СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5. "Синтаксическая синонимия" (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка "Синтаксическая синонимия"

Просмотр содержимого документа
«Урок 5. "Синтаксическая синонимия" (9 класс)»

Урок 5

Тема: СИНТАКСИЧЕСКАЯ СИНОНИМИЯ

Цели урока: ознакомить с понятием синтаксической синонимии; формировать умение использовать син­таксические синонимы при создании текстов; создать ситуацию, способствующую формированию учебной мотивации.

Эпиграф: Когда проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, занимае­мое ими положение становится неприступным. Д. Максвелл

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Создание мотивации

— Известному ученому Д. Максвеллу принадлежат такие слова: «Когда проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение стано­вится неприступным». Что значит «крепость разума»? Могут ли знания, полученные на уроках, помочь нам создать «крепость разума»? Какое средство художественной выразительности исполь­зует автор высказывания? (Метафору.) Запишите эпиграф в тетради. Подчеркните главные чле­ны предложения, укажите вид сказуемых, объясните пунктуацию. Найдите в цитате причастные обороты и выделите их графически. Почему они не обособлены?

Ответ: Когда проникшие в наш ум идеи объединяются в крепости разума, занимаемое ими положение становится неприступным. Первое сказуемое простое глагольное, второе — составное именное. Запятая между частями сложного предложения. Причастные обо­роты не выделяются запятыми, поскольку находятся перед определяемыми словами.


III. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос по теоретическим сведениям по теме «Текст и его основные признаки».

— Назовите основные признаки текста. (Тематическое единство, развернутость, последова­тельность, связность, цельность, завершенность.) Назовите три типа речи. (Повествование, рассуждение, описание.) Какие вы знаете виды структурной связи предложений? (Цепная и па­раллельная) Назовите средства связи предложений. (Лексический повтор, синонимические за­мены, местоимения, наречия, союзы, однотипные синтаксические конструкции, порядок слов, однокоренные слова и др.) Что такое внутренняя и внешняя форма текста? (Внутренняя — со­держание, тема, авторский замысел; внешняя i— композиция, языковые средства.)

2. Проверка упражнения 24.

Автор использует следующие языковые средства для связи между частями: между первой и второй — наречие (оттуда) и лексический повтор (закат, заката), между второй и третьей — синонимическую замену (незадачливую летунью, одинокая ослабевшая птица), между третьей и четвертой — лексический повтор местоимения (они).

С севера дует порывистый ветер. Закат пылает, но по законам короткого зимнего дня он стремителен и прорывается сквозь гряду серых, расползающихся, как дым, облаков далеким ко­стром.

Оттуда, со стороны заката, вереница за вереницей летят стаи ворон, галок и грачей. Летят в города, пригородные леса и рощи на ночлег. Летят торопливо и без крика. А главное — летят так низко, что невольно кажется: вот-вот бросит какую-нибудь незадачливую летунью на дерево или на провода высоковольтной передачи...

Они летят не прямо, а все время лавируя в воздушных потоках, преодолевая свирепые ветра. Их бросает то вверх, то вниз, то заносит в сторону.

На какой-то миг небо пустеет, и только одинокая — из тех, что послабее, — птица догоняет свою стаю, с трудом, через силу машет крыльями. Потом вдруг снова как будто кто-то забросил сотню черных платков в вышину, а они затрепетали, замелькали перед глазами — на блёклом небе над белыми снегами (По В. Романенко).

3. Чтение и обсуждение составленных учащимися текстов «Почему я дружу с мудрой девой
Филологией?»
(Поскольку задание было факультативное, оно проверяется в случае, если кто-либо из учащихся его выполнил.) При обсуждении составленных текстов определить тему и основную мысль, назвать подтемы и микротемы, указать вид связи и средства связи предложений.

4. Повторение понятия синонимии на основе ранее изученного. Что такое синонимы? (Синони­мы — это слова близкие или тождественные по значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы — слова одной части речи.)


IV. Изучение нового материала по теме «Синтаксическая синонимия»

1. Введение в тему. Совместное целеполагание.

  • Давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока. Найдите в высказывании Д. Максвелла синонимы. (Ум, разум.) Какую функцию выполняют синонимы в речи? (Делают речь более вы­разительной, помогают избегать повторов.) Тема сегодняшнего урока: «Синтаксическая сино­нимия». Учитывая, что это понятие вам неизвестно, давайте вместе сформулируем цель урока. (Ознакомиться с понятием, синтаксической синонимии.)

  • Могут ли быть синонимичными словосочетания? Подберите синонимы к словосочетаниям малиновое варенье, ковер из шерсти и укажите виды подчинительной связи.

Ответ: малиновое варенье (согласование) — варенье из малины (управление), ковер из шерсти (управление) — шерстяной ковер (согласование).

2. Работа с учебником.

2.1. Упражнение 27

  • Прочитайте текст и ответьте, что такое синтаксическая синонимия. Запишите в тетради предложение: Синтаксическая синонимия объединяет конструкции, выражающие одну и ту же мысль.

  • Укажите стиль текста, тему и основную мысль. (Стиль научный. Тема: синтаксическая синонимия. Основная мысль заключена в последнем абзаце.) Определите средства связи пред­ложений в 5 и 6 абзацах. (5 абзац: лексический повтор простое предложение и союз однако, 6 абзац: лексические повторы сложноподчиненные предложения, предложения, речь.)

2.2. Упражнение 28. Ознакомление с таблицей. Сопоставление синонимичных предложений.
Ответы на вопросы упражнения.


V. Закрепление изученного материала

1. Работа на доске и в тетрадях.

— Давайте вернемся к эпиграфу урока, словам Д. Максвелла. Охарактеризуем это предложе­ние по количеству основ.

Когда, проникшие в наш ум различными путями идеи объединяются в крепости разума, за­нимаемое ими положение становится неприступным. (Сложноподчиненное предложение.)

— Обращаясь при необходимости к таблице, которая дана в упражнении 28, давайте составим предложения, синонимичные высказыванию Д. Максвелла, и укажем способы выражения сино­нимии.

Примерные ответы:

Идеи проникают в наш ум, объединяются в крепости разума и занимают неприступное по­ложение. (Простое осложненное предложение с однородными сказуемыми.)

Идеи, проникая в наш ум и объединяясь в крепости разума, занимают неприступное по­ложение. (Простое осложненное предложение с обособленными обстоятельствами, выраженными однородными деепричастными оборотами.)

Идеи, проникающие в наш ум, объединяются в крепости разума, занимающие неприступное положение. (Простое осложненное предложение с обособленными определениями, выраженными двумя причастными оборотами.)

Идеи, проникая в наш ум различными путями, объединяются в крепости разума, и занимае­мое ими положение становится неприступным. (Сложносочиненное предложение, первая часть которого осложнена обособленным обстоятельством.)

Идеи, проникающие в наш ум, объединяются в крепости разума — занимаемое ими. положение становится неприступным. (Бессоюзное сложное предложение, первая часть которого осложнена обособленным определением.)

— Скажите, о чем говорит существование различных синтаксических синонимических кон­струкций для выражения одного значения? (О синтаксическом богатстве языка.) Как можно использовать синтаксическую синонимию в речи? (Чтобы делать речь более выразительной, подбирать необходимую в данной речевой ситуации синтаксическую конструкцию, соответ­ствующую стилю и задаче речи)

2. Работа с учебником.

— Как вы считаете, всегда ли уместно передать содержание текста, заменив сложные предло­жения синонимичными простыми? Давайте проведем такой эксперимент, устно выполнив упраж­нение 30.

Вывод: не всегда преобразование сложного предложения в простое приводит к точному изложе­нию мысли, особенно если это касается научного стиля, в котором необходимо выразить причинно-следственные отношения и другие взаимосвязи.

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

— Насколько полезными в построении «крепости разума» оказались для вас сведения о син­таксической синонимии? Почему? Как вы будете использовать эти сведения в жизни? Определите, сумели ли мы достичь цели урока.

VII. Домашнее задание.

§ 4. Упражнение 31. Повторить стили речи и их признаки; правописание приставок пре-, при-.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя