СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1. Мир к началу XX века

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 урок комплекса "Мир к началу XX века". Формирует знания о главных чертах развития Западного общества к началу XX столетия. На этом уроке начинается формирование знаний о специфике документального снимка.

Просмотр содержимого документа
«2 МР Мир в начале XX века»

УРОК № 1.

Мир в начале XX века


Тип урока. Урок в традиционном режиме с компьютерной поддержкой.

Цели урока.

  1. Актуализировать знания учащихся о признаках индустриального общества.

  2. Сформировать представления учащихся о наиболее общих особенностях развития Европейских стран в начале XX века.

  3. Продолжить формирование представлений об особенностях документальной фотографии.


План изучения нового материала.

  1. Актуализация знаний

  2. Мир империй

  3. Технический прогресс, успехи и проблемы индустриализации

  4. Изменения в условиях и образе жизни людей


Основные понятия урока: империя, конвейер, массовое производство;


Средства обучения: презентация «2 Мир в начале XX века»

Предъявляемые материалы эксперимента:

Выполненные исследовательские задания (2 сильных, 2 средних, 2 слабых);


Подготовка к уроку. Установка презентации (подключение колонок!).

Проведение урока.

Изучение нового материала.



Слайды

Методические рекомендации по организации процесса обучения

  1. Актуализация знаний

2

Учитель сообщает, что сегодня речь пойдет об особенностях развития Западного общества на рубеже XIX-XX столетий.

Каждая особенность будет выводиться в виде тезиса на экран.


Учитель напоминает, что на рубеже столетий произошло становление индустриальных обществ в Западной Европе. Для того, чтобы вспомнить отличительные черты индустриального общества, необходимо освежить в памяти основные сферы жизни общества, с которыми учащиеся знакомились на уроках обществознания.

Ученики называют эти сферы (экономическая, социальная, политическая, духовная).

Далее на экран выводятся в произвольном порядке основные признаки индустриального общества. Далее работа может строиться в соответствии с одним из вариантов:


Вариант А:

Учитель проводит небольшой тест в классе, завершающийся взаимопроверкой учащихся. Ученики письменно соотносят сферу общественной жизни с признаками, которые отличают развитие соответствующей сферы в индустриальном обществе, после чего обмениваются тетрадями и осуществляют проверку.


Вариант Б:

Учитель выполняет задание вместе с учениками в ходе фронтальной беседы.


Затем подводиться итог. Учитель сообщает, что в той или иной мере страны Западной Европы обладали признаками, характерными для индустриального общества.

  1. Мир империй

3

Учитель говорит о том, что к началу XX века на карте продолжали существовать империи. Затем он просит учеников определить, что такое империя. В большинстве случаев империей называют монархическое государство. Учитель просит назвать крупнейшие монархические государства Европы. Напоминает учащимся об особенностях политического устройства этих империй.

4

После этого учитель говорит о том, что слово «империя» может иметь и другое значение. На экран выводится вторая статья из Большой Советской Энциклопедии:

Империя - обширное государство, включившее в свой состав (нередко путём завоеваний) территории других народов и государств (БСЭ)


После этого учитель просит рассказать о территориальных владениях крупнейших империй (названия выделяются цветом) по карте.

Затем сообщает учащимся о том, что колониальные владения к началу нового столетия были уже поделены между европейскими державами. И далеко не все были довольны таким разделом.

  1. Технический прогресс, успехи и проблемы индустриализации (экспериментальный компонент)


Сведения о развитии науки на рубеже веков, лучше дать на уроке, посвященном культуре Западной Европы, освещая ее предпосылки и духовные истоки (крах привычной научной картины мира, кризис позитивистского мировоззрения). А в данном пункте сосредоточиться на техническом прогрессе.

5

Учитель говорит о том, что на рубеже столетий продолжался технический прогресс. И о том какие новинки привнес он в жизнь западного человека можно узнать по фотографиям начала XX столетия.

Учащимся предлагается задание – придумать комментарий к каждой из этих фотографий.


Фотографии взяты из оцифрованной коллекции Библиотеки Конгресса США.

6

Выводится фотография одного из первых автомобилей Форда.

После нескольких устных ответов учитель выводит на доску пример комментария или называет свой пример сам устно.

