СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл открытых уроков к разделу: «ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ИЛИ ПРОСТЕЙШИЕ»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомление и закрепление знаний учеников из особенностей организации и процессов жизнедеятельности одноклеточных животные как целостных организмов, показать место их в природе и значение для человека...

Возможно частичное использование на уроках в 7 классе...

Просмотр содержимого документа
«Цикл открытых уроков к разделу: «ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ИЛИ ПРОСТЕЙШИЕ»»

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

І-ІІІ СТЕПЕНЕЙ № 10 ДОНЕЦКОГО ГОРСОВЕТА

ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________









Цикл открытых уроков к разделу:

«ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ,

ИЛИ ПРОСТЕЙШИЕ»

(8 класс)






Разработка учителя биологии

ДОШИ №10 Козлова С.Н.
















г. Донецк

2016 г.





ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ,

ИЛИ ПРОСТЕЙШИЕ (3 часа)

Урок № 6. Тема: Общая характеристика и разнообразие

одноклеточных животных

Цель: - общеобразовательная: ознакомление и закрепление знаний учеников из особенностей организации и процессов жизнедеятельности одноклеточных животные как целостных организмов, показать место их в природе и значение для человека; обеспечение усвоения учениками общих признаков этих животных; развивать умение сравнивать и выделять главное, работать в группах, совершенствовать творческие способности.

  • воспитательная: формировать коммуникативные качества, интерес к знаниям, ответственность за результаты своей работы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Основные понятия и сроки: царство Растения, подцарство Одноклеточные растения, подцарство Одноклеточные животные, циста, инцистирование, раздражимость, таксис.

Оборудование: таблицы "Тип Простейшие", "Одноклеточные водоросли", «Одноклеточные животные», диафильм "Разнообразие простейших", диапозитивы "Одноклеточные животные", видеофильм «Микромир», DVD-проигрыватель, телевизор.


Ход урока:

І. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА И ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Мир, который нас окружает очень разнообразный. Он состоит из миллионов видов растений и животные. Некоторых мы хорошо знаем и очень часто встречаем в своей жизни, но некоторых мы никогда не видели и наверно и не догадывались об их существовании. И среди таких, в первую очередь, ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ. Бывают одноклеточные растения и одноклеточные животные. Учёные-систематики (которые занимаются классификацией растительного и животного мира) относят этих животных и растения к разным царствам: к царству Растения и к царству Животные. Кроме одноклеточных существуют, хорошо нам знакомые, многоклеточные организмы. Это тоже заложено в основу классификации органического мира. На нашей планете насчитывают несколько десятков тысяч видов таких микроскопических существ. Ни одной из них мы не в силах увидеть, так как они очень малы (от нескольких десятых частей миллиметра до 1-3 миллиметров). Надо сразу сказать, что на руках некоторых учеников таких существ может быть несколько миллиардов особей и среди них есть и те, которые вызывают у человека разные болезни. Именно поэтому руки надо как можно чаще мыть с мылом, особенно перед едой.

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ.

Слово учителя.

Так какое же место занимают Одноклеточные в органическом мире?

Начнём с «записей и начертаний» ... В рабочих тетрадях запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока. А дальше вспомним то, что изучали в 7-му классе...

(«Мозговой штурм»)

А начнем по вопросам к вам... Первый вопрос такое: На какие царства подразделяется весь органический мир? Сколько их всего?

(ответа учеников должны подвести их к созданию таблицы,

которую начертит один из желающих)

/

Второй вопрос: На какие два подцарства подразделяются Растения? Животные? Нарисуйте такие же таблицы, но сверху в них будет надписи: «РАСТЕНИЯ», «ЖИВОТНЫЕ».

(самостоятельная работа учеников - 2-3 минуты)

Кто желает нарисовать таблицы на доске?

(коллективная проверка работы)

Верно, именно так надо было нарисовать таблицы:

А кто вспомнит, какое строение Одноклеточных растений? Посмотрите на рисунки...


