СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное пособие по столярному делу для 5 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учебное пособие по столярному делу для 5 классов.»

Норкин С.А




Столярное дело

5 класс

VIII вид




Учебное пособие



























2016 год

1.Пиление столярной ножевкой.

Инструмент для пиления.


Пиление — одна из основных столярных операций. При пилении из лесоматериалов получают заготовки нужных размеров по длине, ширине, толщине.

Пилы: а — ножовка; б — лучковая.


Распиливают древесину ручным или механизированным способом с помощью
пил.

Ручные пилы бывают поперечные двуручные, ножевые (ножовки) и лучковые. Пила представляет собой стальную ленту (полотно) с нарезанными на ней тре­угольными зубьями. Полотно пилы снабжено ручками (или одной ручкой) либо закреплено в специальном станке.

Существуют пилы для продольного и поперечного пи­ления древесины (вдоль и поперек волокон). Отличаются такие пилы друг от друга формой зубьев, расстоянием меж­ду ними, способами заточки и разводки.

Лучковая пила.

Назначение и устройство пилы. Лучковая пила назы­вается так потому, что похожа на лук (у нее тоже есть те­тива) — старинное оружие для метания стрел. В зависи­мости от формы зубьев лучковые пилы применяются для продольного или поперечного пиления древесины.

Лучковые пилы бывают различных конструкций. Но чаще всего используется пила, показанная на рисунке . В станке пилы натянуто стальное зубчатое полотно, в верх­ней части станок стянут тетивой.

Станок состоит из двух стоек, двух ручек, средника и закрутки (иначе — стрелки). Стойки изготавливают из дре­весины твердых пород. В нижней части стоек сделаны от­верстия для ручек. Сами ручки — круглой формы (чтобы удобнее было держать), они также изготовлены из древеси­ны твердых пород. В каждой ручке сделан пропил, куда входит конец зубчатого полотна. А чтобы закрепить полот­но, в нем и ручках просверлены небольшие отверстия. В от­верстия вставляют специальные штифты или гвоздики, со­единяющие ручки с полотном и со станком пилы.

Тонкое полотно лучковой пилы — из прочной, так на­зываемой инструментальной стали; его можно легко натя­нуть в станке. Тонким полотном быстрее и легче пилить дре­весину.

В среднике по бокам сделаны отверстия, в которые встав­ляют стойки (точно посередине их высоты). Средник и соединяется между собой, и распирает их, позволяя регулировать, натяжение полотна. В средник упирается за­крутка.

Тетива, изготовленная из тонкой прочной льняной или пеньковой веревки, стягивает стойки. При вращении закрутки (стрелки) тетива скручивается и стягивает верхние концы. При этом нижние концы стоек расходятся, натя­ни и полотно пилы.

Подготовка пилы к работе. Прежде чем начинать пилить древесину, надо проверить и отрегулировать лучковую пилу.

Вот последовательность операций

  1. Немного ослабляют тетиву, вращая закрутку против часовой стрелки.

  2. Берут пилу за ручки и поднимают на вытянутых руках, чтобы тетива была прижата к груди на уровне плеч.

  3. Закрывают один глаз (лучше левый) и проверяют, правильно ли натянуто и установлено полотно. Сначала смотрят на полотно у правой ручки, а затем у левой. Чуть поворачивая ручки, добиваются такого положения зубчатого полотна, чтобы была видна только его спинка, а не боковые стороны. В этом случае полотно установлено без перекосов.

  4. Натягивают тетиву пилы, вращая закрутку в обратном направлении.


Запомните!

  1. Работать можно только исправной пилой.

  2. Начиная пилить, надо обязательно пользоваться направителем.

  3. Нельзя при работе держать руку у зубьев полотна пилы.

  4. Осторожно заканчивайте пиление. Никогда не оставляй­те пилу в пропиле!

  5. При переносе пилы с места на место соблюдайте осто­рожность. Пилу переносят в опущенной руке, тетивой вперед. Зубья полотна должны быть направлены вниз.

  6. Не отвлекайтесь при работе!


Задания.

  1. Нарисуйте лучковую пилу и надпишите все ее основные части.

  2. Подготовьте лучковую пилу к работе.

  3. Расскажите, как надо работать пилой.

  4. Придумайте предложения со словами: пила, тетива, станок,

стойка, закрутка, средник, полотно пилы, зубья пилы.



Вопросы.

  1. Зачем пилят древесину?

  2. Какие существуют виды пил?

  3. Почему нужно натягивать полотно пилы? Как это делают?

  4. Какие части пилы сделаны из древесины? Из древесины каких пород, почему?

  5. Зачем нужны стойки, средник, тетива?

  6. Почему нельзя оставлять пилу в пропиле, держать руку во вре­мя работы у зубьев полотна пилы?


Пиление древесины поперек волокон.

При пилении поперек волокон заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака или пользуются подкладной дос­кой. Зажимать заготовку надо так, чтобы она располагалась почти горизонтально, а место пропила находилось у зажи­ма.

При работе с пилой приходится затрачивать много уси­лий. Чтобы меньше уставать, при пилении надо соблюдать следующие правила:

  1. Принять правильную позу. Необходимо чуть- чуть наклониться вперед, но спина должна быть прямой.

  1. Пиление древесины поперек волокон. Заготовка зажата
    в заднем зажиме.

  2. Рабочая поза столяра при пилении древесины поперек волокон и поддерживание рукой отпиливаемой части заготовки.

4. Правильно держать инструмент и работать им. Помните, что при пилении двигается только правая рука! Левой рукой поддерживают заготовку. Если же вместе с рукой двигается туловище, быстро приходит усталость.

5. Начиная работу, у места пропила держат брусок. Сначала инструмент плавно тянут на себя, делая начало про- и Когда полотно пилы немного углубится в заготовку, брусочек убирают и продолжают пилить, поддерживая за­носу рукой.

4. Заканчивая работу, пилить надо очень медленно, плав­но, придерживая заготовку рукой. Нельзя сильно нажи­мать на пилу. Если не соблюдать это правило, заготовка может обломиться — тогда образуется так называемый отщеп: и заготовка испорчена, и руку можно поранить.

Качество отпиленных заготовок зависит от точности раз­метки и аккуратности вашей работы. Во время пиления надо следить, чтобы зубчатое полотно все время перемеща­лось по линии разметки, не отклонялось от нее вправо или влево. Проверяют качество работы внешним осмотром и по угольнику.

При пилении заготовок поперек волокон могут быть и некоторые погрешности в работе. Например, деталь отпиле­на не точно по линиям разметки, не под прямым углом. При­чины? Вот они: а) вы невнимательно смотрели на линии разметки; б) неправильно начали пилить; в) неправильно зажали заготовку; г) не управляли пилой во время работы.

А если образовался откол, отщеп? Значит, вы или не поддержали в конце работы заготовку, или не допилили до конца и разломили брусок.

