СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-методический материал «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлены задания по лексическим темам, где родители могут использовать с детьми  дома по формированию  лексико-грамматического строя речи.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях"»

Учебно-методический материал на тему

«Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях(по лексическим темам)»


Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование.

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина и др.


        К пяти годам словарь детей состоит из 2200 слов. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, то есть правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, деревов). Они усваивают основные формы согласования слов: существительные с прилагательными трех родов, существительные с числительными в именительном падеже.

На шестом году жизни дети овладевают лексико-грамматическимим конструкциями и пользуются ими достаточно свободно. Они реже допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляют родительный падеж существительных во множественном числе.

Таким образом, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

        Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.



Тема: Осень.


  1. Ответь на вопросы по теме «Осень»

Какое сейчас время года? Назови осенние месяцы. Какая погода осенью? Какой идет дождь осенью? Как выглядит осеннее небо? Что происходит с листьями на деревьях? Как осенью изменилась трава? Какие птицы улетели? Куда? Почему? Что делают осенью животные? Что собирают колхозники на полях, в огороде, в саду? Какие подарки людям принесла осень? Как одеваются люди?


Отвечай на вопросы полным предложением.


  1. «Правильно – неправильно»

* Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь потому, что я взял зонт.

* Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.


  1. Какой листик? (образование сложных прилагательных)

Если в осеннем листе есть желтый и красный цвета, то какого этот листик цвета? Если есть желтый и зеленый цвета, то какого этот листик цвета?


  1. Один –много

Осенний лист – много …, пасмурный день, дождливый вечер, грозовая туча, осеннее дерево, желтый лист, сухая трава, перелетная птица.


  1. Составь предложения с получившимися словосочетаниями.

Образец, «Осенью очень много пасмурных дней.»


  1. Выучить стихотворение.

Осень.

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла.


7. Нарисуй картину «Осень».



Тема: Осенняя одежда, обувь.

  1. Побеседуйте о том, как люди одеваются осенью. Почему?

  2. Чьи вещи? (усвоение притяжательных местоимений)

Мой, моя, мое, мои.

(слова: пальто, кофта, сапоги, шапка, куртка, штаны, ботинки, носок, перчатки, плащ, брюки, джинсы, комбинезон, колготки…)

образец: чье пальто? мое пальто, чья кофта? моя кофта.

  1. Назови ласково:

Сапоги – сапожки, ботинки, носок, свитер, пальто, рукав, воротник, карман, воротник, перчатка.

  1. Скажи наоборот:

Чистый, старый, широкий, легкий, мокрый, горячий, белый,

  1. Образование прилагательных от существительных:

Воротник из меха – меховой, плащ из кожи - , шапка из шерсти - , штаны из фланели, пальто из драпа - , сапоги из резины -.

  1. Назови мастеров, которые создают одежду и обувь:

Ткань ткет - , одежду раскраивает -, одежду шьет - , обувь изготавливает - .

  1. Игра «Шьем пальто»

Назови детали пальто, которые тебе надо сшить.

  1. Назови части ботинка.

  2. Дополни предложения. (глаголом шить с разными приставками)

Если у тебя оторвалась пуговица – ее надо пришить.

Если оторвался подол у юбки – его надо…

Если порвались носки – их надо…

В брюки молнию нужно …

Цветными нитками на воротничке ты ….. цветы.

  1. Составь рассказ о каком-либо предмете одежды или обуви по плану (рассказ ребенка записать):

  • Что это (головной убор, одежда, обувь)

  • Из каких частей состоит?

  • Из какого материала сделан?

  • Какого цвета?

  • В какое время года носят?

Кто надевает? (мужская, женская, детская)






Тема: Овощи.
  1. Назови: овощи.


  1. «Четвертый лишний» (определить, что лишнее и объяснить почему)

* малина, картофель, вишня, смородина; * морковь, слива, капуста, горох

  1. « Подбери признак »

огурец (какой?)…, помидор…, морковь…, лук…, чеснок…, перец…

  1. Что можно приготовить из:

огурцов, картофеля, капусты, свёклы, гороха, репы…

  1. Перечисли как можно больше овощей, которые бывают:

красного цвета, желтого, зеленого, оранжевого,

  1. Перечисли овощи, у которых мы едим то, что растет над землей – «вершки»,

и овощи, у которых мы едим то, что растет в земле – «корешки».

  1. «Один – много»

огурец – огурцы – много огурцов, помидор, луковица, баклажан, перец, качан капусты,

  1. Закончи предложения.

