СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчет по теме "Цифровые технологии на уроках технологии "

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет по теме "Цифровые технологии на уроках технологии "»

«Цифровые технологии на уроках технологии как способ развития творческих способностей обучающихся»

(из опыта работы учителя технологии Евдокимовой О.И.)

Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

Перед каждым учителем встаёт вопрос: как сделать процесс обучения интереснее и результативнее в соответствии с требованиями жизни.

Применение инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий.

Технология в школе особенный предмет, призванный развивать трудовые навыки, раскрывать творческие, интеллектуальные способности. Как и в любом другом предмете современные цифровые образовательные ресурсы могут служить средством развития способностей детей. Уроки технологии с применением современных информационных технологий позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения

визуализировать учебную информацию;

моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

формировать культуру  познавательной деятельности.

Тема самообразования в течение последних трех лет была связана с выявлением возможностей и эффективности использования компьютера на уроках технологии.

Цель проекта: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через использование на уроках технологии цифровых образовательных ресурсов

Задачи проекта:

  • систематизировать используемые средства компьютерной поддержки процесса обучения;

  • провести экспериментальную работу по внедрению в учебный процесс компьютерной программы «Электронная библиотека «Технология»

Для развития познавательного интереса обучающихся на уроках технологии я использую следующие методы обучения:

Метод по-гречески — «путь», «способ поведения».Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, и исполъзовать их на практике.

Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным. В ней выделяют следующие методы:

1.объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

2.Проблемный метод используется главным образом на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании, на экскурсиях. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.

3.Частично-поисковый метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы, проверяют гипотезы и оценивают результаты.

4.Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования.

В технологии все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам. В соответствии со способом передачи и усвоения информации – это словесные, наглядные и практические.

1. Словесные методы широко используются, им присущи богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Учитель технологии, рассказывая ученикам о сравнительно сложных технических понятиях, может использовать удачно подобранные образы, аналогии.

2. В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа.

3. Практические методы различаются методикой их применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучаемых. Так, на первоначальных этапах обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель технологии должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. Практические методы направлены прежде всего на непосредственное познание действительности, и самостоятельность школьников должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий.

Целенаправленный поиск и использование в учебном процессе возможностей компьютерной техники привело к тому, что сейчас применяются мною:

гиперссылка

  1. медиа – ресурсы как источник информации;

Демонстрацию учебного фильма сопровождаю комментарием, небольшой лекцией, что позволяет мне общаться с классом, делать необходимые отступления и пояснения, а у детей имеется возможность задавать вопросы.

гиперссылка

2.компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

Презентацию использую на уроках – лекциях, беседах. Она помогает заинтересовать детей, удержать их внимание, не потерять связь среди многообразия представленных произведений и новых понятий. При этом учитываю, что обширная текстовая информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, а самое главное – я считаю, что живую речь педагога сложно заменить текстом, даже если он полно и понятно раскрывает тему урока.

А вот определения, выведенные на экран, или строение технологического оборудования позволяют процесс их записи в тетрадь сделать быстрым и грамотным, так как уже не повторяешь несколько раз одно и то же, и ученик не ждет повтора учителя.

гиперссылка

3.поддержка интереса к предмету через использования презентаций, электронных учебников, кроссвордов, тестов в том числе и графических, проверочных работ и т.п.;

Тестовые задания, проверочные работы использую в качестве обобщения и закрепления материала, но в них обязательно продумываю систему ответов не только текстового характера, но и визуального.

гиперссылка

4.введение в презентацию ученических работ по теме урока;

Для активизации познавательного интереса обучающихся предлагаю творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению Power Point. В старших классах ребята сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями, и здесь большое поле деятельности (дизайн, шрифт, композиция и т.д.) Работа такого плана привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.

Формирование информационной компетентности – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

5. Ценной находкой для меня стала компьютерная программа «Электронная библиотека технология», с которой я и хочу познакомить

Учебное электронное издание «Технология» входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися дома.

гиперссылка

Целью электронного издания является предоставление учителю материалов по курсу «Технология» и дать ему возможность подготовить наглядные материалы (лекции) к уроку.

Для этого в электронное издание включает каталог с поисково-справочной системой и редактор для подготовки наглядных материалов (лекций), а также программа-реализатор для демонстрации лекций.


Пользователю предоставляются следующие возможности:

Выбор одного из разделов электронного издания «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Кулинария», «Обработка ткани», «Технологии ведения дома», «Электротехника». Я думаю, что эта программа будет интересна не только учителям технического труда, но и обслуживающего.

В разделе Лекции – возможна демонстрация готовых лекций. При нажатии этой кнопки открывается окно выбора лекции для просмотра.

Редактор – переход в этот режим позволяет создать новую лекцию или отредактировать уже готовую.



В разделе Об издании – располагаются сведения о данном электронном издании и его создателях


Методические рекомендации по применению издания в учебном процессе включены в «Помощь» и доступны в каждом разделе программы.

Возможен показ графических мультимедийных иллюстраций , при активации этих элементов происходит демонстрация работы механизмов передачи движения. слайд или например обработка металлов давлением которые слайд при активации этих элементов происходит демонстрация работы механизмов слайд .

Видео фрагменты работы технологического оборудования облегчают процесс понимания технологических процессов.

Кроме того, электронное издание содержит:

справочные материалы по персоналиям;

библиографию;

список интернет - ресурсов;

средства поиска объектов по разнообразным критериям

слайд

словарь терминов;

доступны из любого раздела программы.

слайд В этой программе возможно создание собственных или использование готовых лекций

Таким образом, всё формы использования цифровых образовательных ресурсов расширили для меня диапазон используемых средств и методов работы, открыли новые возможности по подбору и использованию дидактического материала, расширили виды учебной деятельности для учеников

(поиск материала в Интернете, обработка информации), позволили использовать на уроке современные технические средства (CD диски по предмету, обучающие программы, тесты).

Безусловно, весь урок на использовании компьютера не построишь, но есть приемы и методы ИКТ, которые при умелом использовании оживят урок, наполнят его наглядными работами мастеров, отправят детей на экскурсию по деревообрабатывающему предприятию, дадут большую конкретность теоретического материала и тем самым привлекут внимание детей.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!