СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для отработки полноценных навыков чтения и письма

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные упражнения разработыны Ястребовой А.В. и Бессоновой Т.П. для коррекции нарушений чтения и письма, которые я с успехом использую в своей логопедической работе.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для отработки полноценных навыков чтения и письма»

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ПОЛНОЦЕННЫХ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА


Методические рекомендации

Отклонения в формировании речевой деятельности (недостаточный уровень средств языка и умения пользоваться ими) приводят к трудностям овладения чтением и письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также в недостаточной выразительности чтения (несоблюдение пауз, логического ударения, интонационной выразительности).

Принципиальным условием формирования навыков чтения и письма является преодоление дефектов устной речи и развитие звукового анализа и синтеза слова.

Одним из компонентов чтения и письма на начальных этапах их формирования является процесс опознания изображения букв и их сочетаний. У детей с речевыми дефектами наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно четко различаются. Это приводит к неправильному озвучиванию и письму ряда букв в процессе чтения. Поэтому следует упражнять учащихся в узнавании и различении букв, что и предлагается в данных упражнениях.

В случае побуквенного чтения следует заново формировать у детей правильные приемы чтения. Для этого нужно уделять больше внимания работе над слогами, научить ребенка в процессе чтения воспринимать сразу две буквы, вводя опережающую ориентацию на гласные буквы, с тем чтобы подготовить правильное произнесение предшествующего согласного. За основу чтения берется, как принято в общеобразовательной школе при обучении грамоте, прямой слог.

При переходе к чтению словами важно научить ребенка читать с опорой на артикуляционную единицу — прямой слог, присоединяя к ним остальные буквы, т.е. научить выделять в читаемом слове сочетания согласного и гласного (СГ) и примыкающие к ним звуки.

К числу упражнений, влияющих на возникновение правильной смысловой догадки в процессе чтения и письма, относятся узнавание знакомого звуко-буквенного образа слова и умение воспринимать не только слова, но и их сочетания. Например, выбрать из текста слова-предметы (существительные) и связанные с ними смыслу слова или подобрать их самостоятельно; записать их, четко прочитать.

В процессе формирования навыков чтения и письма постоянно проводится работа по определению значения слов, а также читаемого текста.

Упражнения

1. Читай чётко слоги и слоговые ряды:



ам

от

уп

ла

су

бо

ат

ок

ум

ра

му

по

ак

ом

ут

ма

жу

то

ап

оп

ук

на

зу

ДО

Что ты прочитал? Какие слоги ты прочитал?

Прочитай ещё раз: сначала — прямые слоги, затем — обратные; все слоги построчно; 1, 3 и 5-й столбик — сверху вниз; 2, 4, 6-й — снизу вверх; все столбики построчно справа налево.

2. Чётко прочитай:

Что ты прочитал? Прочитай ещё раз: сначала — обратные слоги, затем прямые.


3. Чётко и быстро прочитай:



та — до

ич — иц

аст — ашт

до —то

ещ — еч

шта — ста

ту —ду

ач — ащ

оста — ошта

пат — бат

драк — тлак

жорт — золт

бор — пор

тлок — дрок

залт — жарт

пул — бул

дрюк — тлюк

жирт — зилт

Что ты прочитал?

Прочитай слоги справа налево; снизу вверх; со второй строчки — вни»; I читай слоги, содержащие 3 согласных; 1 согласную; 2 согласные.

4. Чётко и быстро прочитай:



ап

то

ук

ир

ап ...

убо

ехо

ире

ото

убо ...

сол

шал

жел

зул

сол ...

Что ты прочитал?

Прочитай слоги, содержащие: только глухие согласные; только звонкие согласные; начинающиеся с глухой согласной.

Найди и прочитай строчку, в которой в каждом сочетании два слога. Докажи правильность своего ответа.


5. Посмотри внимательно и скажи, что ты видишь:



п

к•

л•

ч•

о

и•

ы•

т

м•

н•

щ•

ы

ю•

у•

ш

3•

р

ц•

у

ё•

о•

с

ж•

в•

д•

а

я•

а•

Какие буквы написаны? Назови согласные.

а) Составь слоги из букв левых столбиков, добавляя вместо точек к согласным сначала гласную И, затем — гласную У; далее — гласную А. (Можно добавлять разные гласные.) Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.