Чтобы ваша работа была качественной, придерживай­тесь при пилении правил, которые указаны выше.



Запомните!

Пилить нужно плавно, ровно и спокойно. Нельзя сильно нажимать на пилу!


Задания.

  1. Закрепите заготовку в заднем зажиме верстака и оцените, пра­вильно ли вы это сделали (посоветуйтесь с учителем).

  2. Возьмите пилу, отрегулируйте ее и займите рабочую позу.

  3. Соблюдая осторожность, вставьте пилу зубьями вверх в пропил

  4. Разметьте заготовки и отпилите от бруска отрезки длиной 60,50,45,35,25, 15 и 10 мм. Оцените качество своей работы.

  5. Оцепите качество своей работы на брусках, предложенных учителем. При необходимости установите причины брака.


Вопросы:

  1. Почему при пилении надо принять определенную позу?

  2. Почему при работе двигаться должна только рука, а не туловище?

  3. Почему, начиная работу, нельзя держать руку у полотна пилы?

  4. Какие вы знаете правила пиления? Зачем они нужны?


Пиление древесины вдоль волокон.


Чтобы получить заготовку нужной ширины и толщины, доску пилят вдоль волокон. Но сначала заготовку надо разметить и за крепить в заднем зажиме верстака.

Пиление древесины вдоль волокон. Крепление заготовки и рабочая поза столяра.

Правила пиления древесины вдоль волокон имеют много общего с правилами пиления поперек волокон. Но есть и некоторые различия: рабочая поза несколько иная, положение туловища прямое, ритм и темп
пиления более быстрые.

Вот последовательность работы при распиливании заготовки вдоль волокон:

1.Разметить места рас­пила.

Зажать заготовку вертикально в задний зажим вер­стака. Край заготовки не должен быть выше плеча.

Подготовить инструмент и принять установленную позу.

Сделать пропил по линии разметки. Не забывайте, что у полотна лучковой пилы надо держать не руку, а бру­сочек.

Начать пиление в нужном ритме и темпе.

При работе необходимо соблюдать правила безопасно­сти, постоянно контролировать положение полотна пилы относительно заготовки по линии разметки, кромке верстач­ной доски, линейке. Нужно следить, чтобы дно пропила на­ходилось примерно на уровне груди (ведь заготовку можно поднять и опустить). Перед концом пиления надо работать медленнее, без нажима, чтобы не расколоть заготовку и не поранить руки.

Качество работы можно проверить при помощи линей­ки, угольника.

При пилении вдоль волокон могут встретиться следую­щие виды брака:

Пропил не прямолинеен. Причины: а) вы не следили за линией разметки; б) сильно нажимали на пилу; в) не управляли пилой во время работы.

Пропил расположен не под прямым углом по отноше­нию к широкой стороне заготовки. Вот почему: а) вы начали работу не точно под прямым углом к краю заготовки; б) пи­лили неправильно, не вдоль верстака, не по разметке; в) не управляли полотном пилы.


Запомните!

  1. Чтобы избежать брака при пилении, надо работать акку­ратно и точно соблюдать установленные правила.

  2. Конечно, лучше работать без брака. Но если все-таки появились какие-то погрешности, не огорчайтесь! Недостатки устранить с помощью рубанка строганием.


Задание.

  1. Закрепите заготовку в зажиме верстака.

  2. Сделайте несколько пробных пропилов.

  3. Оцените качество своей работы.

Расскажите, какие вы знаете правила пиления древесины вдоль волокон.

Вопросы.

  1. Чем отличается пиление древесины вдоль волокон от пиления поперек волокон?

  2. Почему дно пропила должно располагаться по возможности на уровне груди?

  3. По каким причинам может быть брак в работе? Как его можно

  4. Исправить?

  5. Почему верхний край доски должен находиться на высоте плеча?




2.Промышленная заготовка древесины

Виды древесины

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что од­ни бруски обрабатывать (резать, строгать) легче, чем другие. Во многом это зависит от породы дерева, из которого изготовлен брусок.

Все древесные породы делятся по видам на мягкие и твердые. На этом занятии вы познакомитесь только с мягкими видами древесины.

К мягким видам относятся всем вам хорошо извест­ные ель, сосна, липа, осина, ольха и др. Но ведь эти деревья различаются между собой: у одних — на вет­ках листья, у других — иглы (хвоя).

Деревья с листьями относятся к лиственным поро­дам (липа, осина и др.), с листьями в виде игл — к хвой­ным (ель, сосна, кедр, лиственница).

Древесина каждой породы имеет свои характерные (только ей присущие) свойства и признаки (цвет, за­пах, текстуру — рисунок и т. п.). Хороший столяр безо­шибочно определит, из какой породы древесины изго­товлено то или другое изделие.

А свойства определяют область применения древе­сины. Например, ель и сосна необходимы в строитель­ном и мебельном производствах, кедр — в столярном и карандашном, липа и ольха — в мебельном, осина — в производстве фанеры, спичек и т. д.


Задания.

1. Подберите коллекцию из брусков различных пород мяг­ких видов древесины.

2. Научитесь (с помощью учителя) по внешнему виду и за­паху определять породу древесины.

3. Расскажите, что такое лиственные и хвойные породы.

4. Придумайте предложения со словами: мягкие виды дре­весины, лиственные породы, хвойные породы.

Вопросы.

1. Какие вы знаете породы древесины? Что относится к хвойной, лиственной породе?

2. Почему древесину разделяют по видам на мягкую и твер­дую?

3. Какие породы деревьев относятся к мягким видам дре­весины?

4. Где, в каком производстве применяются осина, ель, кедр, сосна, липа?

5. По каким признакам различают породы древесины?


Валка леса и переработка древесины

Спиливание деревьев в лесу называется валкой леса. Промышленная заготовка древесины ведется на лесо­секах.

Современный «дровосек» работает электрической или механической пилой. Но сейчас на помощь людям приходят «умные» машины. Они своими железными ру­ками захватывают ствол дерева, спиливают его и гру­зят на транспортное средство. А управляет работой ма­шины «дровосек»!

Деревья, очищенные от сучьев, отправляют на стройки народного хозяйства, заводы. Дерево без сучь­ев называется хлыстом. Хлысты распиливают на брев­на. А уже бревна разрезают по длине на несколько частей на специальном станке — пилораме.

Из бревен получают необрезные доски и горбыли (полукруглые доски). Из этих заготовок, обрезая их по' бокам, изготавливают обрезные доски, брусы, бруски, рейки... Но и сучья не пропадают даром. Из хвойных пород деревьев, хвои получают витаминную муку — корм для скота, древесину перерабатывают в бумагу, картон и т. д.


Задания.

1. Расскажите, как получают обрезные доски, бруски.

2. Объясните, почему, распиливая бревна, нельзя сразу по­лучить обрезные доски, брусы, бруски. Придумайте предложения со словами: валка леса, лесосе­ка, хлыст, обрезная и необрезная доски.


