СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учим русский язык весело

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бывает сложно удержать в памяти правило, прочитанное в учебнике. А небольшие стихотворения сделают обучение языку интересным .

Просмотр содержимого документа
«Учим русский язык весело»

Запоминалки по русскому языку

1.Ударение над гласной -

Сразу буква станет ясной.

Развеваться - веять (флаг),

Примерять - примерить (фрак),

Развивать - развить (науки),

Примириться - мир (подруги).



2.Ты всегда пиши так согласную,

Как звучала бы она перед гласною:

Столб - столбы, косьба - косить,

Воз - возочек и возить.



3.Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.



4.Пьеса, драма, эпопея,

Амфибрахий, галерея,

Гуманизм и фолиант,

Ямб, хорей и дилетант-

Я открою вам секрет:

Здесь удвоенных букв нет.



5.Чередующиеся гласные

Все запомнили давно:

Перед Ж мы пишем О.

Забывать никак нельзя:

Перед Г мы пишем А.

6.Полагать, но положить,

Прилагать, но приложить.

Слово полог - исключенье,

Никакого в том сомненья.



7.Если после корня А,

В корне пишем и всегда.

Вот пример запоминай:

Ноги вытер? Вытирай!



8.Если видим суффикс а,

В корне пишем А всегда:

Прикасаюсь- прикоснусь,

Не касаюсь, не коснусь.

А коса, косой, косить

Как пример не приводить.



9.Под удареньем пишем гар,

Без ударенья - гор.

К примеру: загорать,загар,

Наоборот - зар-зор.



10.В Ростове жил Ростовщик,

Звали его Ростислав,

Он продавал ростки

Разных полезных трав.

Отрасль доход дала.

Знаешь, где О, где А?

Обмакнув перо в чернила,

11.Пишем в корне А красиво.

Промокаю и промок-

Пишем в корне только О.



12.Мои юные друзья!

Слово равнина пишется с А!



13.Гласные после шипящих и Ц.

Жюри, брошюра, парашют -

В дружбе только с Ю живут.





14.Шов, крыжовник и чащоба,

Шорты, пончо, капюшон,

Чопорный, жокей, пижон,

Плюс трещотка, жор, мажор,

И изжога, и боржом,

А ещё жонглер, обжора,

Шомпол, шок, чох, шоу, шоры,

Шоколад, шоссе, шофер -

Вот почти и весь набор.

Все слова напишем с О-

Их запомнить нелегко.



15.Цыганенок цыкнул: "Цыц!"-

И цыплята пали ниц.

На цыпочки все встали

И "Цыганочку" сплясали.





16.Находчивый щенок

Жил щенок по кличке Шел,

На котов был страшно зол:

Все дворовые коты

Обращались с ним на "ты",

Но писали кличку Шел,

К сожаленью через О.

Как же кошек научить

С орфографией дружить?

Как-то раз герой наш Шел

Во дворе очки нашел.

Прицепил он две кругляшки

Ради форсу на фуражку.

До чего щенок хорош!

Стал на букву Ё похож.

Вот удача так удача!

Решена теперь задача.

Шёл прошёлся по дворам,

Объявляя всем котам:

"Слово шёл пишите все

С двумя точками над Е!"





17.Правописание приставок

З приставки не бывает.

Это каждый школьник знает.

Здание, здесь, ни зги и здоровье-

Пишутся с З, разумеется, в корне.

18.Ты запомни, что приставки.

Раз, из, низ, воз, через, без

Пред согласными глухими

Быстро сменят З на С.





19.Кто, ребята, понял сразу,

Для чего сложили фразу

"Пастух Фока, хочешь щец?"-

Тот, конечно, молодец!

Кто не понял, есть такие?

Все согласные глухие!





20.В трудном слове рассчитать

Будем мы два С писать,

А расчетливый, расчет -

Пишем только корень чет.



21.Под удареньем - приставка рос,

Без ударенья рас,

К примеру: роспись-расписать

И россказни-рассказ.





22.Если очень и пере,

То пиши приставку пре.

Если близость, приближенье,

Неполнота и прибавленье,

23.То пиши приставку при.

В руки ты словарь бери,

И не мучайся напрасно,

Коль значение неясно.



24.«СТЁПКА, ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? ФИ!»

В этой фразе собраны все глухие согласные русского языка, соответственно, не «присутствующие» здесь согласные – звонкие.



25. *«СЪЕШЬ ЖЕ ЕЩЁ ЭТИХ МЯГКИХ ФРАНЦУЗСКИХ БУЛОК, ДА ВЫПЕЙ ЧАЮ».

Вариант:

«В ЧАЩАХ ЮГА ЖИЛ БЫ ЦИТРУС, ДА, НО - ФАЛЬШИВЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР»

В этой фразе собраны все буквы русского языка.

Достаточно ребёнку ежедневно летом писать одну эту фразу печатными и прописными (как заглавными, так и строчными) буквами, и он не забудет за каникулы написание русского алфавита.

Вариант:

Здесь не хватает буквы «Ё» и «Ъ»

26.«Нет чулОК, но носкОВ!»

(родит. пад.)

Чтобы избежать распространенной ошибки при употреблении этих слов в родительном падеже (неправильно говорить: «чулков – носок»), есть легкая «запоминалка»:

- чулки длинные, а слово короткое («чулок»);

- носки короткие, а слово длинное («носков»)

Нет

27.«ЛОЖИ – ПОЛОЖЬ - ПОКЛАДИ»,

есть

«ПОЛОЖИ - КЛАДИ»

«Не клади лук в суп, положи чеснок!»

