Тема: Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение и рост костей
Цель: познакомить со строением СООД, раскрыть значение скелета и мышц; показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микро-строение костей, их классификацию.
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Слайд 2 - «Движение – это жизнь», - заметил Вольтер. Человек не может без движения, которое обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.
Главная опорная функция принадлежит скелету.
Слайд 3 - Скелет – целостная система, состоящая из костей, хрящей, связок, которые объединяют его в одно целое; кости могут быть соединены подвижно с помощью суставов, что позволяет позвоночным животным и человеку совершать различные движения. В отличие от наружного скелета внутренний скелет растет вместе с телом.
Слайд 4 - Система органов опоры и движения (СООД) - комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве
СООД
Пассивная часть
(кости, скелет)
Связочный аппарат
(связки, суставы, хрящи, фасции, сухожилия)
Активная часть
(мышцы)
Мышечная система – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанные между собой соединительной тканью.
600 скелетных мышц
Костная система – опорный остов организма, совокупность всех костей – скелет.
220 костей
Слайд 6 - Основные функции скелета и мышц:
Опорная функция – кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
Формообразующая функция – определяет форму и размеры тела.
Двигательная функция – обеспечение подвижности тела и его частей в пространстве.
Защитная функция – создание полостей тела для защиты внутренних органов.
Энергетическая функция – превращение химической энергии в механическую и механическую - в тепловую.
Кроветворная функция
Обменная функция – кость – источник Са2+, F+ и др.
Слайд 7 – Кость – орган, состоящий из костной ткани, хрящевой ткани, кровеносных сосудов и нервов и выполняющий функцию опоры.
Позвоночник Грудная клетка Тазовый пояс с крестцом и копчиком Мозговой отдел черепа Лицевой отдел черепа Плечевой пояс вместе с верхними конечностями Нижние конечности | 24 25 4 8 15 64 60 |
Слайд 8 – Макроскопическое строение кости: надкостница, компактное и губчатое вещество, костномозговая полость, красный и желтый костный мозг.
Слайд 9 – Типы костей: трубчатые, губчатые, плоские. (Беседа по схеме)
Слайды 10-12 – Соединение костей: подвижное, полуподвижное, неподвижное.
Слайд 13 – Химический состав костей.
Органические вещества придают гибкость и упругость костям.
Неорганические вещества обеспечивают костям твердость.
Вода составляет 10%.
Вопрос: Почему детские кости редко ломаются, но легко деформируются под влиянием неправильной позы или неравномерной нагрузки? /Ответ: у детей велика доля органических веществ./
Слайд 14 – Задание 1. Перенесите схему в тетрадь, используя материалы учебника, внесите в неё пояснения – за счет чего идет тот или иной рост костей.
В длину растут за счет хрящевых прослоек на концах диафиза (пластинки роста)
В толщину растут за счет деления клеток надкостницы)
Закрепление изученного материала
Слайд 15 – Задание 2. Решение биологических задач
У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
Вам дали кубик, вырезанный из бедренной кости быка. Можно ли определить, как он был ориентирован в кости? Ответ обоснуйте.
Слайд 16 – Задание 3. Зашифруйте последовательно трехзначными числами связь соединения костей, костей в скелете, функций.
Неподвижное соединение | 4. Кости конечности | 7.Частичная свобода движений + защита мозга |
Полуподвижное соединение | 5. Кости черепа | 8. Свобода движений |
Подвижное соединение | 6. Позвонки | 9. Прочность + защита мозга |
Ответ: 1, 5, 9; 2, 6, 7; 3, 4, 8.
Слайд 17 – Задание 4. Зашифруйте последовательно трехзначными числами связь состава и свойств костей.
Нормальная кость | 4. Без минеральных веществ | 7.Хрупкая |
Декальцинированная кость | 5. Без органических веществ | 8. Твердая, прочная, упругая |
Прокаленная кость | 6. Органические + минеральные вещества | 9. Мягкая, упругая |
Слайд 18 – Задание 5. Определите типы представленных костей.
Слайд 19 – Задание 6. Выполни рисунок, сделай к нему подписи.
Подведение итога урока
Слайд 20 - Домашнее задание: § 10 прочитать. Выучить определения и термины, ответить на вопросы в конце параграфа.