Вопросы.

1. Как валят лес?

2. Где и как распиливают бревна?

3. Можно ли из бревна, не распиливая его на доски, полу­чить брусок? Надо ли так делать?


3.Игрушки из древесного материала.

Из древесины можно изго­товить много различных поделок и игрушечную мебель. Все поделки должны быть прочными, красивыми. Игрушки можно покрасить в различные цвета.



Изделия из древесины:

а. — ящик; б. д, е, ж — полочки; в — подставка для карандашей; г — этажерка; зколесо-вертушка; и — кровать.


Некоторые игрушки сделаны только из деревянных деталей. Другие — из древесины и картона, третьи — из про­волоки и картона или только из проволоки. Поэтому надо на­учиться скреплять все эти материалы между собой.

Детали из древесины и картона соединяют между собой с помощью клея или гвоздей. Чтобы соединить две проволочные детали, концы проволоки скручивают.

Изделия из древесины.

Работа с клеем и гвоздями .Вся эта игрушечная мебель собрана из деревянных деталей!

Детали можно соединить между собой только на клею или только с помощью гвоздей. А можно сначала склеить детали, а затем дополнительно укрепить соединение гвоздями. Такое соединение (на клею и гвоздях) более прочное.

Игрушечная мебель из древесины.













При работе с клеем надо знать и выполнять опреде правила. Последовательность соединения деталей такое:

Подготовить рабочее место — накрыть верстак бумагой, отобрать все необходимые материалы и инструменты.

Взять клей и кисточку.

Забить гвозди в одну из соединяемых деталь чтобы остриё вышло из материала на 2 — 3 мм.

Нанести клей кисточкой на места соединения.

Сложить соединяемые поверхности, немного с» тали и забить гвозди.

Вытереть влажной тряпкой клей, выступивший в местах соединения деталей.

Убрать рабочее место, тщательно вымыть кист руки.

Запомни!

  1. Нельзя забивать гвозди близко от края изделия: может расколоться.

  2. Не забивай лишних гвоздей: соединение и так получится крепким.


Изготовление детского стула. Сделать игрушечный стул очень просто. Надо лишь изготовить две детали( сиденье и спинку — и соединить их.

Сиденье сделано из бруска, а спинка из полоски фанеры и тонкой дощечки.

Перед тем как приступить к работе, надо внимательно изучить рисунок и образец. Затем следует продумать план боты, подготовить необходимые материалы и инструменты.


Последовательность выполнения задания:

  1. Подобрать необходимые материалы и инструменты.

  2. Разметить детали.

  3. Отпилить детали необходимой длины в стусле.

  4. Измерить полученные заготовки.

  5. Обработать детали напильником, скруглить острые углы.

  6. Зачистить сиденье и спинку шлифовальной шкуркой.

  7. Соединить детали на клею и гвоздях.

  8. Проверить выполненную работу.



Задания.

  1. Вбейте гвоздь в обрезок доски или бруска рядом с краем. Объясните,

поему древесина раскололась.

  1. Вбейте гвоздь в середину обрезка доски. Рядом с ним, по линии

одного волокна, забейте ещё несколько гвоздей. Объясните, почему древесина не раскалывается от одного гвоздя, а от нескольких гвоздей раскалывается.













Игрушечный шкаф Игрушечный сервант.




Вопросы.

  1. Для чего применяют клей?

  2. Почему соединение на клею и гвоздях прочнее, чем соединен! только на гвоздях или только на клею?

  3. Почему нельзя забивать гвозди близко к краю доски?



3.Самостоятельная Работа №1

Изготовьте, самостоятельно планируя работу, бру­сок заданных размеров.

При работе контролируют следующие навыки и умения:

1) пиления вдоль волокон по линиям разметки;

2) строгания рубанком;

3) проверки качества и точности работы по линей­ке и угольнику;

4) разметки и строгания по заданным размерам;

5) разметки длины бруска после строгания, пиления древесины по­перек волокон.

Брусок заданных размеров.


Самостоятельная Работа №2

Вам предстоит самостоятельно сделать игрушечный диван. Диван состоит из сиденья, спинки, боковин и ножек. Детали соединены между собой гвоздями и на клею.

Сиденье и спинка изготовляются из брусков. Ножки из реек, а боковины — из полоски фанеры или дощечки. Размер деталей следующий. Сиденье: длина — 180 мм, ширина — , высота — 30 мм; спинка: длина — 180 мм, высота — 40, лщина — 30 мм; ножки: длина — 70 мм, толщина — 10, ши­на — 10 мм; боковина: высота — 60 мм, ширина — 90, толщина — 8 мм.

При выполнении работы учитель контролирует навыки:

Точности разметки и изготовления деталей по заданным размерам.

Пиления в стусле.

Соединения на гвоздях и клею.

Зачистки.

Организации рабочего места.



4.Сверление отверстии на станке.



Настольный сверлильный станок предназначен для сверления отверстий в древесине и других материа­лах. Станок состоит из следующих основных частей: стола, станины, электродви­гателя, шпинделя, рукоятки, пульта кнопок.

Настольный сверлильный станок.




На столе устанавливается деталь. Запомни, что все детали, в которых надо
просверлить отверстия, обязательно зажимают в настольные тиски.

На станине закреплены все остальные
механизмы станка. Электродвигатель приводит во вращение шпиндель станка, а вместе с ним и патрон. В патроне крепят сверло. С помощью
рукоятки опускают и поднимают шпиндель.

Сверлильный станок позволяет быстрее проводить все oоперации по сверлению, облегчает работу.

При работе на станке надо строго соблюдать правила
безопасности труда.























Запомни!

  1. Нельзя включать станок без разрешения учителя.

  2. Перед тем как приступить к работе, надо вместе с учителем проверить крепление всех основных частей станка.

  3. Правильно и прочно закрепляй сверло в патроне, обязательно зажимай деталь в тиски!

  4. Нельзя при работе держать руку близко у сверла, отвлекаться, отходить от станка до его полной остановки.

  5. Нажимать на рукоятку надо плавно.

  6. Не прикасайся к вращающимся частям станка!

Задания.

  1. Назовите основные части сверлильного станка и покажите и

  2. Расскажите, какие правила безопасной работы на станке вы знаете.

  3. Зажмите деталь в настольные тиски.

Вопросы.

  1. Для чего предназначен сверлильный станок?

  2. Почему нельзя отвлекаться при работе на станке?

  3. Почему деталь обязательно надо зажимать в тиски?

  4. Почему нельзя отходить от станка до полной его остановки?



Сквозных отверстии.

При сверлении сквозных отверстий инструмент — свер­ло — проходит через всю заготовку. Это очень ответственная операция.

Посмотрите на рисунок . В подставках, показанных на рисунке, карандаши устанавливают в отверстия, просверленные насквозь в детали.