б) Составь слоги из букв правых столбиков, добавляя к гласным вместо точек любые согласные. Чётко и быстро прочитай составленные тобой слоги.

6

. Быстро составляй и чётко читай слова, выделяя ударный слог:


7.

а) В этих клетках «спрятались» дикие и домашние животные и птицы. Найди их названия и чётко прочитай, выделяя ударный слог:



вол

ут

гу

ли

ни

цы

ло

ки

зы

ры

ку

ко

сы

ов

си

Что ты прочитал? Запиши и чётко прочитай названия диких животных, выделяя ударный слог.

б) Рассмотри таблицу и определи, сколько детей должно прийти на занятия. Чётко прочитай имена детей, выделяя ударный слог:



ве

и

ко

ки

ля

я

ю

о

ра

то

ло

по

Запиши имена мальчиков.




в


) Все грибы из корзины рассыпались. Собери их. Запиши и чётко прочитай названия грибов:


Что ты записал и прочитал?

г) Быстро составляй и чётко читай слова:

8. Читай быстро и чётко:



бар

вал

вил

дал

сор

нас

рад

бор

вол

вял

дул

сер

нос

род

бур

выл

вёл

дол

сыр

нёс

ряд

Что ты прочитал? Что меняется во всех словах по вертикали?



ров

сок

дал

тир

сечь

тут

рос

сом

дам

тиф

сер

тушь

рот

сор

дашь

тишь

сел

тур

ром

соль

дар

тих

семь

туп

род

сон

дай

тик

сев

тук

рок

сох



сед

туз

роль






Что ты прочитал? Что меняется во всех словах по вертикали?

9.

а) Четко и быстро читай строчки слов, выделяя ударный слог:



муха — мука — мура — муза

луна — лупа — лужа — луга

сомы — соты — софы — совы

соки — Сочи — соли — сори

Кора — коса — коза — кожа

лепка — леска — кусок — курок

репка — решка — резка

лежит — лепит — летит — лечит

молил — попил — побил — пошил — пожил

Чем различаются слова в каждой строчке?

Прочитай слова ещё раз в таком порядке: сначала слова, которые начинаются с согласной С, затем — с согласной Л; потом — слова, которые оканчиваются на гласную А, далее — слова, которые оканчиваются на согласную Л.

Запиши по памяти 2 последних строчки слов. Выдели ударный слог в записанных словах и чётко их прочитай.

Выясни значение непонятных тебе слов.

10. Чётко и быстро читай слова:



Вася — Ася

крот — рот

поток — ток

лужи — ужи

скот — кот

кусок — сок

муха — уха

клей — лей

завал — вал

урод — род

смех — мех

радуга — дуга

тёлка — ёлка

хлев — лев

бабочки — бочки

косы — осы

драки — раки

попечь — печь

Посмотри внимательно и скажи, чем отличаются слова друг от друга по звуковому составу и по значению.

Прочитай сначала 3-й столбик слов, затем — 1-й и 2-й. Прочитай все столбики снизу вверх.

З

Образец: точки — очки.

апиши те пары слов, в которых ударный слог меняется.




11. а) Быстро читай, выделяя ударный слог:



стая - стоя

решить — решать

рои - рёв

кончить — кончать

порога — береги

лишить — лишать

выборы — выбери

увидеть — увидать

кисточка — косточка

слышать — слушать

прописка — приписка

заменить — заманить

мыл — мылся

бросить — бросать

купил — купался

пронзить — пронзать

тащил — тащился

свистеть — свистать

Прочитай ещё раз в таком порядке: слова, которые отвечают на вопрос что?; слова, которые отвечают на вопрос что делать?; на вопрос что сделать?; на вопрос что делал?

Запиши по памяти слова, которые отвечают на вопрос что делал? Чётко прочитай записанные слова.

б) Четко и быстро прочитай слова по строчкам


пуст — кисть — кость;

миленький — миленький — меленький;

распиши — распаши — распуши.








Выпиши слова: отвечающие на вопрос какой!; отвечающие на вопрос что сделай?; отвечающие на вопрос что?

Четко прочитай записанные слова.

12. Чётко и быстро прочитай слова:




пали

наши

нора

банка

насос

ломы

рады

пики

мышка

чайка

пала

лавы

сыро

валко

пилку

ложа

лыко

бары

Кабул

навес

Читай слова, переставляя слоги. Запиши их парами.

