Урок 9 (А)
Тип урока: Р.
Тема: «Письменный прием деления многозначного числа на однозначное
вида 536 :4 и 536 : 8; 312 : 3 и 460 : 2».
Автор: Пантюхина Е. П. (МБОУ «Школа № 175» г. Казани.
Основные цели:
1) тренировать умение делить многозначные числа на однозначные;
2) тренировать умение учащихся к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности;
3) тренировать умение решать задачи, тренировать вычислительные навыки.
Тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.
Оборудование.
Для мотивации учебной деятельности и формирования личностных УУД на всех этапах урока, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД используется дидактическая игра «Путешествие в космос» (За освоение учебного материала по этапам игры ученики последовательно (1 экипаж, затем 2 экипаж) награждаются дипломами)
Демонстрационный материал:
По этапам урока используется призентация.
1) алгоритм деления многозначного числа на однозначное;
2) эталон деления многозначного числа на однозначное в случаях, где последнее неполное делимое 0;
3) образец для проверки самостоятельной работы № 1:
855: 5 и 855: 9
171 92
4) девиз урока:
Делить нам очень нравится,
С любым заданьем справимся.
Нам на пути к успеху
Ошибки не помеха.
Раздаточный материал:
карточка с самостоятельной работой №1:
5 35 : 5 4 880 : 8
Ответы:
107 610.
2) таблица рефлексии:
Утверждения | «+» , «–» или перечисление ошибок, темы для доработки |
Я получил правильные результаты в с/р № 1. | |
Я правильно выполнил с/р № 1. | |
Я допустил ошибки в с/р № 1 (перечислить ошибки). | |
Мне удалось выполнить задание по выбору | |
Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их) | |
Самостоятельную работу № 2 я выполнил без ошибок | |
Я выполнил дополнительное задание | |
В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их) | |
Мне необходимо поработать над (перечислить темы) | |
3) эталон для самопроверки с/р № 1.
1. Найти первое неполное делимое. | 48`80 ë8 |
2. Определить количество цифр в частном. | 48`80 ë8 ... |
3. Разделить первое неполное делимое, записать первую цифру частного. | 48`80 ë8 6.. |
4. Найти остаток (меньше делителя). | _48`80 ë8 48 6.. |
5. Остаток сложить с единицами следующего разряда (второе неполное делимое). | _48`80 ë8 48 6.. 8 |
6. Разделить полученное число, записать следующую цифру частного. | _48`80 ë8 48 61. 8 |
7. Найти остаток (меньше делителя). | _48`80 ë8 48 61. _ 8 8 0 |
8. Так как третье неполное делимое 0, переносим 0 в частное. | _48`80 ë8 48 610 _ 8 8 0 |
9.Ответ: | 610 |
4) задание по выбору:
5) подробный образец для самопроверки задания по выбору:
7 *Х ==252 252 ë7 36
Х= 252:7 21 3.6. * 7
Х= 36 42 252
7*36= 252 42
0
6) самостоятельная работа № 2:
2763 : 9 3180 : 6
7) эталон для самопроверки с/р № 2.
1. Найти первое неполное делимое. | 27`63 9 |
2. Определить количество цифр в частном. | 27`63 9 ... |
3. Разделить первое неполное делимое, записать первую цифру частного. | 27`63 9 3.. |
4. Найти остаток (меньше делителя). | _27`63 9 27 3.. |
5. Остаток сложить с единицами следующего разряда (второе неполное делимое). | _27`63 9 27 3.. 6 |
6. Так как второе неполное делимое меньше делителя, ставить в частном 0. | _27`63 9 27 30. 6 |
7. Остаток сложить с единицами следующего разряда (третье неполное делимое). | _27`63 9 27 30. 63 |
8. Разделить полученное число, записать следующую цифру частного. | _27`63 9 27 307 63 |
9. Найти остаток (меньше делителя). | _27`63 9 27 307 _ 63 63 0 |
13.Ответ: | 307 |
1. Найти первое неполное делимое. | 31`80 ë6 |
2. Определить количество цифр в частном. | 31`80 ë6 ... |
3. Разделить первое неполное делимое, записать первую цифру частного. | 31`80 ë6 5.. |
4. Найти остаток (меньше делителя). | _31`80 ë6 30 5.. |
5. Остаток сложить с единицами следующего разряда (второе неполное делимое). | _31`80 ë6 30 5.. _1 8 |
6. Разделить полученное число, записать следующую цифру частного. | _31`80 ë6 30 53. _1 8 |
7. Найти остаток (меньше делителя). | _31`80 ë6 30 53. _1 8 1 8 0 |
8. Так как третье неполное делимое 0, перенести 0 в частное. | _31`80 ë6 30 530 _1 8 1 8 0 |
9.Ответ: | 530 |
Ход урока.
