Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический комплекс по ФК»
Структурный анализ УМК по физической культуре
МОУ «СОШ №17»
г. Котлас
декабрь, 2017
Структура УМК по физической культуре
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
Учебники:
- «Мой друг физкультура» для 1-4 классов;
- «Физическая культура» для 5-7, 8-9, 10-11 классов
Методические пособия для учителей:
- 5-7 классов;
- 8-9 классов;
- 10-11 классов.
Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1-11 классов
Цель физического воспитания в школе состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности
- Основное средство достижения этой цели – овладение школьниками основами личной физической культуры.
- органическое единство знаний, потребностей и мотивов;
- оптимальный уровень здоровья, физического развития;
- разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей;
- умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Основные отличия и преимущества программы физического воспитания В. И. Ляха
- Комплексный подход
- Наличие базовой и вариативной части
- Возможность использования для 2-х и 3-х уроков физкультуры в неделю
- Подробное описание содержания и методов физического воспитания как для урочной, так и внеклассной работы
- Удобная форма изложения материала, позволяющая легко планировать работу
Комплексный подход
- Программа содержит материал четырёх взаимосвязанных частей:
- уроки физической культуры
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня
- внеклассная работа
- физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия
Содержание физического воспитания в общеобразовательной школе
Основное средство овладения физической культурой – освоение базовых её основ – объективно необходимого для каждого человека обязательного уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы хотел заниматься человек в будущем
- Обязательный уровень составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры
- Другая, дифференцированная (вариативная) часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации и интересов учащихся
- В школах, имеющих соответствующие условия, приступать к обучению плаванию можно с первого класса.
- Время на прохождение этого материала (10-12 ч при двухразовых, 16-18 ч при трехразовых занятиях в неделю) в равных пропорциях выделяется из других разделов программ, в том числе из вариативной части
Выбор содержания вариативной части (третьего урока физкультуры) зависит:
- От наличия спортивной базы и её оснащения
- От уровня подготовки и специализации учителей физкультуры
- От региональных климатогеографических условий
- От национальных особенностей
- От пожеланий детей и родителей
Предпочтения следует отдавать:
- Физическим упражнениям на открытом воздухе (лыжная подготовка, кросс, ОФП, лёгкая атлетика, подвижные игры, футбол, хоккей, лапта, фигурное катание и др.)
- Корригирующей гимнастике; фитболгимнастике; элементам аэробики, степаэробики, фитнеса, шейпинга, каланетики, стретчинга, атлетической гимнастики и т.п.
В вариативной части также рекомендуются
- Углублённое изучение традиционных (баскетбола, волейбола, гандбола, футбола, бадминтона, тенниса и настольного тенниса), и новых спортивных игр (софтбола, стритбола, флорбола)
- Национальные виды спорта, игры и танцы
- Текст программы содержит методические рекомендации для учителей перед каждым разделом программы
- Программный материал уроков физической культуры представлен в таблицах, что позволяет увидеть его усложнение (от класса к классу) и преемственность изложения
- Кроме того, материал распределён по основной направленности
На примере раздела гимнастика представлена форма изложения материала
Учебник по физической культуре для учащихся 1-4 классов
- Отлично иллюстрирован и доступен для младших школьников
- Помогает родителям ознакомить детей с азами физической культуры и здорового образа жизни
- В конце учебника помещены методические рекомендации для учителей
Учебно-методический комплект для учащихся 5-7 классов
Учебно-методический комплект для учащихся 8-9 классов
Учебно-методический комплект для учащихся 10-11 классов
- В учебниках хорошо представлен материал по обучению двигательным действиям и развитию физических качеств учащихся
- Успешно решается проблема домашних заданий (самостоятельных занятий школьников)
- В учебниках для 8-9 и 10-11 классов оптимальное количество материала по теории физической культуры, его изложение интересно и доступно школьникам , что немаловажно для подготовки к теоретическим зачётам и олимпиадам
Учебные пособия для учителей физкультуры
Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя / В.И.Лях, Г.Б.Мейксон, Ю.А. Копылов и др.; под ред. В.И.Ляха, Г.Б.Мейксона. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с.
Физическая культура. 8-9 классы: Пособие для учителя / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.
Учебные пособия для учителей физкультуры
Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / А.В.Березин, А.А.Зданевич, Б.Д.Ионов и др.; под ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2002. – 125 с.
Физическая культура. 5-9 классы: Тестовый контроль. Пособие для учителя /В.И. Лях. – 2007. – 144 с.
- В пособиях учителя найдут рекомендации по планированию занятий, анатомо- физиологическим и психическим особенностям детей разного возраста и пола, рекомендации по развитию моторики и обучению двигательным действиям
- Следует обратить внимание на раздел «Контроль и оценка успеваемости», позволяющий справиться с проблемой безотметочного оценивания школьников на уроках физической культуры
Физическая культура: Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы: 1-4 классы (Папка)
Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