Изготовить подставку для карандашей можно из бруска и дощечки. В заготовке бруска надо по линейке и угольнику разметить места для сверления отверстий. В центре каждого будущего отверстия накалывают шилом углубление. В этом случае при работе сверло не будет «уходить» в сторону,
скользить по поверхности и отверстие
получится в точно заданном месте.

Затем размечают дощечку - основание подставки. Основание делает подставку для карандашей устойчивее и
закрывает сквозные отверстия бруска.
Размеченную заготовку бруска зажимают в верстаке и последовательно сверлят все отверстия. Особую осторожность
надо соблюдать в начале и конце сверления каждого отверстия. После этого заготовку обрабатывают шлифовальной шкуркой и крепят к основанию. Подставка для карандашей почти готова. Её можно покрасить или покрыть олифой.

Сверление несквозных отверстии.

Несквозное отверстие — это отверстие, просверленное не через всю заготовку, не насквозь.

Перед сверлением таких отверстий также надо разметить заготовку. Размечают сквозные и несквозные отверстия одинаково.

Иногда бывает необходимо просверлить два ряда отверстий. Тогда разметку проводят с помощью линейки и угольника. Сначала проводят две параллельные линии по длине детали (на нужном расстоянии друг от друга и от края бруска). На этих линиях и размечают с помощью угольника центры отверстий. Перед сверлением цент­ры отверстий накалывают шилом.

При сверлении несквозных отверстий, чтобы не ошибиться, периодически надо проверять глубину отверстия. Это сделать довольно сложно, так как каждый раз приходится вынимать сверло и контролировать глубину. Поэтому, когда надо изготовить несколько одинаковых отверстий, пользуются

упорной муфтой. Сделать её очень просто. С помощью муфты можно быстрее выполнить работу, глубина всех отверстий получится одинаковой.

Передвигая и зажимая сверло в пат­роне, с помощью одной муфты можно сверлить отверстия различной глубины.





Задания.

  1. Просверлите несквозное отверстие глуби­ной 20, 25, 30, 40, 60 мм.

  2. Изготовьте муфту для сверления отвер­стий глубиной 40 мм.

  3. Изготовьте подставку с двумя рядами от­верстий (рисунок 69). Предварительно составьте план работы.

  4. Придумайте предложения со словами: шило, центр отверстия, сквозное отверстие, не­сквозное отверстие, глубина отверстия, муфта, подставка для карандашей.

Вопросы.

  1. Почему центр отверстия при разметке не­обходимо накалывать шилом?

  2. Как проверяют глубину отверстия?

  3. В каких случаях следует изготовлять упорную муфту?

  4. Можно ли с помощью одной муфты про­сверлить несквозные отверстия различной глу­бины?



5.Игрушки из древесных и других материалов

У вас, конечно же, есть различные игрушки, купленные в мине: и солдатики, и машины, и самолёты, и многие другие. Но особую радость приносят игрушки, сделанные своими руками. На последующих уроках вы изготовите кораблик, crop, ветряную мельницу.

При работе вам потребуются различные материалы: древесина, проволока, краска. Обращаться с ними вы умеете, иное, работать аккуратно, тщательно выполнять все оле­ни. Ну а чтобы игрушки получились красивыми, отдельные I л и можно покрасить в различные цвета — как у настоящего корабля, трактора. Смелее беритесь за дело и обязательно до­ите его до конца!


Кораблик.


Посмотрите на рисунок . Вот такой кораблик вы будете изготавливать.

Для работы вам понадобятся выструганные бруски, корпуса и надстройки, полоска фанеры, очищенная вето дерева для мачт, проволока для антенны и ограждения па бы, гвозди, клей, краска, олифа.

Чтобы разметить детали кораблика, нужны будут линейка и карандаш, шаблон для корпуса корабля. Инструменты приспособления: стусло, пила, молоток, напильник, кусачки плоскогубцы, шлифовальная шкурка, кисточка.


Прежде чем приступать к работе, надо составить план изучить предметную технологическую карту. В предмет карте указано, в какой последовательности располагаются готовки согласно порядку их обработки инструментами.


Предметная технологическая карта помогает планировать работу, из неё видно, как правильно надо выполнить работу, делая дну за другой все операции.

Примерный план работы:

  1. Подобрать необходимые материалы и инструменты.

  2. Разметить и изготовить детали.

  3. Обработать детали напильником и шлифовальной гкуркой.

  4. Окрасить детали в различные цвета.

  5. Соединить на клею и гвоздях части изделия.

  6. Отмерить, отрезать и установить мачты.

  7. Разметить и установить ограждение палубы.

  8. Натянуть антенну.

  9. Проверить качество выполненной работы.

Задания.

  1. Повторите правила работы с пилой, напильником, шлифовальной шкуркой, молотком, кусачками, клещами.

  2. Изготовьте кораблик.

  3. Расскажите, в какой последовательности вы изготавливали кораблик.

  4. Придумайте предложения со словами: корпус корабля, надстройки корабля, палуба, антенна, мачта, предметная технологическая карта.

  5. Посмотрите диафильмы и кинофильмы о советских кораблях и моряках.

Вопросы.

  1. Какие материалы необходимы для изготовления кораблика?

  2. Какой инструмент потребуется для изготовления кораблика?

  3. Почему в различные цвета окрашивают детали, а не готовое собранное изделие?


ТРАКТОР.


Кабина

Из древесины можно легко изготовить модель трактора. Гусеничный трактор состоит из следующих основных частей: двигателя с капотом и радиатором, гусениц, кабины.

В двигателе сгорает топливо, и от этого он нагревается. Охлаждается двигатель водой, которая поступает из радиатора.

В радиаторе много тонких трубок: в них из двигателя подаётся горячая вода. При работе двигателя между трубками радиатора проходит холодный воздух и охлаждает сами трубки и воду в них. Поэтому в двигатель подаётся уже охлажденная вода.

От двигателя приводятся во вращение гусеницы. Гусеница — это сплошная металлическая лента из подвижных частей,














по которой перекатываются катки трактора. Трактор как бы
стелет перед собой ровные дорожки — гусеницы, а потом их
убирает.

Кабина — рабочее место тракториста — защищает водителя от дождя, холода, пыли. В ней размещены все приборы и
ручки управления трактором.

Если внимательно посмотреть на настоящий трактор, то
можно заметить и более мелкие части: выхлопную трубу, фары, крюк и т. д. Как вы думаете, зачем они нужны?

При изготовлении модели трактора надо пользоваться
предметной технологической картой и планом работы.

Гусеницы трактора размечают по
шаблону. Шаблон накладывают на заготовку и обводят его карандашом. Углы спиливают в стусле (посмотри
на рисунок - там показаны места пропила), а затем скругляют рашпилем.

Рашпиль - это напильник для грубой обработки древесины. На
поверхность рашпиля нанесены острые
шипы, а не насечки, как у простого напильника. При движении рашпиля по заготовке эти шипы снимают часть древесины. После обработки рашпилем поверхности надо обязательно обработать напильником и зачистить шкуркой.

