Гребенюк Людмила Ивановна
Учитель физики МБОУ Сухо-Сарматской СОШ,
Неклиновского района, Ростовской области.
План -конспект конкурсного занятия по физике.
Тема занятия : Физика и искусство.
Класс: 11
Тип занятия: Урок комплексного применения знаний.
Цель: показать связь физики и искусства, развивать интерес к физике не как к любимому предмету, а как к науке, лежащей в основе научно- технического прогресса и объясняющей многие окружающие нас факты и явления, выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе. В новых условиях.
Задачи занятия:
Образовательная задача:
Развивающая задача:
Воспитательная задача:
Оборудование к занятию:
Психрометр, термометр, детские энциклопедии, справочный материал, поляроиды 2 шт, светофильтры, краски, кисти, альбом, стакан с водой, репродукции картин, таблицы, перчатки х/б, компьютер, проектор, мультимедийная презентация – сопровождение урока.
План урока:
№ | Этап занятия | Приемы и методы | Время (мин) |
1 | Организация начала занятия | Проблемный метод | 2 |
2 | Подготовка к основному этапу знания. | Просмотр слайдов Вопрос –размышление | 3 |
3 | Работа в группах | Коллективная работа в группах, исследовательский метод Показ ученических опытов | 5 |
4 | Обсуждение | Метод диалога | 15 |
5 | Рефлексия | | 5 |
Ход занятия:
№ этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Знакомство с учащимися. Разделение их на группы по цветам. | Занимают свои места |
2 | - Разговор сегодня будет о хорошо знакомых вам понятиях. Демонстрация слайдов -Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? | Просматривают видеоролик, отвечают на вопросы. Сами называют темы урока. |
3 | -У нас три группы. Каждая будет выполнять свое задание. Перед вами инструкции, приборы, книги. Ваша задача через 5 минут доказать мне, что физика есть в живописи, в музыке и в театре. В каждой группе проводится инструктаж по технике безопасности. | Знакомятся с материалом, проделывают опыты, ищут информацию. Готовят общий ответ. |
4 | Вопросы для всех групп. -Почему во время рок концертов опасно находиться возле динамиков? -Какие наушники безопаснее? Почему? -Когда вы покупаете билеты в кинотеатр, на что вы обращаете внимание? Вывод: А знаете ли вы, что автомобили темно-синего и темно-зеленого чаще попадают в аварии. Почему? Вывод: Как на сцене показать призрака? Какой закон геометрической оптики использовали вы, когда демонстрировали сказку. Вывод | Отчет групп Физика и музыка Рассказ учащихся, демонстрация опытов Физика и живопись Рассказ учащихся, демонстрация опытов Физика и театр Рассказ учащихся, показ спектакля. |
5 | Рефлексия | Учащиеся передают мяч, отвечают на вопросы, которые написаны на слайде |
| Индийские мудрецы говорили: «Не ищите чудес, их нет. Ищите знания – оно есть. И всё, что люди зовут чудесами, - та или иная степень знания». | |
| | |
Физика и живопись
Учебник физики 11 класс раздел «Оптика» 2 шт.
Задачник Рымкевич
Детская энциклопедия «Самые знаменитые люди мира»
Теория Свет-цвет
Репродукции картин
Рисунки с иллюзиями.
Приборы:
Краски, кисти , альбом, вода, стакан
Психрометр
Термометр
Физика и музыка
Учебники физики 9 класс Перышкин ,Гутник. -2 шт.
Таблица скорости звука в различных средах
Шкала силы звука
Теория –звук
Приборы: (характеристики звука)
Физика и театр
Теория
Картинка с теневым театром
Учебник 8 класса (Законы оптики)
Приборы:
Поляроиды (инструкция , коробочка)
Светофильтры
Театр (экран , лампа, фигурки . сценарий)
Жестяная пластина Перчатки
Приложение 1 Живопись
Случается так, что сам художник ,в силу определённых причин, забывает объективности действия законов оптики, об их независимости от желания человека. И тогда в живописи может произойти катастрофа.
Гениальную картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван» чуть не погубил сумасшедший. Он забрел в Третьяковскую галерею и ударом ножа вспорол холст. Картина, казалось, была ранена насмерть, краски облупились, по лицу Ивана Грозного прошел рваный разрез. Картину спасали лучшие реставраторы России. Терпеливо, нитка за ниткой склеивали они драгоценный холст и не добились чуда: рваные края разреза срослись, как лживое тело. Восстанавливать живопись должен был сам Репин.
Когда Репину сообщили о несчастье, престарелый художник, говорят, обрадовался. Он с годами будто бы стал замечать недостатки картины, которых раньше не видел. Год от году она нравилась ему все меньше и меньше. Он втайне укорял себя за пренебрежение к фиолетовым оттенкам и все тверже убеждался в том, что лицо Ивана Грозного он пережелтил. Репин рад был случаю исправить «ошибки». Он стал писать лицо Ивана Грозного заново, налегая теперь на холодные фиолетовые тона.
