СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное занятие по физике "Физика и искусство"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие было проведено в рамках областного конкурса "Учитель года Дона 2014" . Занятие проводилось в 11 классе, но можно проводить в 9, с целью опережения материала.Буду рада, если кому понравится. 

Просмотр содержимого документа
«занятие область»

Гребенюк Людмила Ивановна

Учитель физики МБОУ Сухо-Сарматской СОШ,

Неклиновского района, Ростовской области.

План -конспект конкурсного занятия по физике.

Тема занятия : Физика и искусство.

Класс: 11

Тип занятия: Урок комплексного применения знаний.

Цель: показать связь физики и искусства, развивать интерес к физике не как к любимому предмету, а как к науке, лежащей в основе научно- технического прогресса и объясняющей многие окружающие нас факты и явления, выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе. В новых условиях.

Задачи занятия:

  1. Образовательная задача:

  • Способствовать умению выбирать рациональные способы выполнения работы; владению способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки; умению коллективно работать .

  1. Развивающая задача:

  • Способствовать развитию аналитического мышления учащихся; умению делать логические выводы, пониманию сущности явлений.

  1. Воспитательная задача:

  • Способствовать воспитанию организованности, уверенности в себе, самостоятельности.

Оборудование к занятию:

Психрометр, термометр, детские энциклопедии, справочный материал, поляроиды 2 шт, светофильтры, краски, кисти, альбом, стакан с водой, репродукции картин, таблицы, перчатки х/б, компьютер, проектор, мультимедийная презентация – сопровождение урока.

План урока:

Этап занятия

Приемы и методы

Время (мин)

1

Организация начала занятия

Проблемный метод

2

2

Подготовка к основному этапу знания.

Просмотр слайдов

Вопрос –размышление

3

3

Работа в группах

Коллективная работа в группах, исследовательский метод

Показ ученических опытов

5

4

Обсуждение

Метод диалога

15

5

Рефлексия


5





Ход занятия:

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Знакомство с учащимися. Разделение их на группы по цветам.

Занимают свои места

2

- Разговор сегодня будет о хорошо знакомых вам понятиях.

Демонстрация слайдов

-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

Просматривают видеоролик, отвечают на вопросы. Сами называют темы урока.

3

-У нас три группы. Каждая будет выполнять свое задание. Перед вами инструкции, приборы, книги. Ваша задача через 5 минут доказать мне, что физика есть в живописи, в музыке и в театре.

В каждой группе проводится инструктаж по технике безопасности.

Знакомятся с материалом, проделывают опыты, ищут информацию. Готовят общий ответ.

4


Вопросы для всех групп.

-Почему во время рок концертов опасно находиться возле динамиков?

-Какие наушники безопаснее? Почему?

-Когда вы покупаете билеты в кинотеатр, на что вы обращаете внимание?

Вывод:

А знаете ли вы, что автомобили темно-синего и темно-зеленого чаще попадают в аварии. Почему?

Вывод:

Как на сцене показать призрака?

Какой закон геометрической оптики использовали вы, когда демонстрировали сказку.

Вывод

Отчет групп



  1. Физика и музыка


Рассказ учащихся, демонстрация опытов


  1. Физика и живопись

Рассказ учащихся, демонстрация опытов


  1. Физика и театр

Рассказ учащихся, показ спектакля.

5

Рефлексия

Учащиеся передают мяч, отвечают на вопросы, которые написаны на слайде


Индийские мудрецы говорили: «Не ищите чудес, их нет. Ищите знания – оно есть. И всё, что люди зовут чудесами, - та или иная степень знания».















Физика и живопись

  1. Учебник физики 11 класс раздел «Оптика» 2 шт.

  2. Задачник Рымкевич

  3. Детская энциклопедия «Самые знаменитые люди мира»

  4. Теория Свет-цвет

  5. Репродукции картин

  6. Рисунки с иллюзиями.

Приборы:

  • Краски, кисти , альбом, вода, стакан

  • Психрометр

  • Термометр

Физика и музыка

  1. Учебники физики 9 класс Перышкин ,Гутник. -2 шт.

  2. Таблица скорости звука в различных средах

  3. Шкала силы звука

  4. Теория –звук



Приборы: (характеристики звука)

  • Камертон молоточек, бусина на нити, штатив.