Работать рашпилем надо очень осто­рожно. Обрабатываемую деталь необходи­мо крепко зажимать в верстаке.

Все инструменты, которые понадо­бятся при изготовлении модели трактора, вам хорошо знакомы, поэтому при работе надо стараться ещё лучше научиться вла­деть ими.



Разметка гусениц Рашпиль






Примерный план работы:

Подобрать все необходимые для изготовления мод материалы и инструменты.

  1. Разметить и изготовить детали.

  2. Покрасить детали в различные цвета.

  3. Установить на двигателе радиатор.

  4. Соединить двигатель с гусеницами.

  5. Собрать и установить на место кабину.

  6. Самостоятельно сделать и установить на трактор хлопную трубу, фары.

  7. Протереть модель олифой.

  8. Проверить качество работы, сравнив сделанную мод с образцом.

Задания.

  1. Расскажите, в какой последовательности вы будете изготанлп модель трактора.

  2. Подберите необходимые бруски и дощечки для изготовления детали.

  3. Подберите и положите на верстак необходимые инструменты.

  4. Изготовьте модель трактора.

  5. Придумайте предложения со словами: трактор, двигатель, кабина гусеница, радиатор, рашпиль.

Вопросы.

  1. Какие материалы вам потребуются для изготовления модели т| тора?

  2. Чем отличается рашпиль от напильника?

  3. Для чего на тракторе нужны фары, гусеницы, кабина, выхлоп труба?

  4. Какие материалы можно обрабатывать рашпилем?

  5. Как размечают гусеницы трактора?

  6. Почему работать рашпилем надо очень осторожно?



6.Выжигание.

Электрическая энергия широко вошла в наш быт, в нашу жизнь. Электрическая энергия приводит в работу станки на заводах и фабриках, даёт тепло и свет.

Вырабатывают электроэнергию на электростанциях. Оттуда электрический ток по металлическим проводам переда­ётся в города, сёла.

Металлы, когда по ним проходит электрический ток, могут сильно нагре­ваться. Эти свойства металлов и тока ши­роко используются в бытовых электро­нагревательных приборах, осветительных лампочках, электровыжигателях.


Электровыжигатель.


Электровыжигатель — это специальный прибор, с помощью которого можно выжигать рисунки на деревянных деталях.

Электровыжигатель состоит из трансформатора с регулятором
накала, ручки с пером, проводов.

Трансформатор через соединительный шнур и вилку включают в розетку электросети. Электрический ток из трансформатора по проводу подводится к перу. Перо нагревается, и им выжигают рисунок. С помощью регулятора накала можно нее или слабее нагревать перо — рисунок получается теме или светлее.

Перо закреплено в ручке из изолятора и закрыто кожухом. Изолятор — это такой материал, который не пропускает электрический ток.

Выжигание рисунка.

Сначала на дощечку надо перевести рисунок, который вы хотите выжечь. Делают это с помощью копировальной бумаги. Надо помнить, что изготовленный рисунок нельзя обрабатывать шкуркой — его можно стереть. Поэтому дощечку надо предварительно хорошо зачистить, а рисунок переводить так, чтобы на поверхности древесины остался едва заметный контур. Для этого пользуются копировальной бумагой, которая уже была в употреблении. Можно взять лист новой копировальной бумаги, но тогда с него надо чистой тряпкой снять лишнюю краску.

Посмотрите на рисунок . Такие узоры, картинки можно выжечь на дощечке. А работают электровыжигателем так: наносят на дощечку рисунок, включают трансформатор в сеть и устанавливают регулятор накала.

Берут в правую руку ручку с пером и передвигают перо плавными движениями по контуру рисунка. Дерево, соприкасаясь с раскалённым металлом, обугливается, поэтому, оставляя дольше перо на одном месте, можно получить более темные участки. Рисунок после выжигания можно раскрасить и покрыть лаком.

План работы по выжиганию рисунка:

  1. Тщательно зачистить поверхность дощечки, фанеры.

  2. Перевести рисунок на подготовленную поверхность.

  3. Выжечь рисунок.

  4. Покрыть рисунок лаком.




Запомни!

  1. Нельзя включать электровыжигатель без разрешения учителя.

  2. Нельзя сильно нажимать на перо электровыжигателя.

  3. Осторожно работай с прибором, не наклоняйся слишком со к месту выжигания.



Задания.

  1. Украсьте рисунком изготовленное ранее изделие.

  2. Повторите, в какой последовательности надо наносить рисунок выжигателем.

  3. Придумайте предложения со словами: электрический ток, электрическая энергия, электровыжигатель, перо, трансформатор, регулятор накалa.

Вопросы.

1. Как получается рисунок при выжигании?

  1. Почему нельзя зачищать поверхность древесины после выжигания?

  2. Почему переводить рисунок на дощечку надо через копировальную бумагу, бывшую в употреблении?












Самостоятельная работа.

Посмотрите на рисунок . Вот такую машину вы должны изготовить, самостоятельно планируя работу.

При изготовлении модели учитель контролирует последовательность работы, правильность выполнения операций, уме­ния и навыки пользования инструментом:

  1. Изготовление деталей.

  2. Соединение деталей на клею, гвоздях, шурупах.

  3. Пиление в стусле и лобзиком.

  4. Чистовую обработку деталей различной формы.

  5. Окраску деталей, покрытие изделия лаком.


7.Пиление лучковой пилой.

При многих ручных работах пилят лучковыми пилами . Лучковая пила имеет: шаховок — две, распорку (средник) — одну, ручек (стоек) — две, закрутку — одну, шнур — один.

Всё это в собранном виде называется станком лучковой пилы. В станок лучковой пилы закрепляется полотно луч­ковой пилы. У полотна пилы с одной стороны зубья, а с другой стороны спинка (обушок).

Перед началом работы лучковой пилой проверяют, пра­вильно ли установлено полотно лучковой пилы.

Как правильно установить полотно пилы, показано на рисунке ; распорка тут не мешает, и держать пилу легко. Лучковую пилу устанавливают в таком порядке:

а) ослабляют шнур закруткой;

б) пилу берут на вытянутые руки;

в) ноги расставляют на ширину плеч;













г) голову держат прямо;

д) один глаз закрывают,
а другим смотрят на левый
конец пилы;

е) левую шаховку пилы повёртывают так, чтобы была видна только спинка полотна без боковых сторон;

ж) не поворачивая головы, смотрят на правый конец полотна пилы. Если на правом конце полотна будет видна только спинка, значит, полотно установлено правильно; если видна сторона полотна пилы, поворачивают правую шаховку так, чтобы по всей длине пилы была видна только одна спинка (обушок).

Когда пила установлена, натягивают шнур закруткой.





