СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Учебные исследования как компонент развивающего обучения»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический доклад «Учебные исследования как компонент  развивающего обучения» определяет необходимость исследовательских работ на 1 курсе по предмету физика

Просмотр содержимого документа
««Учебные исследования как компонент развивающего обучения»»

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБОУ СПО «Красноярский индустриально – металлургический техникум»











Методический доклад


Тема: «Учебные исследования как компонент развивающего обучения»









Преподаватель Порягина Л.А.






СОГЛАСОВАНО

Протоколом заседания цикловой комиссии

№___ от «___»____________20__г.

Председатель ЦК________/ А.В.Щагина

УТВЕРЖДЕНО

Зам. Директора по УР

______________/Н.А. Шелухина





Красноярск

Учебные исследования как компонент развивающего обучения.


Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Действительно, любое новое знание или умение, а также процесс их приобретения неизбежно оказывают влияние на личность человека.

Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность.

Формированию этих компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

Системный подход относится к особому уровню методологии науки — это уровень общенаучных принципов и форм исследования, деятельностный подход — вариант реализации системного на конкретно-научном уровне методологии. Революция в науке, произведенная системным подходом, заключается, в частности, в том, что человек не противопоставляется окружающей среде, а рассматривается как элемент особой системы, включающей в себя также и окружающую среду. В зависимости от того, в рамках какой системы мы будем вести анализ, в человеке раскрываются те или иные системные качества.

Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система нацеленная на результат. Таким образом в системно - деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.

Развивающим является обучение, формирующее продуктивное или творческое мышление. Основными показателями такого мышления являются: оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных; быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей; восприимчивость к проблеме, ее непривычное решение; беглость мысли - количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени, в соответствии с некоторым требованием; способность найти новые непривычные функции объекта или его части

Если заложить основы формально-логического мышления, рефлексии, то это будет способствовать: порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям); расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей — за пределы учебной деятельности в сферу самосознания; формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены: потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; основы ценностных суждений и оценок;

В результате учебно-исследовательской деятельности выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование (используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме), выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме, распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы, использовать различные методы (математические, естественно-научные методы и приёмы, методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук), научатся: ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

Особенности учебно-исследовательской деятельности:

1) цели и задачи определяются как личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли: реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. 3) организация учебно-исследовательских работ обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса преподавателю важно учесть следующие моменты: тема исследования должна быть интересна для студента и совпадать с кругом интереса преподавателя; обучающийся должен осознавал суть проблемы; организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности преподавателя и студента, взаимопомощи; раскрытие проблемы должно приносить что-то новое студенту.

Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями: постановка проблемы и аргументирование её актуальности; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла будущей деятельности; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта; представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Специфика учебно-исследовательской деятельности определяет многообразие форм её организации. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

• урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

• исследовательская практика обучающихся;

• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.

• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

• ученическое научно-исследовательское общество

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Как было указано выше, одним из видов учебных проектов является исследовательский проект, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из её компонентов выступает исследование.


Примеры домашней исследовательской работы

  1. «История развития сварочных аппаратов»

  2. «Расчет электроэнергии для плавления различных видов электродов»

  3. «Рассчитать вращательный момент вала двигателя»


Литература

  1. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.- М., 1998.

  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред С.А. Смирного. - М.: "Академия", 1998.

  3. Зимняя И.А. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.

  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический процесс.-М., 1977

  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

  6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.

  7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.-М., 1989.

  8. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

  9. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. - М., 1970.

  10. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. - М., 1992.

  11. Хомская Е.Д. , Батова Н.Я. Мозг и эмоции. - М., 1992.



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!