначала в деревне Матренино, а затем по неудобству места была отнесена на гору, что ныне село Подолец, в котором и по сие время нет обывательских домов кроме причта. Есть основание предполагать существование этого прихода в 1688 году.

Памятники и документы, бросающие свет на происхождение прихода села Бора в связи с прилегающими к нему приходами по береговой линии реки Волги хранятся в Борском сельском управлении под именем писцовых книг и могут любознательному историку дать, хотя и не богатый, но объемистый материал для восполнения и объяснения сведений, собранных в церковноприходской летописи села Бора.


Церковная летопись села Бора Знаменской церкви Семеновского уезда

На левом берегу реки Волги, среди необозримой луговой низменности, под самым Нижним Новгородом, красуется село бор с его белокаменными церквами. Если смотреть с набережной Нижнего, то представляется длинная вереница деревянных построек, перерезанных кое-где каменными домами с их зелеными крышами, над коими красиво возвышаются купола церквей и колоколен, в стороне село Толоконцево с близлежащими кустарниками, озерами и извилистой речкой Везломой, и весь это ландшафт… застилается густым бором, от которого наше село Бор и получило свое название.

Ныне село Бор не оправдывает своего имени. Не только в его окрестностях, но и во всем 2-ом стане Семеновского уезда, к которому оно принадлежит, ныне уже (нет) тех непроходимых лесов, где «с бобровых гонов взимались пошлины.() Это село торговое, промышленное, бойкое. В нем находятся пути из разных мест широкого Заволжья: Костромы, Семенова, Воскресенского, на Ветлуге и Макарьева (). В селе Бор центр сельской администрации: волостное правление, стан, мировой суд, здесь же по преимуществу избираются исстари «поповские старосты» - «благочинные смотрители», «Благочинные».

Таково нынешнее положение села Бора, к которому тесно примкнули – с одной стороны село Кононово, с другой Мухино и с третьей деревня Макарово.


Основание села Бора восходит к первой половине XYI столетия. В «Книгах Узольской волости и Богородицкой писцов Михаила Жедринского да Карпа подьячего лета 7041 (1533) августа» между прочих значится « и се дворы на устье Везломы реки против Новгорода Нижнего за рекою за Волгою и живут в них люди беспашенные Истомы Елизарова - Елизар Гридин Угольцев, Митька Ларивонов и всех дворов тридцать один двор». В копии с писцовых книг за 7068 (1560) год в Везломской же волости «на устье речки Везломы против Новагорода Нижнего на берегу селище, что была слободка, а в ней было беспашенных тридцать один двор, а земли на селище по мере семнадцать десятин, лесу – по Боровков исток вниз по Волге на версту и оброку давати с той слободки царю и великому князю с двора по десяти денег: и та слободка запустела от казанских войн дворы выжгли, людей в полон вывели и то селище приказано Везломской волости крестьянам Петрушке Семенову сыну Зиновьеву. Да тарасу иванову сыну Косткину призывати на то селище житии людей беспашенных и нетягловых на льготу, а кого на то селище призовут житии и тем людям на то селище дворы ставить и на животный выпуск и на покосы вниз по Волге по осеву пашню и по Клоков исток расчищати, а льготы им дать на то селище на десятьлет – с лета 7068 по летр 7078, а оброку давать полтора рубля и десять денег а впредь давати с того селища за поземь рубль денег» В выписи из писцовых книг Балахонского уезда Тимофея Хлопова да дьяка Семена Сумврыкова 7099 (1590) года: «половина слободки Везломской за рекоюза Волгою против Нижнего Новгорода, а в ней бобыли…а всего семь дворов, а людей в них тож, а другая половина той же слободки приписана к Нижнему Новгороду… Да не с пашенных Везломской слободки с семи дворов оброк рубль и один алтын, да пошлин с того оброку десять денег с полушкой.


Более подробные сведения находятся в списке с Нижегородских писцовых книг Дмитрия Лодыгина с товарищи 7129, 130, 131 и 132 (1621 – 1624) годов, куда была приписана другая половина Везломской слободки. «Слободка Везломская на устье реки Везломы, а в ней живут непашенные люди… А от той Везломской слободки вверх по берегу Везломского озера полого места старые пустоты дворовых мест вдоль до слободки Копытовки по мере четыре десятины, а в слободке Копытовке оброчных дворов… И всего в Везломской и Копытовской слободке тридцать два двора, а оброчных людей в них сорок два человека, а оброку с своих дворов и промыслов платят всего девять рублей три алтына, а по мере Везломская и Копвытовская слободки и полого места старые пустоты дворовых мест восемь десятинда выгонные земли от слободки Копытовки от Федькина двора Туина до межи выгонной земли Никольской слободки две десятины. Да выгонные земли у Везломской слободки вообще со слободкой Заузольской волости позади их дворов полого места, паточины и лесу и спорной земли до новой расчистки по Потапов взвоз сто семь десятин, а та выгонная земля не пашенная – и на пред того не пахивана, и впредь пахать нельзя: болота и ржавцы и песок плоучий. Да по челобитной Везломской слободки Федьки туи с товарищи дано им для вешней полой большой воды на животинный выгон под конец Никольской слободки на борку – от слободки вдоль и поперек две десятины для того, чтобы весною в полую воду Везломскую слободку всю поднимать. Слободка Никольская на Бору на озере на Глухом, а в ней церковь Николы Чудотворца, древяна клетцки, а церковных причетников: поп Петр Константинов, дьячок Еремка Иовлев, проскурня прасковья, да оброчных дворов… И всего в Никольской слободке опричь церковных причетников тридцать один двор, а людей в них тоже, а оброку платят всего четыре рубли пять алтын»


Мы нарочно привели подлинный текст из писцовых книг – единственного в (,,,) и драгоценного материала Заволжской старины, чтобы оставить наглядную картинку гражданского здесь устройства. Во время народной переписи в 1533 году, начиная от устья реки Узолы до устья реки Ватомы, более 50 верст вдоль левого побережья р.Волги были уже многие деревни, починки и займища, принадлежащие к двум волостям Балахнинского уезда – Заузольской с селом Погостом и Толоконцевской с селом толоконцево, где в то время был Спасский монастырь. Начальственный надзор за гражданской и духовной жизнью народа, хищничества татар и черемис, высший контроль над сбором казенных пошлин и правами частных владельцев требовали взаимного и постоянного общения Нижнего Новгорода с нашим Заволжьем, - и вот на самом берегу Волги, при устье Везломы, немного повыше нынешнего перевоза возникает в начале XYI столетия, если не ранее целаяслободка с людьми вольными - непашенными, для коих требовались только дворовые места для жительства и промысловых работ, да выгонные земли для пастбищ. Это был первый камень, положенный в основание прихода села Бора, образовавшегося много лет спустя.


В 1560 году чрез восемь лет после покорения Казани Иоанном Грозным() на месте вольной и промысловой Везломской слободки осталась только куча пепла. Из мщения ли, или из корысти татары () выжгли слободку, а людей увели в плен. Частые набеги татар и черемис, а еще более моровая язва и голод, постигшие Россию в 1510-1512 годах (), гибельно отозвались и на все наше Поволжье.»От черемисских войн и от морового поветрия, замечено в книгах 1590 года, в Заузольской и Везломской волости многие деревни и починки запустели, так что лежали сто двадцать пустошей и поросло лесом семьсот пятьдесят десятин».


При таких обстоятельствах охотников из Узольской и Везломской волости на поселение в опустевшей Везломской слободке, не смотря на десятилетние льготы, до 1591 года было немного. Зато многие приходили из Нижнего посада и других мест вотчины думного дьяка Ивана Курбатова и селились на ряду с Узольцами на тех же 17-ти десятинах, что послужило к долговременным тяжбам между владельцами.