А сейчас посмотрите на экран...

(демонстрируются фильм «Микроорганизмы» (41 секунда) и диапозитивы "Одноклеточные животные"- 3-4 слайда)

Припомните, из каких основных органоидов составляются клетки простейших растений???

(учитель по словам учеников делает надписи на доске по вертикалу из левой стороны, сверху сделав подпись: «Одноклеточные растения»)

  • мембрана (оболочка);

  • жгутики, реснички;

  • цитоплазма;

  • пластиды;

  • вакуоли с клеточным соком;

  • ядро.

А из чего составляются тела одноклеточных животных?

(один из учеников с помощью учителя делает надписи на доске по вертикалу из правой стороны, сверху сделав надпись: «Одноклеточные животные»)

  • мембрана (оболочка);

  • жгутики, реснички;

  • цитоплазма;

  • ротовое отверстие;

  • сократительные и пищеварительные вакуоли;

  • ядро.

Так в чем разность между одноклеточными растениями и животными?

(ученики самостоятельно делают вывод из надписи на доске)



ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Рассказ учителя.

Мы выяснили, что Простейшие животные распространены по всему земному шару - в морях, океанах, пресных водоёмах, грунте или в организмах животных, растений и человека. Ныне известно приблизительно 25 тыс. видов одноклеточных организмов. Имея морфологическое сходство в строении клеток с многоклеточными организмами, простейшие отличаются от них в функциональном плане. Если клетки многоклеточных животных выполняют специализированные функции, то клетка простейших универсальная. Она является самостоятельным организмом, которому присущий обмен веществ, раздражимость, движение и размножения.

Одноклеточные животные, равно как и одноклеточные растения, имеют очень подобное строение, размеры и форму тела... Простейшие - это организмы на клеточном уровне организации. В морфологическом отношении одноклеточный организм равноценен клетке, а в физиологическом – является целостным самостоятельным организмом. Подавляющее большинство их имеет микроскопически малые размеры (от 2 до 150 мкм). Тем не менее, некоторые из них достигают 1 см, а раковины ископаемых корненожек имеют диаметр к 5-6 см.

Разобрались и в том, что их различает... А что ещё есть в них отличное или общее???

Общим есть и среда существования... Большинство одноклеточных живое в водной среде, влажной почве (за исключением паразитических простейших животных), передвигаясь с помощью жгутиков или ресничек, за исключением разных амёб, которые используют для этого псевдоподии или ложноножки.

Размножение простейших обеих групп происходит бесполым и половым путём, в которых ядро выполняет важную роль в процессе обмена наследственной информации. В отличие от соматических клеток многоклеточных простейшие характеризуются наличием жизненного цикла. Он состоит из ряда последовательных стадий, которые в существовании каждого вида повторяются с определённой закономерностью. Чаще всего цикл начинает стадией зиготы, которая отвечает оплодотворённой яйцеклетке многоклеточных. За этой стадией идёт одноразовое или многократно повторяемое бесполое размножение, которое осуществляется путём клеточного деления. Потом образовываются половые клетки (гаметы), попарное слияние которых снова даёт зиготу.

Когда наступают неблагоприятные условия существования, одноклеточные способны формировать так называемые цисты – живая клетка, которая покрыта многослойной оболочкой, которая обеспечивает длинное выживание без влаги, в условиях засухи, даже в горячей воде (до 95 градусов Цельсия). После прекращения вредного действия таких условий, одноклеточные побросают защитную оболочку и начинают «новую жизнь». Процесс создания цисты называют инцистированием.

Обе группы имеют способность к раздражимости - способности одноклеточных организмов определённым образом реагировать на смену факторов окружающей среды, особенно на свет, химический состав среды и т.п. Передвижение одноклеточных в сторону раздражителя или от него называют «таксисом».