7

После этого по желанию, учитель может кратко осветить историю развития автомобильных двигателей:

1878 г – немец Карл Бенц изобрел двухтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания и запатентовал большинство деталей, которые будут использоваться в автомобилях.

1885 г – Готлиб Даймлер изобрел собственный двигатель, также работавший на бензине. Запатентовал первый мотоцикл.

1897 г. – Рудольф Дизель изобрел знаменитый дизельный двигатель. Двигатель был четерехтактным и обладал КПД около 26%, что намного превосходило существующие двигатели. Двигатель нашел широкое применения в грузовых автомобилях, кораблях и локомотивах.


После рассказа учитель может спросить учащихся, какие последствия могло иметь появление автомобиля и совершенствование двигателей внутреннего сгорания.

8

На экран выводится фотография трамвая, сделанная в Нью-Йорке в начале XX века. Учащиеся предлагают свои варианты комментария. Учитель называет свой или выводит пример на экран.

9

Учитель рассказывает о том, что новый XX век стал эрой электричества и опираясь на материалы слайда рассказывает о некоторых значимых изобретениях в области электротехники:

1873 г – Александр Лодыгин создал лампу накаливания. Это изобретение сделало возможным уличное электрическое освещение.

1878 г – англичанин Чарльз Парсонс изобрел генератор тока.

1881 г – компания Симменс и Гальске построила первую трамвайную линию в пригороде Берлина.

10

На экран выводится очередная фотография. Учащимся запечатленное устройство встречается впервые, потому они должны затрудниться с ответом.

Учитель отмечает, что в данном случае, когда наш опыт не может помочь нам в понимании фотографии, необходимо обратиться к дополнительным источникам информации. Но к каким?

Учитель говорит о том, что «зацепки» часто встречаются в самой фотографии. Он указывает на то, что на основании устройства имеется надпись. Это компания производитель – General Electric.

11

Учитель говорит о том, что компания выпускала ежегодный журнал с обзором своей продукции («General Electric Review»). И историк, желающий понять фотографию, должен обратиться именно к этому источнику.


После этого на экран выводится страница, где изображено устройство. По подписям к рисунку и заглавию статьи, учащиеся должны догадаться, что устройство использовалось для генерирования радиосигнала, использовавшегося для трансокеанского радиосообщения.

12

После этого происходит возврат к первоначальному фото. Ученикам предлагается теперь, когда они ознакомились с дополнительным источником информации, придумать комментарий к фотографии. На экран выводится пример.


А учитель подводит итог. Говоря о том, что фотография не является самостоятельным источником информации, для ее понимания чаще всего требуются дополнительные источники информации (тексты).

13

Учитель переходя к следующему тезису говорит о том, что технические новшества меняли также и процесс производства.

На экран выводится фотография конвейерного производства на заводе Форда. Дается комментарий, которым фотография снабжена в учебнике («Конвейер на заводе Форда»).

Учитель выясняет, знакомо ли учащимся понятие «конвейер», после чего выводит его определение на экран.

Затем учитель отмечает, что конвейерное производство имело свои особенности, с которыми он предлагает познакомиться учащимся, выполняя задание, выведенное на экран.

14 - 15

Учитель обсуждает с классом выполненное задание. После чего указывает на то, что комментарий, предложенный к фотографии в учебнике, не отражает всего, что изображено на фотографии и спрашивает ребят как бы они дополнили текстовый комментарий теперь, после знакомства с дополнительными источниками информации? После устного обсуждения на экран выводится пример.


А затем учитель переходит к заключительному тезису. Внедрение конвейера привело к возникновению массового производства.

  1. Изменения в условиях и образе жизни людей

16-18

Учитель указывает на то, что на рубеже столетий изменения коснулись не только техники, но и других, самых различных сторон жизни европейского общества.

После чего предлагает учащимся выполнить письменно задание, предложенное на слайде.


После выполнения задания и его проверки, на экране высвечивается вывод урока.



Домашнее задание.


Учащиеся получают фотографии и список рекомендованных источников. Их задача составить комментарий к фотографиям начала XX века, используя дополнительные источники информации.



Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание № 1»



Этот дагерротип привлекает внимание исследователей одной необычной деталью. Вспомни особенность первых снимков. Найди эту деталь (фрагмент снимка) и обведи ее ручкой. Объясни, в чем «необычность» этой детали?




Выбери любую свою фотографию (только не портрет), связанную с воспоминаниями о прошлом (семейный праздник, путешествие, прогулка с друзьями и пр.). Посмотри на нее внимательно.

  1. Что о запечатленном памятном для тебя событии, фотография уже никогда не сможет рассказать? Какую особенность фотоснимка ты обнаруживаешь, размышляя над этим?


  1. Представь, что ты видишь эту фотографию впервые, как сторонний наблюдатель. Что бы она могла тебе сообщить?











Французский мыслитель Ролан Барт писал, что взгляд на фотографию рождает в нем особое переживание «будущего, которое уже произошло». Вот его текст: «…В 1856 году молодой человек, Льюис Пейн (на фото ниже), покушался на убийство американского Государственного секретаря У.Х. Сьюарда. Александр Гарднер сфотографировал его в одиночной камере, в ожидании исполнения приговора (смерть через повешение). Фотография прекрасна, красив и изображенный на ней юноша… Но особенность в том, что ему только предстоит умереть.


























Я одновременно читаю: это случиться и это уже случилось, и с ужасом рассматриваю предшествующее будущее время… Глядя на фото моей мамы в детстве, я говорю себе: «Ей предстоит умереть», - и… дрожу в преддверии катастрофы, которая уже имела место…»

Понял ли ты о каком чувстве говорит Р. Барт? Найди документальный фотоснимок, который вызывает у тебя подобные ощущения.







Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание № 2»

Первое задание выполняется всем классом обязательно. Из двух оставшихся учащийся выбирает одно.

Как ты понял, надпись, попавшая в кадр, может стать ключом к пониманию фотоснимка. Опираясь на надписи: определи, кто запечатлен на этом фото -

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предположи, каковы цели и состав участников этого митинга


Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Попробуй провести самостоятельный поиск. Выясни год и место, где сделан этот фотоснимок, используя поисковую систему Google.ru.

Запиши в строки ниже формулировки запросов, которые привели тебя к успеху и адреса сайтов, где ты нашел нужную информацию.

Как ты формулировал запросы для поиска?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На каких сайтах ты нашел нужную информацию?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Где и когда сделан фотоснимок? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Мы часто нуждаемся в текстах (письменных источниках), для того, чтобы понять фотографию. Познакомься с материалами ниже. Подумай, нуждается ли текст в документальных фотоснимках? Какова может быть их роль? (Ответ напиши на обратной стороне)


Из воспоминаний петербуржцев о первых городских трамваях Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов:

«…Первоначально трамваи ходили без прицепных вагонов, всего один двухосный маленький вагон. Но по сравнению с конкой вагон был очень красив: внутри лакированная отделка, медные приборы. Снаружи низ красный, верх белый, окна большие… Кондуктор и вагоновожатый были одеты в добротную красивую форму. Первоначально публика каталась по этой единственной линии, туда и обратно у Александровского сада стояла очередь желающих прокатиться.… Постепенно трамвай сделался основным видом пассажирского транспорта, связав окраины с центром. Появились прицепные вагоны, моторные постепенно совершенствовались, делались более мощными и быстроходными…»





















Посадка в трамвай в первый день движения. 1907 г. Фото К. Буллы

















Петербургский трамвай. Фотооткрытка.



Просмотр содержимого презентации
«Мир к началу XX века»

Мир в начале XX века Кинохроника динамична

Мир в начале XX века

Кинохроника динамична

Сегодня речь пойдет об особенностях развития Западного общества на рубеже XIX-XX вв. ? ? ? Вспомните, с какими сферами жизни общества вы познакомились на уроках обществознания? Какой тип общества пришел на смену традиционному обществу в Западной Европе в XIX веке? Соотнесите его признаки с различными сферами общественной жизни. индустриальное общество сферы жизни общества 1. К нач. XX века страны Западной Европы, в основном, обладали признаками индустриального общества. А. На смену сословиям приходят классы 1.Экономическая Б. На власть сильное влияние оказывают владельцы крупного капитала 2. Политическая Сюда вставить кратинки. В. Преобладает промышленное производство 3. Социальная Г. Религия утрачивает былое влияние. Утверждается секулярное (безрелигиозное) мировоззрение 4. Духовная 2

Сегодня речь пойдет об особенностях развития Западного общества на рубеже XIX-XX вв.

