СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 34. Пищеварение в желудке и кишечнике

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение и функции желудка и отделов кишечника, барьерная роль печени, роль ферментов, функции аппендикса

Просмотр содержимого документа
«Урок 34. Пищеварение в желудке и кишечнике»


Тема: Пищеварение в желудке и кишечнике. Барьерная роль печени. Аппендикс


Цель: изучить строение и функции желудка и отделов кишечника, изменения питательных веществ при переходе из одного отдела в другой и подготовку их к всасыванию; рассмотреть барьерную роль печени; показать основные свойства ферментов. их роль в расщеплении пищи в желудке, двенадцатиперстной кишке; разъяснить функции аппендикса и предупредить о связанном с ним заболевании — аппендиците.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка знаний. Активизация мыслительной деятельности

Слайд 2 – Почему не всем можно пользоваться жевательными резинками? (Могут разрушить пломбы)

Объясните, почему движения зубной щеткой слева направо и наоборот не очищают зубы. (Только движения от основания к краям зубов могут это сделать. Обратные движения могут «забивать грязь» под десны, что содействует заболеванию и десен, и зубов.)

Слайд 3 – Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. На чем основано это «испытание»?

Слайд 4 – Задание по рисунку. Определите, какой субъект (А или Б) сделал глотательное движение, а какой спокойно дышит. Ответ обоснуйте.


  1. Изучение нового материала

Слайд 5 - Из глотки сформировавшийся в ротовой полости пищевой комок попадает в пищевод. Устье пищевода снабжено кольцевыми мышцами, которые препятствуют обратному движению пищи из желудка в пищевод. Желудок — самая широкая часть пищеварительного канала. Он располагается под диафрагмой в левой части живота.

Слайд 6 – Желудок — полый мышечный орган объемом около 1,5-2 л. Желудок взрослого человека может вместить до 3 л пищи.

Форма и размеры желудка изменяются в зависимости от объема принятой пищи.

Форма желудка у здорового человека может быть различной:

- у лиц низкорослых, коренастых желудок имеет вид рога (конуса);

- высоких – удлиненный, имеет форму чулка;

- у лиц среднего телосложения – форму крючка.

В желудке выделяют верхнюю часть – дно, среднюю наибольшую часть – тело, нижнюю горизонтально расположенную часть - привратник. Отверстие привратника ведет в двенадцатиперстную кишку.

Сфинктер — клапанное устройство, регулирующее переход содержимого из одного органа организма в другой.

Слайды 7-8 – Снаружи желудок покрыт брюшиной (соединительнотканной оболочкой). Мышечная оболочка желудка трехслойная: первый слой – наружный продольный, средний – круговой, внутренний – косой слой, удерживающий желудок от растяжения.

Мышцы стенки желудка хорошо развиты. В желудке за счет мышечных сокращений происходит перемешивание пищи с желудочным соком.

Слайд 9 - В желудок пища попадает измельченной и пропитанной слюной. С наружной поверхности пищевой комок подвергается действию желудочного сока, а внутри его продолжается действие слюны.

В слизистой оболочке желудка находится множество желез. Одни из них выделяют слизь, которая защищает стенки желудка от действия на них желудочного сока и раздражающих веществ пищи, другие выделяют соляную кислоту. Есть железы, выделяющие фермент пепсин, расщепляющий белки.

В глубине пищевого комка, попавшего в желудок, ферменты слюны продолжают пищеварение в течение 20 минут, пока кислая среда желудочного сока не прекратит их деятельность. Ферменты слюны в кислой среде желудка недеятельны.

Постепенно пищевой комок распадается и превращается в кашицу, которая обрабатывается желудочным соком.

Слайд 10 – Ферментами желудочного сока являются пепсин, липаза и химозин.

Фермент липаза действует только на эмульгированные (в виде мельчайших капелек) жиры молока, расщепляя их до глицерина и жирных кислот

Фермент химозин переводит растворимый белок молока в нерастворимый казеин

Фермент пепсин действует на белки, расщепляя их до мономеров – аминокислот

Слайд 11 – Состав желудочного сока:

Ферменты, расщепляющие белки

Слизь, предохраняющая стенку от механических и химических повреждений

Соляная кислота (HCl), обеззараживающая пищу

Слайд 12 – Соляная кислота не только создает необходимую среду для работы фермента, но и уничтожает многие вредные микроорганизмы, проникшие с пищей.

Свойства соляной кислоты:

- действует как дезинфицирующее средство, уничтожая большинство поступающих с пищей бактерий

- создает необходимую кислотность среды, при которой становятся активными ферменты желудочного сока.

Водородный показатель рН – мера активности ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность.

рН=7 нейтральная среда

рН7 щелочная

рН

- Как вы думаете, каким образом с показателем рН связана изжога? Что такое изжога?

Слайд 13 – Изжога - ощущение дискомфорта или жжения за грудиной, распространяющегося кверху от эпигастральной (подложечной) области, иногда отдающего в область шеи. /Пояснения по схеме/

Слайд 14 – Желудок является резервуаром для проглоченной пищи, а также осуществляет химическое переваривание этой пищи. Кроме того, осуществляет секрецию биологически активных веществ и выполняет функцию всасывания.

Постепенно мышцы желудка проталкивают пищевую кашицу к двенадцатиперстной кишке через сфинктер. Двенадцатиперстная кишка — начальная часть тонкой кишки.

Вся тонкая кишка имеет длину 5—6 м, двенадцатиперстная кишка — 25—30 см, что примерно соответствует ширине сложенных вместе двенадцати пальцев.

Слайд 15 – В двенадцатиперстную кишку открываются протоки печени и поджелудочной железы. На пищевую кашицу здесь действуют три пищеварительных сока: желчь печени, сок поджелудочной железы, сок кишечных железок.

Слайд 16 - Желчь — это зеленовато-желтая жидкость горького вкуса. Под ее воздействием жиры распадаются на малейшие капельки, так что общая их поверхность увеличивается. В таком виде они становятся более доступными для действия ферментов. Кроме того, желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы, в частности трипсин — фермент, расщепляющий белки до аминокислот.

Пищеварительный сок поджелудочной железы содержит ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы. Подобным образом действует кишечный сок, выделяемый остальными отделами тонкой кишки.

Слайд 17Пищеварительные ферменты. Расщепление пищи происходит под действием биологических катализаторов — ферментов, представляющих собой белки сложного строения. Пищеварительные ферменты наиболее активны при температуре 37—39 °С. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент обладает специфичностью, то есть действует на строго определенный субстрат. При этом каждый фермент работает только при определенных условиях: ферменты слюны — в слабощелочной среде; ферменты желудка — в кислой среде; ферменты поджелудочной железы — в слабощелочной среде. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют активность.

Ферменты — биологические катализаторы белковой природы, способные действовать не только в клетке, но и вне ее и даже вне организма.

Слайд 18 – Вам уже известно, что печень - самая крупная железа пищеварительной системы, имеет массу 1,5 кг. Печень - уникальная железа, выполняющая разнообразные и важные функции в организме человека. Кровеносные сосуды, отходящие от кишечника и желудка, поступают в воротную вену печени. В ней венозная кровь, поступившая из кишечника, снова растекается по капиллярам. Из крови, находящейся в них, извлекаются и обезвреживаются вредные вещества. Из поступивших аминокислот отбираются вещества, нужные организму, а остальные либо теряют аммиак и превращаются в углеводы и жиры, либо используются для создания других аминокислот, недостающих организму. В печени синтезируются не все аминокислоты. Те из них, которые синтезироваться в организме не могут, называются незаменимыми, их недостаток в пище ведет к нарушениям обмена веществ.  

Слайд 19 - Печень задерживает разрушенные эритроциты. Содержащийся в них гемоглобин используется для выработки желчи.

Ядовитые соли аммония, образующиеся в результате окисления белков, в печени преобразуются в мочевину — менее токсичное вещество, которое выводится с мочой.

Печень участвует в поддержании постоянства содержания глюкозы в крови. Если воротная вена приносит слишком много глюкозы, печень задерживает ее излишки и превращает их в нерастворимое соединение — животный крахмал гликоген. При недостатке глюкозы в крови гликоген печени преобразуется в глюкозу, которая поступает в кровь. Воротная вена может приносить в печень различное количество глюкозы, но в печеночную вену (а затем и во все клетки организма) поступает относительно постоянное количество глюкозы.

Функции печени: Защитная (барьерная) – обезвреживает до 95% ядов

Пищеварительная – желчь активизирует поджелудочный сок и эмульгирует жиры

Слайд 20 – Поджелудочная железа - вторая по величине железа пищеварительного тракта, ее масса 60-100 г, длина 15-20 см.

Вырабатывает поджелудочный сок, участвующий в расщеплении белков.

