СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 67 ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Ц, ц.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога: научить писать заглавную и строчную букву Ц, ц; сформировать навык орфографической зоркости; способствовать развитию мелкой моторики, умения обобщать; воспитывать аккуратность, усидчивость.

Просмотр содержимого документа
«Урок 67 ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ Ц, ц.»

Урок 67
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ
Ц, ц

Цели деятельности педагога: научить писать заглавную и строчную букву Ц, ц; сформировать навык орфографической зоркости; способствовать развитию мелкой моторики, умения обобщать; воспитывать аккуратность, усидчивость.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: знают различия печатного и письменного варианта написания буквы Ц; умеют проводить поэлементный анализ и письмо заглавной и строчной буквы Ц, ц; чтение слогов, слов, предложений с этой буквой; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву Ц, ц.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ц]; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; классификация звуков по заданному основанию.

Регулятивные: умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять свою работу с образцом; вносить коррективы в действия.

Коммуникативные: умеют обосновывать высказанное суждение; задавать уточняющие вопросы; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения.

Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

– Какое слово спрятано?

Цапля – это не цыплёнок

С мамой-клушей на крыльце.

Цапля в зарослях зелёных

Встала важно буквой Ц.

Отдыхает цапля-птица –

Берегов речных царица.

В. Степанов

– Кто помнит загадку про цаплю? Каковы отличительные признаки этой птицы?

– Как вы думаете, какую букву принесла цапля?

II. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний.

– Что вы узнали о букве Ц на уроке обучения грамоте? (Буква Ц обозначает твёрдый непарный звук, поэтому буквы Е, И не оказывают на букву Ц никакого влияния, буква Ц всегда читается твёрдо.)

– Прочитайте слоги (запись на доске): ца, це, ци, цы, цо.

– Назовите слоги, которые читаются одинаково, а написаны по-разному.

Игра «Буква потерялась».

молоде_ _ирк мото_икл

– Какая буква потерялась? Давайте научимся её писать и вставим в данные слова.

III. Изучение нового материала.

Инструктаж о положении прописи на парте при письме, умении правильно держать ручку на письме, правильной посадке во время письма.

1. Работа с образцом заглавной буквы Ц.

– Рассмотрите образец заглавной буквы Ц. Опишите направление движения руки при ее написании. (Буква Ц состоит из трех элементов. Заглавную букву Ц начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)

– Запишите букву в воздухе. Перечислите элементы письменной заглавной буквы Ц. В состав каких букв входят эти элементы?

– Пропишите заданную последовательность элементов: сначала пишем букву так, как мы писали бы букву И. Закругление второго элемента, чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки и начинаем писать петлю. 

Отработка навыка письма буквы Ц.

– В каких случаях необходима заглавная буква? Приведите примеры.

2. Знакомство с биографией и творчеством М. Цветаевой.

Учитель показывает портрет Марины Цветаевой.

– 26 сентября 1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и его жены Марии Александровны, родилась дочь Марина.

Детство ее проходило в Москве, а летние месяцы, до 1902 года, в Тарусе, на Оке.

Писать стихи Марина Цветаева начала с семи лет.

Когда мама Марины неизлечимо заболела, семья вынуждена была жить за границей: в Италии, Швейцарии, Германии. Марина Цветаева выразила свои впечатления от этих лет в следующих стихах. (Учитель или заранее подготовленные дети, хорошо читающие стихи, знакомят класс с творчеством Цветаевой.)

Отрывок из стихотворения «Первое путешествие»

…Диван-корабль в озерах сна

Помчал нас к сказке Андерсе́на. 

Какой-то добрый Чародей

Его из вод направил сонных

В страну гигантских орхидей,

Печальных глаз и рощ лимонных. 

Мы плыли мимо берегов,

Где зеленеет Пальма Мира,

Где из спокойных жемчугов

Дворцы, а башни из сапфира.

Когда снежинку, что легко летает,

Как звездочка упавшая скользя,

Берешь рукой – она слезинкой тает,

И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы,

Ее коснемся мы капризом рук,

Она, как пленник, заключенный в узы,

Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Оставь полет снежинкам с мотыльками

И не губи медузу на песках!

Нельзя мечту свою хватать руками,

Нельзя мечту свою держать в руках!

ТАК

«Почему ты плачешь?» – «Так».

«Плакать «так» смешно и глупо.

Зареветь, не кончив супа!

Отними от глаз кулак!

Если плачешь, есть причина.

Я отец и я не враг.

Почему ты плачешь?» – «Так».

«Ну какой же ты мужчина?

Отними от глаз кулак!

Что за нрав такой? Откуда?

Рассержусь, и будет худо!

Почему ты плачешь?» – «Так».

– Запишите по образцу фамилию автора этих замечательных стихов.

На моей руке пять пальцев,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Сгибают или разгибают пальчики.)

3. Работа в прописи. Письмо строчной буквы ц.

– Рассмотрите образец строчной буквы ц. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? 

– Опишите направление движения руки при написании строчной буквы ц. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки.

Второй элемент пишется так же, как и первый, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.)

– Перечислите элементы письменной строчной буквы ц. В состав каких букв входят эти элементы?

– Пропишите заданную последовательность элементов и строчную букву ц.

4. Упражнение в письме слов с буквой Ц.

Буква табором кочует,

Лепестки сомкнув, ночует,

И, взъерошив жёлтый пух,

Ходит с мамой под лопух.

(Ц: цыгане, цветок, цыплёнок.)

О. Емельянова

Запись слов с образца.

– Обратите внимание на то, как пишутся слова «цирк» и «цифры». А теперь произнесите их и послушайте. Что заметили?

– Прочитайте слова, в которых ц в начале; в середине; в конце.

Цапля – пара длинных ног,

По болоту без сапог

Ходит-бродит, как по суше,

Распугала всех лягушек!

О. Красс

Письмо предложения с новой буквой.

– Прочитайте предложение. Сколько в нём слов? Какой знак стоит в конце предложения? Спишите. Проверьте.

5. Работа в прописи на резервной странице.

Игра «Объяснялки».

– Прочитайте слова. Объясните их значение.

– Возьмите волшебную палочку и, поменяв всего одну букву, запишите новые слова. Что теперь означают слова?

Игра «Чей домик?»

– Подберите слово к звуковой схеме. Прочитайте слова.

– Найдите слово, которое соответствует данной звуковой схеме. Докажите.

– Прочитайте загадку. Вместо многоточия надо написать отгадку. Кто догадался, кто это? (Скворец.)

– Спишите загадку и припишите отгадку.

6. Самостоятельная работа.

– Распределите слова по группам.

Ч: часы, черепаха, чудо.

Щ: щенок, щи, щека, щука.

Ц: синица, цвет, месяц, цена, заяц.

– Прочитайте слова из одного слога; из двух слогов; из трёх слогов. Какое слово не прочитали? Почему?

– Сравните письменные буквы и, щ, ц.

– Прочитайте предложение. Подчеркните буквы, которые написаны после мягких согласных.

– Какие буквы вы не подчеркнули? Почему?

– Какое слово написано с большой буквы? Почему?

– Какой знак стоит в конце предложения? Сколько слов в предложении? Запишите данное предложение письменным шрифтом.

– Выполните логическое задание с буквами. Какие буквы написаны на шарах?

– Проанализируйте каждую группу букв. Найдите лишнюю, зачеркните её. Почему буквы ц написаны и на голубом, и на зелёном шаре?

IV. Итог урока.

– На что похожа буква Ц? Вспомните и прочитайте стихи про эту букву. В чём «секрет» буквы Ц?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!