Зубья пилы. Зубья у пил бывают прямые и наклонные. Пилами с прямыми зубьями пилят (разрезают) по
ширине доски, поперёк бруска
или бревна. Пилами с наклонными зубьями пилят по длине доски,
то есть вдоль доски.


Вопросы.

  1. Какие ручные пилы вы знаете?

  2. Назовите части лучковой пилы.

  3. Как установить для работы лучковую пилу?

Задание. Взять листок бумаги в клетку. Нарисовать две пилы: с прямыми зубьями и с наклонными.


Пиление поперёк доски.

Небольшой брусок удобно распилить поперёк в специ­альном ящике, который называется стуслом. Стусло имеет две стенки и донышко. В стенке стусла сделаны два прямых пропила (прореза) и четыре косых пропила .

Перед работой стусло следует закрепить на верстаке с помощью заднего зажима.

Поперёк удобно пилить и на подкладной доске, исполь­зуя упор верстака. На подкладную доску кладут брусок (или доску), который должен быть распилен; прижимают его к переднему упору левой рукой, встают, как показано на рисунке , и пилят.

Рабочая поза при пилении доски поперёк с использова­нием упора верстака показана на рисунке . Спина дол­жна быть чуть наклонена, левая нога выставлена вперёд.



























Упражнения.

1. Разметьте квадратный брусок 4X4 длиной 40 см на четыре части по 10 см и распилите брусок в стусле.

2. От доски длиной 50 см отпилите части 8 см, 12 см, 5 см, пользуясь

подкладной доской.

Пиление вдоль доски.

Распилить вдоль — значит распилить по длине доски. Чтобы распилить доску по длине, нужно зажать её в зад­нем зажиме. Встать, как показано на рисунке 40, поставить левую ногу вперёд.

На торце доски, у черты пропила левой рукой можно держать брусочек и по нему направлять полотно пилы. Сначала не торопясь, осторожно тянут пилу на себя, делая пропил. Когда полотно пилы войдёт в доску, убирают брусок и продолжают пилить без него. Перед кон­цом пиления работают медленней, без нажима, чтобы не обломить доску и не испортить верстак.




Во время пиления смотрят, чтобы пила двигалась по линии прямо, не наклоняясь вправо и влево. Для этого надо пилить строго по намеченной линии. Проверить отклоне­ние можно и угольником .

Запомните!

  1. Сначала проводят линию на доске и только тогда пилят.

  2. Первое движение пилы делают на себя. Второе движение — от себя.

  3. На пилу не нажимают.

  4. Пилят легко и медленно.

  5. Водят пилу прямо, ровно, спокойно.

  6. Смотреть надо на линию распила.

  7. Пилу в пропиле при остановке работы не оставляют.





Упражнения.

1.Распилите доску
длиной 50 см по длине на две равные части.

2.Отпилите от доски длиной 60 см
три бруска шириной по 4 см.



Вопросы.

  1. Как называется поперечный разрез дерева?

  2. Для чего закрепляют материал на верстаке во время пиления?

  3. Как можно ещё назвать распиловку дерева по ширине?

  4. Как можно назвать распиловку доски по длине?

  5. Для чего нужно стусло?

  6. Расскажите и покажите, как надо стоять (рабочую позу) при пи­лении вдоль и поперёк доски.





10.Строгание рубанком.


Древесина состоит из мельчайших частиц — клеток. Клетки настолько малы, что их можно увидеть только на специальном приборе — микроскопе. Микроскоп по­зволяет во много раз, и даже тысяч раз, увеличивать предметы. Например, если мы будем рассматривать под микроскопом простой человеческий волос, он покажет­ся нам размером с толстое бревно.

Группа клеток называется тканью древесины. А тка­ни образуют волокна. Древесина хорошо режется вдоль волокон и хуже поперек.

Вы уже знаете, что детали из древесины можно от­пиливать, обрабатывать напильником, шкуркой и т. д. Но чтобы облегчить себе работу и сделать деталь более точной, необходимо пользоваться специальным инстру­ментом — рубанком.

С помощью рубанка можно срезать слой материала необходимой толщины. Деталь получится гладкой, вы­строганной точно по размерам.

Устройство рубанка. Рубанком строгают древесину, поэтому такой инструмент называется строгальным. Столяры пользуются рубанками многих видов (рис. 1) Но устроены все рубанки почти одинаково.

Рубанок (рис. 2) состоит из трех основных частей: колодки, ножа и клина. Нож срезает часть материала заготовки. Нож устанавливают в колодке и закрепляют клином. В рубанке, показанном на рисунке, в передней части колодки есть еще одна деталь — рожок. За ро­жок держат инструмент левой рукой при строгании — так удобнее работать.

Нижняя часть колодки рубанка, которая перемеща­ется при работе по поверхности детали, называется подошвой


Рис. 1. Основные виды рубанков:

а — одинарный с деревянной колодкой; б — одинарный с ме­таллической колодкой; в — двойной с металлической ко­лодкой.

Клин

Устройство рубанка.

Крепление бруска в зажиме верстака.

А в подошве, перед ножом, сделано отвер­стие— леток. В леток удаляется стружка.

Работа рубанком. Посмотрите на рис. 3. Вот так на­до правильно держать инструмент и работать им. Не­обходимо помнить, что, прежде чем приступить к об­работке детали, ее надо обязательно закрепить на вер­стаке. На рис 4 показано, как правильно установить брусок в зажимах верстака.

Сначала строгают широкую сторону бруска, а за­тем узкую. Проверяют выполненную работу так. При­кладывают кромку линейки к обработанной поверхно­сти и смотрят на просвет. Если линейка плотно приле­гает к поверхности детали, значит, работа выполнена хорошо. Если же между кромкой линейки и бруском виден зазор (просвет), то поверхность выстрогана не­правильно

Брусок с заданными . Контроль поверхности размерами. широкой стороны бруска.

Разметка ширины. Разметка толщины

бруска с помощью бруска,

карандаша и линейки.

Вот примерный план работы на изготовление брус­ка заданных размеров :

1. Выстрогать широкую сторону бруска. Проверить качество работы (рис. 6).

2. Обработать рубанком узкую сторону бруска. Про­верить качество работы линейкой и угольником.

3. Разметить с помощью линейки и карандаша ши­рину бруска. Выстрогать брусок до линий раз­метки.

4. Таким же образом разметить толщину бруска (рис 8) и выстрогать до линии разметки.

5: Разметить длину бруска и отпилить при­пуск.

6. Проверить размеры сторон бруска линейкой, а прямоугольность сторон — угольником.

Запомни!

1. Обрабатываемая де­таль должна быть закрепле­на в зажимах верстака.

2. При работе держи ру­банок двумя руками.

3. Хранят инструмент при работе в лотке верстака, по­дошвой вниз.

Задания.

1. Нарисуйте рубанок, назо­вите его основные части.

2. Расскажите, как надо пра­вильно работать рубанком.

