СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УМК "Планета знаний". Математика 3 класс.Урок по теме "Умножение и деление".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комплексного повторения изученного по теме "Умножение и деление". Тип урока "Урок закрепления знаний.Выработка умений и навыков". Для мотивации и формирования УУД выбрана игра "Путешествие в космос". Два экипажа выполняют дифференцированные задания разного уровня сложности. Экипаж №1 - задания повышенного уровня сложности, т. к. показали высокие знания стандарта. Экипаж  № 2 - задания стандарта, т. к. испытывают затруднения при делении столбиком. На уроке ученики работают по алгоритму, используют эталон для самопроверки и взаимопроверки. После каждого  этапа урока проводится рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«УМК "Планета знаний". Математика 3 класс.Урок по теме "Умножение и деление".»

Урок 9 (А)

Тип урока: Р.

Тема: «Письменный прием деления многозначного числа на однозначное

вида 536 :4 и 536 : 8; 312 : 3 и 460 : 2».

Автор: Пантюхина Е. П. (МБОУ «Школа № 175» г. Казани.

Основные цели:

1) тренировать умение делить многозначные числа на однозначные;

2) тренировать умение учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;

3) тренировать умение решать задачи, тренировать вычислительные навыки.

Тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.

Оборудование.

Для мотивации учебной деятельности и формирования личностных УУД на всех этапах урока, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД используется дидактическая игра «Путешествие в космос» (За освоение учебного материала по этапам игры ученики последовательно (1 экипаж, затем 2 экипаж) награждаются дипломами)

Демонстрационный материал:

По этапам урока используется призентация.

1) алгоритм деления многозначного числа на однозначное;

2) эталон деления многозначного числа на однозначное в случаях, где последнее неполное делимое 0;

3) образец для проверки самостоятельной работы 1:

855: 5 и 855: 9


171 92


4) девиз урока:


Делить нам очень нравится,

С любым заданьем справимся.

Нам на пути к успеху

Ошибки не помеха.


Раздаточный материал:

карточка с самостоятельной работой №1:

5 35 : 5 4 880 : 8


Ответы:


107 610.


2) таблица рефлексии:


Утверждения

«+» , «–» или

перечисление ошибок,

темы для доработки

Я получил правильные результаты в с/р 1.


Я правильно выполнил с/р 1.


Я допустил ошибки в с/р 1 (перечислить ошибки).


Мне удалось выполнить задание по выбору


Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их)


Самостоятельную работу 2 я выполнил без ошибок


Я выполнил дополнительное задание


В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их)


Мне необходимо поработать над (перечислить темы)



3) эталон для самопроверки с/р 1.


1. Найти первое неполное делимое.


48`80 ë8

2. Определить количество цифр в частном.



48`80 ë8

...

3. Разделить первое неполное делимое,

записать первую цифру частного.


48`80 ë8

6..

4. Найти остаток (меньше делителя).


_48`80 ë8

48 6..


5. Остаток сложить с единицами следующего

разряда (второе неполное делимое).


_48`80 ë8

48 6..

8


6. Разделить полученное число,

записать следующую цифру частного.


_48`80 ë8

48 61.

8


7. Найти остаток (меньше делителя).


_48`80 ë8

48 61.

_ 8

8

0

8. Так как третье неполное делимое 0, переносим 0 в частное.

_48`80 ë8

48 610

_ 8

8

0

9.Ответ:

610

4) задание по выбору:


  • Учебник стр. 97, № 3(1), № 4 (1).


5) подробный образец для самопроверки задания по выбору:


7 *Х ==252 252 ë7 36

Х= 252:7 21 3.6. * 7

Х= 36 42 252

7*36= 252 42

0



6) самостоятельная работа 2:


2763 : 9 3180 : 6


7) эталон для самопроверки с/р 2.

1. Найти первое неполное делимое.


27`63 9

2. Определить количество цифр в частном.



27`63 9

...

3. Разделить первое неполное делимое,

записать первую цифру частного.


27`63 9

3..

4. Найти остаток (меньше делителя).


_27`63 9

27 3..


5. Остаток сложить с единицами следующего

разряда (второе неполное делимое).


_27`63 9

27 3..

6


6. Так как второе неполное делимое меньше

делителя, ставить в частном 0.



_27`63 9

27 30.

6


7. Остаток сложить с единицами следующего

разряда (третье неполное делимое).