Почитатели художника тревожно следили за его кистью. И чем дальше подвигалась работа, тем сильнее росло беспокойство и недоумение окружающих. На глазах у всех в радостном вдохновении художник портил свою картину. А когда он, довольный и успокоенный, отошел от станка, окружающие увидели, что картина была полностью испорчена.
Тогда решили смыть все репинские исправления, а другой художник по репродукциям и памяти восстановил картину в прежнем виде.
Над странностями Репина призадумался один физиолог «Почему от многих картин художника, написанных в старости, на чужбине, веет холодом лиловых тонов?». Он проследил, как меняются глаза пожилых людей, и нашел, что под старость хрустально прозрачная среда глаза понемногу желтеет. Значит, многие старики начинают глядеть на мир, как сквозь слабое желтое стекло. А ведь желтое стекло потому и желто, что легко пропускает желтые и красные лучи, а фиолетовые и синие поглощает. Смотрит художник на картину пожелтевшими глазами. Сверкают синие краски на полотне, рвутся с холста, рвутся — и не могут пробиться сквозь желтые среды глаза.
Впрочем, это беда не одних пожилых людей: все мы каждый вечер попадаем в их положение. Вечером, при свете электрических лампочек, картины заметно изменяют свой цвет. В свете электрической лампы мало синих лучей зато много красных, оранжевых и жёлтых. В этом легко убедиться на рассвете, когда немощно жёлтыми кажутся фонари, побеждаемые блеском солнечного света.
Вечерами, в желтом свете электрических ламп, глаза как бы стареют, и не одни художники попадают впросак из-за этой временной старости зрения. Свет без обмана дают лампы дневного света.
Приложение 2 Музыка
Ученые доказали, что громкая музыка сокращает жизнь в соответствии 1 ч. = 1мин. при громкости звука более 80 дБ. Действительно, шум вредно влияет на здоровье человека, повышает кровяное давление, вызывает нарушение ритма сердца. Это ведет к глухоте. Очень сильные звуки 180 дБ и более могут вызвать разрыв перепонки. С шумом надо бороться.
Умение соблюдать тишину – показатель культуры человека и его доброго отношения к окружающим. Тишина нужна землянам так же как солнце и воздух.
Но и абсолютная тишина пугает и угнетает человека. Недаром космонавты считают самым тяжёлым испытанием пребывание в сурдокамере. Каждого, кто находится в ней начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц. Это может стать причиной серьёзных психических расстройств.
Нужно отметить, что при некоторых формах глухоты, когда слуховой нерв не повреждён, слух проходит через кости. Такие глухие могут танцевать, воспринимая ритм музыки через колебания пола. Известно, что великий композитор Людвиг ван Бетховен будучи глухим, слушая музыку с помощью трости, одним концом которой он опирался на роль, а другой держал в зубах.
ПОПС – формула:
П – позиция Я считаю, что…
О – обоснование Потому, что…
П – пример Например, …
С – следствие Поэтому…
В живописных горах Карачаево-Черкессии в долине реки Большой Зеленчук находится уникальный научно-исследовательский институт Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук (САО РАН). Это – один из немногих отечественных центров, в котором проводятся наземные астрономические наблюдения во всем диапазоне электромагнитного излучения, с использованием крупнейших телескопов мира.
Обсерватория Архыза была образована в 1966 году для обеспечения работы крупнейших в мире астрономических интструментов: оптического Большого телескопа Альт-азимутального (БТА) с диаметром зеркала 6 метров и Радиотелескопа Академии наук с кольцевой антенной 600-метрового диаметра (РАТАН – 600). Эти телескопы были введены в строй в 1976-1977 гг и до сих пор обеспечивают решение задач фундаментальной науки. Они создавались при участии ведущих институтов и предприятий страны с применением передовых технических и научных решений. Так, БТА явился родоначальником нового класса оптических инструментов, и все современные крупные телескопы строятся теперь по его подобию. С момента создания и до начала 90-хх годов БТА был крупнейшим в мире оптическим телескопом, а РАТАН – 600 до сих пор является непревзойденным в своем классе антенн.
Телескоп БТА установлен на одном из северных отрогов горы Пастухова на высоте 2070 м над уровнем моря. Оптическое зеркало БТА, собирающее в миллионы раз больше света, чем человеческий глав, в сочетании с регистрирующей аппаратурой, позволяет обнаруживать и изучать предельно слабые и далекие объекты Вселенной. Радиотелескоп РАТАН – 600 расположен в широкой долине реки Большой Зеленчук на южной окраине станицы Зеленчукской в 25 км к северу от БТА. Основную кольцевую антенну составляют 895 алюминиевых щитов, совмещенных с высокой точностью. Этот радиотелескоп изучает радиоизлучения Солнца, звезд, туманностей, далеких галактик. Неподалеку от обсерватории расположился небольшой академгородок – поселок Нижний Архыз. Второе название поселка – Буково, так как он вырос среди букового леса на правом берегу Большого Зеленчука. В поселке находятся лаборатории и мастерские, многоэтажные жилые корпуса и магазины,средняя школа со спортивным залом и бассейном, дом культуры, художественная и музыкальная школа, гостиница.