СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Африка. Географическое положение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Африка. Географическое положение"»

Конспект урока географии для 7 класса по теме
«Географическое положение. История исследования Африки»



Тип урока: изучение нового материала


Цели:

1. Сформировать у учащихсяпредставление о географическом положении Африки, познакомить с историей исследования континента.

2.Развивать у учащихся познавательные мотивы, направленные на поиск новых знаний посредством разных источников информации, в том числе и ГИС «Планета-Земля».

3. Формировать у обучающихся коммуникативную компетентность, чувство уверенности в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Средства обучения: физическая карта Африки; трафарет контура Африки; ГИС «Планета- Земля»; интерактивная доска МИМИО; комнатные растения, родина которых Африка.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учителем учащихся, выявление степени их готовности к совместной учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний.

Здравствуйте, ребята! Назовите материки, которые я показываю на карте.

(Учитель показывает материки на карте и просит учащихся назвать каждый материк. Последним показывает Африку.)

Сегодня мы с вами приступаем к изучению материков. Первый материк, о котором пойдет речь, Африка. Давайте совместно определим тему и цель нашего урока.

Тема нашего урока - географическое положение, история исследования Африки.

Цель: познакомиться с географическим положением Африкии историей исследованияматерика.

Вспомните, какие древние государства Африки вы знаете?

Назовите, какие исследователи материка вам известны из курса истории?

Что вы знаете о странах Африки?

Что вы знаете о природе Африки?

3. Формирование новых понятий и способов действий.

Существует несколько версий происхождения названия материка. Есть предположение, что название континента произошло от названия народов, живших в пещерах на территории этого континента (от берберского ifri, «пещера»). Еще одна версия гласит, что Африка произошло от греческого слова αφρίκη, что означает «без холода»

    1. Визитка материка.

Африка занимает особое положение среди других континентов. По своим размерам она уступает лишь Евразии, ее площадь составляет 1/5 площади суши всей планеты. Это единственный материк, пересекаемый экватором посередине.

Я предлагаю вам совершить краткий экскурс по материку.

(Учащимся было дано опережающее задание: самостоятельнонайти или сочинить четверостишья о природе, населении, географических объектах материка.) (Приложение 1)

Африка- континент контрастов. Около ½ ее территории материка занимают пустыни и полупустыни. Крупнейшая из них пустыня Сахара: (Четверостишья читаю учащиеся.)

Пустыня Сахара дымится от жара.

Как печь, раскалилась пустыня Сахара,…

В. Безладнов.

Оазис в пустыне:

В пустыне – правда, иногда,

Бывает, водится вода.

Е. Евсеева

Растения Сахары:

Есть сладкие плоды на свете,

Их обожают кушать дети.

В Африке находится одна из самых холодных пустынь Земли-Намиб.

Кто же я, каково моё имя…

Тишину и покой сохраня,

На песке начерчу я: «Пустыня».

Елена Ольховик

Вельвичия- растение пустыни.

В северо-восточной части Сахары, точнее Ливийской пустыне, имеются:

…сооружения,

Поражающие воображение…

(Но не у всех, разумеется,

А у тех, у кого имеется!).

Андрей Усачев

Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре.

К.И. Чуковский

Калахари- то ли пустыня, толи опустыненная саванна, ученые так и не пришли к общему мнению.

В Африке протекает вторая по протяжённости река Земли- Нил.

Для него ежегодно разливы

Этих рыжих всклокоченных вод

Н. Гумилев

Самое протяженное пресноводное озеро Земли- Танганьика.

Ах, какое это чудо!

Голубое плещет блюдо.

Валентина Кау-Тен-Чжи

Озеро Виктория- второе по площади пресноводное озеро мира.

Водопад-Виктория один из красивейших водопадов мира.

Здесь кончается река,

Что течёт издалека,

И, срываясь с высоты,

Тонны падают воды

И, естественно, горы!

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал..

Владимир Высоцкий

Драконовы горы- объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Капские горы- родина многих комнатных растений.

Над просторами саванн поднимаются снежные шапки вулкана Килиманджаро.

Снега божественной Килиманджаро -

"сверкающей горы" на суахили -

средь африканского полуденного жара

прохладным облаком над облаками плыли.

Юрий Цыганков

У подножья вулкана прогуливаются жирафы, слоны, зебры. В саваннах Африки, занимающих до 40% территории материка, обитают самые крупные животные суши.

Флора и фауна Африки богата и разнообразна.

Африка-прародина современного человека.

Только на этом материке основную часть населения составляют коренные народы негроиды. Здесь живут самые высокие люди мира: нилоты и самые низкие пигмеи. Государства Африки долго были колониями, поэтому здесь много отсталых стран. В Африке множество крупных заповедников и национальных парков мирового значения.

    1. Географическое положение материка.

Приступая к изучению любого географического объекта, необходимо сначала познакомиться с его географическим положением. Географическое положение- это положение объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам.

Пользуясь планом описания географического положения материка (стр. 344 учебник), вам предлагается описать географическое положение Африки. Работать вы можете индивидуально или в составе группы.

(План в распечатанном виде раздается на парты. Приложение 2)

Географическое положение Африки

План описания географического положения материка

Вид деятельности

  1. Как расположен материк относительно экватора,

Работа в группах по два человека, учащиеся работают с трафаретом и физической картой Африки. Работу координирует учитель.

(Приложение 3)

тропиков,

полярных кругов,

нулевого меридиана.

  1. Назовите крайнюю северную точку, и определите ее координаты (1ряд)

Индивидуальная работа. Проверка выполненного задания осуществляется при помощи ГИС «Планета Земля». (Если есть возможность, в программе работают учащиеся).



