КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
ПГТ ИЛЬСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 52
ПОСЕЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА ИЛЬСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
Тема проекта: «Памятники природы Краснодарского края»
Автор: Новиков Дмитрий ученик 6 «Б» класса
Руководитель: Переляк Т.В. учитель кубановедения
пгт. Ильский
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………..3
Глава1. Обзор литературы …………………………………………….4
Глава 2. Практическая часть……………………………..…………….6
Выводы …………………………………………………………………9
Список литературы ……………………………………………………11
Введение
Актуальность. Памятники природы являются объектами путешественников. Многотысячный поток экскурсантов и туристов ежегодно устремляется к ним, чтобы обогатить себя новыми впечатлениями, укрепить нервы и мышцы, получить заряд бодрости и здоровья.
Сегодня, когда уже отгремела Зимняя Олимпиада 2014 года, огромный поток туристов направился в наш Краснодарский край, и мы должны ясно представлять, что интересного можем предложить для посещения туристам, и какие последствия это может повлечь за собой. Роль памятников природы многогранна, поэтому они должны быть сохранены в нетронутом виде.
Проблема. В нашем крае достаточно много интересных мест для посещения. Какие именно объекты природы могут заинтересовать туристов? И что может помочь им сделать этот выбор?
Цель: создать макет путеводителя по Краснодарскому краю «Семь чудес Краснодарского края».
Для достижения цели были поставлены задачи:
изучить литературу, интернет-ресурсы по данной проблеме;
описать и выявить наиболее интересные памятники природы Краснодарского края;
составить рейтинг памятников природы среди учащихся школы для выявления семи самых интересных, по их мнению объектов;
разработать макет путеводителя «Семь чудес Краснодарского края».
Глава 1. Обзор литературы
Понятие «памятники природы» ввел в науку известный немецкий естествоиспытатель А. Гумбольдт в начале прошлого века. Это понятие он относил к особо интересным природным образованиям, которые необходимо было сохранить в первозданном виде. Позднее понятие «памятник природы» перенесли на целые местности, а также на отдельные виды растений и животных. Термин приобрел очень широкое и потому неопределенное содержание. Возникла необходимость его уточнения.
В настоящее время в зависимости от преследуемых целей и задач все охраняемые территории разделяются на следующие категории: государственные заповедники, государственные природные (национальные) парки, заказники, памятники природы.
Памятники природы — редкие или достопримечательные объекты природы, ценные в научном, культурном или оздоровительном отношении. К ним могут относиться как отдельные, «точечные» «произведения природы», например скалы, пещеры, водопады, источники, многовековые и оригинальные деревья, так и целые урочища — небольшие участки территории, например горные массивы, ущелья, рощи, лиманы и др.
Необыкновенные природные объекты и явления привлекают внимание человека потому, что образовались они в силу какого то особого стечения обстоятельств. В них, как в фокусе, ярко «вспыхивают» или «гаснут» те или иные природные закономерности. В этом заключается их большая познавательная ценность.
Все памятники природы с точки зрения их значения для различных областей науки можно разделить на геолого-геоморфологические, гидрологические, ботанические, зоологические, а также комплексные памятники, когда в одном и том же объекте совмещаются несколько существенных признаков. Памятники природы в Краснодарском крае в основном представлены геолого-геоморфологическими, гидрологическими уникумами, ботаническими реликвиями и комплексными памятниками природы. Все они привлекают десятки тысяч туристов и экскурсантов.
В работах Борисова В.И., Даринскиго А.В., Ковешникова В.Н. описывается много природных ценностей нашего края. Ландшафты Кубани и Причерноморья исключительно разнообразны — от субтропиков до снежных вершин. Воображение человека поражают грязевые вулканы и дикие ущелья, причудливые скалы, ледники, водопады. пещеры и реликтовые растения. Они, словно драгоценные жемчужины, рассыпаны по горам и равнинам, по речным и морским берегам. Многие такие места овеяны легендами. И в каждой легенде заключена частица души народной, частица истории. Можно ли нам не дорожить подобными реликвиями?
В годы гражданской и Великой Отечественной войн отдельные ущелья, пещеры и перевалы, расположенные в горах Кавказа, являлись «горячими точками», местами ожесточенных боев. Они хранят память о славных подвигах героев, сражавшихся за Советскую Родину, и стали для нас священными.
Или, например, мыс Панагия. С ним тоже связаны исторические события времен Великой Отечественной войны. Здесь стояла в 1943—1944 гг. 743-я батарея капитан-лейтенанта С. Ф. Спахова, которая вела сражение с фашистскими оккупантами, находившимися на Крымском берегу. На невысокой гряде установлен обелиск в честь моряков-артиллеристов.
В результате изучения литературы были выбраны 24 памятника природы Кубани из разных групп по происхождению, которые в дальнейшем будут использованы для создания макета.
Глава 2. Практическая часть
Практическая работа направлена на выявление семи объектов природы, представляющих наибольший интерес с нашей точки зрения как туристические объекты.