Об особенностях обмена веществ простейших, значение сократительных
вакуолей в процессах вывода излишка воды, продуктов диссимиляции,
дыхании, о процессах экзоцитоза и эндоцитоза – вы узнаете из соответствующего раздела учебника и таблиц.

(на рисунке процессы экзоцитоза (вывод продуктов жизнедеятельности) и эндоцитоза (поглощение жидкости - пиноцитоз; и твердых веществ - фагоцитоз)

Но в начале мы объединимся в три группы, первая из которых (после 7 минут) расскажет нам об особенностях обмена веществ, значении сократительных вакуолей; вторая – о процессах жизнедеятельности, способах питания простейших - автотрофное и гетеротрофное; наличие органелл, которые обеспечивают процессы питания: пищеварительных вакуолях, хроматофорах; третья группа – о приспособленности простейших к неблагоприятным условиям существования - инцистировании, значении этого процесса в жизни простейших.

(каждая группа получает соответствующую карточку с вопросами)


КАРТОЧКА-ЗАДАЧА

для группы №___


Найти в учебнике и обработать тот его раздел, который касается вопроса:


«Процессы жизнедеятельности, способы питания простейших (автотрофное и гетеротрофное питания)»





(пока ученики готовятся, - учитель на доске пишите другие вопросы, но которые касаются именно этой темы):

  1. Что такое инцистирование?

  2. К каким организмам за способом питания принадлежат простейшие?

  3. Какую роль в процессах обмена веществ выполняют сократительные вакуоли?

(После 7-минутной подготовки, представитель каждой группы

отвечает на предложенные вопросы)


(члены группы имеют возможность дополнять выступление своего представителя)


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Беседа за вопросами:

  1. Какие особенности простейших как одноклеточных животные?

  2. Где они существуют?

  3. Какая форма тела в простейших?

  4. Какое внутреннее строение имеют простейшие?

  5. Назвать основные органеллы клеток простейших.

  6. Как питаются простейшие?

  7. Как простейшие реагируют на смену окружающей среды?

  8. Какое значение этого приспособления в жизни простейших?

  9. Для представителей какого царства также характерный этот процесс?

  1. Назвать способы размножения простейших.

  2. Какое значение в жизни простейших имеет половой процесс?

  3. Водохранилище, которое заселяли простейшие, высохло. Прошёл дождь, заполнил его, в водохранилище появились снова простейшие. Как объяснить это явление?


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.


VI. ЗАДАНИЕ ДОМОЙ:

Изучить § 9, ответить на вопрос № 1-4, повторить по тетрадям для лабораторных работ по биологии (7 класс) строение микроскопа и правила работы с ним. Подготовить сообщение о пресноводных одноклеточных.


***











Урок № 7. Тема: Пресноводные одноклеточные

Цели:

Образовательная: познакомить учеников с разнообразием простейших - жителей пресных водоёмов, особенностями их строения и основными процессами жизнедеятельности;

Развивающая: продолжить формирование привычек работы с микроскопом, микропрепаратами, выполнение и оформление лабораторной работы.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к невидимым глазу животным и растениям; оказывать содействие пониманию единства происхождения представителей разных царств.

Тип урока: комбинированный.

Место урока в учебной теме: текущий.

Основные понятия и сроки: инфузория-туфелька, макронуклеус, микронуклеус, амёба обыкновенная, сократительная вакуоль, эктоплазма, эндоплазма, порошица.

Оборудование: таблицы "Тип Простейшие", диафильм "Разнообразие простейших", диапозитивы "Одноклеточные животные", микроскопы, культура инфузории-туфельки или готовый микропрепарат, DVD-проигрыватель, телевизор.

