СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Маяковского, 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по литературе в 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Творчество Маяковского, 7 класс»

9


Конспект урока литературы в 7 классе

 

Тема: “Поэзия В.В. Маяковского. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

 

Цели:

·          обучающая – познакомить учащихся с личностью В.В. Маяковского, показать роль поэта

в литературе революционной поры;

·          раскрыть поэтическое кредо поэта;

·          выработать умение работать с литературой;

·          развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение речи.

·          воспитывающая – способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных понимать и чувствовать поэзию как явление искусства.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Садитесь!

2. Проверка домашнего задания:

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький предлагает легенду о Данко. Перескажите коротко сюжет.

Какое литературное направление представлено в этом рассказе? (Романтизм). В чём его особенность? (Герой противопоставляет себя всему обществу, он одинокий, красивый).

3. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с литературным направлением футуризм.

Футуризм - направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века, от лат. futurum — будущее. Основными задачами в литературе были: заменить ямбы и хореи новыми стихотворными размерами, ввести новые слова (авторские неологизмы), упростить формы словосочетания, создать необычные сюжеты.

Предлагаю вашему вниманию несколько стихотворных текстов. Определите авторов стихотворений. Найдите среди них стихотворение, которое не вписывается в этот ряд. Почему?

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;



(А. А. Фет, «Я пришел к тебе с приветом...»)



Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят... (Федор Тютчев «Весенние воды»)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(Александр Пушкин «Зимнее утро»)


- Поэзия
         - вся! -
                 езда в незнаемое.
Поэзия -
         та же добыча радия.
В грамм добыча,
               в год труды.
Изводишь
        единого слова ради
тысячи тонн
           словесной руды.
(В. Маяковский «Разговор с финиспектором»)


Приведите синонимы к слову незнаемое (незнакомое, неизвестное). С чем Маяковский сравнивает поэзию? (С путешествием по просторам таинственной страны, имя которй-поэзия.). Лёгкий ли труд поэта? С каким трудом сравнивается он?

Сведения из энциклопедии: РАДИЙ — радиоактивный химический элемент Чистый радий — блестящий серебристо-белый металл, быстро тускнеющий на воздухе. Плавится радий при 969° С, кипит при 1507° С. Любые физические и химические свойства радия изучать трудно из-за его очень высокой радиоактивности. Работа по выделению радия из руды огромная, содержание радия в руде: 34 миллионные доли процента. Ученым приходилось перерабатывать тонны руды.

Это и позволило В.Маяковскому написать известные строчки:

Поэзия —

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь,

единого слова ради,

Тысячи тонн

словесной руды.

- Какие же выводы можно сделать о поэзии футуризма? В чём необычность?

Маяковский говорил, что его предназначение – воздействие на читателя. Именно поэтому Марина Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а Андрей Платонов – «мастером большой всеобщей жизни». Будучи «горланом и главарём» поэзии 20 годов, Маяковский оставался очень милым, ранимым человеком.

(Сообщение о биографии поэта – доклады учащихся)

- в 20-е годы Маяковский активно сотрудничал в Российском Телеграфном Агентстве.

(Сообщение о творчестве- доклады учащихся)

- Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (под Москвой), работая в РОСТА и ежедневно приезжая в город. Тогда-то и было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».



4. Работа над текстом поэмы.

1. Работа над заголовком. Прогнозирование.

– Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем разбирать. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?

(О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)

Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

(Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)

Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.

2. Работа с текстом. Восприятие и истолкование.

Послушайте внимательно стихотворение, как его читал сам Маяковский. Запись с пластинки, поэтому появляются шумы, помехи. Поэтому просьба – внимательней вслушиваться в слова.

– Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?
– О чем оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль?

(Это стихотворение – о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу.)

– Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приемы помогают ему в этом?

(В этой части используются гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры (закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.) Значение слова плыла - надвигалась

– Как в этой части представлено солнце? Его работа?

(Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.)

(Залить – покрыть сплошь. Слово в данном значении помогает автору передать полноту дейст-вия. Жара проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа – жара плыла и залить мир – проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир.)

– Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?

(Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.)

– Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?

(Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.)

– Нет ли другого чувства у героя?

(Он сменил гнев на милость и обратился к солнцу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.)

– Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны?

(Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.)

(На доске записано определение слова каламбур – прием, основанный на звуковом сходстве слов или словосочетаний, различных по значению, игра слов. Используется для создания комического эффекта.)

– Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:

«...чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»?

Объясним значения этих слов.

Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости.

Обратимся к толковому словарю за подтверждением.

Зайти – 1. Побывать где-нибудь, посетить кого-нибудь. 2. Прийти куда-нибудь за чем-нибудь, чтобы взять с собой. 3. Подойти не прямо, обходя со стороны. 4. Идя, попасть куда-нибудь недалеко, за какой-нибудь предел. 5. Возникнуть, начаться.

– Найдите в тексте еще примеры каламбура. Для чего он используется?

(В словах солнца Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце.)

– Как передан испуг поэта? Чем он вызван?

(Восклицательные предложения (Что я наделал! Я погиб) передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель.

Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.)

– Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики:

Черт дернул дерзости мои
Орать ему...?

(В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!)

– В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить?

Светить – 1. Излучать свет. 2. Направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно. 3. Казаться привлекательным, заманчивым.

(Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)

– Как меняются взаимоотношения героев?

(Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.)

– В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?

(Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)

– Как звучат последние строки:

Стена теней, ночей тюрьма...?

– Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии?

(Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего: двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)

– Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение?

(Кутерьма – суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет.
Трезвонится – звонит во все колокола.
Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)

– Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского?

(В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.)



- Прочитайте строки, в которых заключен главный смысл стихотворения. Какая запись, на ваш взгляд, больше соответствует замыслу поэта?

На доске:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить –

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

и солнца!


Светить всегда, светить везде,

до дней последних донца,

светить- и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой – и солнца!

(лесенка подсказывает выделение слов «всегда», «везде», «светить»).

3. Итог урока.

– Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось?

Представителем какого направления является Маяковский?

Заглавие стихотворения (уже в заглавие вкладывается основной смысл)

Форма: Строчки делит на подстрочия («лесенки»), отсюда каждое слово выделяется паузой, на него обращается внимание.

Интонация: Интонация в стихотворениях самая разнообразная: от доверительной до волевой, часто командной.

Система стихосложения: Стихи Маяковского основаны на одинаковом количестве ударных слогов в строке, такой стих называется тоническим (или ударным)

Рифма: Рифма не всегда точная, слова рифмуются по звучанию, а не по написанию, поэтому читать его стихи лучше вслух.

Язык: Много авторских неологизмов, много эпитетов, гипербол, метафор.

Система стихосложения:

Стихи Маяковского основаны на одинаковом количестве ударных слогов в строке, такой стих называется тоническим (или ударным)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!