Мама почистила картошку, чтобы… Мама помыла овощи, чтобы… Таня нарезала помидоры, огурцы, перец, лук, чтобы…

  1. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

Работа на огороде.

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

Что собрали колхозники? Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы? Где растут овощи? В какое время года собирают урожай?

  1. Составь по плану и выучи рассказ о любимом овоще.

  • Что это (овощ или фрукт)

  • Где растет? (в огороде, в саду, на грядке, в земле, на дереве, на кусте)

  • Какой на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

  • Что можно из него приготовить?

Нарисуй этот овощ.





Тема: Фрукты.

1. Назови фрукты.

2. «Четвертый лишний» (определить, что лишнее и объяснить почему)

* яблоко, груша, картошка, лимон; * морковь, персик, капуста, горох

3. «Подбери признак»

яблоко (какое?) …, груша…, персик…., абрикос…, слива…, лимон


4. Что можно приготовить из:

Яблок, груш, слив, бананов, абрикосов, лимонов.


5. Перечисли как можно больше фруктов которые бывают:

Красного цвета, желтого, зеленого, оранжевого, желто-красного, желто-зеленого.


6. «Один – много»

яблоко – яблоки – много яблок, груша, слива, персик, банан, лимон.

7. Назови сок.

Сок из яблок – яблочный, из груш, из слив, из апельсинов, из мандаринов, из бананов, из помидоров.



8. Составь предложение из слов.

*Яблоко, лежать, яблоня, под.

*груши, расти, сад, в.

*Слива, лежать, тарелка, на.


9. Закончи предложения.

Мама собрала в саду груши, чтобы… Мама купила в магазине яблоки, чтобы…



10. Составь по плану и выучи рассказ о любимом фрукте.

  • Что это (овощ или фрукт)

  • Где растет? (в огороде, в саду, на грядке, в земле, на дереве, на кусте)

  • Какой формы? Какого цвета?

  • Какой на ощупь? Какой на вкус?

  • Что можно из него приготовить?


  1. Нарисуй цветными карандашами фруктовый сад.





Тема: Животные жарких стран


  1. Назвать животных жарких стран. Почему их так называют? Кто из них живет на земле, на дереве, в воде? Какие птицы живут в жарких странах?.

  2. Игра «Один – нет – много»

1 лев – нет льва – много львов, слон, жираф, крокодил, черепаха, жираф, газель, бегемот, зебра, леопард, обезьяна, носорог, верблюд, гепард, попугай, кенгуру.

  1. Назови семью:

Папа мама детеныш(и)

Лев львица львенок, львята - семья львиная

Тигр, слон, верблюд,

  1. Игра «Чей хвост, чья голова, чьи уши?»

У льва – львиный хвост, львиная голова, львиные уши.

У тигра, у обезьяны, у слона, у верблюда,

  1. Подумай и назови:

Самое длинношее животное, самое длинноносое животное, самое быстрое животное, самое полосатое животное, животное самое похожее на человека.

  1. Четвертый лишний. Объяснить почему.

* Слон, бегемот, страус, крокодил. * лев, обезьяна, тигр, джунгли. * Лев, жираф, белый медведь, слон. * Зебра, Африка, носорог, бегемот.

  1. Назвать травоядных животных и хищников.

  2. Скажи наоборот.

Слон тяжелый, а черепаха….; слон большой, а попугай….; жираф высокий, а крокодил …; черепаха ходит медленно, а гепард бегает…; слон добрый, а крокодил….

  1. Как ты думаешь, для чего:

Жирафу длинная шея, верблюды - горбы, черепахе – панцирь, кенгуру – сумка, слону бивни, хобот, зебре – полоски.










Тема: Животные севера.


  1. Какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются?

  2. Посчитай животных:

1 белый медведь, 2 …, 5…. Пингвин, олень, морж, песец, кит, тюлень.

  1. Назови детенышей:

У белого медведя – медвежонок, медвежата, у пингвина, у оленя, у моржа, у кита, у тюленя.

  1. Подбери признак.

Морж (какой?), олень (какой?), пингвин (какой?).

  1. Составить рассказ о животном северных стран по плану:

  • название

  • где живет?

  • внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.)

  • повадки

  • чем питается?

  • как добывает корм?

  • враги

  • как защищается?

  • детеныши

  1. Отгадай загадки, нарисуй отгадки.

В черно – белое одет

Очень странный господин.

Просит рыбки на обед,

Потому что он….















Тема: Человек. Наше тело. Предметы гигиены.


  1. Рассказать об уходе за своим телом утром, вечером. Для чего необходимо умываться, чистить зубы?

  2. Скажи ласково.