  • Барабан

  • Струна

  • Рупор

Физика и театр

  1. Теория

  2. Картинка с теневым театром

  3. Учебник 8 класса (Законы оптики)



Приборы:

  • Поляроиды (инструкция , коробочка)

  • Светофильтры

  • Театр (экран , лампа, фигурки . сценарий)

  • Жестяная пластина Перчатки

Приложение 1 Живопись

Случается так, что сам художник ,в силу определённых причин, забывает объективности действия законов оптики, об их независимости от желания человека. И тогда в живописи может произойти катастрофа.

Гениальную картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван» чуть не погубил сумасшедший. Он забрел в Третьяковскую галерею и ударом ножа вспорол холст. Картина, казалось, была ранена насмерть, краски облупились, по лицу Ивана Грозного прошел рваный разрез. Картину спасали лучшие реставраторы России. Терпеливо, нитка за ниткой склеивали они драгоценный холст и не добились чуда: рваные края разреза срослись, как лживое тело. Восстанавливать живопись должен был сам Репин.

Когда Репину сообщили о несчастье, престарелый художник, говорят, обрадовался. Он с годами будто бы стал замечать недостатки картины, которых раньше не видел. Год от году она нравилась ему все меньше и меньше. Он втайне укорял себя за пренебрежение к фиолетовым оттенкам и все тверже убеждался в том, что лицо Ивана Грозного он пережелтил. Репин рад был случаю исправить «ошибки». Он стал писать лицо Ивана Грозного заново, налегая теперь на холодные фиолетовые тона.

Почитатели художника тревожно следили за его кистью. И чем дальше подвигалась работа, тем сильнее росло беспокойство и недоумение окружающих. На глазах у всех в радостном вдохновении художник портил свою картину. А когда он, довольный и успокоенный, отошел от станка, окружающие увидели, что картина была полностью испорчена.

Тогда решили смыть все репинские исправления, а другой художник по репродукциям и памяти восстановил картину в прежнем виде.

Над странностями Репина призадумался один физиолог «Почему от многих картин художника, написанных в старости, на чужбине, веет холодом лиловых тонов?». Он проследил, как меняются глаза пожилых людей, и нашел, что под старость хрустально прозрачная среда глаза понемногу желтеет. Значит, многие старики начинают глядеть на мир, как сквозь слабое желтое стекло. А ведь желтое стекло потому и желто, что легко пропускает желтые и красные лучи, а фиолетовые и синие поглощает. Смотрит художник на картину пожелтевшими глазами. Сверкают синие краски на полотне, рвутся с холста, рвутся — и не могут пробиться сквозь желтые среды глаза.

Впрочем, это беда не одних пожилых людей: все мы каждый вечер попадаем в их положение. Вечером, при свете электрических лампочек, картины заметно изменяют свой цвет. В свете электрической лампы мало синих лучей зато много красных, оранжевых и жёлтых. В этом легко убедиться на рассвете, когда немощно жёлтыми кажутся фонари, побеждаемые блеском солнечного света.

Вечерами, в желтом свете электрических ламп, глаза как бы стареют, и не одни художники попадают впросак из-за этой временной старости зрения. Свет без обмана дают лампы дневного света.





Приложение 2 Музыка

Ученые доказали, что громкая музыка сокращает жизнь в соответствии 1 ч. = 1мин. при громкости звука более 80 дБ. Действительно, шум вредно влияет на здоровье человека, повышает кровяное давление, вызывает нарушение ритма сердца. Это ведет к глухоте. Очень сильные звуки 180 дБ и более могут вызвать разрыв перепонки. С шумом надо бороться.

Умение соблюдать тишину – показатель культуры человека и его доброго отношения к окружающим. Тишина нужна землянам так же как солнце и воздух.

Но и абсолютная тишина пугает и угнетает человека. Недаром космонавты считают самым тяжёлым испытанием пребывание в сурдокамере. Каждого, кто находится в ней начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц. Это может стать причиной серьёзных психических расстройств.

Нужно отметить, что при некоторых формах глухоты, когда слуховой нерв не повреждён, слух проходит через кости. Такие глухие могут танцевать, воспринимая ритм музыки через колебания пола. Известно, что великий композитор Людвиг ван Бетховен будучи глухим, слушая музыку с помощью трости, одним концом которой он опирался на роль, а другой держал в зубах.