Ход урока:

І. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА И ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

На прошлом уроке мы познакомились с многочисленной группой живых существ, которых называют одноклеточными. Систематически они входят в надцарства Одноклеточные, в котором есть лишь один тип - Простейшие. По строению органелл движения и особенностями размножения тип Простейшие разделяют на 6 классов. Ниже будут рассмотрены представители 4 классов: Саркодовые, Жгутиковые, Споровики и Инфузории, поскольку именно о них идётся речь в программе школьного курса. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что вопрос классификации простейших ещё не завершён. Ныне существует несколько классификационных систем простейших: некоторые учёные традиционно рассматривают их как тип, другие (их большинство) - как подцарство, что охватывает разное число типов - 5, 7 или 9. Соответственно подчинённые таксоны получают в разных системах не одни и те же самые ранги и часто не совпадают по объёму. Международный комитет по систематике простейших в 1980 г. выделил 7 типов: Саркомастикофоры (Саркоджгутиконосцы), Лабиринтулы, Апикомплекси, Микроспоридии, Асцетоспоровые, Миксоспоридии, Инфузории (Ресничные). Эта классификация наиболее общепринятая, она постепенно вытесняет старую.

Мы также познакомимся с их численностью, местами обитания, процессами жизнедеятельности, питанием, инцистированием и размножением...



ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ.

Чтобы все это вспомнить, - сделаем небольшой опрос, выполнив в рабочей тетради тестовое задание:

(получив отдельную карточку ученики должны написать в верхнем уголке своя фамилия, а потом прочитать утверждение и определить - верно оно или нет, - поставив соответствующий знак «+» в колонках «Да» или

«-» в колонке «Нет»)

№№

Задача

Да

Нет

1.

Простейшие - одноклеточные животные

+


2.

Они существуют только в воде


+

3.

Форма тела в простейших – овальная


+

4.

Они не имеют ядра


+

5.

Все одноклеточные имеют жгутики


+

6.

Одноклеточные животные имеют гетеротрофный способ питания

+


7.

Таксис – это способ передвижения


+

8.

Циста – многослойная оболочка простейших

+


9.

Инцистирование помогает избегнуть врагов


+

10.

Циста помогает пережить неблагоприятные условия

+


11.

Простейшим присуще лишь половое размножение


+

12.

Они размножаются лишь бесполым путём


+

На эту работу 5-6 минут.

(после окончания ученики меняются карточками и проверяют друг у друга правильность ответов на задание согласно «ключу ответов»:

«Так»

1,6,8,10

«Ни»

2,3,4,5,7,9,11,12

, - потом внизу выставляется оценка и карточка сдаётся учителю)


ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Сейчас мы объединимся у пары и открыв учебник обработаем параграф на стр. 42-44, внимательно рассматривая рисунки. Один ученик будет изучать все, что касается жителей пресных водохранилищ, а второй - будет читать о морских простейших. Потом в полголоса каждый расскажет соседу, который именно он прочитал. В конце вы должны поставить друг другу соответствующие оценки в табеле, которые закреплено на доске:


№№

Фамилия, имя ученика

Обработанный вопрос

Оценка

1.

Лавренов В.

жители пресных водохранилищ

7

2.

Плахина Д.

морские простейшие

8


Но надо быть очень объективным в этом вопросе. На эту работу у вас есть 15 минут. Выводы сделаем в конце урока.

ІІІ. І. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.

Вступительное слово учителя.

Следующую работу мы сделаем в индивидуально в лабораторных тетрадях, где зафиксируем её название (тему), цель и задачу, которая написана в соответствующих карточках. После выполнения задания надо будет сделать вывод.

На эту работу у вас есть 15 минут.

(ученикам раздаются карточки с текстом лабораторной работы)


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема: “Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших водоёмов”.

Цель: выучить особенности строения инфузории-туфельки, определить черты сложности её строения в сравнении с амёбой обыкновенной.

Задача.

  1. Подготовьте микроскоп к работе.

  2. Рассмотрите микропрепарат инфузории-туфельки, определите её форму, отметьте наличие ресничек на поверхности тела, углубление, в котором расположен клеточный рот.

  3. Определите, какие органеллы входят в состав её тела.

  4. Нарисуйте в тетради схему строения инфузории-туфельки и покажите основные её части.