3.. Покажите на рис. 11 дли­ну, ширину, толщину брусков.

0

4. Определите размеры бруска (брусок даст учитель).

5. Самостоятельно изготовьте брусок заданных размеров (см. рис. 5).

6. Придумайте предложения со словами: клетка, ткань, во-локна, микроскоп, рубанок, строгание, строгальный инструмент, колодка, нож, клин, рожок, леток.

Вопросы.

1. Зачем детали обрабатывают рубанком?

2. Почему при строгании деталь надо обязательно закреп­лять в зажимах верстака?

3. Из каких частей состоит рубанок? Для чего нужны колод­ка, нож, клин, рожок, леток?

4. Как надо проверять качество выполненной работы?

5. В какой последовательности изготавливают брусок задан­ных размеров?

11.Соединение деталей с помощью шурупов.

Шурупы, как и гвозди, нужны для соединения различных деталей. Шуруп — это заостренный винт с головкой, которой сделана прорезь для отвертки — шлиц. Гвозди забивают в детали, и со временем соединение ослабевает: может раскачаться и даже совсем выпасть. Шурупы же завинчивают в древесину, и они крепко стягивают детали, поэтому соединения на шурупах значительно прочнее соединения на гвоздях.

Изготовить шурупы сложнее, чем гвозди. Надо не забы­вать об этом и стараться экономно их расходовать.

Виды шурупов: а – с круглой головкой;

б – с полукруглой головкой; Толщина шурупа и сверла.

в-с патайной.





Шурупы бывают различной длины и толщины с круглыми, потайными, полукруглыми головками. Шурупы с потайными головками не выступают над поверхностью детали: их головки скрыты в ней.

Завинчивать шуруп в деталь трудно, поэтому в заготовке предварительно делают отверстие. Под тонкие и короткие шурупы отверстия можно сделать столярным шиле Нажимая на шило и одновременно его вращая, получают необходимые отверстия.

Под толстые и длинные шурупы отверстия высверливают сверлами. Запомните, что сверло должно бы тоньше, чем шуруп.

Под большие шурупы отверстия сверлят двумя cвepлами различной толщины .

Сверло при работе устанавливают в патрон дрели. Дрель — это инструмент для сверления небольших отверстий. Она состоит из корпуса, средней и верхней ручек, ручки вращения шестерен, патрона. Работать дрелью удобно и просто.



Под шурупы с потайной головкой необходимо расши­рить отверстие в верхней части — раззенковатъ его. Делают это зенковкой или большим спиральным сверлом. Сверло или зенковку устанавливают в коловороте или дрели.

Шурупы ввинчивают в деталь, а не забивают. Ввинчивают и вывинчивают шурупы отверткой . Легче работать длинной и правильно заточенной отверткой с удобной ручкой.


Запомните!

  1. Шурупы надо ввинчивать, а не вбивать.

  2. Смазанные маслом или мылом, шурупы легче ввинчиваются в деталь.

  3. У завернутого шурупа на головке часто остается заусенцы. Его нужно удалить шкуркой.


12Самостоятельная работа

Задания.

  1. Изготовьте кашпо из реек, расскажите о плане над кашпо.

  2. Изготовьте полочку, расскажите о последовательности операции.

Разделочная доска

Разделочная доска может быть изготовлена учащимися . Материалом для изделия служит фанера толщиной 6 – 10 мм, размером формата А 4. Форма досок может быть разной. Готовое изделие декорируется выжиганием и лакируется.

Технологическая карта изготовления разделочной доски

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1.Выбрать заготовку

Линейка

2.Разметить по шаблону

Шаблон, карандаш

3. Просверлить отверстие 10 мм

Сверло 10 мм, сверлильный станок

4. Выпилить внешний контур

Столик для выпиливания, лобзик

5. Зачистить, отшлифовать.

 

Напильник, наждачная бумага

Подставка для горячего

Подставка состоит из 25 деталей, соединённых с помощью лески. При пилении деталей подставки целесообразно использовать стусло с упором..

 





Технологическая карта изготовления подставки для горячего

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1. Выбрать заготовку

Линейка

2. Отшлифовать рейку

 

Наждачная бумага

3. Отпилить по длине

Ножовка, стусло

4. Зачистить торцы, снять фаски

Наждачная бумага, напильник

5.Разметить центры отверстий

Шаблон, шило

6. Просверлить отверстия 2 мм

Сверло 2 мм, сверлильный станок

7. Приготовить леску длиной 1,5 м., собрать изделие

 



9.Соединение рейки с бруском врезкой

.

Вязка (соединение) брусков и реек. В столярном деле, как вы знаете, очень часто приходится соединять отдельные детали между собой. Существует множест­во способов скрепления деталей — без удаления мате­риала (гвоздями, на клею) и с удалением материала (и здесь часто приходится дополнительно использовать клей, шурупы).

Соединение отдельных деталей между собой под уг­лом называют иногда вязкой. Самый простой способ соединения с удалением материала — врезка. При этом в одной детали вырезают часть древесины и в получен­ное углубление вставляют другую деталь.

При соединении места соприкосновения поверхностей деталей дополнительно смазывают кле­ем

Места нанесения клея. Усиление соединения при соединении деталей врезкой. шурупами.

Очень часто соединение усиливают гвоз­дями или шурупами.

Условия прочности. Прочность соединения деталей зависит от многих факторов (причин): плотности под­гонки, качества склеивания, дополнительного усиления места соединения...

1. Плотность подгонки. Деталь должна плотно, туго входить в вырез другой детали и не выходить из него (выреза). Поэтому плотность подгонки деталей опре­деляется точностью разметки и обработки мест соеди­нений. Одну из соединяемых деталей выстругивают под заданный размер. При этом надо внимательно следить за линиями разметки (рисками), все время контроли­ровать свою работу.


а

При обработке деталей рубанком под заданный размер могут случаться ошибки. В одних случаях брусок не достро­ган до конца, в других — обработан так, что риски совсем не видны («зашли» за них). Если поверхность не дострогана до риски, такие недостатки легко устранить (как вы думае­те, почему?). Если же при работе вы не следили за рисками, сняли слишком толстый слой материала, «зашли» за риски, деталь испорчена. Это брак в ра­боте. Надо заново разме­чать заготовку.

2. Склеивание поверхностей. Обработанные поверх­ности врезаемых деталей намазывают клеем, а по­том уже соединяют. Прочность соединения возрастает.

3. Усиление соединения деталей. Врезанные и скле­енные детали дополнительно скрепляют гвоздями или шурупами. Как вы думаете, зачем?

Погрешности при стро­гании:

а, б — брусок выстроган неровно, ошибки можно исправить; в — при ра­боте не следили за риской, брак.

Запомни!

От точности и качества обработки деталей зависит плотность подгонки, прочность соединения!

Задания.

1. Определите, в каких изделиях, предложенных учителем, детали соединены способом врезки.