С усмирением луговой черемисы и татар настали для нашего Поволжья времена мирные и спокойные. Тогда население быстро увеличилось: по ревизии 1621-1624 годов в Везломской слободке было 24 двора, приписанных к Нижегородскому уезду да 7-мь Заузольской волости Балахнинского уезда; в версте от нее образовалась новая слободка Копытовская из 8-ми дворов таких же бобылей, а еще далее к лесу на таком же расстоянии слободка Никольская - Боровская с деревянной Никольскою церковью, в которой вместе с причтовыми домами было 31 двор таких же бобылей, как и в тех двух слободках. Кругом Боровской Никольской слободки были и другие деревни, построенные на новолесных росчистях, которые после вошли в состав приходов сел Кононова, Мухина() и Собчина, бывших при той ревизии также деревнями.


Теперь бросим беглый взгляд на общее состояние церковной жизни здешнего края тех времен». В стану церкви Николы чудотворца, пишется в книгах 1533 года, пять дворов, прикащик узольской волости, никольский поп истома, а крестьянских дворов балуй петров, распопа, давыдко григорьев». Это погост Балахнинского уезда, единственное село в Заузольской волости. В 1591 году «сверх погоста Никольского было еще погост Иконников (ныне село Иконниково) на речке на Руди, а в нем церковь рождество пречистыя, древена клецки, а в церкви и образы и ризы и колокола строение людское, а на церковной земле поп Иван Иванов, церковный дьячок, проскурня, пономарь» В списке Дмитрия Лодыгина 1621-1624 годов. «Село, что была деревня неклюдовская, а воскресенское тож, на речке на везломе а в селе церковь воскресения Христова древяна клецки, а в церкви и образы и книги и ризы и колокола строение мирское, а церковных причетников поп самойло давыдов да с ним дьячок ивашко левонтьев да на церковной земле келии нищих питаются от церкви божии: келья митюшки григорьева, Фильки Кузмина, первушки Федорова…За рекой за линдою село. Что была деревня Матренина на речке на матренке (Подолец)дворовые усады стоят порознь на двое,а в селе церковь преображенья спасова, да придел святого мученика Георгия, поставлена ново деревяна клецка, а церковь и в церкви образы книги и всякое церковное строение мирское, а церковных причетников поп артемий, дьячок никола артемьев, пономарь с тахейка иванов, проскурница агафья данилова». Село Толоконцево на берегу Везломы реки, читаем в списках Лодыгина 1621-1624 годов, а в нем монастырь всемилостивого спаса, а в монастыре церковь нерукотворного образа спасова, древяна клецки, а церковь и в церкви образы местные, и деисус да книг евангелие напрестольное и апостол и поставные свечи и всякое церковное строение мирское, да в церкви ж монастырских книг две триоди постная да цветная, два октая писменные, минея общаямосковская печать, да минея писменная, да на монастыре ж келья игуменская старца гурия, старцев – ионы да афонасия да тихона, а монастырь огорожен зиметом, да за монастырем двор попа василия, пашни церковные, а пашет поп василий десять четив нем, а в дву по тому ж, а игумен и старцы тою церковною землею не владеют, а которые деревни и починки изстари к тому монастырю в той же Толоконцевской волости, а те деревни и починки писаны под вотчину думного дьяка Ивана Грамотина».


Для нас важны такие памятники старины, потому что просветляют церковную жизнь здешнего края на все последующее время. Села Погост, Иконниково, Подолец, Толоконцево, Неклюдово расположены вдоль побережья на протяжении 50 верст по большой Городецкой дороге. Сколько ни было низко научное образование тогдашнего сельского духовенства, сколь ни слабо было его просветительное влияние на народ, однако ж раскол, так крепко засевший в глуши здешних лесов во второй половине XYII столетия, почти вовсе не коснулся тех приходов. Явление замечательное в нашем Заволжье.


Возвратимся к нашим слободкам Везломской, Копытовской и Боровской-Никольской, положившим основание нынешнему селу Бор. Мы видим, как все они выросли одна от другой, жили одной жизнью, одними стремлениями, и взаимно поддерживая одна другую, составляли одну семью, которая в начале XYII столетия с каждым годом расширялась и размножалась.Видим мы, как вокруг Боровской слободы с Никольскойцерковью возникали одна за другой деревни и починки. Следствием этого явилась потребность увеличить Никольскую церковь и открыть при ней второй штат. В копии книг писца Дмитрия Горихвостова 156 года (1648) по прочем написано: «Слободка Никольская Боровская, а в ней церковь Знамения Пресвятой Богородицы, а в приделе великого чудотворца Николая, а в церкви и образы и книги и колокола строение мирское, а у церкви поп Иван и поп Василий а дьячок еремейка иевлев и пономарь лазарко яковлев, а просвирница васса, да на церковной земле нищие питаются от церкви божии… Всего в Боровской Никольской слободке два двора поповых, двор дьячков, двор пономарев, двор просвирницын, да пять нищенских келий, да бобыльских непахотных 61 двор, а людей в них 105 человек. Да два двора пустых, да два двора вдовьих».


В наших рукописях нет указаний, была ли тогда перестроена церковь вновь или только пристроен придел с большим изяществом, чтобы придать ему значение главного храма, нет указаний и на то, почему новоустроенный храм посвящен в честь Знамения Пресвятой Богородицы; но относительно последнего сохранилось предание, что здесь поселились некогда беглые новгородцы, и они то из уважения к Новгородской святыне построили на Бору храм во имя своей чтимой иконы. Если припомним, что после покорения Иоанном III Великого Новгорода в 1479 году тысячи семей и детей боярских выслано было и поселено в Переяславле, Владимире, Юрьеве, Муроме, Ростове, Костроме, Нижнем Новгороде (), если и после сего частию из опасения, частию по сношениям и связям с опальными и по другим видам переселения могли бытьи отдельными лицами и целыми семьями; то не удивительно, что некоторые новгородцы искали себе спасения в Заволжских бобыльских слободках и пожелали увековечить память своей вольной жизни.


Жители наших трех слободок не имели пахотной земли и хлебопашеством никогда не занимались, но тем не менее они владели большими угодьями и имели сравнительно лучшие средства к жизни. Прекрасные заволжские луга, рыбные ловли в заволжских лугах, выгонные земли, мельницы на Везломе, торговые сношения с Нижним новгородом поселили зависть в соседних владельцах.Завелись тяжбы с нижегородскими посадскими людьми, были произведены расследования, и «лета 7156 (1648)сентября в 30-й день по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея России Указу и по грамоте из приказу большого дворца за приписью дьяка Смирнова Богданова велено стольнику и воеводе Ивану Богдановичу Камышину Балахнинского уезда Государевы дворцовыя заузольския волости земли и леса и сенные покосы и всякие угодья развести от Нижегородского уезду по старым Балахнинским писцовым книгам князя Юрья Мещерского с товарищи к Балахнинскому уезду и Государева дворцовой и заузольской волости».


Кстати, здесь заметим, что в «тех же книгах значится село Кантаурово, а в нем церковь Живоначальной Троицы, в приделе Илья пророк, образы местные, и Деисус, и книги и ризы и колокола строение мирское – поп артемий самойлов, дьячок мишка спиридонов, пономарь данилко иванов, просвирница авдотьица петрова. Жа в селе же крестьяне…»


С одной стороны хороший достаток, получаемый от тех угодий при выгодных кузнечных работах, издавна развившихся здесь в выделке железных гвоздей, а с другой благодарные чувства за Царские милости в бывших тяжбах были причиною того, что в половине XYII столетия на Бору из привольных заволжских лесов устроен был еще другой храм, вероятно, для зимнего богослужения, в честь Рождества Христова с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Любопытно видеть украшение той Рождественской церкви по писцовым 186 года (1678) книгам Никиты Левашова и подьячего Прокофия Стахеева, и вместе проследить состояние наших трех слободок того времени…