  5. Сделайте вывод.



Образец рисунка:



(Образец вывода: инфузория-туфелька - одноклеточное животные, имеющее постоянную форму тела, извне клетка покрыта ресничками, с помощью которых она передвигается. В сравнении с амёбой обыкновенной она имеет более сложное строение: постоянная форма клетки, клеточный рот, глотка, две сократьительные вакуоли, два ядра: большое и малое)


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Беседа за вопросами:

1. Каких пресноводных простейших вы знаете?

  1. Где они живут?

  2. Что такое планктон?

  3. Какие способы питания характерны для простейших?

  4. Чем инфузория-туфелька отличается от амёбы?

  1. Как простейшие размножаются?

  2. Каких колониальных простейших вы знаете?

  3. В чём преимущество колониальных простейших над одноклеточными?

9. Какая роль простейших в природе?


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(выставление оценок)


VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Отработать § 10, ответить на вопрос 1-5, 9, 12 на стр. 44; подготовить сообщение о паразитических простейших; об истории изучения малярии как опасного заболевания человека.


Урок 8. Тема: «Паразитические простейшие.

Роль простейших в экосистемах и их значение для человека».

Цель: Образовательная: расширить знание учеников о разнообразии простейших животных; ознакомить с паразитическими формами и их влиянием на другие живые организмы.

Развивающая: развивать умение сравнивать полезные и вредные организмы, давать им соответствующую характеристику и определять значение в природе и жизни человека; развивать умение наблюдать, воображать и строить заключения.

Воспитательная: воспитывать бережливое отношение к окружающей среде; оказывать содействие формированию мировоззренческих идей о единстве всей живой природы планеты.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Место урока в учебной теме: текущий.

Методы и методические приемы:

1. Информационно- рецептивный:

а) словесный: рассказ-объяснение, описание, беседа, сообщение учеников, работа с учебником.

б) наглядный: иллюстрация, демонстрация, ТСО.

Приёмы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышление, получение из текста и иллюстраций новых знаний, работа по раздаточным материалом.

2. Репродуктивный.

Приёмы обучения: представление материала в готовом виде, конкретизация и закрепления уже приобретённых знаний.

3. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.

Приёмы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания и мышление.

4.Визуальный: составление схем.

5.Сугестивний: применение разных видов искусства.

Межпредметные связи: медицина, география, микробиология, геология.

Материалы и оборудование: схемы, рисунки, таблица «Паразитические простейшие», видеофильмы «Болезнетворные бактерии». «Инфекционные заболевания - столбняк», DVD-проигрыватель, телевизор.

Основные понятия и сроки: прокариоты, циста, паразитизм, симбиоз, мутуализм, биомасса, дизентерийная амёба, лямблия, трипаносома гамбийськая.

ХОД УРОКА:

І. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА

На прошлом уроке мы познакомились с пресноводными одноклеточными животными и с их главным представителем - инфузорией-туфелькой, которая представляет собой одноклеточное животное, имеющее постоянную форму тела, извне покрытую ресничками, с помощью которых она передвигается. Мы выяснили, что в сравнении с амёбой обыкновенной она имеет более сложное строение: постоянная форма клетки, клеточный рот, глотка, две сократительтные вакуоли, два ядра: большое и малое...

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ.

Чтобы вспомнить это и закрепить материал в нашей памяти, вы выполните небольшой тест:

Фамилия_________________ Имя ______________

ТЕСТ

Вместо точек надо вставить слово, указанное ниже:

  1. амёбы передвигаются с помощью...………………......

а) ресничек; б) псевдоподий; в) жгутиків; г) ног.

2) фотосинтез в эвглени зелёной происходит в...………………

а) желудке; б) хлорофилле; в) хроматофоре; г) ядре.

3) у пресноводных простейших продукты обмена и излишки воды выводятся через...………………

а) пищеварительную вакуоль; б) сократительную вакуоль; в) порошицу.