Рука – ручка, палец, ноготь, ладонь, нога, колени, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, пятка, шея, бровь, лоб, висок, затылок, ресницы, волосы, мочалка, полотенце, щетка.

  1. Один – много

Глаз – глаза – много глаз, волос, рот, ухо, лоб, голова, рука, нога, локоть, палец.

  1. Чем мы:

Смотрим, слушаем, хлопаем, едим, нюхаем, жуем.

  1. Назови большой и маленький.

Зуб – зубик – зубище, глаз, нога, голос, рука.

  1. Скажи наоборот.

Высокий, маленький, умный, добрый, сильный, ленивый, хороший, веселый, чистый.

  1. Что можно делать:

Глазами – глядеть, присматриваться, читать, смотреть. Руками, ногами, зубами, ушами.

  1. Исправь ошибки.

Книга читает девочку. Сначала мы глотаем еду, а потом хорошо ее разжевываем. Мы почистили зубы, а потом проснулись. Таня вытерла лицо полотенцем и умылась.

  1. Отгадай загадки, объясни, что тебе помогло их отгадать.

Живет мой братец за горой –

Не может встретиться со мной. (глаза)

Всегда во рту. А не проглотишь. (язык)

Пять братьев годами равные, а ростом разные. (пальцы)










Тема: Транспорт.


  1. Перечислить транспорт:

Наземный:

Воздушный:

Водный:

Железнодорожный:

Какой транспорт называем пассажирским, почему? Какой транспорт называем грузовым, почему? Какие машины помогают человеку при строительстве дома? Какие машины помогают человеку выращивать и собирать урожай?

  1. Образуй признаки (от предметов)

Автобус – автобусный, автомобиль, груз, парус, пожар, санитар, авария, пассажир, железная дорога, воздух, вода, трамвай, троллейбус.

  1. Назови одним словом машину, которая:

Возит молоко – молоковоз, мешает бетон, возит воду, черпает землю, вози бензин, возит лес, возит мусор.

  1. Игра «1-2-5»

1 белая машина, 2 белые машины, 5 белых машин; 1 красный автобус, 1 резиновое колесо, 1 большой корабль, 1 трамвайная остановка, 1 новый трамвай.

  1. Сколько у машины колес, крыш, фар, рулей?

  2. Кто управляет этим видом транспорта?

Мотоцикл – мотоциклист, велосипед, теплоход, автобус, трамвай, самолет, тепловоз.

  1. Игра «Где машина?»

Соедини слова в предложении маленьким словом.

Машина подъехала …. гаражу. Машина отъехала … гаража. Машина едет … гаражами. Машина переезжает … мост. Машина остановилась … гаража. Машина съезжает … моста. Машина едет … дороге.

  1. Скажи наоборот.

Взлет – посадка, взлетать, приезжать, приплыть, приехать.

  1. Один – много.

Самолет – самолеты – много самолетов; машина, самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, руль, фара, колесо.





Тема: Профессии.
Назови знакомые профессии Назови имя, отчество мамы и папы, кем они работают, чем занимаются на работе? Игра «Назови профессию» Пчел разводит – пчеловод, рыбу ловит, лес рубит, землю копает, трубы чистит, коров доит, за конями ухаживает, картины рисует, людей лечит, письма разносит, регулирует уличное движение. Ответь полным предложением. Что варит сталевар? Что добывает шахтер? Кого разводит пчеловод? Что проводит экскурсовод? Где работает парикмахер? Отгадай загадки. Назови действия, которые выполняют люди этих профессий. Кто покрасит все заборы, окна, двери, коридоры? (маляр) Кто вам продает творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски? Кто учит чисто говорить и звуки все произносить? Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет? Кто ткёт ткани на платье Тане? Кто на пожары приезжает, огонь залив, людей спасает? Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? Ответь полным предложением «Что кому нужно?» Кому нужен автомобиль? Кому нужна кисть? Кому нужен микрофон? Кому нужны кирпичи? Кому нужны весы? Кому нужен велосипед? Кому нужен мотоцикл? Назови женскую профессию по образцу: ткач – ткачиха Повар, певец, художник, спортсмен, учитель, портной, продавец, актер, воспитатель, летчик, скрипач, пианист, пловец. Расскажи о какой –либо профессии по плану: что это за профессия? носят ли люди данной профессии форменную одежду? Какую? назвать все необходимое для этой профессии? люди этой профессии работают на улице или в помещении? С кем или с чем работают эти люди (с людьми, с животными, с техникой, с книгами…) Чем занимаются люди этой профессии? Какую профессию ты хочешь для себя выбрать?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!