«Бобыльские непашенные слободки. Боровская слободка, а в ней церковь во имя Рождества христова древяна клецки, а в ней местных образов – образ рождества господа нашего Иисуса Христа, прикладу четыре вещи позолочены, пелена дарогильная (), да образ пресвятыя Богородицы Владимирския в киоте с створами, возглавя Христа Бога нашего отечества, а на створах образ Иоанна Предтечи да Николая Чудотворца, приклад у того образа двадцать копеек серебряныя, да образ Николая Чудотворца в киоте, приклад у того образа венец и цата серебрянык чеканные золочены, да прикладу крест серебряный да тридцать копеек белых, пелена дрогильная красная опушена дорогами желтыми, да образ Петра и Алексея и Ионы и Филиппа московских чудотворцев в киоте писаны на красках (без прикладных украшений), да образ Живоначальныя Троицы в киоте, у того образа пелена кумачная, образ Св. пророка илии в киоте, пелена кумачная, Царские двери, столбцы и сень, и Деисус писаны на красках, паникадило железное, да перед местными образы четыре свечи поставленныя деревянныя на красках, да в олтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы Одигитрии, на престоле евангелие печатное, облочено атласом красным евангелисты серебряные позолочены, приклад тоя ж церкви попа сисоя кормилова с детьми – крест благословенный обложен серебром позолочен, приклад Везломской слободки Кузьмы Назарова кузнеца – сосуды оловянные, покров и воздухи кандяшные да в приделе Усекновения Главы Иоанна Предтечи в олтаре за престолом образ пресвятые Богородицы Владимирския, двери царские, сень и столбцы и Деисусы писаны на красках, да образ усекновения Главы Иоанна Предтечи, а перед тем образом свеча поставлена деревянная написана на красках. Да на паперти образ Христова нашего страшного суда писан на красках, два кадила медные, одно луженое, чеканное белое, да книги евангелие толковое недельное, две триоди цветная да постная, книги Акафист Николая Чудотворца, пролог Марта с первогочисла сентября по первое же число, потребник малой, канунник, два октая на jmv гласов, минея общая, псалтирь учебная, служебники новоизданные печатные, да двои ризы стихарь полотняные, оплечьи выбойчатые, пояс нитяной, да на колокольнице четыре колокола в большом колоколе весу тринадцать пудов, в другом четыре пуда, да в двух колоколах два пуда; а церковь и всякое строение мирское; да церковное кладбище в длину тридцать шесть, поперек тридцать сажень; а около церкви огорожено забором, а в заборе ворота створчатые, другие малые покрыты тесом. Да на церковной земле поп Сисой Корнилов у него дети Ивашко пятнадцать лет, Митька осьми лет. Двора его длиннику по улице двадцать три сажени, поперек в первом конце десять сажень, а в другом конце одиннадцать сажень. Вдова попадья Марьица Васильева дочь, у нея сын Гришка десяти лет, двора ея длину двадцать две сажени, поперек в первом конце одиннадцать сажень, а в другом конце двенадцать сажень; во дворе дьячек Ивашко Иванов, у него сын Мишка году. Двора его и с огородом в длину его осмнадцать, а поперек шесть сажень без трети, пономарь Фадейко Осипов, двора его и с огородом длиннику шестнадцать сажень, а поперек в конце десять, а в другом шесть сажень; во дворе просфирница Фетиньица Федорова дочь, двора ея и с огородом в длину шесть сажень, а в другом конце восемь сажень. Нищий емелька григорьев, у него дети: афонька, андрюшка пятнадцати лет; сказался емелька Заузольской волости, вознесенского приходу (), деревни Яришково крестьянин двора его и с огородом длиннику шесть, а поперек пять сажень, Нищий ганька семенов, у него сын тимошка шести лет, сказался тож села Бору бобыль, двора его и с огородом полдесятины, а поперек семь сажень. Нищий давыдко иванов, у него сын Ивашка трех лет, давыдко сказался толоконцевской волости, деревни Летнева крестьянин, двора его и с огородом в длину десять сажень, а поперек пять сажень. Нищий левка иванов, у него сын петрушка полугоду, сказался из Нижнего с посаду бобыль,двора их и с огородом в длину шесть сажень, а поперек по осьми сажень. Всего в Борской слободке на церковной земле- двор попов, двор дьячков, двор пономарев, двор просфирницын, да пять келий нищих, питаются от церкви божии…Христовым именем… Всего в Борской слободке, девяносто дворов (кроме церковных0 бобыльских людейв них семьдесят семь человек, да пятнадцать вдов, детей у них сто двадцать человек, братьев три человека, племянников два человека, пасынков три человека, внучат шесть человек, зятей четыре человека, да приемышей - да в тех же дворах захребетников восемь человек, да шесть вдов, детей у них девятнадцать человек, - обоего двести сорок три человека. Слободка Копытовская, а в ней непашенных бобылей двенадцать дворов бобыльских людей в них десять человек, да три вдовы, зятей у них двадцать два человека, обоего тридцать один человек…Слободка Везломская, а в ней

Непашенных бобылей…восемьдесят (неразборчиво) дворов, бобыльских людей в них шестьдесят девять человек, да семнадцать дворов, детей у них сто двадцать два человека, племянников тож, внучат пять человек, зятей семь человек, детей у них тож, да в тех же дворах захребетниковдвенадцать человек, да три вдовы, детей у них осьмнадцать человек, обоего двести пятьдесят один человек. А всего …в непашенных боровской, копытовской везломской трех слободках сто восемьдесят восемь дворов бобыльских, людей в них всего… пятьсот шестьдесят четыре человека. В числе жителей Боровской слободки Июдка Федоров сын, ведерник, сказался Устюга Великого посадский человек».


В тех же книгах»Старцова пустынь» что ныне Пустынь на Линде, прежде деревня, именуется селом. Таким образом церкви Кантауровская и Линдо-пустынская возникают перед самым зарождением Малиновского скита в 5-ти верстах от Кантаурова и в 10-ти от Старцовы- пустыни. Народ в тех приходах не успел так сказать окрепнуть в церковной жизни, и не устоял против соблазна. Особенно сильно было заражение в приходе села Кантаурова, где целыми деревнями переходили в Малиновый: там стали креститься, там и хорониться. Церковь опустела. Не лишне здесь заметить, что оба прихода расположены в стороне от большой Городецкой дороги вглубь нашего Заволжья. Город же Семенов, куда ныне прилегает (пролегает) большая дорога из Нижнего, был тогла селом, если не деревней. Расколу таким образом представлялся здесь широкий простор и свобода. Не то было с Вознесенским приходом села Зарубино, о котором упомянуто мимоходом. Он находился по линии Городецкой дороги, и хотя в соседстве с Линдо-Пустынским, но раскол мало задел его. Точно также приход села Кирюшина на той же линии остался православным. Приходы Зарубинский, Кирюшинский и Ступинский, хотя местностию своею и вдались в уезд Семеновский, но почему-то остались за Балахнинским уездом. Раскол старался проникнуть и сюда. У попа Сисоя на бору раскольники склонили было его жену к своему согласию и увезли в лес, но здесь, как и в других береговых приходах, он не привился. Совращения, если и были тогда, так единичные, и не потрясли ни церковной, ни тем менее гражданской жизни в приходе.


По спискам 200 и 201 годов в Боровской волости «прибыло бобыльских тридцать три двора, да два двора солдатских, тоже нищенских дворов, а в Копытовской убыло бобылей четыре двора, и те бобыли вышли в боровскую слободу. В Везломской слободке убыло также бобыльских осьмнадцать дворов, да в той же слободке три двора нищенских людей… Всего в непашенных в Боровской, в Копытовской, везломской трех слободах сто девяносто девять дворов бобыльских, да два двора солдатских людей… Обоего людей и их детей и от них свойственников пять сот тридцать три человека, да десять вдов, нищенских осьмнадцать дворов, людей в них нищей один человек, да семнадцать вдов, у них детей пятнадцать человек, да на церковной земле семь дворов бобыльских детей, в них пять да две вдовы, детей семь человек».


Мы видели, что Везломская и Копытовская слободки в большие полноводья были «понимаемы» водой и для сохранения скота было отведено еще в 1625 году по просьбе Везломских жителей две десятины земли за Боровской слободкой. С С постепенным уменьшением лесов по берегам Волги, а затем со введением канализации рек вверху, случаи больших разливов воды стали повторяться здесь чаще к немалому ущербу жителей. Место, где устроена Боровская слободка, составляет невысокий, но тем не менее никогда незаливаемый весенней водой горный кряж, по которому разположены все поволжские селения, господствующие над низменной луговой равниной по берегу Волги. Благодаря такому положению, Боровская слободка скоро приобрела первенствующее значение между теми тремя слободками. Жители из тех слободок стали переселяться сюда, и, как в писцовых книгах, так и во всяких бумагах и документах Боровская слободка стала именоваться в числе их первою.


