СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 11. Скелет человека. Осевой скелет

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование знаний о строении и функциях частей скелета

Просмотр содержимого документа
«Урок 11. Скелет человека. Осевой скелет»

Тема: Скелет человека. Осевой скелет


Цель: продолжить формирование знаний о строении и функциях частей скелета, провести сравнительный анализ скелета человека со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением, развитием мозга, трудовой деятельностью.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний

Слайд 2 - Ответьте на вопросы:

Что такое скелет? Какова роль скелета?

Какие типы костей вам известны? В чем их особенности?

Какова роль органических веществ, входящих в состав кости?

Какова роль органических веществ в обеспечении прочности костей?

Как происходит рост костей в ширину и толщину?

Какие функции выполняет скелет?

Какие особенности в строении скелета вы отметили бы как приспособленность к прямохождению?

  1. Изучение нового материала

- Рассмотрим особенности строения скелета человека.

Слайд 3 – Скелет – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений. В скелете человека различают осевой и добавочный скелет.

Осевой скелет – объединяет череп и скелет туловища.

Добавочный скелет – состоит из костей поясов конечностей и скелета свободных конечностей.

Слайд 4 – Отделы скелета.

Части скелета



Скелет конечностей

  • пояс конечности

  • свободная конечность



Скелет туловища
  • позвоночник

  • грудная клетка

Скелет головы
  • лицевой череп

  • мозговой череп







Масса скелета 11 кг. В составе скелета около 200 костей (86 парных)

Слайд 5 - Скелет головы. В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Череп состоит из 23 костей: теменные (2), височные (2), лобная (1), затылочная (1), скуловые (2), носовые (2), слезные (2), нижняя челюсть (1), верхние челюсти (2), клиновидная (1), подьязычная (1) кости + слуховые косточки (6)

Слайд 6 - Череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы чувств, служит местом прикрепления мимических мышц.

В состав мозгового отдела входят парные кости — височные и теменные; непарные кости — лобная, затылочная, клиновидная и решетчатая.

Затылочная кость имеет большое затылочное отверстие. Сквозь него проходит спинной мозг. Через множество мелких отверстий в костях проходят нервы и кровеносные сосуды.

В лицевой части парные: верхнечелюстные, носовые, нижние носовые раковины, скуловые, слезные, небные. Из непарных самая крупная нижнечелюстная.

Слайд 7 – Соединение костей черепа: подвижное и неподвижное. Подвижны только 2 (нижняя челюсть и подъязычная кость). Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Слайд 8 - Скелет туловища включает позвоночник и грудную клетку. Череп соединяется с позвоночником, являющимся основой скелета туловища.

Слайд 9 - Позвоночник образован 33—34 позвонками: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 сросшихся между собой крестцовых и 4—5 копчиковых позвонков. Копчиковые позвонки человека наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночных животных.

Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный и поясничный лордозы (изгибы вперед) грудной и крестцовый кифозы (изгибы назад). Изгибы позвоночника обеспечивают ему упругость, что особенно важно при ходьбе, беге и прыжках. При резких движениях позвоночник пружинит, предохраняя мозг от сотрясения.

Слайд 10 - Отделы: шейный (7), грудной (12), поясничный (7), крестец (5), копчик (3-4)

Слайд 11 - Позвонки состоят из тела — самой массивной части позвонка, дуги и нескольких отростков, к которым прикрепляются мышцы.

Дуга и тело замкнуты в виде кольца. Располагаясь друг над другом, тела позвонков образуют позвоночный столб, а наложенные друг на друга костные кольца — позвоночный канал — костный футляр для спинного мозга. Соседние позвонки отделены друг от друга довольно толстыми дисками из эластичной хрящевой ткани, благодаря которым позвоночный столб обладает гибкостью.

позвонок = тело + 1 поперечный отросток + 2 остистых отростка

Слайд 12Грудная клетка образована грудными позвонками, 12 парами ребер и плоской грудной костью, или грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости. Их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками. Первые семь пар ребер называются истинными, следующие три пары — ложные ребра, их реберные хрящи соединены не с грудиной, а с выше лежащим ребром; две последние пары ребер — блуждающие они оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце и легкие, а также печень и желудок.

  • грудная клетка = 12 пар ребер + грудина

Слайд 13 – А теперь выделим особенности скелета человека, приспособленного к прямохождению. Давайте сравним его со скелетом млекопитающего.

Вопросы: Какие черты сходства вы могли бы отметить?

В чем различия и с чем это может быть связано?

ОТЛИЧИЯ: Преобразилась вся сложная конструкция костной опоры - позвоночника и таза, уменьшились челюсти. Развился мозг, увеличился мозговой череп, сформировалась рука, как орган труда. Массивными стали кости нижних конечностей.

Слайд 14 – Скелеты передних конечностей различных позвоночных животных.

Вопросы: Какие сходства у всех конечностей?

В чем причина различий конечностей разных животных?

Слайд 15 – Сравнение формы грудной клетки и таза человека (1,3) и млекопитающего животного (2,4).

Вопрос: В чем различия в строении грудной клетки и костей таза человека и млекопитающих животных?

Слайд 16 – Сравнение скелета человека и гориллы.

Вопрос: В чем различия скелета человека и скелета гориллы?

Слайд 17 – Это интересно! Развитие скелета у зародыша человека

1 - скелет 1-4 недельного зародыша, образованный мягкой (перепончатой) соединительной тканью (а - пластинка основания черепа, б - зачаток позвоночника, в - зачаток руки, г - зачаток ноги)
2 - хрящевой скелет 8-9 недельного зародыша
3 - костный скелет двухмесячного зародыша
4 - костный скелет четырехмесячного зародыша

Слайд 18 – Сделайте вывод о причинах сходства и различия скелетов человека и животных. /Ответы обучающихся/

Слайд 19 - Подвести обучающихся к выводу:

В строении скелета человека и животных есть много сходства, что говорит о единстве их происхождения

Различия в их строении связаны с различием в их образе жизни и с прямохождением.

Особенности скелета, связанные с прямохождением и трудом:

  1. Изгибы позвоночника

    кифоз

шейный

поясничный

грудной

лордоз

крестцовый

  1. Грудная клетка расширена в стороны

  2. Противопоставление большого пальца

  3. Широкий пояс нижних конечностей, таз в виде чаши

  4. Кости нижних конечностей мощнее, чем верхних

  5. Сводчатая стопа

  6. Мозговой череп преобладает над лицевым


  1. Закрепление изученного материала

Слайд 20 – Задание 1. Укажите соответствие:

1. Осевой скелет туловища. А) грудина,

2. Часть позвоночника, создающая опору тазу. Б) кость,

3. Элемент скелета. В) крестец,

4. Кости, образующие позвоночник. Г) позвонки,

5. Часть грудной клетки. Д) позвоночник,

6. Опорная структура организма. Е) скелет.

Ответ: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – г, 5 – а, 6 – е.

Слайд 21 – Задание 2. Укажите части грудной клетки.

Ответ: 1 – ребра, 2 – грудной отдел позвоночника, 3 – грудина.

Слайды 22-23 – Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. Из скольки позвонков состоят копчик и крестец?

2. Какие особенности строения они имеют?

3. Какую функцию они выполняют?

4. Какие части позвоночника относят к кифозам и лордозам?

5. Почему позвонки различных отделов позвоночника отличаются формой и размерами?

Слайд 24 – Задание 4. Запишите основные функции скелета.

Слайд 25 – Задание 5. Запишите известные вам названия костей скелета.


  1. Подведение итога урока


Слайд 26 - Домашнее задание: § 11 прочитать, ответить устно на вопросы к параграфу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!