Первый этап работы – составление рейтинга изученных объектов природы по трем признакам: доступность объекта, интерес в качестве туристического объекта и сохранность объекта. Каждый признак мы будем оценивать от 1 до 3 баллов: 1 – слабо выражен, 2 – выражен , 3 – выражен достаточно хорошо. Для более качественных результатов мы привлекли три группы учащихся из 5 – 6 классов. Каждая группа состояла из 4 человек. На основе описания объектов, их изучения учащиеся оценили каждый представленный объект и получили следующее:
№п/п | Название памятника природы | Оцениваемый признак |
доступность | интерес | сохранность |
1 | Ахтанизовская сопка | 3 | 1 | 3 |
2 | Большая Азишская пещера | 2 | 2 | 3 |
3 | Воронцовская пещера | 3 | 3 | 3 |
4 | Гора Ленина | 3 | 3 | 2 |
5 | Карабетова гора | 2 | 2 | 3 |
6 | Сазальникская коса | 3 | 2 | 1 |
7 | Коса Долгая | 3 | 2 | 2 |
8 | Мыс Железный рог | 3 | 2 | 3 |
9 | Мыс Панагия | 3 | 3 | 2 |
10 | Мыс Тузла | 3 | 3 | 3 |
11 | Скала Киселева | 1 | 3 | 3 |
12 | Скала Парус | 2 | 3 | 3 |
13 | Скала Собор | 2 | 3 | 3 |
14 | Хаджохская Теснина | 3 | 3 | 3 |
15 | Турецкий фонтан | 3 | 3 | 3 |
16 | Агурские воджопады | 1 | 3 | 3 |
17 | Безымянный водопад | 2 | 3 | 2 |
18 | Ореховский водопад | 2 | 2 | 3 |
19 | Пшадские водопады | 1 | 2 | 3 |
20 | Дерево гинкго | 3 | 3 | 3 |
21 | Дерево Дружбы | 1 | 3 | 3 |
22 | Кедр Ливанский красавец | 2 | 2 | 3 |
23 | Медвежий орешник | 2 | 2 | 3 |
24 | Тюльпаново дерево | 3 | 3 | 3 |
Следует отметить, что при оценки «доступности» объекта оценивалась возможность самостоятельно добраться до объекта, время и силы, затрачиваемые на пути к нему. Здесь же изначально мы включали характеристику – отдалённость от других объектов, но потом пришли к выводу, что это не должно влиять на оценку, а наоборот было бы лучше, если объекты, включаемые в путеводитель находились в разных частях края. Это даст возможность туристам увидеть большую часть территории Кубани и по достоинству оценить всю её красоту.
При оценке «интереса» отмечалось наличие интересных мифов, легенд об объекте, его происхождение, а так же значимость в истории Кубани.
Признак «сохранность» вызвал много споров: оценивать время существования объекта (в этом случае деревья, например, уступают во многом пещерам), или степень влияния окружающей среды (это подошло бы для природных комплексов, а мы брали отдельные объекты)? А может внешний вид? В итоге было решено ориентироваться на состояние объекта сегодня и категорию его охраны (по литературным источникам).
В результате исследования нам удалось составить список «Семи Чудес Краснодарского края»:
Воронцовская пещера.
Мыс Панагия.
Мыс Тузла.
Хаджохская Теснина.
Турецкий фонтан.
Дерево гинкго.
Тюльпаново дерево.
Второй этап практической работы заключался в разработке макета путеводителя с описанием выбранных объектов и указанием их места положения.
Предлагаемый нами маршрут заканчивается в «Ривьере» – это Поляна Дружбы – парк г.Сочи. По нашему мнению для туристов из разных стран окончание путешествия именно здесь будет иметь символическое значение как знак дружбы и единства всех народов.
Выводы
В ходе изучения выбранной проблемы по источникам литературы и интернета удалось выяснить следующее.
1. Памятники природы — редкие или достопримечательные объекты природы, ценные в научном, культурном или оздоровительном отношении. К ним могут относиться как отдельные, «точечные» «произведения природы», например скалы, пещеры, водопады, источники, многовековые и оригинальные деревья, так и целые урочища — небольшие участки территории, например горные массивы, ущелья, рощи, лиманы и др.
2. Памятники природы в Краснодарском крае в основном представлены геолого-геоморфологическими, гидрологическими уникумами, ботаническими реликвиями и комплексными памятниками природы.
3. После анализа информационных источников мы выбрали 24 памятника природы Краснодарского края, каждый из которых вправе называться одним из чудес Кубани.
4. В рейтинге по признакам: доступность объекта, историческая значимость, сохранность, в совокупности «победили» семь объектов.
Воронцовская пещера.
Мыс Панагия.
Мыс Тузла.
Хаджохская Теснина.
Турецкий фонтан.
Дерево гинкго.
Тюльпаново дерево.
5. На основе полученных результатов нами разработан макет путеводителя «Семь чудес Краснодарского края».
6. Роль памятников природы многогранна, поэтому они должны быть сохранены в нетронутом виде. К сожалению, эта истина до сих пор далеко не всеми усвоена. О ней приходится еще и еще раз напоминать. Практическая значимость работы заключается в том, чтобы привлечь внимание к проблеме охраны уникальных объектов природы.
Список литературы
Борисов В. И. Занимательное краеведение. Краснодар, 1975.
Даринский А. В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М.: Просвещение, 1979.
Зайцев И., Максимов И. Легенды и были Черноморья. Краснодар, 1975.
Ковешников В. Н. и др. Сборник туристско-краеведческих статей и очерков. 1994.
Краеведение. Пособие для учителя /Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.
Лотышев И. П. География Краснодарского края. Краснодар: Кубанский учебник, 2000.
Родная Кубань. Книга для чтения. Краснодар, 2003.
Физическая география Краснодарского края. Учебное пособие. Под редакцией А. В. Погорелова. Краснодар, 2000.
Экология Кубани. Краснодар, 1995.
Энциклопедия для детей. Т-12. Россия: природа, население, экономика. М.: Аванта-Плюс, 1998.
были использованы материалы сайтов:
www.admkrai.kuban.ru
www.krasnodar.intergrad.ru
www.blue-marlin.ru
www.oopt.priroda.ru
http://kultura.kubangov.ru
www.erudition.ru
http://budetinteresno.info/kk.htm
http://www.ki-gazeta.ru
17