Здесь прерываются на целое столетие сведения о церковном и гражданском состоянии села Бора, исключая лишь одних тяжб с соседними владельцами, не прекращавшихся до 1802 года.


В 1778 году по просьбе прихожан разрешено было построить каменную церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы с тремя приделами: Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Св. Николая Чудотворца и Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Церковь эта основана по всей вероятности на месте Рождественской, прослужившей 110 лет, между тем как другая Знаменская существовала до пожара 1784 года. Что было побуждением просить о постройке каменной, а не деревянной церкви, мы не знаем, тем не менее такое усердие свидетельствует, что раскол не оказал большого влияния на приход. Приведем подлинный текст их прошения и Указа об освящении двух новоустроенных приделов, составляющих нынешнюю трапезу храма, в которых очерченотогдашнее состояние прихода и церкви. «Великому Господину Преосвященнейшему Дамаскину, Епископу Нижегородскому и Алатырскому епархии Вашего Преосвященства Семеновского Округа дворцового села Бору Знаменские церкви старосты церковного крестьянина Ивана Прокофьева Сыромятникова со всеми приходскими людьми всепокорнейшее прошение.

1.,

Прошлого 1778 года августа 21 дня дан нам Ея Императорского Величества от бывшаго Преосвященного Антония, что ныне во граде Казани, по прошению нашему Указ строить в оном нашем селе Бору каменную церковь Божию во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, приделы: первый Усекновения честныя Главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна; второй Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, третий святителя и чудотворца Николая, с колокольнею. Которые церкви в наличии ныне строения имеются: трапеза отделана вся; в ней два придела: по правую сторону Усекновения честныя Главы Иоанна Предтечи Господня, а по левую святителя Христова Николая изготовлены; иконостасом, иконами святыми и всем церковным благолепием довольно украшены.Также и колокольня вся отделана, на ней уже и колокола подвешены; но в колокольне сделанной придел святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова не украшен еще иконами; при том и настоящая церковь только выкладена еще по окошки.

2.,

А как в нынешнем 1784 году прошедшего июля 31 числа от случившегося в означенном нашем селе Бору пресильного пожара, находящаяся у нас деревянная церковь во имя тех же престолов сгорела, по сему де днесь 9неразборчиво) отправления Божественныя Литургии.

(Того ради)…Преосвященнейший Владыко! милостивейший наш отец и архипастырь! дабы обрадованы были печальные чад Твоих сердца слушанием бодественных служб а больше свтейшие литургии, просим всенижайшее, благоволи свтительским твоим благословением повелеть освятить оные изготовленные два придела Иоанна Предтечи Господня и Святителя Христова Николая, кому заблагоразсудите: по известному же всем для нас разорению не можно ли пастырски благословить местному нашему освятить священнику Дмитрию Петрову, который в сем деле по другим местам уже неоднократно обращался притом и на вынесенных из деревянной погорелой церкви антимиксах, которые для свидеьельства Вашему Преосвященству оной священник Дмитрий Петров и представить имеет. Но более во всем в Святительскую Твою власть все передаем, на что и ожидаем Архипастырской твоей милосердной резолюции. Прошение сие писал по просьбе означенного старосты церковного Ивана Сыромятникова с приходскими людьми местный их Знаменский иерей Дмитрий петров. Декабря дня 1784 года. К сему прошению староста Иван Сыромятников руку приложил. К сему прошению Иван дмитриев руку приложил. К сему прошению Алексей Целовальнов руку приложил. К сему прошению Петр Ушаков руку приложил. К сему прошению вместо выборного Андрея Игольницина и приходских людей грамоте не умеющих по их прошении и в свое место онаго ж села Бору земский Петр Гладышев руку приложил. Указ Ея Императорского Величества Самодержицы Всероссийския из Духовной Преосвященного Дамаскина Епископа Нижегородского и Алатырского Консистории Епархии нашей Семеновского Округа благочиния Смотрителю села Бору Знаменской церкви священнику Дмитрию Петрову. По Указу Ея Императорского Величества Мы пастырски благословляем в означенном селе Бору в новостроящейся каменной Знаменской церкви построенные в трапезе два придела, первый во имя Усекновения Главы честного и славного пророка и предтечи и Крестителя Господня Иоанна, второй святителя и чудотворца Николая, ежели они по свидетельству твоему окажутся построены по подобию прочих святых и греко-российских церквей, и всею утварью, книгами и прочим благолепием убраны неоспудно, также и престол сделан в указанную пропорцию, еже то в вышину аршина шести и с (неразборчиво), в ширину аршина осьми, в длину аршина четырех вершков, по церковному чинопочитанию с прежними освященными антиминсами освятить, и по освящении с приложением всему церковному имуществу верной описи к нам репортовать. Декабря 14 дня 1784 года. Подлинный за подписанием Его Преосвященства, за скрепою секретаря Василия Никольского. За справкой канцеляриста Степана токарева. Оный Указ получил иерей Дмитрий Петров ().

До сего времени наши три слободки: Боровская-Никольская, Копытовская и Везломская были дворцовыми –государевыми Заузольской волости Балахнинского уезда.

Высочайшим Указом 9 Генваря 1797 года все вместе с населением по последней ревизии 483, а всего 500 душ Всемилостивейше пожалованы Генерал-Майорше Аделаиде Александровне Бороздиной в вечное и потомственное владение со всеми теми селениями принадлежащими, а ровно и спорными землями и угодьями.


Мы не знаем, как встречена была здесь такая перемена, как отнеслись Боровляне к новому правлению, в чем особенно оно высказалось, только крепостная их зависимость продолжалась не долго. По смерти Г-жи Бороздиной в 1799 году Высочайшим Указом 11 июля того года утверждены были опекунами двух ея малолетних дочерей от 1-го мужа Любви и Генриеты дю-Монте и сына Константина Бороздина, генерал-лейтенант Михаил Михаилов Бороздин и Тайный Советник и Кавалер Иван Борисович Пестель. Всеми делами по управлению имением заправлял последний. Приведем подлинный текст первого его распоряжения: «Вотчины покойной Госпожи Генерал-Майорши Адель Бороздиной крестьянину Афанасию Гоголеву. Как не безизвестно тебе,что прежняя твоя помещица скончалась, и вотчина ваша по духовной отказана малолетним двум ее дочерям,рожденным от первого ее мужа, да сыну Константину Бороздину, у которых и над имением по именному Его Императорского Величества Указу 11 июля сего года, избран я опекуном. А посему и повелеваю тебе, что когда из крестьян в вотчине вашей оказываться будут для общего жительства люди неспособные, то оных доверяю тебе с мирского согласия не только во время настоящих рекрутских наборов, и когда случится и вперед, оных навсегда к зачету в рекруты отдавать, квитанцию по ним брать на законном праве, и во время наборов оные предъявлять; а также может случатся по сим вотчинам по судам Правительства какие просьбы подавать, или к чему бы то ни было в удовольствии или неудовольствии руку прикладывать, я во всем тебе верю, тако же если и ты о вышеписанном от себя кому из крестьян вотчины своей поверенной, спорить и прекословить не буду, подтверждая при том о всех… и важных случаях меня уведомлять. В Москве августа дня 1799 года. Действительный Статский Советник и Кавалер Иван Борисов сын Пестель().

Есть однако ж указание в доверительной бумаге крестьян Боровской и Везломской слобод 29 мая 1805 года, что они «в помещичьем владении уже почти восемь лет платя возложенный на них оброк без всякой остановки, при таком хорошем же поведении жизнь свою продолжают покойно». Как бы то ни было, но крепостное состояние продолжалось только девять лет.