_27`63 9

27 30.

63


8. Разделить полученное число,

записать следующую цифру частного.


_27`63 9

27 307

63


9. Найти остаток (меньше делителя).


_27`63 9

27 307

_ 63

63

0

13.Ответ:

307



1. Найти первое неполное делимое.


31`80 ë6

2. Определить количество цифр в частном.



31`80 ë6

...

3. Разделить первое неполное делимое,

записать первую цифру частного.


31`80 ë6

5..

4. Найти остаток (меньше делителя).


_31`80 ë6

30 5..

5. Остаток сложить с единицами следующего

разряда (второе неполное делимое).


_31`80 ë6

30 5..

_1 8


6. Разделить полученное число,

записать следующую цифру частного.


_31`80 ë6

30 53.

_1 8


7. Найти остаток (меньше делителя).


_31`80 ë6

30 53.

_1 8

1 8

0

8. Так как третье неполное делимое 0, перенести 0 в частное.

_31`80 ë6

30 530

_1 8

1 8

0

9.Ответ:

530


Ход урока.

1. Мотивация к коррекционной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности посредством организации осознания ими необходимости самостоятельного исправления ошибок;

2) определить тематические рамки урока: деление многозначного числа на однозначное в случаях, когда в частном в разряде десятков получается 0, деление многозначного числа на однозначное в случаях, где последнее неполное делимое 0;

3) актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учащиеся читают девиз:

Делить нам очень нравится,

С любым заданьем справимся.

Нам на пути к успеху

Ошибки не помеха.


Мы находимся на Зеленой планете, чему мы учимся?

(Мы учились делить многозначные числа на однозначные.)

1 экипаж уже научился делению столбиком и награжден дипломами Зеленой планеты.

2 экипаж должен исправить ошибки и тоже получит дипломы.

Мы – космонавты – люди военные, должны работать дисциплинировано, дружно, подготовить отчеты и отправить их в Центр подготовки космонавтов.

- Какие случаи деления вы рассмотрели? Рассматривается алгоритм деления столбиком.

(Деление многозначного числа на однозначное в случаях, когда в 1 неполном делимом 1 цифра, 2 цифры (2-в);

когда в частном в разряде десятков получается 0; деление многозначного числа на однозначное в случаях, где последнее неполное делимое 0 (1-в.).

- Что вы должны сделать после изучения нового? (Потренироваться, чтобы выяснить, есть ли у нас затруднения и если есть, преодолеть их.)

- По какому плану вы работаете на уроке? (Повторение, с/р, проверка, работа над ошибками и с/р 2 или дополнительное задание.)

- Что вам может помочь в работе? (Алгоритм деления, алгоритм исправления ошибок.)

- Чтобы работа была успешной с чего надо начать? (С повторения.)


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель:

  1. актуализировать учебное содержание: алгоритм деления на однозначное число и эталоны вида

536: 4 И 536 :8 (2 экипаж) 312 : 3 и 460 : 2(1 экипаж)

2) зафиксировать повторяемые понятия и правила в виде эталонов;

3) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы 1 по вариантам (1-в. повышенный уровень; 2-в.-основной уровень)

4) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).


Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Работа у доски, с опорой на алгоритм и эталоны Д-1, Д-2, Д-3,

- Итак, что вы повторили, что поможет вам в работе? (Алгоритм деления на однозначное число и эталоны.)

- Что вы сделаете дальше? (Напишем самостоятельную работу 1.)

- При выполнении работы укажите номера эталонов, которые используете.

2) Уч-ся выполняют с/р № 1. (5 минут). Р – 1. (535 : 5 4880 : 8)

- Закончили работу, что надо сделать? (Проверить свою работу по образцу и зафиксировать результат выполнения.)

Учитель выставляет на доску образец её выполнения Д-4. (107 610)

- Проверьте по образцу и зафиксируйте результаты в таблице (Р-2 ).

Учащиеся проводят самопроверку по образцу.

- Что теперь необходимо сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)

- С какой целью вы будете проверять свои работы по эталону для самопроверки? (Нам необходимо проверить ход выполнения, оформление, и если есть ошибки, то по алгоритму мы сможем определить место и причину ошибки.)

- Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг, соотнося с эталонами.)

- Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение.)



3. Локализация индивидуальных затруднений.

