СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1. Русская литература и история. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. Русская литература и история. 8 класс.»


Урок 1. Русская литература и история
.

Основное содержание урока
Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Основные виды деятельности.
Осознанное чтение статьи учебника «Русская литература и история», эмоциональный отклик на прочитанное, выражение личного читательского отношения к прочитанному. Составление плана (тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
Выразительное чтение учителем или учащимися фрагментов из произведений художественной литературы на историческую тему:


— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (глава VII, со слов «В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости…» до слов «Государь здесь!»);

— Н. В. Гоголь. «Ревизор» (действие третье, явление VI со слов Хлестакова «Я не люблю церемонии: напротив, я даже стараюсь проскользнуть незаметно» до слов «Я ведь тоже балы даю»);

— А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (глава «Бой в болоте» с начала главы до слов «Русский труженик-солдат»);

— В. Скотт. «Айвенго» (глава I с начала главы до слов «…в приближающихся государственных потрясениях»).

II. Вступительная беседа:

— Из каких произведений взяты данные фрагменты? Кто автор этих произведений?

— Какие имена и названия в данных отрывках являются реальными, невыдуманными (существовали или существуют на самом деле)?

— Предположите, какое время описано в каждом отрывке. Как вы догадались? Обоснуйте свою позицию.

— Какая общая тема может объединить такие непохожие произведения?
(Историческая тема.)

— Подумайте, почему именно эти отрывки прозвучали в начале урока. (Отрывки взяты из произведений на историческую тему, которые будут изучаться в 8 классе, потому что ведущей проблемой курса станет взаимосвязь литературы и истории.)

III. Чтение статьи учебника «Русская литература и история» с начала до слов «…всем многообразием национальной культуры, складывающейся веками».

IV. Составление плана и тезисов первой части статьи учебника (тезисы могут быть сформулированы устно и записаны в таблицу дома):

ТАБЛИЦА
План и тезисы первой части статьи учебника

Вопрос

Пункт плана

Тезис

Почему каждый человек связан с отечественной и мировой историей?

Человек и история

    

Докажите, что произведения древнерусской литературы являются одновременно и историческими, и литературными, и публицистическими

Единство истории, литературы и публицистики в древних летописных сводах

    

В чём проявилась близость исторической науки и художественной литературы в XVIII—XIX вв.?

Близость истории и литературы в XVIII—XIX вв.

    

Чем можно объяснить интерес русских писателей к исторического прошлому своего народа?

Причины интереса русских писателей к отечественной истории

    


V. Историзм творчества классиков русской литературы
Чтение статьи учебника «Русская литература и история»
 со слов «К вопросам истории писатели подходили по-разному» до конца статьи.

VI. Составление плана и тезисов второй части статьи учебника:

ТАБЛИЦА
План и тезисы первой части статьи учебника

Вопрос

Пункт плана

Тезис

Каким образом русская история отразилась в произведениях Пушкина, Гоголя, Тургенева?

Вклад русских писателей в развитие исторической науки в России

    

Что такое историзм русской классической литературы?

Историзм русской классической литературы

    

Почему русских писателей интересовали проблемы всемирной истории?

Интерес русских писателей к проблемам всемирной истории

    

Докажите, что классики русской литературы связаны со значительными страницами русской истории

Связь творчества русских писателей с историческим процессом

    



VII. Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

VIII. Практическая работа.
Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом (на основе ранее изученного).

Заполните таблицу, вписав в неё авторов, названия и имена героев литературных произведений:


ТАБЛИЦА
Выявление связей литературных сюжетов и героев с историческим процессом

Историческая личность

Литературное произведение

Автор произведения

Главные герои

Исторический фон

Король шотландский

    

    

    

    

Граф Клейнмихель

    

    

    

    

Донской казак Платов

    

    

    

    

Карл XII

    

    

    

    

Царь Иван Грозный

    

    

    

    

Княгиня Трубецкая

    

    

    

    



Заполнение таблицы может быть завершено дома.

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Какие произведения на историческую тему прочитаны вами в 5—7 классах?

О каких событиях и героях русской и мировой истории вы узнали?

IX. Выявление уровня литературного развития учащихся

Для определения уровня литературного развития восьмиклассников проводится:

А) Диагностическая работа. См.: Беляева Н. В. Литература. Проверочные работы. 5—9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — С. 8.

Б) Выполнение тестовых заданий, например:

Соотнесите авторов с названиями произведений на историческую тему и историческими событиями, описанными в них:


ТАБЛИЦА
Соотнесите авторов с названиями произведений на историческую тему и историческими событиями, описанными в них.
Вариант 1

Авторы

Названия произведений

Исторические события

1. И. А. Крылов

1. «Русские женщины»

1. Троянская война

2. Н. А. Некрасов

2. «Рассказ танкиста»

2. Отечественная война 1812 г.

3. Л. Н. Толстой

3. «Волк на псарне»

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. А. Т. Твардовский

4. «Илиада»

4. Война с горцами в XIX в.

5. Гомер

5. «Кавказский пленник»

5. Ссылка декабристов в Сибирь


Ответы на тест: 1. 132; 2. 215; 3. 354; 4. 423; 5. 541.


ТАБЛИЦА
Соотнесите авторов с названиями произведений на историческую тему и историческими событиями, описанными в них.
Вариант 2

Авторы

Названия произведений

Исторические события

1. Д. С. Самойлов

1. «Тарас Бульба»

1. Северная война 1700—1721 гг.

2. А. С. Пушкин

2. «Сороковые»

2. Отечественная война 1812 г.

3. Н. В. Гоголь

3. «Василий Шибанов»

3. Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

4. М. Ю. Лермонтов

4. «Полтава»

4. Конфликт Ивана Грозного и Андрея Курбского

5. А. К. Толстой

5. «Бородино»

5. Борьба украинского народа против завоевателей в конце XVI—начале XVII в.


Ответы на тест: 1. 123; 2. 241; 3. 315; 4. 452; 5. 534.

В) Письменный ответ на проблемный вопрос (объём работы 5—10 предложений):

Вариант 1
Почему каждый культурный человек должен знать историю своего народа и своей страны?

Вариант 2
В чём непреходящее культурное значение литературных произведений на историческую тему?

Г) Письменное комментирование следующих афоризмов:

Вариант 1
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький).

Вариант 2
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» (А. С. Пушкин).

Домашнее задание

Завершить заполнение таблиц.

Подготовить пересказ статьи учебника «Русская литература и история» по опорным словам, выполнив задание из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Письменно ответить на вопрос «Что такое историзм литературы?», приведя свои примеры.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения об обрядовых песнях.

Составить толковый словарик историко-культурных реалий (см. следующий урок).



Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!