1806 года 1 сентября по докладу Министра Внутренних дел графа Кочубея последовало Высочайшее соизволение на выкуп крестьян села Бор по пятой ревизии в числе 480 душ со всеми землями и угодьями за 160230 рублей государственными ассигнациями на условиях, заключенных с опекунами в 12 день июня того года. Чтобы увековечить память этого дня, Боровляне устроили в 1841 году придел во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского. В этот знаменательный день ежегодно вместе с храмовой службой отправляется благодарственный молебен и панихида за их предков, а после общим собранием отчисляется несколько рублей в помощь бедным или заключенным, и делается общее братское угощение из общественных сумм.


Около того времени слободки сначала Копытовская, а затем и Везломская окончательно рушились. В Указе Правительствующего Сената 9-10 декабря 1801 года между прочим сказано: «Как из обстоятельств вышеизложенного дела явствует, что 1) значущия по писцовым книгам, грамотам и отказным за бывшими дворцовыми крестьянами при волостях Толоконцевской и Заузольской, в числе коих и слободки – Боровская, Везломская и Копытовская, что ныне село Бор «…и т.далее


Свыселением в село Бор около 1795 года, маленькая и бедная слободка Копытовская скоро потеряла всякое значение и память о своем существовании. Не то было с слободкой Везломской. Выселившись в село Бор около 1800 года в значительном количестве, жители Везломской Слободы заняли особый порядок под названием «Везломских», «Везломцевых»; оттого в бумагах последующего времени нередко упоминается о слободках Боровской и Везломской, а некоторые семейства так и оставили за собой прозвание «Везломцевых». Везломцевы существуют и поныне частию на Бору, а частию в Нижнем Новгороде, в Балакове Саратовской губернии и других местах, переселившись из своей родины в купеческое и мещанское сословие.


К сожалению, на месте тех слободок не осталось никакого памятника. А заслуживает внимания, что на самом берегу Волги, где ныне вода поднимается на 2-3 сажени от поверхности, до настоящего столетия жили наши предки своими домами, с семьями, доходившими в общем числе до 250 человек, и жили не год, не два, а 270 лет, если не больше Старожилы хорошо помнят эту местность, потому что в детстве копались там в земле, отыскивая (неразборчиво), полушки и другие старинные вещи.

На месте Везломской слободки крестьянин Иван Васильев Трусов устроил было для себя дачный дом, и пытался развести сад, но вода все смыла. А дом 1863 года 6-го декабря сгорел. Ныне на том месте жителями села Бора строятся по летам временные торговые лавки мучные балаганы, а немного пониже содержатся купцами Блиновыми прочно устроенные деревянные лабазы для склада пшеницы.


Вскоре после того, как жители трех слободок сплотились в одну семью, село Бор стало центром притяжения окрестных селений. Вместо Везломско-Заузольской Балахнинского уезда была учреждена Борская, или как тогда называли, Боровская волость, заведен Волостной Приказ, а в последствии 2 стан Семеновского уезда. В 1836 году старанием и иждивением того же Трусова устроено начальное училище. Трусов купил для сего особый дом, и три года содержал училище на свой счет под обязательством ежегодного отчисления из общественных доходов по 500 рублей русскими ассигнациями в течение трех лет для образования училищного капитала. С 1839 года по 1851-й училище содержится на проценты с тех денег и другие частные пособия. В этом году с переименованием Боровлян из свободных хлебопашцев Государственными крестьянами, училище перешло в ведение Палаты Государственных Имуществ, и наконец около 1870 года Семеновского Уездного Земства.


В 1847 году село Бор постигли бедствия. В самый праздник Вознесения Господня пожаром истреблено 153 дома, а затем открылась холера. До нас сохранилось «слово, говоренное священником села Бора Николаем Успенским по случаю пожаров и холеры», которое было отпечатано на 1 листе в два столбца с одобрения Московской Духовной цензуры. Вот оно: «Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох: и имя Господне призвах. (Том 114 ст.3й)


Пророк Давид среди болезней смертоносных. – Пророку Давиду грозят беды адовы – Пророк Давид в скорби и печали – И что же делает он, где ищет утешение, у кого просит помощи? – Он призывает имя Господне.


Слышите братия и разумейте – это урок для нас самый поучительный. Сообразите свои горестные обстоятельства с теми, в которых некогда находился пророк Давид, и вы найдете большое сходство. Что же делаем мы, и что должны делать? Конечно, приложив к грустному сердцу слова пророка последовать его примеру – призвать имя Господне!


Объяша мя, говорит псалмопевец, болезни смертныя. Немного годов прошло еще тому назад, как известная нам моровая язва наполняла трупами могилы наших родных и знакомых. Помните, как мы боялись и молились Богу, чтобы Он избавил нас от преждевременной смерти; помните, как мы обещались непрогневлять более Бога своими грехами. Вот и теперь моровая язва не далеко от нас. Как же не воззвать к Господу с пророками. Господи, спаси нас, нас объемлет болезнь смертная! Мы грешить более не будем!


Беды адовы обретоша мя. Не думайте, бр.(братия), каково умереть тому, кто не думает совершенно о смерти? Каково явиться к правосудному Богу с тяжелою ношей грехов тому, кто не думает совершенно о тяжести грехов? Чего ожидать душе, обезображенной беззакониями и не омытой слезами покаяния. Разумеется чего – ада! Как же не обратиться к Богу и не сказать с пророком: Господи, спаси нас, беды адовы обретоша нас, мы грешить более нем будем!


Скорбь и болезнь обретох. И мы, бр., скорбим и печалимся уже во второй раз, видя наши дома огненным пламенем превращаемые в пепел. Как же не повторить слова псалмопевца: Господи! Мы виновны перед тобой и за то нас постигла скорбь и болезнь, помилуй нас, мы грешить больше не будем.


Имя Господне призвах. Так бр., когда мы были сыты, веселы и покойны, тогда никакая печаль не касалась нашего сердца; тогда что мы делами и о чем думали? Может быть только ели, пили и веселились, думали, как бы еще лучше и веселее жить, т.е как бы удобнее грешить. А часто ли мы помышляли о Боге, часто ли занимались богоугодными делами? К сожалению очень, очень редко. В церкви Божию ходить нам было недосужно, молиться Богу дома было некогда, исповедываться и Св. тайн приобщиться мы не избрали удобного времени, полагаясь на будущее. Почему то правосудный (неразборчиво) милосердный Бог, всегда памятующий о нас грешных, видя нашу беспечность и нерадение о душе своей, пометил нас печатию бедствиями для нашего же спасения. Что же мы должны делать или лучше, что остается нам делать? Принять скорби с радостию и благодарствием, призвать на помощь имя Господне.


И пророк Давид терпел скорби и болезни за грехи же. И грехи его были тяжки, как он и сам говорит: беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне, возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Но за то и скорби его были тяжки и покаяние велико. Он облачался во вретище, смирял постом душу свою. А мы, бр., на грехи споры, на дела богопротивные решительны, а при несчастиях и наказаниях слабы и малодушны, а на покаянии медленны и нерешительны. Слезы у нас мешаются с ропотом, воздыхание с жалобным унынием, - смирить себя под крепкую руку Божию нам тяжело и несносно. Бог лишил нас домов, огонь превратил их в пепел; и мы все горюем, что жить негде, многие сильно сокрушаются и о том, что у них большие семейства, а все богатство их состояло в том, что имели дома, а некоторые в горести даже ропщут один на другого. Не малодушие ли это? Не маловерие ли это? Не оскорбление ли это премудрого промысла Божия? Именно так, друзья мои. С таким духом принимать Божие наказание христианину – грех, и грех непростительный. Вы подумайте только, что мы принесли с собой на свет, когда родились? Кто нас покоит и сохраняет в младенчестве, кто вразумляет в отрочестве, кто руководит в юношестве, кто нам далее все то, что мы имели и имеем? Не Бог ли через добрых людей. А потому, если Господня есть земля и исполнение ея, если Он нам дал жизнь и дыхание и вся, если волос с головы нашей без воли Его не падает, то как мы смеем жаловаться на свое лишение, когда собственного ничего не имеем и не имели? Да и кто мы которые сетуем? Грешники, которых беззакония умножились более пика морского. На что мы сетуем? На то, что Господь из любви своей к нам напомнил нам, что мы забылись, что время попещись о душе своей. Нет, друзья, если бы мы были и праведны пред Богом, и ему было бы угодно посетить нас скорбию: то и тогда приклонив колена пред Его величием должны бы мы были говорить про себя: твори, Господи, волю свою.

