| М БОУ «Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова» 393460, г. Уварово Тамбовской обл., 4-й мкрн., д.1, тел. (47558), 4-14-15, 4-70-93 4-13-31, E-mail: [email protected] www.luvr.68edu.ru ИНН 6830003915, КПП 683001001, ОГРН 1056829384237 | | 500 лучших школ России, 2014 100 лучших школ оборонно-спортивного профиля, 2017 |
Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя
Учитель английского языка : Почечуева Е.В.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности.
Новый этап развития системы образования ставит перед нами и новые задачи в обучении педагогов владению компьютерной техникой. Сегодня не достаточно просто освоить компьютер, нужны серьезные методики и технологии использования информационных ресурсов в учебном процессе, необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов.
Рассматривая деятельность педагогов в рамках информационно-образовательной среды образовательного учреждения на данный момент времени можно выделить 5 ступеней использования компьютера.
Первая ступень – педагог освоил и использует компьютер в качестве «пишущей машинки».
Вторая ступень – на данном этапе использования компьютера происходит знакомство учителя с пакетом офисных программ, их возможностями, приобретение элементарных навыков использование CD-дисков в своей деятельности.
Третья ступень – данный этап неразрывно связан с возможностью подключения и выхода в Интернет. Приобретая навыки работы в сети, педагог получает практически неограниченную возможность поиска нужной информации.
Четвёртая ступень - плавно новые информационные технологии внедряются в структуру традиционного урока и становятся его неотъемлемой частью.
Пятая ступень – у учителя появляется потребность в систематизации и модернизации накопленного дидактического опыта, в том числе и того, который был в профессиональном арсенале преподавателя до начала использования информационных технологий в учебном процессе.
Но мало кто рассматривает шестую ступень в этой лестнице (пока не скажу какую) – это создание собственных ЦОРов учителями.
Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Благодаря внедрению ИТ в образовании создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.
( слайд)- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что это такое? (Ответы участников мастер-класса.)
(На экране появляется изображение картины К.Малевича «Черный квадрат»).
Вы правы, это знаменитая картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Этой картине уже более 100 лет, но она по-прежнему будоражит умы искусствоведов и обычных людей, которые пытаются найти в ней высший смысл или какое-то тайное.
- Обратимся еще раз к экрану. Что вы видите? (Ответы участников мастер-класса.)
(На экране появляется изображение QR-кода)
- Где можно увидеть куар коды?
Вы правы. Это QR-код. Современные черные квадратики также активно привлекают к себе внимание загадочностью и будоражат интерес.
( слайд ) Я хочу представить Вам мастер-класс по теме, которую Вы мне сами сейчас назовете. Для этого Вам нужен телефон с доступом в интернет. Поднесите камеру телефона к кьюар коду и назовите слова, которые вы видите. Какая же тема нашего мастер - класса сегодня:
«Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя» ( слайд) -
QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрих код), представляющий собой миниатюрные носители данных, разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» ( денсо уэйв) в 1994 году.
Задача QR- кодов - хранение большого объема данных при небольшой площади их размещения.
Максимальное количество символов, которые помещаются в один QR-код:цифры — 7089; цифры и буквы (латиница) — 4296; двоичный код — 2953 байт (следовательно, около 2953 букв кириллицы в кодировке windows-1251 или около 1450 букв кириллицы в utf-8); иероглифы — 1817.
Несомненным достоинством QR-кода является простота создания. Это позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных уроках. Любой урок можно украсить и разнообразить подобным методом.
(Слайд 5)
Что же такое QR-код? QR-код – это код в квадрате. Квадрат состоит из маленьких черных и белых квадратиков, которые содержат информацию. Такой код имеет два главных преимущества: большая вместимость информации и быстрое считывание любой камерой.
Онлайн сервисы для создания QR кодов:
Русскоязычный сервис QR coder
Сервис QR code Generator
Сервис Qrstuff
генератор QR-кода Creambee (цветной)
(6 слайд)
Создать QR-код несложно, нужен лишь генератор для его создания, доступный онлайн, который прост в применении и не требует каких-либо специальных знаний.
Последнее время QR-code прочно входят в нашу жизнь. А можно ли применить эти самые коды в нашей школьной жизни?! Оказывается, можно! На мой взгляд, эффективными технологиями, которые можно использовать в образовательном процессе, является технология QR – кодов.
(6 слайд) Практическая часть.
Если бы у вас на столах были ноутбуки, то : 1) В любой поисковой системе (гугл, яндекс) вы набираете название сайта «генератор куар кода»
(7 слайд) 2) -Введите слово, число или текст, который вы хотели бы зашифровать в специальное окошко. Например слово снег.
-3) Нажмите на кнопку «создать код»
( 8 слайд) 4) - С правой стороны экрана появится ваш qr-код. Сохраните код в качестве изображения или на рабочем столе, или в документе Ворд.
(9 слайд) - Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Здесь нам помогут наши мобильные устройства. Для этого мы в поисковике вводим сочетания «сканер QR и штрих- кодов».