например





Например: пали-липа.

Прочитай записанные слова, выделяя ударный слог, в таком порядке: слова, в которых согласных больше гласных; слова, которые обозначают растения; слова, которые отвечают на вопрос что делал?, на вопрос что делай?

13. Читай чётко в быстром темпе:

и на — уна — луна

у гу — егу — регу — ерегу — берегу

о зо — езо — лезо — елезо — железо

ё жьё — ужьё — ружьё

ю лью — олью — полью

а жа — ужа — тужа — стужа

а ба — уба — руба — труба

и щи — ащи — лащи — плащи

е тье — атье — латье — платье

я лья — улья — тулья — стулья

я дья -одья — роздья — гроздья

а ла — ала — тала — стала — встала

а на — уна — руна — труна — струна

ы лы — олы — волы — тволы — стволы

ы цы — ицы — рицы — прицы — шприцы

у жу — ужу — ружу — кружу — скружу — вскружу

а ка — тка — итка — литка — алитка — калитка

ю рю — трю — отрю — мотрю — смотрю — осмотрю — посмотрю

и ки — шки — ушки — нушки — снушки — еснушки — веснушки

е лье — олье — долье — здолье — аздолье — раздолье


Весной солнце...

Весной солнце греет...

Весной солнце греет землю.

В лесу...

В лесу появились...

В лесу появились первые...

В лесу появились первые подснежники.

Яркое солнце...

Яркое солнце быстро...

Яркое солнце быстро съедает...

Яркое солнце быстро съедает тонкий...

Яркое солнце быстро съедает тонкий ледок.

Радостным курлыканьем...

Радостным курлыканьем перекликаются...

Радостным курлыканьем перекликаются в...

Радостным курлыканьем перекликаются в синем...

Радостным курлыканьем перекликаются

в синем небе...

Радостным курлыканьем перекликаются

в синем небе журавли.

Стайки серебряных...

Стайки серебряных рыбок...

Стайки серебряных рыбок бесшумно...

Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся...

Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся в...

Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся

в чистой...

Стайки серебряных рыбок бесшумно резвятся

в чистой речке.


15. Прочитай предложения с правильной интонацией. Обрати внимание на знаки препинания в конце предложений:

Завтра утром мы пойдём в лес.

Ты поедешь летом в лагерь?

Как прекрасна природа Подмосковья!

Поля и луга покрыл белый нежный ковёр.

Какое сегодня голубое и волнистое море!

Что тебя так расстроило?

Ты будешь встречать меня завтра. Отец ушёл на охоту.

В школе есть кружок вязания.

Сегодня был снег.


Прочитай предложения, в которых выражен: восторг; вопрос; предложении в которых что-то утверждается.

Прочитай 1-е предложение так, чтобы оно содержало вопрос; прочти 2-е предложение так, чтобы оно выражало утверждение.

16. Четко прочитай предложения, выделяя голосом подчёркнутые слова.

Сегодня мы пойдём на рыбалку. Сегодня мы пойдём На рыбалку. Сегодня мы пойдём на рыбалку. Сегодня мы пойдём на рыбалку.

Как изменяется смысл предложения в зависимости от интонации?


17. Четко прочитай:

Подумай, с каким настроением надо читать этот рассказ. Прочитай рассказ еще раз чётко и выразительно.

А)

Весной

Наступила ранняя весна. Пригрело тёплое солнце. Всюду начал таять снег. Опустели зимние квартиры жителей леса. У зверей и птиц появились заботы. Птицы из сухой травы и соломки спешат устроить себе гнёзда.


Б) Синицы

Сегодня большой мороз. Вот синицы и летят к кормушкам. Высоко висят кормушки с кормом для синиц. Прилетела синица и схватила хлебную крошку с кормушки. Улетела обратно. Потом она прилетела с другими птицами. Начали синицы ловко клевать крошки и семена. Много корму спасли ребята своим пернатым.


18. Четко прочитай стихотворение.

Стрекоза и Муравей

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»-Говорит ей Муравей..

(И.А. Крылов)

Найди строчки, которые надо прочитать просительно и грустно; с осуждением. Прочитай ещё раз отрывок из басни И.Л. Крылова «Стрекоза и Муравей» с правильной интонацией.

Использованная литература:

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и кор­рекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с: ил. (Коррещионная педагогика)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!