Мы лишились домов от пожара; беда еще не велика, особенно если размыслим о своих грехах, если сравним нашу холодность к Богу с Его к нам любовью, нашу беспечность в деле спасения, с Его к нам заботливостью, нашу скорбь, наше наказание с теми скорбями, с теми неслыханными мучениями, которые терпел за нас Господь Иисус Христом, (неразборчиво) наше спасение. Напротив, так как все, что ни творит с нами Господь, творит для нашей пользы; то значит, что мы из несчастия нас постигшего можем и должны извлечь спасительные уроки для нашей жизни. Чтобы не затрудняться всем, слушатели, я вам их сообщу, если угодно будет вам меня послушать.


Урок 1-й. Огонь уготовляет нам пищу, огонь нас освещает и согревает, огонь очищает все для нас вредное и ядовитое. Этот же огонь при нашей неосторожности, усиленный, чрезмерный, пламенный истребляет, сокрушает и превращает в прах все ему встречающееся. Тоже бывает и в нашем образе жизни! Когда мы более наблюдаем над собою, нежели над ближними, когда во всем соблюдаем умеренность и осторожность и никогда в мыслях и желаниях не выходим из пределов благоразумия, тогда сердце наше бывает покойно, совесть чиста и сон безмятежен; тогда в душе нашей тихо горит огонь любви к добрым делам, который согревает и растит семена добродетели для житницы небесной.А когда мы к себе бываем невнимательны, ни в чем не имеем умеренности и осторожности и даем волю своим желаниям и дурным наклонностям, тогда в сердце нашем тихий огонь любви к добродетели заменяется бурным пламенемстрастей, поядающих и истребляющих все в нас доброе, христианское, богоугодное, так что тело наше из храма живущаго в нем Бога претворяется в вертеп греха. А потому, христианин, наблюдай во всем умеренность, буде всегда осторожен и внимателен к себе, буде тих и кроток, не предавайся праздности и всегда бодрствуй и молись Богу, и спасена будет душа твоя.


Урок 2-й. Вам известно, братие, свойства зверей. Одни из них сильны, смелы, хищны, кровожадны, а другие слабы, робки, кротки и безвредны: обитают они в разных логовищах и сблизиться им по свойству их никак невозможно. Одни рыщут по лесам, а другие кроются в норах и кустах, чтобы избежать нечаянного нападения и смерти. Но эти же звери, разпородные и разносвойственные, как рассказывают самовидцы, в то время, когда те леса и дебри, где они обитают, объемлются пламенем, стекаются в одно безопасное убежище и съединяются вместе для общего спасения, и лев бывает тогда кроток как агнец, и тигр стоит вместе с серной, как будто бы между ними был всегдашний мир. Вот что бывает со зверями во время несчастий. То же бывает и с людьми, то было с нами, братия. Когда все нам благоприятствовало, когда никакая тревога не ударяла в наше сердце: тогда мы были совершенно как бы чужие между собою. Совсем нельзя было угадать, что мы братья по происхождению, что одна кровь Адамова струится в жилах наших. Обидеть, насмеяться, обезславить, присвоить чужое, вот какие были братские наши отношения. Но Господь посетил нас огнем искушения, и мы все собрались воедино для взаимной помощи. Забыта вражда и неприязнь, казалось, будто бы мы оных никогда между собой не имели. А потому, братие, мир и любовь, согласие и единоверие да обитает между нами, и тем исполнится желание Отца небесного.


Урок 3-й. Когда огненное пламя клубилось и волновалось пред глазами нашими, когда с шумом и треском при диком вопле народа разрушались наши дома, и багровое облако дыма закрывало от нас восходящее солнце: тогда как было нам страшно, как было мучительно и несносно, или как выражался Давид, страх и трепет прииде тогда на нас и покры нас тьма. А какова будет геенна огненная? Если вы,братие5, еще не помышляли о ней, так подумайте!.. Страшен огонь временный, а ужаснее несравненно огонь вечный. Там будут гореть не наши дома, а наши тела, там будет вечный плач и скрежет зубов.

Ах, братия, берегитесь этого огня, берегитесь умереть не приготовившись и не покаявшись, взывайте день и ночь ко Господу с пророком сердце чисто созижды в нас Боже и дух прав обнови во утробе нашей.

А печаль и сетование о своей потере отложите, чтобы нам более не прогневить Бога, который наказует и милует, лишает и награждает по своему премудрому и неисповедимому распоряжению.

Лучше всего возложить всю надежду на Бога и всецело вверить самих себя Его святой воле, ибо тогда в минуты уныния и скорби мы со дерзновением и неосуждением можем призывать имя Господа, повторяя слова праведного Иова: Господь даде, Господь отъять,яко изволися тако бысть. Буди имя Господне благословенно во веки. Аминь.


Пожары повторялись и после. В1865 году 28 июля сгорела лучшая торговая часть села в количестве 129 дворов. На следующем 1866 году осенью сгорело 10 домов, лишь только построившихся на том же месте. В 1878 г. в сентябре сгорело 30 домов, ближайших к селу Мухину, а в 1879 году в сентябре же сгорели на Перевозе торговые мучные балаганы и трактирные заведения от неосторожного обращения с огнем на барже, бывшей на воде и в огненном пламени принесенной ветром к берегу прямо к тем строениям.


В жизни здешнего народа есть черты, достойные внимания и чести. Так с незапамятных времен приносят они каждый год из села Рожнова в июне месяце икону Божией Матери, именуемой Казанскою, и с особенным усердием принимают в свои дома.Покойный кафедральный протоиерей К.И.Миловидов, наш заволжский уроженец, говаривал, что еще в то время, когда был дитятей, толковали: «…надо идти встречать икону с Бору на Ватому». В Нижегородских Епархиальных Ведомостях 1866 года о Св.Иконах, особенно чтимых между прочими, говорится: «Местные (села Рожнова) и окрестных селений жители издревле имеют веру в особенную благодатную силу его (образа Богоматери). Преимущественно же образ этот честуется как чудотворный с тех пор, как в Нижнем Новгороде и его окрестностях была моровая язва, открывавшаяся черными пятнами. Это было в 1771 году пред Пугачевским бунтом. Жители окрестных селений брали в это время икону к себе, служили пред нею молебны с чтением акафиста и водоосвящением. Село Бор и ближайшие к нему села и деревни по вере в благодатную силу этой иконы Царицы Небесной сохранились от страшной заразы.

На другой день после пожара 1865 года среди дымящихся развалин совершен был с этой иконой крестный ход. Под заунывный гул колоколов, при стройном пении «Пресвятая Богородице спаси нас!» в густом облаке дыма народ громко рыдал, как бы совершая похоронную процессию своих жилищ.


К общественным, церковным и Государственным нуждам народ здешний отзывчив и усерден. Составитель летописи, живя на Бору с 1853 года, не помнит, чтобы общество сельское отказывало в пожертвованиях в смутные времена нашего отечества, на нужды славян и т. Под.

А в память блаженной кончины Императора Александра II-го в том же 1881 году определило устроить особый придел во имя Преподобномученицы Евдокии 1 марта . На докладе о сем Министра Внутренних дел в августе того года ныне Царствующий Император Александр III-й Всемилостивейше повелеть соизволил «сердечно благодарить за сие крестьян села Бор».

В 1882 году 21 ноября крестьянин Василий Федоров Сыромятников для вечной памяти Царя-мученика пожертвовал точную копию с иконы Абалацкой Божией Матери, мастерски снятую с подлинника на листах в Абалацком монастыре в черном киоте с Государственными регалиями и вычеканенными изображениями мученической Его кончины, и при той иконе траурный черный стол с подобными же изображениями для служения Царских панихид. Тот же Сыромятников сообща с Федором Федоровым Гончаровым, местным прихожанином из нижегородских мещан, 29 июня 1883 года в память коронования ныне Царствующего Императора Александра III и супруги Его Императрицы Марии Феодоровны соорудили на свои средства медные посеребренные хоругви с изображениями Александра Невского и Аболацкой Божией Матери на одной, и на другой Марии Магдалины и Святителя Николая с Царскими коронами и регалиями на верху.


