Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Торбеевская основная школа имени А.И.Данилова»
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
ученицы 7 класса
Гамидовой Александры
Руководитель: Жарикова Л.С., учитель математики
2022
Гипотеза: предполагаю, что медицина не может
обойтись без математики
Предмет исследования: применение математики в
медицине.
Цель проекта: найти примеры применения
математических знаний в медицине
Задачи:
- Изучить литературу и интернет-источники по теме исследования.
2. Найти примеры и математические задачи о применении математики в медицине. Решить эти задачи.
3. Провести практические расчёты и измерения некоторых медицинских показателей у учащихся школы.
4. Провести опрос учащихся и интервью с медицинским работником ФАП д. Торбеево
5. Подготовить с помощью руководителя презентацию и сделать сообщение для одноклассников о применении математики в медицине.
математика
Терапия
Педиатрия
Кардиология
Хирургия
Акушерство и гинекология
Вирусология
Фармакология
Медицинская статистика
Пример 1. ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА
m – тела (в килограммах),
h – рост (в метрах).
Индекс
массы тела
16 и менее
Соответствие между массой человека
и его ростом
16–18,5
Выраженный дефицит массы тела
Недостаточная масса тела
18,5–25
25–30
Норма
30–35
Избыточная масса тела
35–40
Ожирение
Ожирение резкое
40 и более
Очень резкое ожирение
ИНДЕКС МАССЫ
Даня Ш.
m (кг)
Ваня С.
h (м)
52,9
Саша Г.
1,69
89,9
I
Варя К.
Соответствие
18,5
1,75
48,8
29,4
1,58
норма
38,1
19,5
и збыточная масса тела
1,35
норма
20,9
Норма
На сколько килограммов нужно похудеть Ване С.,
чтобы его масса пришла в норму
Индекс
массы тела
18,5–25
Соответствие между массой человека
и его ростом
25–30
Норма
Избыточная масса тела
Ваня С.
m (кг)
h (м)
89,9
1,75
I
29,4
Соответствие
и збыточная масса тела
Пример 4. АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ
Артериальное давление – это давление крови
в сердце и крупных кровеносных сосудах
Х = 80+2 n
80 – среднее давление ребенка 1 года (в мм.рт.ст.), п - возраст ребенка
Минимальное (или нижнее) давление составляет 1/2 - 2/3 максимального
Х = 80+2х10=100
Х = 50-66
10 лет
Пример 4. АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ
Х = 80+2 n
ученик
По расчётам
Ира В.
Давид М
Макс.
16
По измерениям
Мин.
Даня Ш.
112
15
МадинаА.
Макс.
14
110
56-75
55-73
результат
113
Мин.
108
12
140
104
54-72
62
52-69
123
56
норма
106
63
верхнее повышенное
верхнее повышенное
66
норма
Пример 5. Частота сердечных сокращений
ЧСС= 208 – 0,7∙ n
Если увеличение пульса составляет 35-50% от исходного, то нагрузка малая, если прирост 50-70%, то нагрузка средняя, если прирост 70-90%, то нагрузка высокая, более 90% - недопустимая.
ученик
возраст
ЧСС
Расчётная, максимально допустимая
Вероника К
Фактическая
Самира М.
12
Даня Ш.
200
12
%
изменения
До нагрузки
После нагрузки
20 0
Ваня С.
73
14
Характер нагрузки
104
93
198
14
129
68
198
27%
85
малая
24%
75
25%
малая
116
малая
55%
средняя
Пример 7. КАПЛИ ДЛЯ БОЛЬНОГО
в первый день - 10 капель,
в каждый следующий день – на 5 капель больше, чем в предыдущий,
до 40 капель.
дозу 40 капель принимать 5 дней,
а затем уменьшать ежедневно приём на 5 капель, до последних 10 капель.
Сколько пузырьков лекарства нужно прописать на весь курс, если в каждом пузырьке 10 мл лекарства, а одна капля 0,05 мл?
Через сколько дней закончится лечение и больной придёт на приём?
дни
Кол.капель
1
10
2
15
3
20
4
25
5
30
6
35
7
40
8
40
9
40
10
40
11
40
12
35
13
30
14
25
15
20
16
15
17
10
всего
470 капель
470х 0,05 =23,5 (мл) - требуется на курс.
Если пузырёк содержит 10мл, то доктору нужно выписать 3 пузырька лекарства.
Курс лечения продлится 17 дней,
на 18 день больной
должен прийти на приём.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я убедилась в том, что медицина не может обойтись без математики.
Я научилась многим полезным вещам: измерять правильно рост, вес, пульс, артериальное давление, я приобрела очень полезные для жизни знания из области медицины и здравоохранения.
Я поделилась этими знаниями с учениками нашей школы, со своими родными.
И ещё я поняла , что для того, чтобы стать медиком, чтобы быть хорошим медиком,
надо обязательно знать математику.