?

?

?

Вспомните, с какими сферами жизни общества вы познакомились на уроках обществознания?

Какой тип общества пришел на смену традиционному обществу в Западной Европе в XIX веке?

Соотнесите его признаки с различными сферами общественной жизни.

индустриальное общество

сферы жизни общества

1. К нач. XX века страны Западной Европы, в основном, обладали признаками индустриального общества.

А. На смену сословиям приходят классы

1.Экономическая

Б. На власть сильное влияние оказывают владельцы крупного капитала

2. Политическая

Сюда вставить кратинки.

В. Преобладает промышленное производство

3. Социальная

Г. Религия утрачивает былое влияние. Утверждается секулярное (безрелигиозное) мировоззрение

4. Духовная

2

2. На политической карте мира продолжали существовать империи Империя – наименование монархических государств , главой которых является император. (БСЭ) ? ? Назовите крупнейшие империи, существовавшие в Европе Что такое империя? Кинохроника динамична 3

2. На политической карте мира продолжали существовать империи

Империя – наименование монархических государств , главой которых является император. (БСЭ)

?

?

Назовите крупнейшие империи, существовавшие в Европе

Что такое империя?

Кинохроника динамична

3

Слово империя, может иметь и иное значение: ? 3. К нач. XX в. колониальные владения оказались поделенны между европейскими державами. Империя -  обширное государство , включившее в свой состав (нередко путём завоеваний) территории других народов и государств (БСЭ) Расскажите о колониальных владениях крупнейших империй. Кинохроника динамична 4

Слово империя, может иметь и иное значение:

?

3. К нач. XX в. колониальные владения оказались поделенны между европейскими державами.

Империя - обширное государство , включившее в свой состав (нередко путём завоеваний) территории других народов и государств (БСЭ)

Расскажите о колониальных владениях крупнейших империй.

Кинохроника динамична

4

4. На рубеже столетий продолжался технический прогресс. Сюда вставить кратинки. 4

4. На рубеже столетий продолжался технический прогресс.

Сюда вставить кратинки.

4

? Придумайте комментарий к фотографии Сюда вставить кратинки. Например: Один из первых автомобилей. ? 6

?

Придумайте комментарий к фотографии

Сюда вставить кратинки.

Например: Один из первых автомобилей.

?

6

С П Р А В К А Рудольф Дизель Готлиб Даймлер Карл Бенц изобрел двигатель с высоким КПД применявшийся на кораблях, в локомотивах и автомобилях изобрел бензиновый двигатель и множество автомобильных деталей сконструировали свой двигатель, изобрели первый мотоцикл Сюда вставить кратинки. 1897 г. 1878 г. 1885 г. 6

С П Р А В К А

Рудольф Дизель

Готлиб Даймлер

Карл Бенц

изобрел двигатель

с высоким КПД

применявшийся на кораблях, в локомотивах и автомобилях

изобрел бензиновый

двигатель и множество автомобильных деталей

сконструировали свой двигатель, изобрели первый мотоцикл

Сюда вставить кратинки.

1897 г.

1878 г.

1885 г.

6

? Придумайте комментарий к фотографии Сюда вставить кратинки. Например: Один из первых электрических трамваев. ? 8

?

Придумайте комментарий к фотографии

Сюда вставить кратинки.

Например: Один из первых электрических трамваев.

?

8

С П Р А В К А Чарльз Парсонс Александр Лодыгин Компания Сименс и Гальске создал паровую турбину для генерирования тока создал электрическую лампу построила первую трамвайную линию Сюда вставить кратинки. 1873 г. 1881 г. 1878 г. 8

С П Р А В К А

Чарльз Парсонс

Александр Лодыгин

Компания Сименс и Гальске

создал паровую турбину для генерирования тока

создал электрическую лампу

построила первую трамвайную линию

Сюда вставить кратинки.

1873 г.

1881 г.

1878 г.