Ныне в селе Бор существуют две церкви, обе каменные: одна приходская Знаменская, освященная в 1794 году, с восьми приделами: в главном храме три: в честь Знамения Пресвятыя Богородицы, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Святителя Николая; в теплой церкви, пристроенной с правой стороны в честь Рождества Христова и Благовещения Пресвятыя Богородицы; вверху над папертью под колокольнею три: во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского и Святыя Преподобномученицы Евдокии.

Другая – Крестовоздвиженская бесприходная на сельском Борском кладбище.Оба храма прилично украшены и достаточно снабжены ризницей и церковной утварью.


При Знаменской церкви села Бора с 1878 года учреждено по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанникия Борское отделение Св.Креста с целью обличения раскольнических заблуждений чрез открытые собеседования.Кроме собеседований в местной церкви Члены-Миссионеры разъезжают для собеседований по другим приходам Благочиннического Округа. Таким образом село Бор, будучи центральным в благочинническом Округе, сделалось и по отношению к местному расколусторожевым пунктом над 28 приходскими церквами округа.

Из священников села Бора особенной памяти заслуживает протоиерей Николай Успенский. Сначала проходил он должности учителя и инспектора Нижегородского Печерского Духовного училища с 1832 года, а 21 ноября 1839 года рукоположен во священника к Знаменской церкви и 29 декабря того же года определен в должность Благочинного. С самого начала до конца своей жизни проходил он непрерывно обе должности, и в то же время был законоучителем в сельском начальном училище и цензором проповедей. В течение 43-летнего своего служения он много способствовал к украшению храма Господня, заведению училища и устройству церковных домов без особого отягощения для прихожан. Своею примерной кротостью и незлобием, способностью к учительству, редким терпением и строгою, можно сказать, подвижническоюжизнью он сделался предметом особенного уважения и преданности для всех без исключения от мала до велика. В жизни своей он перенес много тяжких испытаний. Вскоре по поступлении его в село бор, родной борат, приехавший навестить его по окончании курса семинарских наук, купаясь утонул в Воложке. Чрез десять лет лишился супруги. Дочь его Наталья на третий день после брака заболела горячкой и после шестинедельных страданий без языка умерла на его глазах. Сын его Николай, поступивший во священники в соседнее село Толоконцево, чрез 11-ть месяцев после вступления в брак овдовел. Наконец, многстрадальная и трудная жизнь сломила кроткую натуру нашего О.Николая. После четырехмесячных страданий от воспаления кишок наш добрый и кроткий пастырь скончался 29 декабря 1877 года на 64 году жизни. Более 3000 человек собрались на его погребение 1 января 1878 года и проводили гроб его в могилу с самыми горькими, искренними слезами. В том же 1878 году прихожане почтили его могилу мраморным памятником с двумя эпитафиями:

1)

Отца великого для нас

Надгробным камнем мы почтим.

За тем, чтоб все и после нас

Об нем Всевышнего молили.


Любовь, любовь вещал он нам,

Вещал и словом и примером,

И с ней отшел он к небесам,

Свершив ученье самым делом.


Так пусть молитва за него

Во век здесь будет совершаться

И в вечной памяти его

Любовь в нас будет отражаться.

2)

Светильник церкви православной

Как солнце – светлый, ясный

Под камнем сим угас.


Но свет его ученья:

Любви ко всем, терпенья

Все будет виден в нас.


Спеши ж сюда, сын церкви!

Почти сей гроб. И в сердце

Своем возжги тот свет:


Свет веры и терпенья,

Покорность Провиденью.

И будешь счастлив вовек.


1886 года августа 7 дня Преосвященнейший Модест Епископ Нижегородский и Арзамасский оставил по себе память на Бору своим прекрасным назидательным словом о том, что все от мала до велика, кто участвует в Св.Таинствах Церкви, выполняет ея уставы, повинуется законным ея пастырям и учителям, - созидает церковь Божию, - ту самую церковь, которую по обещанию Христа Спасителя, врата адова не одолеют.


После протоиерея Николая Успенского особенное внимание и память в приходе заслужил сослуживец и преемник его Протоиерей Василий Беляев, прослуживший так же, как и первый, в одном и том же приходе села Бор 43 года и скончавшийся 28 марта 1896 года на 67 году своей жизни.

Протоиерей Василий Беляев в 1850 году окончил курс Нижегородской духовной семинарии и в 1853 году покойным Преосвященным Иеремиею был рукоположен в сан священника к Знаменской церкви с.Бор. Особенную любовь своих прихожан он заслужил строгим исполнением церковного устава, скромной, почти подвижнической жизнью и глубоко прочувствованными и религиозными проповедями с церковного амвона, без которых не проходило ни одного богослужения. В 1888 г. почивший, стараясь употреблять все возможные от него меры к религиозно-нравственному развитию своей паствы, расположил своих прихожан открыть помимо имеющейся в селе земской школы церковно-приходскую, которая и находится постоянно в его ведении и была как бы любимым его детищем. Много было нужно нравственной стойкости, твердая должна быть вера почившего в прочность и истинность задуманного им дела, чтобы, не имея никаких постоянных на то средств, все-таки настаивать на открытии в селе церковно-приходской школы. И, действительно, эта школа открылась и в первое время существовала исключительно на добровольные пожертвования прихожан. Но уже с первых же лет она приобрела такое расположение прихожан, что они стали детей своих отдавать в обучение в школу церковно-приходскую и ежегодно стали ассигновать на содержание этой школы приблизительно около 120 рублей. Такое отношение к школе прихожан дало почившему повод ходатайствовать в 1893 году пред Епархиальным Училищным Советом об ассигновании очень значительной суммы для устройства вполне приличного, ныне существующего, школьного здания, причем, тогда же школа была преобразована в двуклассную. Число учащихся в школе в последний год доходило до 110 мальчиков. В 1894 г. в память почившего императора Александра III почивший расположил некоторых из прихожан устроить в этой школе чтения с туманными картинками, и сам пожертвовал на это 50 рублей.

Труды почившего по благоустройству паствы не остались без признательности со стороны прихожан: в 1888 г. в 1-ый день Пасхи прихожане поднесли ему драгоценный наперсный крест, при чем в речи своей сказали ему, между прочим: «Ни к чему нам перечислять твои дела, твои заслуги. Довольно сказать, что ты привел нас к себе, заставил любить и уважать тебя, как истинного служителя Христова».

В продолжение своей жизни он проходил и другие возложенные на него обязанности. С 1869 г. в течение семи с половиною лет состоял в должности помощника благочинного, в 1872 г. был назначен депутатом Нижегородских епархиальных и окружных советов, в 1875 г. ему поручена должность судебного следователя во 2-ом округе Семеновского уезда. Затем разновременно был назначен членом ревизионных комиссий по епархиальному свечному заводу, по содержанию епархиального женского училища и детского при оном приюта. С сентября 1877 года был назначен благочинным округа. С тех пор заботы его о религиозно-нравственном просвещении сельских прихожан и о привлечении к Церкви отпадшихся от нее членов – раскольников распространились на все вверенные его наблюдению приходы. Устройство благочиннической и миссионерской библиотеки, снабжение церковных библиотек округа необходимыми для каждого пастыря книгами, открытие в округе церковно-приходских школ и школ грамоты, организация миссионерской деятельности против раскола и, наконец, обеспечение сирот окружного духовенства – это было главное, на что была обращена деятельность покойного как благочинного. В 1878 году по его инициативе было учреждено для привлечения к церкви раскольников Борское отделение Братства Св.Креста, и он назначен был председателем сего отделения; в 1886 г. был назначен увещателем по следственным делам о совращении из православия и об отступлении от веры христианской; в 1894 году был избран почетным членом Братства Св.Георгия. За труды, понесенные почившим, ему многократно была выражена от начальства благодарность, последнею наградой, Всемилостивейшее пожалованной ему, был орден св. Анны 2-ой степени. Не осталось неотзывчивым к трудам покойного и подведомственное ему духовенство: узнав, что почтенный его руководитель по крайней расстроенности своего здоровья вынужден отказаться от должности благочинного, оно, собравшись 11 марта в Знаменской церкви села Бора, постановило выразить ему свою признательность поднесением адреса, но почивший уже не дожил до этого утешения. 28 числа, в четверг на Пасхе его не стало.

