Просмотр содержимого документа
«Учебная презентация для урока русского языка в 7 классе по теме "Гласные перед Н-НН в полных и кратких страдательных причастиях"»
Кто быстрее? Ответьте на вопросы:
- Каково грамматическое значение причастия?
- Обозначает признак предмета по действию
- Какие признаки глагола есть у причастия?
- Вид, время, возвратность, залог
- Какие признаки прилагательного есть у причастия?
- Какова синтаксическая роль причастий?
- Полные причастия – определения, краткие – сказуемое
Причастия
Действительные
Страдательные
Настоящее время
ОМ-ЕМ
ИМ
УЩ-ЮЩ
АЩ-ЯЩ
НН
ЕНН ЁНН
Т
ВШ
Ш
Прошедшее время
Материал для наблюдений Задание: образуйте от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.
Услыш а ть
Услыш а нн ый
Услыш а н
Разве я ть
Разве я нн ый
Разве я н
Увид е ть
Увид е нн ый
Увид е н
Постро и ть
Постро е нн ый
Постро е н
Гласные перед Н-НН в полных и кратких страдательных причастиях
Цель: знать особенности орфографии причастий, а также научиться правильно писать гласные перед Н в страдательных причастиях прошедшего времени.
Запомни!
Перед н или нн
пиши а и я
глагол на -ать,
-ять
пиши е
глагол на -еть,
-ить
Перед н в полных и кратких страдательных причастиях пишется гласная
А и Я
Е
от глаголов на
от глаголов на
-еть, -ить
-ать, - ять
Украш е нн ый украс ить
затопл е н затоп ить
увид е нн ый увид еть
Засе я нн ое засе ять
выков а н выков ать
Работа с учебником
Теоретические сведения стр. 122-123
Образец рассуждения
Потренируемся!
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
№ 41 Действительные и страдательные причастия прошедшего времени (Вариант 2)
Дополните словосочетания существительными по смыслу.Образуйте страдательные причастия прошедшего времени
- Организовать ...,
- возложить ...,
- ... обстрелять,
- заметить ...,
- зажечь ...
Понаблюдайте и напишите 5 глаголов в инфинитиве, которые обозначают действия предметов или людей, которые вас сейчас окружают (рядом в классе, за окном). Образуйте от них страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.
Пр . Учитель объясняет
Объясн и ть - объясн и вш ий, объясн е нн ый
Потренируемся упражнениями
Работа в парах
Вставьте буквы, подберите инфинитив, образуйте краткую форму.
Пр .Остриж е нный щенок (остр и чь) - щенок остриж е н
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте причастные обороты, расставьте знаки препинания.
1.Бледно-голубое небо светлело и смотрело на улицу усе…нную ж…лтой листвой.
2. Подстрел…нная охотником утка упала в камыш…вые зар…сли.
3. Кони заранее накормл…нные были быстро запряж…ны.
Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
САМОПРОВЕРКА
1.Бледно-голубое небо светлело и смотрело на улицу, |усе я нную ж ё лтой листвой|.
2. |Подстрел е нная охотником| утка упала в камыш о вые зар о сли.
3. Кони , |заранее накормл е нные|, были быстро запряжены .
Домашнее задание
РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, какова была цель нашего урока?
- Что мы сегодня вспомнили на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?