СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для формирования грамматического строя речи (зима)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большая подборка упражнений для формирования грамматического строя речи  дает возможность не только подобрать упражнение в соответствии с уровнем развития детей, но и значительно расширить словарный запас, закрепить навык словообразования.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для формирования грамматического строя речи (зима)»

Большая подборка упражнений для формирования грамматического строя речи дает возможность не только подобрать упражнение в соответствии с уровнем развития детей, но и значительно расширить словарный запас, закрепить навык словообразования.


Формирование грамматического строя речи


Существительные


Назови ласково

Белка – белочка елка - елочка

Лиса – санки -

Заяц – палки -

Копыто – хвост –

Нос – лапа -


Про кого говорят

Залегает в берлогу – Впадает в спячку –

Делает запасы в дупле – Лапу сосет –


Как называется дом

У волка – У лисы –

У белки - У медведя –


Чей дом?

Цель: закрепление формы родительного падежа

Берлога – дом медведя Нора –

Логово – Дупло -

Кому что?

Цель: закрепление формы дательного падежа

Орехи – белке Грибы -

Мед – Кору -


Скажи наоборот

Ветер - …(безветрие, тихая погода)

Заморозки - …(оттепель)


О чем можно сказать

Замерзает – река…

Наступает – зима…

Кружатся – снежинки…

Летят – снежные хлопья…

Надели – шубы, варежки…

Обули – сапоги, валенки…

Продолжи предложения

Зимой люди ходят в …(шапках, шубах…).

Зима приносит …(снегопады, морозы…).

Вода замерзла на …(реках, озерах…).

Я люблю кататься зимой на …(санках…).


Что за чем и перед чем

Декабрь за ноябрем и перед январем.

Январь –

Февраль –


Закончи предложения.

У Светы одни санки, а у двойняшек двое санок.

У Светы одни лыжи, а у двойняшек две пары …(лыж)

У Светы одни коньки, а у двойняшек две пары …(коньков)


Чем украсим нашу елку?

Ребенок должен назвать как можно больше елочных украшений (шары, бусы, звезда …)


Игра в «подробности»

Взрослый говорит: «Дед Мороз едет к нам», а потом спрашивает:

- На чем он едет?

- С чем он едет?

- Зачем он едет?


Как растут слова

Цель: подготовка к понятию «однокоренные слова»

СНЕГ – снежок, снежинка, снегопад, снежный, Снегурочка, снегирь,

снеговик, заснеженный, снегурки, подснежник…

ЛЕД - ледок, льдинка, ледяной, заледенелый…

ЗИМА – зимний, зимушка, зимник, зимовье, перезимовать, зимородок, озимые, зимующие…

МОРОЗ – морозный, морозит, морозилка, мороженое, заморозки…


Третий лишний

Цель: учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать. Выделять корень слова. Определите, какое слово лишнее.


Пасмурный, ясный, ненастный.

Холод, жара, мороз.

Декабрь, июль, январь, февраль.

Среда, пятница, зима.

Морозный, холодный, мороз.

Закончи предложения одним и тем же словом «снеговик» в нужной форме.

Мы решили слепить …(снеговика).

Мы приделали нос-морковку …(снеговику).

Мы показали соседям нашего …(снеговика).

Мы играли со …(снеговиком).

Мы рассказали о …(снеговике).


«Снегопад»

Цель: обогащение речи детей однокоренными словами.

Объяснить детям, что от одного слова можно образовать несколько других, в которых это слово «будет слышно». Привести примеры. Читая стихи во второй раз, предложить детям заканчивать предложение (строку) подходящим по звучанию словом, образованным от слова СНЕГ, почему слово «снижается» не относится к этой группе слов, хотя похоже звучит?

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки-серебристые… снежинки.

Кружатся над головою каруселью…снеговою.

На проселки, на лужок все снижается…снежок.

Землю белой, чистой, нежной застелил постелью …снежной.

Вот веселье для ребят – все сильнее …снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки.

Снежный ком - на снежный ком, все украсили…снежком.

Словно в белый пуховик мы одели …снеговик.

Рядом – снежная фигурка – эта девочка – Снегурка.

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой … снегири.

…Словно в сказке как во сне, землю всю украсил …снег.


Снежная сказка

Цель: выделять родственные слова из текста, .обогащение речи детей однокоренными словами, развитие слухового внимания.

Послушайте и запомните слова с корнем -снег-. Назовите слова, близкие по значению. Что объединяет их?

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

На сверкающих кустах –

Снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В белом снегопаде.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежинки,

Режут снег снегурки.

А в завьюженных лесах –

Снежные палаты.

Впишут в синюю строку,

В снежные тетради.

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем не сказка – белый свет –

Снежный – снежный – снежный!

С.Погореловский


«Зима»

Цель: выделить родственные слова.

Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелетные птицы. Зимующие перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залег на зимовку в берлогу. В теплую зимнюю шубку оделись белка и заяц. До весны под снег спрятались озимые. А дети радостно встречают зимушку – зиму.


Скажи по другому

Цель: подготовка к понятию «слова – синонимы»

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм, снегопад.

Холод, мороз, стужа, холодина.


Белый, белоснежный, молочный.