Типичной ошибки можно избежать, если запомнить, что в повелительном наклонении глагол «класть» не любит приставку (кроме «складывай!)», а глагол «ложить» наоборот, в литературной речи употребляется с приставкой (положи,уложи, приложи, сложи!)



28. *«Иван Родил Девчонку, Велел ТащитьПелёнку».



*Варианты:



- Иван Родионович, Дайте Вашу ТрубочкуПокурить.



- Иван Рубит Дрова, Василиса ТаскаетПоленья.

«Запоминалка» названий и последовательности русских падежей по первым буквам слов этой фразы:

И-ван - именительный

Р-одил - родительный

Д-евчонку - дательный

В-елел - винительный

Т-ащить - творительный

П-елёнку - предложный.

29.-«Цыган на цЫпочках – цЫплёнок цЫц!

«ЦЫган на цЫпочках подошел к цЫпленкуи цЫкнул цЫц!»

«ЦЫпленок встал на цЫпочки и цЫц сказал цЫгану».

-«ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал».

«Запоминалка» тех слов (исключений из правила), в которых в корне слова пишется«Ы» после «Ц».



30. «Гнать, держать, бежать, обидеть,

слышать, видеть, и вертеть,

и дышать, и ненавидеть,

и зависеть, и терпеть».

*Вариант:



а) Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть -

Вы запомните, друзья,

Их на «Е» спрягать нельзя.



Б) Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на «-ить»,

Исключая: брить, стелить.

А еще: смотреть, обидеть,

слышать, видеть, ненавидеть,

гнать, дышать, держать

И зависеть, и вертеть.

«Запоминалка» исключения:

- четыре глагола на ать (аться):

гнать, держать, дышать, слышать

- и семь глаголов на еть (еться):

видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть

- имеют окончания II спряжения.



*сталакТиты ( «Т» = ↓ ) сталагМиты («М» = ↑

Вариант:

сталакТиты - поТолок

Всем известно, что минеральные наросты, свисающие в виде сосулек со сводов пещер, называются сталактитами; те же, что поднимаются, словно колонны снизу вверх — сталагмиты, но многие постоянно путают эти слова.

«Запоминалка»:

- буква «Т» «похожа» на сосульку ножкой приросшей к потолку ↓ = «сталакТиты»

- буква «М» «похожа» на 2 конуса (столба), растущих вверх ↑= сталагМиты.

Вариант:

Возможно, кому-то будет проще запомнить, что в словах «талакТиты и поТолок» есть буква «Т».

БеСиК

Вариант]:

КГБ

Название российского флага.

Помогает запомнить флаг не только по цветам, но и их расположению: читать по первым буквам названий цветов флага сверху вниз:

Вариант:

«Неудобный» вариант, во-первых, потому, что здесь обратная последовательность цветов, а во-вторых, принято называть «синий» (хотя официально он – «лазоревый»), а в этой аббревиатуре цвета:

К - расный

Г - олубой

Б - елый

«Каждый Охотник Желает Знать, Где СидитФазан».

*Вариант:

«Как Однажды Жан-Звонарь Головой Свалил Фонарь».

Расположение цветов радуги (цветовой спектр) по первым буквам слов этой фразы:

К-аждый – красный

О-хотник – оранжевый

Ж-елает - желтый

З-нать – зелёный

Г-де – голубой

С-идит – синий

Ф-азан – фиолетовый.

«Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».

Биссектриса ж. - Прямая линия, проходящая через вершину угла и делящая его пополам (в математике).

«Пифагоровы штаны на все стороны равны».

«Запоминалка» теоремы Пифагора: «Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов».

Прим. Вообще "пифагоровыми штанами" окрестили, напоминавшую по виду штаны, графическую конструкцию, получавшуюся на чертеже Евклида при весьма сложном доказательстве им теоремы Пифагора.

Орфография

1.«И ужаСНо, и опаСНо

Букву «Т» писать напраСНо!

Всем извесТно, как прелесТно

Букву «Т» писать умесТно!»

Вариант:

«Не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО букву «Т» писать напраСНо»

О непроизносимой согласной «Т» в корне слова.

Вариант:

В этой фразе собраны все 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».



2.«Кто в глаголах пишет «ЦА» —

настоящая овца».

Грубовато, но очень помогает тем, кто мучаеТСЯ при написании глаголов.



3. «Кое, то, либо, нибудь – чёрточку не забудь!»

О дефисе в местоимениях:

«кое – какой», «что – либо», «где – нибудь», «когда – то»… и т.п.

4. «ЗвонИт звонарь,

ЗвонЯт в звонок,

Чтоб ты запомнить верно смог!»

Во избежание распространенной ошибки: “звОнит”.



5. «Одевать (кого?) Надежду

Надеваем (что?) одежду».

Во избежание распространенной ошибки: «Сынок, “одень” шапку»!



6. «Долго ели тОрты -

Не налезли шорты!»

Распространенная ошибка: “тортЫ”.

7. «Срубили ель, сорвали щавЕль».

Распространенная ошибка: “щАвель”.

8. «Фёкла красная, как свЁкла!»

Распространенная ошибка: “свеклА”.

9. «На полке сметана, творОг, молоко.

И рад бы слизать, да достать не легко».

Вариант:«Купи-ка творОг

Начинить пирог».

Распространенная ошибка: “твОрог”.



10.«С утра перепалки

Из-за ключей в коммуналке.

Забудьте склоки,

купите брелОки!»

Распространенная ошибка: “брелки”.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!