ПОПС – формула:

П – позиция Я считаю, что…

О – обоснование Потому, что…

П – пример Например, …

С – следствие Поэтому…









В живописных горах Карачаево-Черкессии в долине реки Большой Зеленчук находится уникальный научно-исследовательский институт Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук (САО РАН). Это – один из немногих отечественных центров, в котором проводятся наземные астрономические наблюдения во всем диапазоне электромагнитного излучения, с использованием крупнейших телескопов мира.

Обсерватория Архыза была образована в 1966 году для обеспечения работы крупнейших в мире астрономических интструментов: оптического Большого телескопа Альт-азимутального (БТА) с диаметром зеркала 6 метров и Радиотелескопа Академии наук с кольцевой антенной 600-метрового диаметра (РАТАН – 600). Эти телескопы были введены в строй в 1976-1977 гг и до сих пор обеспечивают решение задач фундаментальной науки. Они создавались при участии ведущих институтов и предприятий страны с применением передовых технических и научных решений. Так, БТА явился родоначальником нового класса оптических инструментов, и все современные крупные телескопы строятся теперь по его подобию. С момента создания и до начала 90-хх годов БТА был крупнейшим в мире оптическим телескопом, а РАТАН – 600 до сих пор является непревзойденным в своем классе антенн.

Телескоп БТА установлен на одном из северных отрогов горы Пастухова на высоте 2070 м над уровнем моря. Оптическое зеркало БТА, собирающее в миллионы раз больше света, чем человеческий глав, в сочетании с регистрирующей аппаратурой, позволяет обнаруживать и изучать предельно слабые и далекие объекты Вселенной. Радиотелескоп РАТАН – 600 расположен в широкой долине реки Большой Зеленчук на южной окраине станицы Зеленчукской в 25 км к северу от БТА. Основную кольцевую антенну составляют 895 алюминиевых щитов, совмещенных с высокой точностью. Этот радиотелескоп изучает радиоизлучения Солнца, звезд, туманностей, далеких галактик. Неподалеку от обсерватории расположился небольшой академгородок – поселок Нижний Архыз. Второе название поселка – Буково, так как он вырос среди букового леса на правом берегу Большого Зеленчука. В поселке находятся лаборатории и мастерские, многоэтажные жилые корпуса и магазины,средняя школа со спортивным залом и бассейном, дом культуры, художественная и музыкальная школа, гостиница.



Просмотр содержимого документа
«самоанализ»

Гребенюк Людмила Ивановна

Учитель физики МБОУ Сухо-Сарматской СОШ,

Неклиновского района, Ростовской области

Самоанализ открытого занятия по физике.

Тема занятия: Физика и искусство.


«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского.

Цель:

показать связь физики и искусства, развивать интерес к физике не как к любимому предмету, а как к науке, лежащей в основе научно- технического прогресса и объясняющей многие окружающие нас факты и явления. Дать возможность учащимся самим найти доказательства связи искусства с наукой, добиться активной и продуктивной деятельности учащихся.

Оборудование к занятию:

Психрометр, термометр, детские энциклопедии, справочный материал, поляроиды 2 шт, светофильтры, краски, кисти, альбом, стакан с водой, репродукции картин, таблицы, компьютер, проектор, мультимедийная презентация – сопровождение занятия.

Структура занятия: Структура занятия соответствует его цели и типу. Время распределено по этапам занятия целесообразно. По –моему мнению темп урока выбран оптимально. Все этапы взаимосвязаны. Организация начала занятия и конца повлияла на его эффективность.

Содержание занятия: Заранее была приготовлена презентация «Физика и искусство», были продуманы задания в группах, подготовлен дополнительный материал для поиска нужной информации. Учащиеся в группах получили физические приборы, энциклопедии, учебники и другую дополнительную информацию. Предложенная информация научна, доступна и связана с жизнью. С помощью всего нужно было доказать, что физика объясняет многие окружающие нас факты и явления, найти грани соприкосновения физики и музыки, живописи и театра. Занятие проводилось в 11 классе потому, что учащиеся заканчивают обучение и имеют представление о физике как о предмете лежащем в основе научно- технического прогресса. Некоторая информация была для учащихся новой. Им было интересно в обычном увидеть проявление физических явлений. Объем предложенного материала был оптимален для учащихся 11 класса.

