СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя»

М БОУ «Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова»

393460, г. Уварово Тамбовской обл., 4-й мкрн., д.1,
тел. (47558), 4-14-15, 4-70-93 4-13-31,

E-mail: [email protected] www.luvr.68edu.ru

ИНН 6830003915, КПП 683001001, ОГРН 1056829384237






500 лучших школ России, 2014

100 лучших школ оборонно-спортивного профиля, 2017






Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя











Учитель английского языка : Почечуева Е.В.














Добрый день,  уважаемые коллеги!

Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. 

Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности.

Новый этап развития системы образования ставит перед нами и новые задачи в обучении педагогов владению компьютерной техникой. Сегодня не достаточно просто освоить компьютер, нужны серьезные методики и технологии использования информационных ресурсов в учебном процессе, необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов.

Рассматривая деятельность педагогов в рамках информационно-образовательной среды образовательного учреждения на данный момент времени можно выделить 5 ступеней использования компьютера.

Первая ступень – педагог освоил и использует компьютер в качестве «пишущей машинки».

Вторая ступень – на данном этапе использования компьютера происходит знакомство учителя с пакетом офисных программ, их возможностями, приобретение элементарных навыков использование CD-дисков в своей деятельности.

Третья ступень – данный этап неразрывно связан с возможностью подключения и выхода в Интернет. Приобретая навыки работы в сети, педагог получает практически неограниченную возможность поиска нужной информации.

Четвёртая ступень - плавно новые информационные технологии внедряются в структуру традиционного урока и становятся его неотъемлемой частью.

Пятая ступень – у учителя появляется потребность в систематизации и модернизации накопленного дидактического опыта, в том числе и того, который был в профессиональном арсенале преподавателя до начала использования информационных технологий в учебном процессе.

Но мало кто рассматривает шестую ступень в этой лестнице (пока не скажу какую) это создание собственных ЦОРов учителями.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Благодаря внедрению ИТ в образовании создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.

( слайд)- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что это такое? (Ответы участников мастер-класса.)

(На экране появляется изображение картины К.Малевича «Черный квадрат»).

Вы правы, это знаменитая картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Этой картине уже более 100 лет, но она по-прежнему будоражит умы искусствоведов и обычных людей, которые пытаются найти в ней высший смысл или какое-то тайное.

- Обратимся еще раз к экрану. Что вы видите? (Ответы участников мастер-класса.)

(На экране появляется изображение QR-кода)

- Где можно увидеть куар коды?

Вы правы. Это QR-код. Современные черные квадратики также активно привлекают к себе внимание загадочностью и будоражат интерес.

( слайд ) Я хочу представить Вам мастер-класс по теме, которую Вы мне сами сейчас назовете. Для этого Вам нужен телефон с доступом в интернет. Поднесите камеру телефона к кьюар коду и назовите слова, которые вы видите. Какая же тема нашего мастер - класса сегодня:

«Цифровые образовательные ресурсы, как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя» ( слайд) -

QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрих код), представляющий собой миниатюрные носители данных, разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» ( денсо уэйв) в 1994 году.

Задача QR- кодов - хранение большого объема данных при небольшой площади их размещения.

Максимальное количество символов, которые помещаются в один QR-код:цифры — 7089; цифры и буквы (латиница) — 4296; двоичный код — 2953 байт (следовательно, около 2953 букв кириллицы в кодировке windows-1251 или около 1450 букв кириллицы в utf-8); иероглифы — 1817.

Несомненным достоинством QR-кода является простота создания. Это позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных уроках. Любой урок можно украсить и разнообразить подобным методом.

(Слайд 5)

Что же такое QR-код? QR-код – это код в квадрате. Квадрат состоит из маленьких черных и белых квадратиков, которые содержат информацию. Такой код имеет два главных преимущества: большая вместимость информации и быстрое считывание любой камерой.

Онлайн сервисы для создания QR кодов:

  • Русскоязычный сервис QR coder

  • Сервис QR code Generator

  • Сервис Qrstuff

  • генератор QR-кода Creambee (цветной)

(6 слайд)

Создать QR-код несложно, нужен лишь генератор для его создания, доступный онлайн, который прост в применении и не требует каких-либо специальных знаний.

Последнее время QR-code прочно входят в нашу жизнь. А можно ли применить эти самые коды в нашей школьной жизни?! Оказывается, можно! На мой взгляд, эффективными технологиями, которые можно использовать в образовательном процессе, является технология QR – кодов.

(6 слайд) Практическая часть.

Если бы у вас на столах были ноутбуки, то : 1) В любой поисковой системе (гугл, яндекс) вы набираете название сайта «генератор куар кода»

(7 слайд) 2) -Введите слово, число или текст, который вы хотели бы зашифровать в специальное окошко. Например слово снег.

-3) Нажмите на кнопку «создать код»

( 8 слайд) 4) - С правой стороны экрана появится ваш qr-код. Сохраните код в качестве изображения или на рабочем столе, или в документе Ворд.

(9 слайд) - Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Здесь нам помогут наши мобильные устройства. Для этого мы в поисковике вводим сочетания «сканер QR и штрих- кодов».

(10 слайд) ( работа с телефонами)

Что можно еще зашифровать при помощи QR-кода:

  • пословицы и поговорки, загадки, адреса, в том числе с указанием координат

  • короткие (до 8 строк) стихи, даты, поздравления, факты, правила

  • объявления

Кодирование заданий для групповой или индивидуальной работы.

