СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Туристические узлы

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются основы вязания узлов, применяемых в туризме.

Просмотр содержимого документа
«Туристические узлы»



План-конспект урока по ОБЖ. Туристические узлы, их значение и применение. Техника вязания узлов. (урок №1)

Томашевский М. В., учитель ОБЖ

Цели:

  • объяснить значение туристических узлов;

  • объяснить практическое применение туристических узлов;

  • учить технике вязания туристических узлов.

Учебные вопросы:

  • Назначение туристических узлов.

  • Порядок вязания туристических узлов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Материальное обеспечение: интерактивная доска (мультимедийный проектор), 2 веревки разного диаметра на каждого занимающегося

Учебно-наглядный комплекс:

  • презентация;

  • карточки- схемы;

  • инструкции по технике вязания узлов;

  • набор связанных туристических узлов.

При обучении вязке узлов применяю следующий порядок:

  • назвать узел, показать его внешний вид и рассказать о его назначении;

  • сделать запись в тетрадях о его применении и особенностях;

  • предоставить время на разучивание приемов вязки узла и их запоминание;

  • проверить вязку узла у каждого ученика.

Преподаватель называет узел и его применение. У учащихся должна быть возможность записывать это или делать пометки. После этого преподаватель красиво, медленно, поэтапно, (по разделениям) завязывает узел, расправляет его и обращает внимание учеников на его рисунок и особенности. Затем каждый учащийся должен завязать узел хотя бы один раз и показать его преподавателю, после чего показывается следующий узел. На уроке рассматривается пять групп узлов, но техника вязания показывается на одном узле из группы.

Процесс обучения вязке узлов значительно ускоряется, если для каждого ребенка подготовить карточки-схемы вязки узлов по элементам или инструктивный материал по технике вязания узлов. Имея эти схемы, учащиеся могут самостоятельно освоить вязку узлов.





Ход урока

I. Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом урока (Используется Презентация Power Point).

Вступительное слово учителя.

Каждое утро ты стараешься завязать шнурки своих кроссовок. Иногда нужно связать концы веревок, закрепить доски/ сделать веревочную лестницу, привязать лодку, собаку. В турпоходе, а тем более в условиях вынужденной автономии в природе без умения вязать узлы не обойтись. В профессиях спасателя, рыбака, монтажника - высотника и некоторых других это умение просто необходимо. Для альпиниста скалолаза или горного туриста правильно вязать нужные узлы - вопрос личной безопасности. "Не умение вязать узлы - не предохраняет Вас от травм!" Сейчас мы поговорим об узлах.

III. Объяснение нового материала. Слайд №4 Техника вязания туристических узлов.

Люди придумали много хороших узлов, но чаще мы знаем не больше двух, да и то не самые надежные. Восполним этот пробел в ваших знаниях.

Эпиграф: Хороший узел - это: когда его легко завязать, когда он сам не развязывается, когда его легко развязать.

Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.

Туристические узлы по их назначению.

  1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: "прямой", "ткацкий", "встречный", "грейпвайн".

  2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: "академический", "брамшкотовый".

  3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): "простой проводник", " проводник восьмерка", "серединный австрийский проводник", "двойной проводник".

  4. Узлы для привязывания веревок к опоре: "удавка", "булинь", "стремя".

  5. Вспомогательные узлы: "схватывающий", "стремя". Узел "стремя" может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.

Для успешного усвоения темы учащиеся должны чётко представлять себе рисунок узла, а любой рисунок имеет в своей основе два базовых элемента: полупетля и полупетля с перехлёстом.

Шаг 1: из полупетли с перехлёстом легко получаем простой (контрольный) узел.

Шаг 2: из полупетли с перехлёстом получаем – узел «восьмёрка».

Шаг 3: из полупетли с перехлёстом получаем – узел «скользящий»(удавка).

Шаг 4: "Прямой" узел можно вязать двумя способами. 1. Одной веревкой делается петля (рис. 54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15-20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис. 54, д). Если один ходовой конец будет сверху, а другой снизу, или наоборот, то узел завязан неправильно. Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу. 2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис. 54, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается "бабий узел" (рис. 54, е). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис. 54, д).

Шаг 5: "Встречный" узел. Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).