Красный, румяный, алый, багряный, пурпурный, рубиновый.

Серый, стальной, свинцовый, пепельный, дымчатый.

Угрюмый, мрачный, хмурый.

Красивый, прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный, живописный.

Холодный, морозный, ледяной.

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, удивительный.

Грустный, печальный, скучный.


Блестеть, сиять, сверкать.

Смеркаться, темнеть, вечереть.

Мерзнуть, зябнуть, стынуть, коченеть, дрожать от холода, леденеть, замерзать…


Дети, детвора, ребята.

Волшебник, кудесник, маг, чародей.


«Скажи иначе»

Цель: подбор синонимов к признакам и действиям дятла.

Умный дятел – мудрый, разумный, сообразительный, находчивый, изобретательный.

Трудолюбивый дятел - работящий, деловой, старательный, деловитый, неутомимый.

Дятел работает – трудится, делает дело.

Дятел придумал – догадался, сообразил, изобрел…


Глаголы


Дед Мороз

Цель: учить правильно, использовать глаголы в речи, обогащать словарь

Материал: маска Деда Мороза, мешок с подарками.

Дед Мороз: Это я – Дед Мороз, бородою оброс. Я в лесу ищу зверей. Выходите поскорей!

Дети: «А каких зверей ты ищешь?»

Дед Мороз: «Зайчиков. Что делают зайчики?»

Дети: «Наши зайчики прыгают.» (подражание) и т.д.


«Подбери действия»

Снег – идет, падает, кружится, лежит, скрипит…

Мороз – щиплет, трещит, кусает, рисует…


«Подбери действие» (на материале рассказа М.Пришвина «Дятел»)

Действия: летел

сел

побежал вверх по стволу

зажал шишку

освободил клюв

выбросил старую шишку

заработал клювом

шелушил шишку


Виталик и Лена все делали наоборот

Виталик обулся – Лена… (разулась).

Виталик упал – Лена…(поднялась).

Виталик уехал – Лена…(приехала).

Виталик ушел – Лена…(пришла).

Виталик завязал шнурки – Лена …(развязала шнурки).

Виталик замерз – Лена …(согрелась).


Вставьте пропущенные слова с тем же корнем.

Не впервой волку зиму … .


Прилагательные


«Подбери предметы к признакам»

Зимняя, - ий, - ее, - ие.

Морозный, - ая, - ое, - ые.

Снежный, - ая, - ое, - ые.


«Подбери признаки»

Зима – холодная, морозная, снежная, веселая, суровая…

Снег – белый, пушистый, мягкий, чистый…

Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий…


«Образуй признак»

Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег.

Снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце снег.

Снег искрится под лучами солнца – искрящийся под лучами солнца снег.

Снег серебрится на солнце – серебрящийся на солнце снег.

Снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег.

Снег скрипит под ногами – скрипящий под ногами снег.

Снег падает на землю – падающий на землю снег.

Снег кружится в воздухе – кружащийся в воздухе снег…


«Образуй слово по образцу» (на материале рассказа М.Пришвина «Дятел»)

Летит дятел – летящий дятел.

Сидит на березе дятел – сидящий на березе дятел.

Побежал вверх по стволу (дятел) – побежавший вверх по стволу (дятел).

Дятел отработал шишку – дятел, отработавший шишку.

Шишка отработана дятлом – шишка, отработанная дятлом.

Дятел выбросил старую шишку – старая шишка, выброшенная дятлом.

Дятел освободил клюв – освобожденный дятлом клюв.


«Подбери слово – признак к слову дятел» (на материале рассказа М.Пришвина «Дятел»)

Признаки: умный

находчивый

сообразительный

догадливый

трудолюбивый

пестрый

бодрый

деловитый


Скажи наоборот

Темный – светлый

Короткий – длинный

Черный – белый

Холодный – теплый, горячий

Пасмурный – ясный, солнечный

Мягкий – твердый, жесткий

Зимний – летний

Легкий – тяжелый


Какой?

От слов, обозначающих названия предметов, образовать однокоренные слова, обозначающие признаки предметов. Составить с ними предложения. (Составить рассказ о зиме с этими словами)

Зима – зимний Вьюга –

Мороз – Ветер –

Холод – Лес -

Снег – Скрип -


Перестрой словосочетания по образцу.

Шерстяная кофта – кофта из шерсти; Меховая шапка -

Числительные


Сосчитай до пяти

Одна зимняя ночь, две зимние ночи… пять зимних ночей.

Одна синяя варежка…

Один холодный день…

Одна теплая шуба…

Один пуховой платок…

Одно меховое пальто…


Голубь, ворона, воробей


Предложение


«Скажи грамотно»

Цель: найти ошибку и исправить ее

Наступила холодная стужа.

Мы с братом любим, праздновать праздники.

Ворона клюнула клювом наглого кота.


«Потерялись маленькие слова» (на материале рассказа М.Пришвина «Дятел»)

Цель: учить правильно использовать предлоги.

Чтение рассказа логопедом с пропуском предлогов. Дети вставляют пропущенные предлоги.

Собери предложения

Поземка, улица, метет, по.

Окно, мороз, узор, на, нарисовал.


Ира, на, катание, фигурное, заниматься, каток.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!