Урок 47
научная и Разговорная речь. наблюдение
за Образованием слов и местом в слове,
где можно допустить ошибку
Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения, использования приема развернутого толкования для выявления словообразовательных связей; научить находить в тексте слова с разделительным ь, применять правила написания безударного проверяемого гласного в корне слова.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать ударные и безударные гласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие, согласные звонкие/глухие), решать учебные и практические задачи – осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться использовать алфавит при работе со словарями и справочниками.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – уяснение понятий научная и разговорная речь; применение приёма развернутого толкования для выявления словообразовательных связей; освоение записи транскрипции слова; различение функций ь; логические – осуществление анализа текстов разговорной и книжной речи с целью определения ситуаций, в которых используется разговорная и научная речь.
Регулятивные: адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности со стороны учителя.
Коммуникативные: выстраивать коммуникативно-речевые действия; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.
Личностные: проявляют ответственное и прилежное отношение к самостоятельной деятельности; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые приёмы и действия, достигать положительных результатов труда.
Сценарий урока
I. Вступительное слово учителя (П.).
− Прочитайте два текста о снегире. В каком тексте даётся научная информация о птице?
− Получите ключ от тайны языка. Чем отличается разговорная речь от научной?
− Давайте вместе подумаем: слова «снегирь» и «снег» – родственники?
Работа по учебнику (П. + Р.).
Работа в парах (упражнение 2). На слайдах – изображения птиц.
− Гном Говорун очень много говорит, поэтому внимательно слушайте задание, которое он предлагает выполнить.
Слуховой диктант.
– Выпишите слова с мягким знаком.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье –
Не пример для подражанья.
Б. Заходер
– Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
Вот бы тебе, заяц, да волчьи ноги!
Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
– Э-э, что мне клыки да когти:
Душа-то у меня все равно заячья!
(по Н. Сладкову.)

Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак.
Учащиеся рассказывают правила письма мягкого и разделительного мягкого знака.
Упражнения рубрики «Если осталось время».
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (К. + П.).
– Ребята, нас ждут тайны русского языка. Будьте внимательны к словам родного языка и друг к другу. Вместе мы раскроем многие секреты. А помогать нам сегодня будут герои известной сказки. Угадайте какой?
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Меня вы узнаёте?
Я − героиня книжки.
Со мной всегда 7 гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки −
Зовусь я… (Белоснежка).
– Как называется сказка? («Белоснежка и семь гномов».)
– На какую сказку она похожа? (На «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.)
Белоснежка. За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своем
Живут гномы всемером.
Коллективное выполнение упражнения 4.
Физкультминутка
III. Повторение изученного материала (Р. + П.).
Работа по резервным страницам рабочей тетради.
Учитель подбирает задания на резервных страницах прописи по своему усмотрению.
Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.)
Текст на парте у каждого ученика.
«Серёжа, как проснётся, так и начнёт свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, другой под столом, один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет. Возится Серёжа каждое утро, возится… и опоздает в класс». (К. Ушинский.)
− При списывании подчеркивайте знак конца предложения и заглавную букву в начале.
− Обратите внимание на слова проснется, разыскивать, возится, опоздает. (Слова записаны на доске.)
− Найдите эти слова в тексте упражнения. Подчеркните в них «опасные места», поделите на слоги.
− Прочитайте еще раз эти слова орфографически.
− Обратите внимание на предложения, внутри которых стоят запятые, двоеточие, многоточие.
− Спишите текст. Выполните проверку.
3