(10 слайд) ( работа с телефонами)
Что можно еще зашифровать при помощи QR-кода:
пословицы и поговорки, загадки, адреса, в том числе с указанием координат
короткие (до 8 строк) стихи, даты, поздравления, факты, правила
объявления
Кодирование заданий для групповой или индивидуальной работы.
Сейчас вы сами увидите некоторые возможности использования QR-кодов в образовательном процессе в начальных классах. Задания с куар кодами можно использовать на разных этапах урока и в внеурочной работе.
Практическая работа.
Мы с вами зашифровали слово снег. Давайте к этому слову сделаем ребус. Как же это сделать.. В поисковой системе набираем Генератор ребусов-rebus1.com
Вводим слово снег. Нам нужно скопировать рисунок. Для этого на ноутбуке нажимаем клавишу «Print Screen» и вставляем в документ Word. Нам нужен только рисунок, обрезаем не нужные края. Стрелку подводим к рисунку и нажимаем, находим «обрезка» Ставим наш куар код.
Уважаемые коллеги! Нужно идти в ногу со временем и пользоваться достижениями человечества!
Ожидаемые результаты-
Надеюсь, использование QR – кодов на уроках помогут Вам в:
формировании положительной учебной мотивации;
повышении познавательной активности учащихся;
активном вовлечении обучающихся в образовательный процесс;
стимулировании самостоятельной деятельности;
развитии познавательных процессов - памяти, мышления;
эффективном усвоении большого объема учебной информации;
развитии творческих способностей и нестандартности мышления;
развитии навыков самостоятельного умственного труда;
развитии универсальных навыков.
Но, вспомним, что же такое ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.
Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Классификация Цифровых образовательных ресурсов
Виды ЦОРов
Существует множество классификаций видов ЦОР, рассмотрим основную. Классификация выделяет четыре направления по образовательно-методическим функциям: электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы и электронные издания контроля ЗУН-ов.
Электронный учебник – это продукт образовательного характера, отличие которого от традиционного учебника в том, что просмотреть его можно только с помощью компьютера. Электронный учебник так же, как и обычный, соответствует всем нужным учебным программам.
Как пример , электронный учебник на сайте Российской электронной школы https://resh.edu.ru/distance/
учебники Фоксфорд, Лекта https://lecta.rosuchebnik.ru/shop/catalog/klassnye-raboty
Под электронным (компьютерным) учебным пособием понимается учебное пособие, поддерживающее компьютерную технологию обучения, где основным средством обучения является компьютер.
Составными частями учебно-информационного и методического обеспечения системы обучения являются:
учебные раздаточные материалы;
контролирующие и тестирующие материалы;
упражнения;
методики проведения групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий;
стратегия и тактика использования каждого средства обучения, их совокупности, а также возможная замена и дублирование каждого из них;
привязка всех учебно-информационных материалов к средствам обучения и методикам проведения занятий.
Компьютерное учебное пособие разрабатывается в соответствии с требованиями к системе обучения в целом, а его информационно-методической основой являются перечисленные выше материалы. Разработка компьютерного пособия как программного обеспечения (ПО) учебного назначения является многопрофильной задачей, реализация которой возможна только на основе привлечения специалистов разных областей.
Учебно-методические комплексы или УМК дисциплины - это совокупность учебно-методических материалов, способствующих освоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана.
УМК может включать в себя конспекты лекций, учебные пособия, методические указания, виртуальные лабораторные работы, электронные учебные курсы, тестовые задания для самостоятельной проверки знаний, дополнительные материалы для самостоятельного изучения дисциплины, а также информационное и программное обеспечение, необходимое для работы с курсом.
Пример, работа на платформе Нэйтив класс демоверсия https://online.nativeclass.ru/teach/control/stream
https://learningapps.org/
LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений
Электронные издания контроля ЗУН-ов: сюда могут входить различные тестирующие системы.
Требования к ЦОРам
Современные ЦОРы должны:
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
основываться на достоверных материалах;
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;
обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
иметь удобный интерфейс.
Задачи ЦОР
Основными задачами комплекта ЦОРов являются:
помощь учителю при подготовке к уроку:
компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;
подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
подготовка творческих заданий;
подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память;
помощь при проведении урока:
демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;
помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;
большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.
ЦОРы широко используются в школе учителями как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают работу учителя, из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в электронном пространстве учителя.
Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители.
Создавая свои ЦОРы или используя уже кем-то созданные учитель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значит потеряться в информационном обществе.
Для хранения ЦОРов не нужны шкафы, библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера или на внешних носителях. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромного множества плюсов, на наш взгляд очень важный, ведь накапливая с годами ЦОРы, структурируя их и, «раскладывая по полочкам» учитель создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения. И пусть на начальном этапе учитель будет не регулярно, можно сказать хаотично, использовать ЦОР в своей преподавательской деятельности, но потом он поймет, что начавшая складываться система значительно помогает ему в процессе обучения. Это позволит сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для самого учителя, так и для учеников.
В заключении, рефлексия.
За -У вас на столах лежат красный и зелёный куар коды . Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёный куар код . Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите красный куар код .
-И в конце своего мастер-класса, я хочу пожелать всем вам…А что, вы узнаете сами…. Прочитав вот эти куар коды.
Большое спасибо за внимание!