Благодарные прихожане на свои средства поставили ему мраморный памятник с надписями из Св.Евангелия и на задней стороне с такими словами: «Протоиерею Василию Иоанновичу Беляеву благодарные прихожане – крестьяне села Бор.

Еще при жизни протоиерея Василия Беляева по его инициативе были начаты приготовления к капитальному ремонту теплой церкви села Бор. Нужда в этом в ремонте теплой церкви ощущалась давно и причтом, и прихожанами как вследствие ея малопоместительности, так и ветхости. И вот незадолго до смерти о.В.Беляева был составлен Епархиальным архитектором Никитиным план новой теплой церкви на месте старой. Но покойному не удалось дожить до осуществления своих желаний. Он умер 28 марта 1896 года, а в апреле того же года было получено разрешение Епархиального

Начальства на постройку нового теплого храма. Тот час же было приступлено к работам: старая церковь была разобрана, а на месте ее к осени того же года новый храм, вполне согласный с аланом архитектора был закончен вчерне. Престолы в нем оставлены те же, только сам храм выстроен выше и поместительнее прежнего. Иконостас в него стоимостью 1500 руб пожертвован крестьянином села Бора павлом Красильниковым по духовному завещанию, остальные же средства для его постройки составились из пожертвований крестьян села Бора и других благотворителей. Вся постройка нового храма доходит до 20000 руб.

2 декабря 1897 года новая церковь была торжественно освящена Преосвященнейшим Владимиром, Епископом Нижегородским и Арзамасским. В 1898 году 10 марта посетил новую церковь начальник губернии Его Превосходительство П.О.Унтербергер, который был в селе Бор проездом в город Семенов. В это же время Его Превосходительство осматривал на Бору больницу, пожарный сарай, волостное правление, ремесленные заведения, земские училища и двуклассную церковно-приходскую школу.

Борская двуклассная церковно-приходская школа летом 1898 года заведующим оной местным священником Николаем Беляевым была переделана и ремонтирована.С целью увеличения классного помещения еще одной комнатой были выстроены два отдельных мезонина для квартир учителей по боковым сторонам фасада здания, а внизу из бывшей комнаты учителя сделан особый класс. Средства для этого составились из ассигнований от Св. Синода 240 рублей и добровольных пожертвований прихожан в количестве 502 рублей всего – 742 рубля.

С начала 1899-900 учебного года в школе состоят три учителя, все с жалованием от Епархиального Училищного Совета.

Села Бора Знаменской церкви

Священник Платон Воскресенский, Священник Николай Беляев

Псаломщик Александр Архангельский

Псаломщик Христофор Розин






Читал Благочинный Протоиерей Николай Фиалковский

1901 года, марта 14 дня

1900-й год.

Летом 1900 года на средства, изысканные церковным старостой И.И.Шерстневым и отчасти Священником Платоном Воскресенским вызолочены главы, что стоило 4000 рублей.

1901-й год.

9 июля 1901 года Знаменскую церковь посетил Его Высокопревосходительство Господин Министр Внутренних Дел Д.С.Сипягин. Его Высокопревосходительство при вступлении в храм принял благословение от священников и в сопровождении священника Воскресенского, дававшего объяснения, прошел в Знаменский храм, где прикладывался к местным иконам Спасителя и Божией Матери, и храмовой иконе, входил во cв. алтарь. В Никольском приделе прикладывался к храмовой иконе. Здесь Его Высокопревосходительство заинтересовался пением певчих, а когда узнал, что хор состоит из любителей, управляется любителем, преподавателем семинарии, подошел к хору и пожелал хору успехов, а регенту – не оставлять трудов и впредь. Затем его Высокопревосходительство проследовал в теплую церковь, здесь помолился перед Животворящим Крестом и доложил, что вся церковь содержится в полной чистоте. Спрашивал между прочим священника Воскресенского о числе раскольников в приходе. Затем поднялся в верхнюю церковь, спрашивал о причинах устройства здесь приделов, и времени, когда совершается служба. Спустившись вниз, Его Высокопревосходительство приняло благословение от священника Воскресенского, поблагодарившего Г.министра за посещение храма, проследовал по предложению священника Беляева в церковно-приходскую школу.

Здесь собравшиеся ученики школы встретили Его Высокопревосходительство пением « Богородице Дево, радуйся» и народного гимна, исполненного вместе с хором певчих Знаменской церкви. Осмотрев классные помещения и приняв от заведывающего школой священника Беляева рапорт о состоянии школы, Его Высокопревосходительство простился с бывшими в школе лицами и возвратился в Нижний Новгород.

11 июля того же 1901 года Знаменскую церковь посетил Его Преосвященство Преосвященнейший Назарий, Епископ Нижегородский и Арзамасский. В церкви спрашивал священников о религиозно-нравственном состоянии паствы. Получив утешительный ответ, Его Преосвященство изволил спросить прихожан, довольны ли они духовенством приходским и получил также утвердительный ответ. Его Преосвященство обозревал всю церковь, ризницу, Братскую миссионерскую библиотеку, а затем церковно-приходскую школу. Всем видимым он остался доволен. Как в церкви, так и в школе пел хор певчих, которому, а особенно регенту его В.В.Беляеву, Его Преосвященство выразил свое благоволение.

27 августа 1901 года совершена закладка пристройки к кладбищенской церкви и колокольне. Для постройки был избран строительный комитет в составе священника Платона Воскресенского, церковного старосты Знаменской церкви И.И.Шерстнева и старосты Кладбищенской церкви А.А.Рябинина. К 21 декабря 1902 года работа была уже вся закончена, и 21 декабря состоялось освящение церкви. Работы производились под наблюдением архитектора Павла Антоновича Домбровского. Отопление церкви сделано духовое, печь устроена под пристройкой. Удлиннена церковь на 3 сажени. Вся работа стоила 10877 р.77 к. Существенную помощь на дело постройки оказало Борское сельское общество, пожертвовав свыше 4000 руб., и разные благотворители, жертвовавшие крупными суммами (Ал.Фед.Красильникова). Собрано пожертвований И.И.Шерстневым и А.А.Рябининым cвыше 2000 р. Были пожертвования и материалом.

3 января 1903 года Кладбищенскую церковь изволил посетить Его Преосвященство Преосвященный Назарий, Епископ Нижегородский и Арзамасский. Постройкой он остался оченьдоволен и выразил благодарность Строительному комитету. В 1904 г. открыто Знаменское общество хоругвеносцев (УК. Дух.К-рии 19 февр № 2476)

В этом же 1904 году открыта при Кладбищенской церкви богадельня и Братство, имеющее целью дело призрения бесприютных стариц и оказания материальной помощи бедным прихода. Братство руководствуется утвержденным Его Преосвященством Уставом 1-7 июля 1904 года.

12 июня 1906 года было совершено празднование по случаю столетия выкупа крестьян с.Бора от крепостной зависимости. Накануне было совершено торжественное Богослужение, при чем лития была совершена в церковной ограде Знаменской церкви на месте сгоревшей в 1784 году церкви Благовещения Б.Матери, и после нее панихида по тем предкам, которые хлопотали о выкупе. Душой выкупа, как выяснилось, был кр(естьянин) с.Бора Алексей Иванович Халезов. В день 12 июня совершена литургия в …З-х священников. К сожалению, благодаря политической смуте, общество ничем не отметило такого крупного факта, как празднование столетия выкупа.

В 1907 году в Кладбищенской церкви сделан иконостас по лицевой стороне…950 р. Иконы были поставлены частью старые, а большая часть новые.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!