Шаг 6: "Академический" узел. Берем две веревки разного диаметра, более толстой делаем петлю, а ходовым концом тонкой веревки обкручиваем петлю так, как показано на рисунке 59, а, б. Узел затягивается, расправляется, на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 59, в).

Шаг 7:. Узлы для страховки. Узел "простой проводник". Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 60, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 60, в).

Шаг 8: Узел " проводник восьмерка". Вяжется одной веревкой. Она складывается вдвое и на конце завязывается узел, напоминающий цифру восемь (рис. 61, а, б). Узел расправляется, затягивается. Контрольный узел не вяжется (рис. 61, в).

Шаг 9: Узел "стремя". Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходовой: конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 65, а. После этого узел затягивается и закрепляется контрольным узлом (рис. 65, б). Если узел "стремя" используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре. Узел "стремя" может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее "проводника" и "восьмерки", потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (рис. 66, а, б).

* "булинь","удавка","двойной проводник","срединный австрийский проводник" – изучаем в классах, в которых обучаются ребятишки из секции спортивного туризма «Юный спасатель» - помощники из них великолепные.



IV. Закрепление. На следующем этапе обучения вязки узлов я предлагаю обучающимся немного поиграть:

1 вариант: завяжи узел ночью – вяжем узлы с закрытыми глазами.

2 вариант: завяжи узел в ЧС - вяжем узлы на скорость.

3 вариант: Ребята завязывают разные узлы и складывают их в коробку. Затем преподаватель раздает им эти узлы. Нужно определить его название. Преподаватель еще раз проходит, получая ответы и собирая узлы. Затем все игроки по очереди выступают в роли преподавателя, а он лишь дублирует контроль.

4 вариант: Все участники игры разбиваются на пары (каждый выбирает себе партнера). Затем все завязывают на своих веревках узлы и обмениваются ими. После этого участники определяют название узла, завязанного напарником, и сообщают руководителю игры.

V. Итог урока. Мы на сегодняшнем уроке познакомились с туристическими узлами, их значением и применением. Научились технике вязания некоторых узлов. И теперь в случае необходимости сможем ими воспользоваться. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. Завязав правильно и крепко узел, ты избавишь себя во время похода от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Даже когда ты научился этому, время от времени бери веревку и вспоминай, как это делается. Всегда носи с собой в кармане небольшой кусок троса. И когда у тебя есть свободная минутка, достань его и завязывай узлы, которые ты знаешь. Практикуйся так до тех пор, пока не научишься завязывать любой узел закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда ты будешь готов применить свое умение в любой ситуации.

VI. Домашнее задание. Дома необходимо вклеить ксерокопию карточки с рисунками узлов. Повторить технику вязания изученных узлов. Самостоятельно выучить три новых узла. Покажите свои записи родителям и узнайте, может быть, они знают еще какие-нибудь узлы. И тогда на следующем уроке вы поделитесь с нами теми узлами, которые узнаете у своих родителей.

Список использованной литературы.

  1. Автономное существование в природных условиях. Библиотечка "ВЗ", ж. Военные знания, №1, 1992.

  2. Голдобин В. Новые узлы.// "Мир путешествий" - 1993 - № 7 - 8.

  3. Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск: Южно - Уральское книжное издательство, 1996.

  4. Кропф Ф. А. Спасательные работы в горах. Учебное пособие для альпинистов и туристов. Изд. 2-е, перераб. - М.: "Профиздат", 1975.

  5. Литвинов Е. Н., Смирнов А. Т., Фролов М. П., Петров С. Б., Вихорева Т. С. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Издательство АСТ, 1996. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Послушные узелки. - М.: ЭКСМО, 1997.

  6. Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук В. Н, Кузнецов М. И. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., "Дрофа". "Издательство ДИК", 2000.

  7. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., "Просвещение", 2005.

  8. Скрягин Л.Н. Морские узлы. 3-е изд., доп. - М.: Транспорт, 1994.

  9. "Спутник альпиниста", М., ФиС, 1970.

  10. Узлы. Техника вязания и применение. Сост. Кальман Г.В. - М.: ООО "ВСВ-Сфинкс", 1997.

  11. Школа альпинизма. Начальная подготовка: Учеб. издание. Сост. Захаров П.П., Степанко Т.В. - М.: Физкультура и спорт, 1989.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!