Учим детей рисовать, используя нетрадиционные техники.
Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально-творческих способностей не позволяют ребенку с ЗПР в полной мере проявлять самостоятельность.
Тризовцы справедливо утверждают: «Изображать можно различным материалом, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество малыша».
На самом деле доступность использования нетрадиционных техник приводит детей к удивлению, что является важным принципом в работе с детьми. Это стимулирует их желание понять и реализовать способы рисования. А наша с Вами задача, уважаемые родители, научить детей пользоваться этим многообразием.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике.
Работа с нетрадиционными техниками изображениями вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Что же мы порекомендуем завести в уголке рисования для детей:
1. В идеале детский мольберт или просто столик,
можно откидной.
2. Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, сангину, свечи восковые, вату, спички, очищенные от серы, кисточки различных размеров, клеевые
щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, пух, природный материал, фланель однотонную, бархатную бумагу, кусочки целлофана, копировальную бумагу различных цветов, остатки-шерстяных или полушерстяных ниток, разноцветную тушь, сюжетные открытки, хороший клей, бумагу белую, цветную, белый картон, красивой формы, небольшие гладкие камушки, кусочки разнообразных тканей: цветной и однотонный ситец; шелк, поплин, сатин и т.д.
Конечно, чаще могут быть в руках у детей бумага, карандаши, фломастеры. Но ведь не только они. Предлагаем Вам более разнообразный и в то же время более простой способ обучения детей изображать. Он заключается в нижеследующем подборе методов и приемов:
Ктксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти" к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Рисование вдвоем на длинной полоске бумаги. Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В.данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. /Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются, кто что будет рисовать, чтобы получился один сюжет. Комментировать такие совместные изобразительные действия, думается, будет излишним.
Рисование с секретом в три поры рук. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм. А возможно, заложенный первым участником сюрприз приведет к совершенному несоответствию целого и его 3-х частей. Например, первый участник нарисовал маленький домик и к нему шею, чтобы запутать остальных участников игры. Да, это игра. Ведь мы с вами не растим художников. Просто изобразительная деятельность предоставляет нам широкие возможности для организации совместной взросло-детской деятельности, той, которая обеспечивает сотворчество, вызывает радость, детскую улыбку - так и создается та положительная семейная атмосфера, в которой ребенок чувствует себя комфортно.
Точечный рисунок. Детям нравится все нетрадиционное. Периодически приглашаем вас знакомить детей с неординарными методами изображения предметов. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но лучше всего получаются точечные рисунки красками. Это делается ватной палочкой, если ее нет, то берется спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка. Вы входите со спичкой, уже обмотанной ватой, и говорите: «А хочешь, я тебе сегодня покажу что-то очень интересное?» Отказа, конечно, не будет. Важно потом обговорить с дошкольником, какие лучше всего предметы можно рисовать методом точечного рисунка.
Цоролоновые рисунки. Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке. Орудие труда уже готово. Теперь его нужно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (ведь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Нельзя недооценивать роль орнаментальной живописи в эстетическом воспитании детей..
Метод пальцевой живописи. Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему, скажите, мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились — а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевую краски и нарисует сверху багряно-красное дерево.
Метод монотипии. Два слова об этом, к сожалению, редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. Ведь интересно же. Начинаем на гладком целлофане рисовать краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачиваем целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокаем рисунок, а затем поднимаем. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге. Но ведь можно подарить один рисунок бабушке, подружке, больному мальчику, соседу.
Рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нам нужн9 научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Рекомендуем намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только, по отдельной части. И бумага готова к воспроизведению неясных образов.
Метод волшебного рисунка. Из нашего опыта отметим, этот метод очень любим и детьми, и взрослыми. А реализуется он так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть, целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить -голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
Рисуем с помощью открыток. В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Или если мы вместе с детьми вырежем открытки и наклеим такой сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
Вам, уважаемые родители, есть из чего выбрать, что принять к сведению и передать своему ребенку. Важно только решить свою проблему - организовать уголок творчества и находить время для передачи изобразительных знаний.