1. Мотивация к коррекционной деятельности.
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности посредством организации осознания ими необходимости самостоятельного исправления ошибок;
2) определить тематические рамки урока: деление многозначного числа на однозначное в случаях, когда в частном в разряде десятков получается 0, деление многозначного числа на однозначное в случаях, где последнее неполное делимое 0;
3) актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учащиеся читают девиз:
Делить нам очень нравится,
С любым заданьем справимся.
Нам на пути к успеху
Ошибки не помеха.
Мы находимся на Зеленой планете, чему мы учимся?
(Мы учились делить многозначные числа на однозначные.)
1 экипаж уже научился делению столбиком и награжден дипломами Зеленой планеты.
2 экипаж должен исправить ошибки и тоже получит дипломы.
Мы – космонавты – люди военные, должны работать дисциплинировано, дружно, подготовить отчеты и отправить их в Центр подготовки космонавтов.
- Какие случаи деления вы рассмотрели? Рассматривается алгоритм деления столбиком.
(Деление многозначного числа на однозначное в случаях, когда в 1 неполном делимом 1 цифра, 2 цифры (2-в);
когда в частном в разряде десятков получается 0; деление многозначного числа на однозначное в случаях, где последнее неполное делимое 0 (1-в.).
- Что вы должны сделать после изучения нового? (Потренироваться, чтобы выяснить, есть ли у нас затруднения и если есть, преодолеть их.)
- По какому плану вы работаете на уроке? (Повторение, с/р, проверка, работа над ошибками и с/р № 2 или дополнительное задание.)
- Что вам может помочь в работе? (Алгоритм деления, алгоритм исправления ошибок.)
- Чтобы работа была успешной с чего надо начать? (С повторения.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
актуализировать учебное содержание: алгоритм деления на однозначное число и эталоны вида
536: 4 И 536 :8 (2 экипаж) 312 : 3 и 460 : 2(1 экипаж)
2) зафиксировать повторяемые понятия и правила в виде эталонов;
3) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 по вариантам (1-в. повышенный уровень; 2-в.-основной уровень)
4) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Работа у доски, с опорой на алгоритм и эталоны Д-1, Д-2, Д-3,
- Итак, что вы повторили, что поможет вам в работе? (Алгоритм деления на однозначное число и эталоны.)
- Что вы сделаете дальше? (Напишем самостоятельную работу № 1.)
- При выполнении работы укажите номера эталонов, которые используете.
2) Уч-ся выполняют с/р № 1. (5 минут). Р – 1. (535 : 5 4880 : 8)
- Закончили работу, что надо сделать? (Проверить свою работу по образцу и зафиксировать результат выполнения.)
Учитель выставляет на доску образец её выполнения Д-4. (107 610)
- Проверьте по образцу и зафиксируйте результаты в таблице (Р-2 ).
Учащиеся проводят самопроверку по образцу.
- Что теперь необходимо сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)
- С какой целью вы будете проверять свои работы по эталону для самопроверки? (Нам необходимо проверить ход выполнения, оформление, и если есть ошибки, то по алгоритму мы сможем определить место и причину ошибки.)
- Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг, соотнося с эталонами.)
- Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение.)