2. Рассмотрите бруски, предложенные учителем, и оцените качество выстроганных поверхностей, то есть качество работы.

3. Рассмотрите бруски, изготовленные на уроке, и оцените качество своей работы. '

4. Расскажите, что предоставляет собой способ врезки деталей.

5. Придумайте предложения со словами: врезка, вязка, проч­ность соединения.

Вопросы.

1. Какие способы соединения столярных изделий вы знаете?

2. В каких изделиях детали соединяют врезкой?

3. От чего зависит прочность соединения деталей врезкой?

4. Почему детали должны быть плотно подогнаны друг к другу?

5. Какие погрешности встречаются при строгании? Какие ошибки можно исправить, а какие нельзя?


Разметка брусков и реек для врезки


Плотность соединения деталей и качество изделия в целом, например подставки для цветов , за­висят от точности и правильности разметки деталей. На показана размеченная ножка подставки.

Рейки или брусочки для соединения ножек подстав­ки между собой должны быть такой же ширины, как и

Подставка для цветов.


Размеченная деталь подставки.

Одновременная разметка одинаковых деталей,

зажатых в зажиме верстака.


ширина вырезаемых в ножках углублений, С верхних ребер брусочков или реек снимают фаски, то есть сре­зают ребра.

При работе надо строго придерживаться правил раз­метки по угольнику, линейке, с помощью рейсмуса.

Можно значительно ускорить работу и повысить ее качество, точность соединения, если одновременно раз­мечать одинаковые детали. Проводят эту операцию так. Подбирают одинаковые детали, например заготовки для ножек подставки, складывают их и закрепляют в за­жимах верстака. По угольнику контролируют положение торцов и подправляют их — надо, чтобы за­готовки были уложены ровно, ни один торец не выступал из блока и не западал. Отмечают по линейке на одной детали места, где следует провести линии. И только после этого по угольнику размечают одновременно все детали проводят линии на нужном расстоянии друг от друга. Одновременно разметить несколько деталей можно только по одной из сторон. Затем ослабляют зажим верстака, вынима­ют блок заготовок и заканчивают разметку поочередно каждой детали.

Глубину врезки бруска размечают с помощью рейс­муса.

Задания.

1. Повторите операции разметки ножек подставки для цве­тов с помощью линейки, угольника и рейсмуса.

2. Вспомните и расскажите правила разметки с помощью рейсмуса.

3. Разметьте одновременно несколько одинаковых деталей.

4. Окончательно разметьте каждую деталь.

5. Сравните размеченные детали с образцом.

Вопросы.

1. Как влияет точность разметки на качество и прочность соединения?

2. Зачем одновременно размечают несколько одинаковых де­талей?

3. В какой последовательности размечают несколько одина­ковых деталей?

4. Почему одинаковые детали одновременно можно разме­тить только по одной стороне?



Соединение брусков врезкой


Выполнение мест соединения брусков. После раз­метки в деталях надо изготовить, то есть выполнить, места соединений — сделать пропилы и удалить под­резанный материал.

Деталь закрепляют в зажимах верстака и дела­ют пропилы. Полотно пи­лы должно находиться ря­дом с линией разметки, но располагаться внутри уда­ляемого материала. Только тогда место соединения будет выполне­но точно по заданным раз­мерам. От правильно сде­ланных пропилов зависит прочность соединения!

Работают пилой с мел­кими зубьями, в этом слу­чае места пропилов получаются чистыми, без за­усенцев. Распиливают ма­териал по линиям разметки точно до рисок, оставлен­ных рейсмусом.

Пропиленный с двух сторон материал срезают ста­меской. Стамески бывают различной ширины (от 6 до 30 мм), поэтому лучше работать инструментом с ши­риной лезвия, равной ширине врезки. Можно, конечно же, и стамеской с узким полотном срезать широкие слои древесины. Но на это затрачивается значительно боль­ше времени, а качество работы хуже. Удаляют древе­сину стамеской осторожно, с двух сторон детали, не­большими частями. Работать надо очень аккуратно, чтобы не скололись промежутки между местами врезки.




Запомни!

1. Работать стамеской надо на подкладной доске.

2. При работе со стамеской строго придерживайся правил безопасности труда!


Подгонка мест соединения и сборка изделия. После изготовления (выполнения) мест врезки детали пробу­ют соединить между собой и собрать изделие. Места соединений помечают одинаковыми цифрами или буквами. Причем цифры надо ставить, так, чтобы они были хорошо видны. После этого приступают к подгонке деталей.

Подогнать — значит так обработать поверхности де­талей, чтобы места соединения были плотными. Подго­нять детали приходится тогда, когда брусок не входит в место врезки. Это причина неточной разметки, стро­гания, а иногда и неправильно сделанных пропилов.

Каждый брусок с циф­рой надо подогнать к мес­ту врезки, помеченному тем же знаком. Эту опера­цию выполняют с помо­щью напильника, стамес­ки, рубанка.

Рубанком обстругива­ют детали, если они не входят во врезку. Но мож­но и не строгать бруски, а расширить или углубить место врезки напильни­ком. Стамеску применяют только в том случае, если надо удалить большой СЛОЙ МАТЕРИАЛА.

Закончив подгонку, детали скрепляют (предвари­тельно) на шурупах и проверяют качество работы. За­тем изделие вновь разбирают, у брусков отпиливают припуск по длине, скругляют торцы, зачищают детали шкуркой. Окончательно обрабатывают и ножки под­ставки. При зачистке необходимо следить за тем, что­бы случайно не удалить цифры, нанесенные на детали.

На места скрепления деталей наносят клей, собира­ют изделие и усиливают соединения шурупами. Гото­вую подставку для цветов зачищают шкуркой и покры­вают олифой или лаком.

Запомни!

Соединения не нужно подгонять, если качественно разметить заготовки, точно и аккуратно выполнить все операции: строгание, пиление, удаление материала стамеской и т. д. Опытный рабочий обходится без под­гонки соединений!


Задания.

1. На бруске для упражнений сделайте пропилы для врезки и удалите подрезанный материал стамеской.

2. Расскажите, какие правила безопасной работы стамес­кой вы знаете.

3. Расскажите, в какой последовательности выполняют врез­ку деталей.

4. Изготовьте детали для подставки, соберите изделие, при необходимости подгоните места соединений.

5. Расскажите, в какой последовательности проводят под­гонку деталей изделия.

Вопросы.

1. Почему при работе полотно пилы должно находиться у ли­нии разметки внутри удаляемого материала?

2. Как надо выбирать стамеску (по ширине) для срезания подрезанного материала?

3. От чего зависит плотность соединения деталей врезкой?

4. Как нужно правильно удалять стамеской подрезанную древесину?

5. Что называется подгонкой деталей? Зачем она нужна?

6. Зачем надо помечать бруски и места врезки цифрами?

7. Какими инструментами подгоняют детали при сборке?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!