4) способность организмов реагировать на изменения окружающей среды называется...……………......

а) сообразительностью; б) раздражимостью; в) реакцией; г) рефлексом.

5) инфузория-туфелька двигается с помощью...……………......

а) ресничек; б) псевдоподий; в) жгутиков; г) ног.

6) кислород в цитоплазму поступает через...……………

а) лёгкие; б) трахеи; в) поверхность тела; г) ротовое отверстие.


ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Беседа.

Сообщить тему и цель урока.

Рассказ учителя.

Очень много простейшие, относящиеся к разным классам этого типа, ведут паразитический образ жизни. Их среда пребывания и источника пищи - другие живые организмы. Возле 4 тыс. видов простейших - паразиты. Хозяевами их являются всяческие животные и растения. Много паразитические простейшие живут в организме человека, домашних и промышленных животные, нанося им большого вреда. Один из классов типа простейших - споровики - целиком состоит из паразитов.

К классу Споровиков принадлежит около 3600 видов простейших , которые ведут паразитический образ жизни. Преимущественно это внутриклеточные паразиты человека и животные, которые вызывают малярию и другие заболевания (токсоплазмоз). В связи с паразитическим образом жизни споровики не имеют органелл захвата и приёма пищи, у них исчезли пищеварительные и сократительные вакуоли, а также органеллы активного движения (кроме жгутиков у мужских гамет). Тем не менее, благодаря паразитизму возникли сложные жизненные циклы.

А сейчас я передаю слово нашему «микробиологу» - Івашову Александру. Он расскажет вам о некоторых очень вредных для человека паразитических простейших.

(свои реферативные сообщения ученики готовят заранее)

Для возбудителя малярии (плазмодия) характерное изменение двух хозяев: человека и комара, при этом происходит дежурство полового и бесполого размножения. Половое размножение плазмодиев происходит в теле разных видов малярийных комаров, бесполое - в теле человека.

Спорозоиты малярийного плазмодия, попадаясь в организм человека вместе со слюной комара, развиваются сначала в клетках печени, а потом они попадают в эритроциты – клетки крови. В эритроцитах они проходят несколько стадий с образованием мерозоитов, которые выходят в плазму крови и снова проникают в эритроциты. В это время у человека наступают приступы малярии, повышается к 40-41 °С температура, ее лихорадит. Такие приступы повторяются через каждые 2-3 сутки.

Кривая температуры тела больного малярией и её связь с процессом размножения плазмодия в кровяном русле

На определённом этапе развития мерозоиты больше не делятся, а превращаются в микро и макрогаметоциты, которые являются источником заражения комаров. Во время укуса больной человека в желудок комара попадаются плазмоиды разных стадий развития. Тем не менее, только гаметоциты сохраняют свою жизнеспособность и превращаются в зрелые половые клетки. Они копулируют и дают начало подвижной зиготе, которая через ряд преобразований даёт несколько тысяч спорозоитов. Они проникают в слюнные железы комара и во время укуса со слюной передаются человеку.

Если не принимать лечебные меры, то с каждым циклом развития в крови человека количество плазмодиев возрастает, что приводит к разрушению огромного количества эритроцитов. У человека развивается малокровие и может наступить смерть.

Малярия - одно из опасных и давних заболеваний. В средние возрасты она опустошала в странах Европы целые города. В нашей стране она была одной из наиболее распространённых болезней. Ныне малярия встречается на всех материках в районах с субтропическим и тропическим климатом. В Украине малярия практически ликвидирована. Это достигнуто в результате активного выявления и лечение всех больных, а также уничтожение комаров - переносчиков возбудителя - в местах их массового размножения.

Трудным заболеванием человека в Центральной Африке есть сонная болезнь, вызываемая паразитом из класса жгутиконосцев. Большой убыток наносят животноводству заболевания домашних животных, вызываемые простейшими. Сюда относятся разные пироплазмозы, кокцидиозы, трипанозомозы и много кто других. Важнейшие из них в практическом отношении мы рассмотрим ниже.