Сейчас вы сами увидите некоторые возможности использования QR-кодов в образовательном процессе в начальных классах. Задания с куар кодами можно использовать на разных этапах урока и в внеурочной работе.

Практическая работа.

Мы с вами зашифровали слово снег. Давайте к этому слову сделаем ребус. Как же это сделать.. В поисковой системе набираем Генератор ребусов-rebus1.com

Вводим слово снег. Нам нужно скопировать рисунок. Для этого на ноутбуке нажимаем клавишу «Print Screen» и вставляем в документ Word. Нам нужен только рисунок, обрезаем не нужные края. Стрелку подводим к рисунку и нажимаем, находим «обрезка» Ставим наш куар код.

Уважаемые коллеги! Нужно идти в ногу со временем и пользоваться достижениями человечества!

Ожидаемые результаты-

Надеюсь, использование QR – кодов на уроках помогут Вам в:

  • формировании положительной учебной мотивации;

  • повышении познавательной активности учащихся;

  • активном вовлечении обучающихся в образовательный процесс;

  • стимулировании самостоятельной деятельности;

  • развитии познавательных процессов - памяти, мышления;

  • эффективном усвоении большого объема учебной информации;

  • развитии творческих способностей и нестандартности мышления;

  • развитии навыков самостоятельного умственного труда;

  • развитии универсальных навыков.

Но, вспомним, что же такое ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Классификация Цифровых образовательных ресурсов

Виды ЦОРов

Существует множество классификаций видов ЦОР, рассмотрим основную. Классификация выделяет четыре направления по образовательно-методическим функциям: электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные учебно-методические комплексы и электронные издания контроля ЗУН-ов.

Электронный учебник – это продукт образовательного характера, отличие которого от традиционного учебника в том, что просмотреть его можно только с помощью компьютера. Электронный учебник так же, как и обычный, соответствует всем нужным учебным программам.

Как пример , электронный учебник на сайте Российской электронной школы https://resh.edu.ru/distance/

учебники Фоксфорд, Лекта https://lecta.rosuchebnik.ru/shop/catalog/klassnye-raboty

Под электронным (компьютерным) учебным пособием понимается учебное пособие, поддерживающее компьютерную технологию обучения, где основным средством обучения является компьютер.

Составными частями учебно-информационного и методического обеспечения системы обучения являются:

учебные раздаточные материалы;

контролирующие и тестирующие материалы;

упражнения;

методики проведения групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий;

стратегия и тактика использования каждого средства обучения, их совокупности, а также возможная замена и дублирование каждого из них;

привязка всех учебно-информационных материалов к средствам обучения и методикам проведения занятий.

Компьютерное учебное пособие разрабатывается в соответствии с требованиями к системе обучения в целом, а его информационно-методической основой являются перечисленные выше материалы. Разработка компьютерного пособия как программного обеспечения (ПО) учебного назначения является многопрофильной задачей, реализация которой возможна только на основе привлечения специалистов разных областей.

Учебно-методические комплексы или УМК дисциплины - это совокупность учебно-методических материалов, способствующих освоению учащимися дисциплины в соответствие с программой учебного плана.

УМК может включать в себя конспекты лекций, учебные пособия, методические указания, виртуальные лабораторные работы, электронные учебные курсы, тестовые задания для самостоятельной проверки знаний, дополнительные материалы для самостоятельного изучения дисциплины, а также информационное и программное обеспечение, необходимое для работы с курсом.

Пример, работа на платформе Нэйтив класс демоверсия https://online.nativeclass.ru/teach/control/stream

https://learningapps.org/

LearningApps.org - создание мультимедийных интерактивных упражнений

Электронные издания контроля ЗУН-ов: сюда могут входить различные тестирующие системы.

Требования к ЦОРам

Современные ЦОРы должны:

соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;

ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

основываться на достоверных материалах;

превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

иметь удобный интерфейс.

Задачи ЦОР

Основными задачами комплекта ЦОРов являются:

помощь учителю при подготовке к уроку:

компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;

подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

подготовка творческих заданий;

подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память;

помощь при проведении урока:

демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

ЦОРы широко используются в школе учителями как для подготовки к уроку, так и в его проведении, они значительно облегчают работу учителя, из этого можно сделать вывод, что они занимают центральное место в электронном пространстве учителя.

Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители.

Создавая свои ЦОРы или используя уже кем-то созданные учитель приобщается к информационной культуре, которая в настоящее время очень быстро развивается, отстать от которой, значит потеряться в информационном обществе.

Для хранения ЦОРов не нужны шкафы, библиотеки, они компактно хранятся в памяти компьютера или на внешних носителях. Их не так сложно структурировать и систематизировать, нежели материалы, которые находятся в распечатанном виде. Это один из огромного множества плюсов, на наш взгляд очень важный, ведь накапливая с годами ЦОРы, структурируя их и, «раскладывая по полочкам» учитель создает свою систему, на которую он опирается в процессе обучения. И пусть на начальном этапе учитель будет не регулярно, можно сказать хаотично, использовать ЦОР в своей преподавательской деятельности, но потом он поймет, что начавшая складываться система значительно помогает ему в процессе обучения. Это позволит сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для самого учителя, так и для учеников.

В заключении, рефлексия.

За -У вас на столах лежат красный и зелёный куар коды . Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёный куар код . Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите красный куар код .

-И в конце своего мастер-класса, я хочу пожелать всем вам…А что, вы узнаете сами…. Прочитав вот эти куар коды.

Большое спасибо за внимание!