СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 10. Значение опорно-двигательной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление со строением СООД, значение скелета и мышц для человека

Просмотр содержимого документа
«Урок 10. Значение опорно-двигательной системы»

Тема: Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение и рост костей


Цель: познакомить со строением СООД, раскрыть значение скелета и мышц; показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микро-строение костей, их классификацию.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

Слайд 2 - «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Человек не может без движения, которое обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

Главная опорная функция принадлежит скелету.

Слайд 3 - Скелет – целостная система, состоящая из костей, хрящей, связок, которые объединяют его в одно целое; кости могут быть соединены подвижно с помощью суставов, что позволяет позвоночным животным и человеку совершать различные движения. В отличие от наружного скелета внутренний скелет растет вместе с телом.

Слайд 4 - Система органов опоры и движения (СООД) - комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве

СООД




Пассивная часть

(кости, скелет)

Связочный аппарат

(связки, суставы, хрящи, фасции, сухожилия)

Активная часть

(мышцы)




Мышечная системасовокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанные между собой соединительной тканью.

600 скелетных мышц


Костная системаопорный остов организма, совокупность всех костей – скелет.

220 костей









Слайд 6 - Основные функции скелета и мышц:

Опорная функция – кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.

Формообразующая функция – определяет форму и размеры тела.

Двигательная функция – обеспечение подвижности тела и его частей в пространстве.

Защитная функция – создание полостей тела для защиты внутренних органов.

Энергетическая функция – превращение химической энергии в механическую и механическую - в тепловую.

Кроветворная функция

Обменная функция – кость – источник Са2+, F+ и др.

Слайд 7Кость – орган, состоящий из костной ткани, хрящевой ткани, кровеносных сосудов и нервов и выполняющий функцию опоры.

Позвоночник
Грудная клетка
Тазовый пояс с крестцом и копчиком
Мозговой отдел черепа
Лицевой отдел черепа
Плечевой пояс вместе с верхними конечностями
Нижние конечности

24
25
4

8
15

64

60

Слайд 8 – Макроскопическое строение кости: надкостница, компактное и губчатое вещество, костномозговая полость, красный и желтый костный мозг.

Слайд 9 – Типы костей: трубчатые, губчатые, плоские. (Беседа по схеме)

Слайды 10-12 – Соединение костей: подвижное, полуподвижное, неподвижное.

Слайд 13 – Химический состав костей.

Органические вещества придают гибкость и упругость костям.

Неорганические вещества обеспечивают костям твердость.

Вода составляет 10%.

Вопрос: Почему детские кости редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки? /Ответ: у детей велика доля органических веществ./

Слайд 14 – Задание 1. Перенесите схему в тетрадь, используя материалы учебника, внесите в неё пояснения – за счет чего идет тот или иной рост костей.

В длину растут за счет хрящевых прослоек на концах диафиза (пластинки роста)

В толщину растут за счет деления клеток надкостницы)

  1. Закрепление изученного материала

Слайд 15 – Задание 2. Решение биологических задач

У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

Вам дали кубик, вырезанный из бедренной кости быка. Можно ли определить, как он был ориентирован в кости? Ответ обоснуйте.

Слайд 16 – Задание 3. Зашифруйте последовательно трехзначными числами связь соединения костей, костей в скелете, функций.

  1. Неподвижное соединение

4. Кости конечности

7.Частичная свобода движений + защита мозга

  1. Полуподвижное соединение

5. Кости черепа

8. Свобода движений

  1. Подвижное соединение

6. Позвонки

9. Прочность + защита мозга

Ответ: 1, 5, 9; 2, 6, 7; 3, 4, 8.

Слайд 17 – Задание 4. Зашифруйте последовательно трехзначными числами связь состава и свойств костей.

  1. Нормальная кость

4. Без минеральных веществ

7.Хрупкая

  1. Декальцинированная кость

5. Без органических веществ

8. Твердая, прочная, упругая

  1. Прокаленная кость

6. Органические + минеральные вещества

9. Мягкая, упругая


Слайд 18 – Задание 5. Определите типы представленных костей.

Слайд 19 – Задание 6. Выполни рисунок, сделай к нему подписи.


  1. Подведение итога урока


Слайд 20 - Домашнее задание: § 10 прочитать. Выучить определения и термины, ответить на вопросы в конце параграфа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!