Приемы работы: показ ученических опытов, использование натуральных объектов, вещественных моделей, работа с терминами, использование абстрактной наглядности (таблиц).

Методика обучения на каждом этапе:

Во время занятия я использовала проблемный метод (начало занятия) для быстрого включения учащихся в работу, исследовательский ( сбор новых фактов во время работы в группах), метод диалога с учителем во время выступления представителей групп. Практический метод. ( опыты) Во время работы в группах проводился инструктаж по технике безопасности по работе с приборами. Выбирая необходимый материал для достижения цели занятия учащиеся повторили темы изученные ранее: «Источники света». « Законы распространения , преломления и отражения света», «Линзы», «Поперечность световых волн»(8,11 класс) , «Механические колебания», «Звук и его характеристики» (9 класс), явление диффузии (7и10 класс). Задания в группах носили творческий характер. Например: группа говорившая о театре должна была предложить способ показа на сцене призрака с помощью светофильтров и поляроида. Самостоятельное мышление формировалось во время работы в группах, потому что плана ответа не было, а учащиеся сами отбирали необходимый материал и строили свой ответ.

Деятельность учащихся на занятии:

Учащиеся были активны на всех этапах урока. Внутри самих групп была разделена работа, так как время ограничено. Одни знакомились с представленным материалом, повторяли изученный ранее, другие проделывали опыты. Группа «Живопись и музыка» показывали с помощью красок явление диффузии. Группа «Музыка и физика» исследовали свойства звука, а группа «Театр и физика» в заключении выступления показали сказку с помощью теневого театра. По активности можно судить об интересе ребят к процессу деятельности на занятии.

Итоги занятия:

Цель занятия достигнута. Я считаю, что на достижение цели оказали большое влияние раздаточный материал и вопросы, связанные с жизненными ситуациями.

Психологическая атмосфера на занятии для всех его участников была комфортна.







































Развитие принципов обучения: соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН. Приготовленный для изучения материал, способствовал развитию научности обучения и активности учащихся на уроке, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.

Методы обучения:

В начале урока я использовала прием «Нестандартный вход в урок», который был направлен на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Метод работы в группах, для самостоятельного поиска информации, частично- исследовательский метод. Уместно использовались раздаточный материал и технические средства обучения.

Общая оценка класса:

Класс к предмету интерес проявляет, имеет хорошую работоспособность. Выбранные методы и приемы обучения себя оправдали, так как учащимся гораздо интереснее было самим добывать информацию и применить свои знания в разных ситуациях.



Юность — уникальный период вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь.

Физику как и математику, принято относить к точным наукам. И считают, что если прозвенел звонок на этот урок, то все постороннее – литература, искусство, поэзия- должны уступить место точному эксперименту, строгому доказательству и формулам. Но еще мыслители Древней Греции успешно совмещали поэзию и науку.

«Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное – шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства – плохой физик.» Л.Д.Ландау.

Просмотр содержимого презентации
«Гребенюк Л.И.»

Добрый день Муниципальное бюджетное учреждение Сухо-Сарматская СОШ Неклиновский район Ростовская область Учебное занятие по физике Учитель физики Гребенюк Людмила Ивановна

Добрый день

Муниципальное бюджетное учреждение

Сухо-Сарматская СОШ Неклиновский район

Ростовская область

Учебное занятие по физике

Учитель физики

Гребенюк Людмила Ивановна

Физика и искусство

Физика и искусство

Рабочие  группы Физика и музыка Физика и живопись Физика и театр

Рабочие группы

Физика и музыка

Физика и живопись

Физика и театр

Какие наушники безопаснее

Какие наушники безопаснее

РЕПКА

РЕПКА

РЕПКА

РЕПКА

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… меня удивило… урок дал мне для жизни… Рефлексия

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…

Рефлексия

«Не ищите чудес, их нет. Ищите знания – оно есть. И всё, что люди зовут чудесами, - та или иная степень знания».   «Не ищите чудес, их нет. Ищите знание – оно есть. И всё, что люди зовут чудесами, - та или иная степень знания».

«Не ищите чудес, их нет. Ищите знания – оно есть. И всё, что люди зовут чудесами, - та или иная степень знания».

«Не ищите чудес, их нет.

Ищите знание – оно есть.

И всё, что люди зовут чудесами,

- та или иная степень знания».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!