11 класс. Урок 1 Дата
Тема: Введение. Мир в начале XX в.
Цели урока:
Образовательные: показать общие изменения, происходившие в странах Европы и Северной Америки в начале XX в., и их последствия
Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся. Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы; способности к анализу; картографические умения и навыки работы с текстом и историческими источниками.
Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; чувство патриотизма;
поддерживать интерес к прошлому своей страны.
Тип урока: освоение новых знаний.
Вид урока: урок- лекция с элементами практической работы.
УМК: учебник по всеобщей истории,
Ход урока
1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
Мотивация. В начале ХХ века мир вступил в новую для себя стадию – эпоху индустриальной цивилизации. Появление новой техники, средств связи, развлечений, сокращение расстояний между государствами и континентами посредством создания и внедрения новых средств передвижения и т. д. позволили человеку по-новому взглянуть на окружающий его мир. В начале века у многих людей складывалось впечатление, что человек достиг своей наивысшей точки прогресса, что он является хозяином на планете. Характеристике положения в начале ХХ века
посвящён данный урок.
2. Актуализация опорных знаний:
Работа с историческими понятиями:
!!!1. Назовите типы обществ : традиционно-аграрное, индустриальное, постиндустриальное.
!!!2.Вспомните, что такое монополия (монополия — исключительное, монопольное право в какой-либо сфере деятельности государства; крупное хозяйственное объединение, сосредоточивающее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара, тем самым устанавливая свое господство в определенной отрасли хозяйства).
Назовите четыре вида монополистических объединений (картель, концерн, синдикат, трест).
!!!3. Дайте определения монополистическим объединениям трест и картель.
(трест — одна из форм монополистических объединений, при которой участники теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность;
картель — форма монополистического объединения, при которой участники вместе регулируют объем производства, условия сбыта продукции и найма рабочей силы, но сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность). Определите их сходство и различие.
Синдикат - объединение предпринимателей или производителей товаров с целью их сбыта, осуществления единой ценовой политики и других видов коммерческой деятельности при сохранении юридической и производственной самостоятельности...
Концерн
Биржа- Оптовый рынок, на котором происходят сделки с товарами, ценными бумагами и
иностранной валютой.
РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА
4. Отличается ли сельскохозяйственная аренда от частно-крестьянского хозяйства? Если «да»,
то в чем заключается отличие? Как с этими понятиями соотносится фермерство? Можно ли
говорить об изменении характера аренды, частнокрестьянского хозяйства и фермерства на рубеже
XIX—XXвв.?
Аренда – получение земли, строений и прочего во временное пользование.
Фермерство – частное товарное сельское хозяйство, которое ведется на собственной или
арендованной земле с целью получения прибыли.
5. Дать определение понятию Территориальный раздел мира - раздел колониальных владений
между наиболее развитыми странами мира, политическое оформление колониальных держав.
3. Изучение нового материала.
План:
1.Становление индустриального общества.
2 Особенности политического развития.
3. Международные отношения в 1900—1914 гг. Территориальный раздел мира
Назовите ведущие государства мира начала 20 в.
Учитель. К началу ХХ века самые развитые по экономическому потенциалу державы начинают отказываться от традиционно – аграрного развития и стали вступать в эпоху индустриальной цивилизации, Это было связано с всё более набиравшей обороты промышленностью, которой требовались новые рынки сбыта, увеличение материально-ресурсной базы и проч. Капитализм вступил в свою наивысшую стадию – империализм. Основу экономики составляли –монопольные объединения. Виды:
тресты, картели, концерны. Цель- получение сверхприбыли. Классической страной
монополистического капитала была в начале XX века Германия. Монополистические объединения возникли здесь раньше и охватили производство глубже, чем в других странах. В 1905 г. в Германии насчитывалось примерно 385 картелей, объединявших 12 тыс. предприятий.
Возникновение промышленно-финансовых групп - это объединение, с одной стороны,
организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах. Ф. г. – гигантские союзы монополий, распоряжающиеся огромными капиталами. Так, в США Ф. г. в начале 70-х гг. контролировали свыше 30% активов всех корпораций. На вершине пирамиды каждой Ф. г.находятся одна или несколько богатейших
семей – представителей финансовой олигархии , которые полностью контролируют деятельность этих групп. Рокфелеры -60% нефтяного производства. Морганы- богатейшие финансисты, в последствии распространили влияние на компании нефтяной, газовой и электротехнической промышленности.
???. Попытайтесь доказать, что такие понятия, как «промышленно-финансовая группа», «трест», «картель», «биржа», связаны с капиталистическим способом производства.
Индустриальная цивилизация имела положительные стороны: технологический рывок.
- создание машинное производство, что облегчало труд рабочего и увеличивало производство товара в разы,
- созданию новых, более быстрых средств передвижения – аэропланов, автомобилей, новых быстроходных кораблей.
- Появление радио, телеграфа, телефона, электричества, самолёта . По дну Атлантического океана был проложен телеграфный кабель, который соединил США и Европу.
- Создавались транснациональные компании.
Всё это позволило человеку пересмотреть своё отношение к миру . Он стал намного ближемонополизация производства , что приводило к обострение конкуренции и разорению мелких собственников. Росту цен. Борьба монополистов за сферы господства порождала непрестанные столкновения, сплетаясь в
клубок непримиримых противоречий, которые привели государства к I мировой войне.
Таким образом, основными тенденциями мирового развития были:
1) дальнейшее развитие капитализма вширь. Создавался мировой капиталистический рынок,
формировалась система колониальных отношений;
2) дальнейшее развитие капитализма вглубь, его трансформация в государственно-
монополистическую форму;
3) нарастание в межгосударственных отношениях методов силового, конфликтного решения проблем
Но важно помнить, что индустриальное общество, со всеми его минусами и плюсами, было распро-странено только в странах Западной Европы и Северной Америки. Подавляющее число остальных
стран или только переходили к индустриальному обществу, или были полностью аграрными, где
сельское хозяйство составляло ведущую роль в экономике государства.
2.Происходят изменения и в политической жизни. В ней в нач 20-в начинают набирать вес
политические партии, которые становятся массовыми. Как вы думаете почему?
Выделяются следующие идеологические направления партийной борьбы:
-консерватизм (земельная аристократия и крестьянство, сохранение традиций и порядков)
-Либерализм ( буржуазия, за экономическую и политическую свободу)
-Социал-демократия( становится особенно популярным , рабочий класс, осуждение
капитализма развитие идеи социальной справедливости, замена капитализма социализмом)
3. Международные отношения в 1900—1914 гг. Территориальный раздел мира. Две тенденции в международной жизни начала XX в. Противостояние двух коалиций: Тройственного союза (1879-1882 Германия, Италия, Австро-Венгрия )и Антанты (1904-1907 ) Англия Франция, Россия). Гонка вооружений. Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты.
Усиление международной напряженности.
Рефлексия .Дз.- Пар 1 – внимательное чтение. Устно ответить на вопросы 1,2. Записи в тетради повторить.