Функции поджелудочной железы

Пищеварительная – выработка поджелудочного сока, содержащего ферменты, расщепляющие белки и углеводы

Вырабатывает гормон инсулин, регулирующий уровень сахара в крови

Слайды 21-22 – Итак, общий проток поджелудочной железы и желчевыводящих путей ведет в 12-ти перстную кишку. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует ворсинки, к которым подходят кровеносные и лимфатические капилляры. Здесь происходит окончательное переваривание и всасывание питательных веществ.

В тонком кишечнике осуществляется и расщепление белков, жиров и углеводов до конечных продуктов.

Дальше пищевая кашица перемещается в толстый кишечник.

Слайды 23-24 – Толстая кишка. Поскольку через мембрану клетки питательные вещества могут проникать лишь в растворенном виде, по ходу пищеварительного канала пища последовательно разбавляется водой. Она содержится в слюне, желудочном, поджелудочном и кишечном соках, а также в желчи.

Толстая кишка - конечный отдел пищеварительной системы, основная роль которого — подготовка непереваренных остатков пищи к удалению из организма. Имеет длину 1,5 – 2 м и диаметр 5 см. Функции толстого кишечника:

- всасывание остатков воды,

- формирование каловых масс,

- выделение некоторых метаболических шлаков и избытка солей,

- переработка оставшихся питательных веществ микробами, получение с их помощью недостающих витаминов.

Вода в толстой кишке всасывается в кровь, а непереваренные остатки попадают в прямую кишку и удаляются из организма.

Слизистая оболочка имеет складчатое строение и не имеет ворсинок. Железы вырабатывают слизь. А также в толстой кишке содержится большое количество микроорганизмов, которые обеспечивают нормальное пищеварение и синтезируют витамины группы В и К.

Слайд 25 – Полезные для организма микроорганизмы находятся в тонкой и толстой кишке

- кишечные палочки. Также имеется незначительное количество вредных микроорганизмов, вызывающих гниение белка и брожение углеводов.

При нормальной активности пищеварительных ферментов кишечная палочка активно размножается и сдерживает размножение вредных микроорганизмов. Она полезна еще и тем, что выделяет ферменты, способствующие пищеварению, а также синтезирует некоторые витамины.

Но при ухудшении условий жизнедеятельности кишечной палочки, которое происходит при неправильном питании или необоснованном применении антибиотиков, размножение ее приостанавливается. Это улучшает условия жизни для гнилостной или бродильной микрофлоры. Возникает особое заболевание — дисбактериоз.

Слайд 26 – При дисбактериозе происходит усиленное образование кишечных газов, нарушение всасывания воды в толстой кишке, снижение эффективности пищеварения. Заболевание нарушает самочувствие человека вследствие отравления организма продуктами жизнедеятельности вредных микроорганизмов.

Слайд 27 – Рассмотрим еще один участок пищеварительного тракта – место перехода тонкой кишки в толстую – начало слепой кишки. От нее отходит червеобразный отросток — аппендикс. У травоядных животных слепая кишка достигает большого размера. В ней поселяются микробы, разрушающие клетчатку, а также другие трудноперевариваемые вещества растительной пищи, и аппендикс играет в этом процессе важную роль. Для человека же в связи с иным характером питания  эта функция аппендикса большого значения не имеет.

Порой он приносит крупные неприятности.

Слайд 28 - Воспаление аппендикса — аппендицит. А теперь заслушаем доклады об этом достаточно распространенном заболевании. /Выступление обучающихся на фоне слайда/

Он проявляется болью в правой половине живота (в нижнем углу) и повышением температуры тела. Необходимо немедленное обращение к врачу, так как из воспаленного аппендикса инфекция может попасть в брюшную полость и вызвать опасное для жизни воспаление — перитонит.

До прихода врача больному нельзя давать слабительные, ставить на живот грелку, применять клизму и обезболивающие препараты. От еды следует воздерживаться до выяснения диагноза. 

Отмечается, что долгое время аппендикс считался бесполезным рудиментарным органом. В настоящее время доказана его связь с иммунной системой.


  1. Закрепление изученного материала /проводится на следующем уроке/

  2. Подведение итога урока

Слайд 29 – Рефлексия.

Что было трудным для запоминания?

Какие процессы пищеварения остались непонятыми?

Что еще хотелось бы узнать о процессах переваривания пищи в организме человека?


Домашнее задание: изучить §§ 32 - 33.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!