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Цель:
организовать учащихся, допустивших ошибки, на анализ решения и определения места затруднения, на выявление и фиксацию соответствующих способов действий.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Учащиеся проверяют с/р по эталону для самопроверки с доски (Р-3).
Проверка проводится по шагам во внешней речи, по ходу проверки дети подчеркивают место ошибки (фиксируют в таблице).
4. Коррекции выявленных затруднений.
Цель:
1) уточнить индивидуальные цели урока;
2) организовать выбор учащимися способа и средств коррекции.
3) создать условия для осуществления учащимися осмысленной коррекции своих ошибок в самостоятельной работе;
4) формировать умения правильно применять соответствующий способ действий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Те, у кого нет ошибок, что вам следует делать дальше? (Мы зафиксируем результаты в таблице и будем выполнять дополнительные задания.)
Детям, у которых работа выполнена правильно, предлагается выполнить № 2 на стр. 22.
– Те, кто выявил ошибки, какую цель ставите перед собой? (Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)
- Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритмы исправления ошибок и деления на однозначное число.)
Далее дети исправляют ошибки. Выполняют задание по выбору
Учебник стр. 97, № 3(1), № 4 (1).
Учитель при необходимости оказывает им помощь. Результатом работы на данном этапе должен быть выбор и уточнение учащимися способов действий, в которых были допущены ошибки.
- Кому удалось правильно выполнить задания по выбору? (…)
Физминутка: По порядку все планты назовет любой из нас..
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель:
1) организовать обсуждение типовых затруднений;
2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– Каждый из вас самостоятельно исправил свои ошибки. В каких шагах алгоритма было допущено больше ошибок? (...)
– Как исправляли ошибки? (Определили место, причину, исправили ошибки, потренировались в решении аналогичных заданий.)
Дети проговаривают шаги алгоритма, на которые были допущены типичные ошибки, и ставят «+» если удалось правильно выполнить задания для выбора, в противном случае ставят «?».
6. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной первой;
2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;
3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.
Организация учебного процесса на этапе 6:
На данном этапе учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу № 2
Учащимся раздаётся карточка с с/р № 2. (Р – 6 2763 : 9 3180 : 6).
Правильность работы проверяется по эталону для самопроверки Р–7 и фиксируют результаты в таблице.
Учащиеся, которые выполняли дополнительное задание, проводят самопроверку своих работ, используя карточку Р-8, и фиксируют результаты.
– Кому удалось выполнить вторую самостоятельную работу без ошибок? Как вы это сделали? (Я исправил ошибки, и не допустил подобных ошибок в самостоятельной работе № 2.)
- Кому удалось выполнить дополнительные задания? (фиксируют в таблице)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Стр. 97 № 6 (2-в.). Анализируем краткую запись и план решения с учителем, а решают самостоятельно и отчитываются о решении. ( В Центре управления полетом)
Стр. 97 № 10 (1-в.). Анализируют краткую запись и решение самостоятельно отчитываются о решении. ( В Центре управления полетом) .
Один ученик работает у доски, остальные работают в тетрадях. (1-в. Рассмотреть 2 способа решения – по действиям и уравнением)
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
1) уточнить алгоритм исправления ошибок;
2) зафиксировать способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
4) оценить собственную деятельность на уроке;
5) наметить цели дальнейшей деятельности;
6) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Какова была цель этого урока? (Потренироваться делить многозначные числа на однозначные.)
- Какую цель поставили перед собой те, кто допустил ошибки в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чём она заключалась, сделать работу над ошибками и решить подобное задание.)
- Какие шаги алгоритма вызвали больше всего затруднений? (..)
- Что вам удалось повторить при выполнении дополнительного задания? (…)
- Над какими темами вам стоит еще поработать? (фиксируют в таблице).
- Проанализируйте результаты урока и ответьте на вопрос: вы можете двигаться дальше и открывать новые знания? (…)
Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.
Домашнее задание:
Стр. 96 №3 (з) ; № 3(2,3); № 4 (2); № 11 (1-в. Решает 2 способами). |