СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся вместе! Групповые формы работы на уроках изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описаны формы организации работы на уроках изобразительного искусства в школе

Просмотр содержимого документа
«Учимся вместе! Групповые формы работы на уроках изобразительного искусства»

Учимся вместе!

Групповые формы работы

на уроках изобразительного искусства

Самсонова А.В.,

Учитель изобразительного искусства

МОУ «Гимназия №7» г. Саратова


Общая цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

В основе моей педагогической работы лежит программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», которая приоритетной целью имеет духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. С целью накопления творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Какой может быть совместная деятельность? Выделяют два основных типа характера группового взаимодействия: «конкуренция» и «кооперация».

- Конкуренция может быть представлена как соревнование, соперничество. 

 - Кооперация может описываться в терминах «исполнение», «сотрудничество», «сотворчество».

Существует широко распространенная классификация совместной деятельности, описанная психологами и педагогами (Асеев В.Г., Горбов Ф.Д., Донцов А.И., Обозов Н.Н., Ошанин Д.А., Уманский Л.И., Чернышев А.С. и др.), где выделяются три основные формы ее организации:

  • совместно-индивидуальная;

  • совместно-последовательная;

  • совместно-взаимодействующая.

Каждое из этих наименований указывает на специфику взаимодействия членов группы в процессе деятельности.

В своей работе приоритет отдаю следующим формам.

1.Совместно-индивидуальная. Эта форма организации совместной деятельности характеризуется тем, что участники вначале работают обособленно, индивидуально, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общего продукта. Такая форма работы используется очень часто на уроках изобразительного искусства. В начальной школе по теме: «Моя посуда», «Цирк», «Наш класс» учащиеся индивидуально изображают предметы, а затем совместно на доске размещают композицию по цвету, форме и т.д.

2.Совместно-взаимодействующая.  Самая сложная в плане организации и реализации совместной деятельности. В этом случае согласование действий участников предполагается на всех этапах работы — от планирования и проектирования до завершения, получения окончательного продукта. Взаимодействие может быть организовано в парах, в группах по три-четыре человека или как взаимодействие в группах большего состава.

Эту форму работы, я применяю на завершающих уроках четверти в разных классах.

В 4-х классах в конце первой четверти ребята создают коллективные работы «Русская деревня», «Масленица». Класс делился на три группы. Внутри группы ребята обсуждали композицию будущей картины, распределяли задачи между собой: нужно было нарисовать пейзаж – фон картины, деревянные избы, жителей деревни. В итоге получилось три картины, каждая интересна по-своему, со своим сюжетом: «Праздник», «Гулянье», «У реки».



По теме «Древнерусский город-крепость» в четвертых классах мы создавали объемные постройки из бумаги. Работа проходила в микрогруппах от двух до четырех человек. Оказалось, что некоторым ребятам тяжелее работать в маленьких группах, чаще возникали ссоры. Но приходилось уступать друг другу, договариваться. Из работ разных групп сложился целый город-крепость.

Седьмые классы по теме «Архитектура», работая в парах и маленьких группах, создавали макеты зданий. Каждая группа придумывала назначение здания, его форму. Из всех макетов составили «Город будущего».



На практикуме по фотографии учащимся восьмых классов предлагалось составить композицию из предметов, сфотографировать. Работа проходила в группах по три-четыре человека. Необходимо было подобрать предметы для композиции, выбрать ракурс, освещение.

Совместная деятельность учащихся может быть организована и в форме соревнования.

На таких уроках можно проследить сотрудничество, сотворчество и сопереживание учащихся. Учащийся, который не может ответить на вопрос, ищет поддержки у команды. Формируется опыт организации совместной учебной деятельности и повышается эффективность групповой деятельности и результативность образования на уроках изобразительного искусства.

Главной целью педагога при организации коллективной работы учащихся, является обучение их деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений:

- каждый в группе имеет право высказывать любую точку зрения;

- отстоять ее убедительной аргументацией;

- обязан выслушать и понять другого;

- терпимо относиться к чужому мнению и продукту творчества, извлекать из него рациональное;

- нести личную ответственность за доверенную ему часть общего дела.

Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дети получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях, т.е. коллективная работа на уроке таит в себе потенциал для развития личностных качеств, обеспечивает достижение личностного результата.



Литература:

Неменский Б.М. «Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания» Книга для учителя. - М., Просвещение, 1981

Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования. – Академия развития, 2001

https://studbooks.net/1935187/pedagogika/organizatsiya_individualnoy_kollektivnoy_form_raboty_urokah_izobrazitelnogo_iskusstva_nachalnyh_klassah

http://maslovo-shkola.narod.ru/frejm/sedova.htm

https://mylektsii.ru/5-113004.html

В работе использован материал «Своя игра» Леоновой Е. С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!