Есть ряд простейших паразитов из отряда кокцидий, что поражают домашней птицу, особенно кур. Борьба из этими многочисленными и опасными протозойными заболеваниями требует детального изучения биологии возбудителей, их циклов развития.

Все из вас, наверное, слышали и о такой «популярной болезни», как дизентерия, а может кто и болел ею. Так вот, её вызывает такое маленькое создание, как дизентерийная амёба.

Не менее часто люди болеют лямблиозом, который вызывает лямблия - маленькое животное, очень похожее на космический корабль... Она паразитирует в протоках печени, тонком кишечнике человека.


Мал.1. Паразитические виды одноклеточных животных

трипаносома гамбійська лямблия дизентерийная амеба



Мал.2. Трипаносома гамбийськая в крови человека


Со всего сказанного сделаем некоторое обобщение.

Его сделает наш «врач-инфекционист» - Лютяниця Оксана.


- дизентерийная амёба - находится в просвете кишечника, а проникая в стенки кишки, разрушает клетки слизистой оболочки;

- трипаносома - паразитирует в крови, лимфе, спинномозговой жидкости; у человека служит причиной «сонной болезни»;

- лейшмании - паразитируют в клетках, поражают кожу, внутренние органы (печень, селезёнку);

- лямблии - паразитируют в протоках печени, тонкому кишечнику;

- малярийный плазмодий - поражает клетки крови - эритроциты;


В связи с этим надо дать некоторые советы, чтобы предотвратить такие заболевания:

  1. Строго выполнять санитарные нормы и правила личной гигиены.

  2. Заранее делать необходимые прививки, особенно во время поездок в тропические страны.

  3. При первых симптомах болезни - немедленно обращаться к врачу.


«Экзобиолог» Иван Назаренко расскажет вам о роли простейших в экосистемах и их значении для человека.

Некоторый практический интерес представляют для человека свободноживущие простейшие. Разные виды их приспособлены к определённому комплексу внешних условий, в частности к разному химическому составу воды.

Определённые виды простейших живут при разной степени загрязнения пресных вод органическими веществами. Поэтому по видовому составу простейших можно судить о свойствах воды водоёма. Эти особенности простейших используют для санитарно-гигиенических целей при так называемом биологическом анализе воды.

В общем круговороте веществ в природе простейшие сыграют заметную роль. В водоёмах много кто из них являются энергичными пожирателями бактерий и других микроорганизмов. Вместе с тем самые они служат пищей для больших животных организмов. В частности, «выклевывающиеся» из икринок мальки многих видов рыб на самых начальных этапах своей жизни питаются преимущественно простейшими.

Тип простейших в геологическом отношении довольно древний. В ископаемом состоянии хорошо сохранились те виды простейших, которые имели минеральный скелет (фораминиферы, радиолярии). Ископаемые остатки их известны, начиная из самых древних нижнекембрийских отложений.

Морские простейшие - корненожки и радиолярии - играли и играют довольно важную роль в образовании морских осадочных пород. На протяжении многих миллионов и десятков миллионов лет микроскопически мелкие минеральные скелеты простейших после отмирания животных опускались на дно, образовывая здесь мощные морские отложения. При изменении рельефа земной коры, при горнообразовательных процессах в прошлые геологические эпохи, морское дно становилось сушей. Морские осадки превращались в осадочные горные породи. Многие из них, например, некоторые известняки, меловые отложения и др., в значительной своей части состоят из остатков скелетов морских простейших. В силу этого изучение палеонтологических остатков простейших играет большую роль в определении возраста разных пластов земной коры и имеет важное значение при геологической разведке, в частности, при разведке полезных ископаемых.


IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Беседа за вопросами:

1. Какая роль простейших в природе? Положительная или нет?


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(выставление оценок)

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Отработать § 11, ответить на вопрос к §; § 12 - прочитать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!