Цель:

организовать учащихся, допустивших ошибки, на анализ решения и определения места затруднения, на выявление и фиксацию соответствующих способов действий.


Организация учебного процесса на этапе 3:

Учащиеся проверяют с/р по эталону для самопроверки с доски (Р-3).

Проверка проводится по шагам во внешней речи, по ходу проверки дети подчеркивают место ошибки (фиксируют в таблице).


4. Коррекции выявленных затруднений.

Цель:

1) уточнить индивидуальные цели урока;

2) организовать выбор учащимися способа и средств коррекции.

3) создать условия для осуществления учащимися осмысленной коррекции своих ошибок в самостоятельной работе;

4) формировать умения правильно применять соответствующий способ действий.


Организация учебного процесса на этапе 4:

- Те, у кого нет ошибок, что вам следует делать дальше? (Мы зафиксируем результаты в таблице и будем выполнять дополнительные задания.)

Детям, у которых работа выполнена правильно, предлагается выполнить 2 на стр. 22.

– Те, кто выявил ошибки, какую цель ставите перед собой? (Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)

- Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритмы исправления ошибок и деления на однозначное число.)

  • Далее дети исправляют ошибки. Выполняют задание по выбору

  • Учебник стр. 97, № 3(1), № 4 (1).


Учитель при необходимости оказывает им помощь. Результатом работы на данном этапе должен быть выбор и уточнение учащимися способов действий, в которых были допущены ошибки.

- Кому удалось правильно выполнить задания по выбору? (…)

Физминутка: По порядку все планты назовет любой из нас..

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:

1) организовать обсуждение типовых затруднений;

2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

Организация учебного процесса на этапе 5:

– Каждый из вас самостоятельно исправил свои ошибки. В каких шагах алгоритма было допущено больше ошибок? (...)

– Как исправляли ошибки? (Определили место, причину, исправили ошибки, потренировались в решении аналогичных заданий.)

Дети проговаривают шаги алгоритма, на которые были допущены типичные ошибки, и ставят «+» если удалось правильно выполнить задания для выбора, в противном случае ставят «?».


6. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать выполнение самостоятельной работы 2, аналогичной первой;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;

3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.

Организация учебного процесса на этапе 6:

На данном этапе учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу 2

Учащимся раздаётся карточка с с/р 2. (Р – 6 2763 : 9 3180 : 6).

Правильность работы проверяется по эталону для самопроверки Р–7 и фиксируют результаты в таблице.

Учащиеся, которые выполняли дополнительное задание, проводят самопроверку своих работ, используя карточку Р-8, и фиксируют результаты.

– Кому удалось выполнить вторую самостоятельную работу без ошибок? Как вы это сделали? (Я исправил ошибки, и не допустил подобных ошибок в самостоятельной работе 2.)

- Кому удалось выполнить дополнительные задания? (фиксируют в таблице)


7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать вычислительные навыки, умение решать задачи.


Организация учебного процесса на этапе 7:

Стр. 97 6 (2-в.). Анализируем краткую запись и план решения с учителем, а решают самостоятельно и отчитываются о решении. ( В Центре управления полетом)

Стр. 97 10 (1-в.). Анализируют краткую запись и решение самостоятельно отчитываются о решении. ( В Центре управления полетом) .


Один ученик работает у доски, остальные работают в тетрадях. (1-в. Рассмотреть 2 способа решения – по действиям и уравнением)


8. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1) уточнить алгоритм исправления ошибок;

2) зафиксировать способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;

3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

4) оценить собственную деятельность на уроке;

5) наметить цели дальнейшей деятельности;

6) согласовать домашнее задание.


Организация учебного процесса на этапе 8:

- Какова была цель этого урока? (Потренироваться делить многозначные числа на однозначные.)

- Какую цель поставили перед собой те, кто допустил ошибки в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чём она заключалась, сделать работу над ошибками и решить подобное задание.)

- Какие шаги алгоритма вызвали больше всего затруднений? (..)

- Что вам удалось повторить при выполнении дополнительного задания? (…)

- Над какими темами вам стоит еще поработать? (фиксируют в таблице).

- Проанализируйте результаты урока и ответьте на вопрос: вы можете двигаться дальше и открывать новые знания? (…)

Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.


Домашнее задание:

Стр. 96 №3 (з) ;

№ 3(2,3); № 4 (2); № 11 (1-в. Решает 2 способами).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!