8

? GENERAL ELECTRIC COMPANY Придумайте комментарий к фотографии Сюда вставить кратинки. Объект на фото встречается нам впервые. Нужна дополнительная информация. ? 10

?

GENERAL ELECTRIC COMPANY

Придумайте комментарий к фотографии

Сюда вставить кратинки.

Объект на фото встречается нам впервые.

Нужна дополнительная информация.

?

10

? Для чего служило это устройство? Ежегодный журнал General Electric с обзором продукции компании Трансокеанское радиосообщение Сюда вставить кратинки. 200 киловатт. Высокочастотный генератор (радиосигнала). 11

?

Для чего служило это устройство?

Ежегодный журнал

General Electric

с обзором продукции

компании

Трансокеанское радиосообщение

Сюда вставить кратинки.

200 киловатт. Высокочастотный генератор (радиосигнала).

11

? Придумайте комментарий к фотографии Понимание документальной фотографии почти всегда требует привлечения дополнительных источников информации (текстов). Сюда вставить кратинки. Например: Два высокочастотных генератора (радиосигнала). . ? 12

?

Придумайте комментарий к фотографии

Понимание документальной фотографии почти всегда требует привлечения дополнительных источников информации (текстов).

Сюда вставить кратинки.

Например: Два высокочастотных генератора (радиосигнала).

.

?

12

Конвейер (от convey - перевозить) - машина непрерывного действия для перемещения … грузов. (Большая Советская Энциклопедия) ? ? Новшества внедрялись и в процесс производства. Познакомьтесь со словами Г.Форда и свидетельством рабочего (стр. 11). Какие особенности имела организация работы конвейера? Что такое «конвейер»? Конвейер на заводе Форда. Фото 13

Конвейер (от convey - перевозить) - машина непрерывного действия для перемещения … грузов. (Большая Советская Энциклопедия)

?

?

Новшества внедрялись и в процесс производства.

Познакомьтесь со словами Г.Форда и свидетельством рабочего (стр. 11). Какие особенности имела организация работы конвейера?

Что такое «конвейер»?

Конвейер на заводе Форда. Фото

13

? ? Какие особенности имела организация работы конвейера? Как бы вы уточнили комментарий к фотографии, после знакомства с дополнительными источниками? Сюда вставить кратинки. ? ? ? Например: Конвейер на заводе Форда. Стоя на одном месте, рабочие выполняют однотипные операции для сборки частей автомобиля. Конвейер на заводе Форда. Фото Конвейер на заводе Форда._______________________ Фото 14

?

?

Какие особенности имела организация работы конвейера?

Как бы вы уточнили комментарий к фотографии, после знакомства с дополнительными источниками?

Сюда вставить кратинки.

?

?

?

Например: Конвейер на заводе Форда. Стоя на одном месте, рабочие выполняют однотипные операции для сборки частей автомобиля.

Конвейер на заводе Форда. Фото

Конвейер на заводе Форда._______________________ Фото

14

4. Внедрение конвейера и других технических новшеств привело к рождению массового производства товаров. Сюда вставить кратинки. Конвейер на заводе Форда. Фото 14

4. Внедрение конвейера и других технических новшеств привело к рождению массового производства товаров.

Сюда вставить кратинки.

Конвейер на заводе Форда. Фото

14

? Изменения коснулись и других сторон жизни общества. Узнайте о них из учебника ( пункт № 3 на стр. 12-15. )  и внесите их в схему. НОВЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ Изменения в жизни общества на рубеже столетий НОВЫЕ ВИДЫ ДОСУГА НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

?

Изменения коснулись и других сторон жизни общества. Узнайте о них из учебника

( пункт № 3 на стр. 12-15. )

и внесите их в схему.

НОВЫЕ

ГРУППЫ

НАСЕЛЕНИЯ

Изменения в

жизни

общества на

рубеже

столетий

НОВЫЕ

ВИДЫ

ДОСУГА

НОВОЕ В

ОБРАЗОВАНИИ

Мир в нач. XX века – это мир стремительных перемен, крупных конкурирующих держав и технического прогресса.

Мир в нач. XX века – это мир стремительных перемен, крупных конкурирующих держав и технического прогресса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!