(Приложение 3)

Назовите крайнюю южную точку и определите ее координаты (2 ряд)

Назовите крайнюю восточную точку и определите ее координаты (3 ряд)

Назовите крайнюю западную точку и определите ее координаты (4 ряд)

  1. Определите протяженность материка с запада на восток в градусах и километрах по 20 (в.д.) меридиану.

(1° = 109,6 км)

Индивидуальная работа. Проверка выполненного задания осуществляется при помощи ГИС «Планета Земля». (Если есть возможность, в программе работают учащиеся).


Проверка выполненного задания осуществляется при помощи ГИС «Планета Земля». (Если есть возможность, в программе работают учащиеся).


Определите протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах по 10 (с.ш.) параллели.

(1° = 111,3 км)

  1. В каких климатических поясах расположен материк.

Индивидуальная работа с картой, в ходе беседы с классом проверяется правильность выполнения задания.

  1. Какие океаны омывает материк

Индивидуальная работа с картой, в ходе беседы с классом проверяется правильность выполнения задания.

на севере,

на востоке,

на западе.

  1. Какие моря омывают материк

на севере,

на востоке,

на западе.

Индивидуальная работа с картой, в ходе беседы с классом проверяется правильность выполнения задания.

  1. Как расположен материк относительно других материков. Какой материк находится ближе всего к Африке, а какой дальше всего, а какой дальше?

Индивидуальная работа, правильность выполнения задания проверяется совместно с классом при помощи ГИС «Планета Земля». В программе работает учитель (если есть возможность, в программе работают учащиеся) (Приложение 4,5)



3.3.Исследование Африки.

(Сообщения учащихся с показом презентаций). Приложение 6.

Не позднее 2-го тыс. до н. э. древним египтянам были известны берега Северной Африки от Суэцкого перешейка на восток - до залива Сидра (Б. Сирт) на запад. Они поднимались по Нилу до Пятого порога, пересекали Аравийскую, Нубийскую, Ливийскую пустыни.

В 6 веке до н.э. на узкой полосе восточного побережья Средиземного моря располагалось древнейшее государство Финикия. Жители этого государства занимались морскими перевозками, пиратством, торговлей рабами, золотом, металлическими изделиями и др. товарами. Более 3 тыс. лет назад ими было исследовано средиземноморское побережье Африки от Нила до Столбов Мелькарта. Искусные в морском деле финикийцы охотно нанимались на службу соседям. В 597-594 гг. до н. э. по указу фараона Нехо финикийцы совершили плаванье вокруг Африки.

В 15 в. европейские мореплаватели все настойчивее искали морской путь на Восток. Влекли их туда рассказы арабских купцов о богатой стране Индии, а самое главное- товары, привозимые оттуда: дорогие материи, драгоценные камни, золото и, конечно, пряности. Вдохновителем и организатором плаваний в центральную часть Атлантического океана и к берегам Африки в 1432-1460 гг. был принц Генрих. Отправленные Генрихом экспедиции, открыли Азорские острова, полуостров Зеленый мыс, реки Сенегал, Гамбия и многие другие географические объекты, за что португальцы прозвали принца Мореплавателем.

После смерти Генриха Мореплавателя в 1471 г. Португальцы достигли экватора, в 1480-х годах открыли устье р. Коно, исследовали побережье Юго-Западной Африки.

В 1488г. экспедицией Бартоломеу Диаша (1450-1500),случайно во время бури,было открыто восточного побережья Африки в Индийском океане. Далеко выступающий мыс Африки Диаш назвал м. Бурь, но позднее португальцы переименовали его в мыс Доброй Надежды.

Одиннадцать лет спустя в 1498 г. Васко да Гаме удалось обогнуть Южную Африку, пройти вдоль восточного побережья материка и достичь берегов Индостана.

Исследование внутренних районов Африки европейцами началось в 19в. В этовремя быстроразвивающимся странам Европы потребовались земли, где можно было бы добывать дешевое промышленное сырье и выгодно сбывать дешевые товары. В середине 19в. несколько путешествий вглубь континента совершил известный английский исследователь Д. Ливингстон. Он пересек Южную Африку, исследовал р. Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение реки Конго, озера Ньяса.

Васко да Гама и Давид Ливингстон- оба этих человека внесли вклад в изучение Африки. Это были совершенно разные люди, ставившие перед собой разные цели.

Кто был Васко да Гама? Кем был Давид Ливингстон?

Давайте вместе ответим на этот вопрос.Прочитайте текст, ответьте на поставленные вопросы, найдите общее и отличительные качества личностей этих первооткрывателейи сделайте вывод. (Приложение 7).

    1. Изучение Африки русскими путешественниками и исследователями.

А) Работа с учебником и таблицей.

Прочитайте текст на странице 75 и заполните таблицу (Приложение 8), вписав в нее имя ученого.

Проверка осуществляется с помощью интерактивной доски МИМИО (Приложение 9).

Б)В (1886-1921) поэт Н.С. Гумилев совершил несколько путешествий в Африку, привез коллекции и стихи, посвященные континенту. Прочитайте стихи Н.С. Гумилева, найдите в этих четверостишьях названия географических объектов. Какие из этих объектов вы сможете найти и показать на карте? (Приложение 10).

«Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я верю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!»

Николай Гумилёв

  1. Итоги урока, рефлексия.

Совместное подведение итога урока. Приём «Синквейн»:


Существительное


Прилагательное Прилагательное


Глагол Глагол Глагол


Фраза- 4 слова


Существительное (вывод)


Сегодня мы хорошо поработали, научились определять географическое положение материка, узнали историю исследования материка.

Выставление отметок.

  1. Домашнее задание. Параграф 16.

Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!