СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии 10 класс генетика

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  интересен  для практической деятельности учащихся при рассмотрении законов Менделя и решения задач на моногибридное скрещивание.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 10 класс генетика»

Учитель:

Мосейко Наталья Александровна


Дата: 22.02.18г.

Кол-во присутствующих: Кол-во отсутствующих:

Тема урока:

Моногибридное скрещивание, законы Менделя.

Решение генетических задач.

Класс:

10

Тип урока:

Изучение нового знания

Цель урока:

формирование комплекса знаний о моногибридном скрешивании;

совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, анализировать информацию;

формировать навыки решения генетических задач,

контролировать и оценивать достижение результата,


Критерии достижения цели:

учащийся знает генетические символы, виды скрещивания и механизм действия.

умеет: различать генетические понятия, решать задачи


Материально-техническое обеспечение:


- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point;


Ход урока:

Этапы планируемого урока

Планируемые действия в классе

Ресурсы

Организационный момент

Приветствует учащихся ,определяет готовность к уроку. «Ладошки»


Проверка знаний

1.Вспомним символы.


гаметы

F1, F2



доминантный признак

А, в, с



гомозигота

Аа


АаВв




знак скрещивания


2.Биологический лабиринт.

Цепочка правильных ответов:

1А-2К-5И-9Н-12Е-15Г-17В-20Е

Оценивание.

Презентация, раздаточный материал.

Вызов:

Перед вами фотография с щенками.

Задает вопрос: какую ошибку допустила

природа?

Ответ: забыла о наследственности.

Верно, и чтобы вы в своей жизни не допускали такие ошибки , мы с вами научимся решать генетические задачи. Для чего? Чтобы предсказать какой результат мы получим при скрещивании биологических объектов.

Так какова же тема нашего сегодняшнего урока. (Моногибридное скрещивание. Решение генетических задач.) А цель сегодняшнего урока.( научиться решать генетические задачи на моногибридное скрещивание) Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.


Презентация

Изучение нового материала

Чтобы устранить ваши сомнения при решении задач и упражнений, я предлагаю вам побыть исследователями, и раскрыв механизм и закономерности моногибридного скрещивания решить ряд генетических задач.

Итак, начнём с простого:

Задача на совместное решение:

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

Какова вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами?

Дано:

Длин.ресн.-А

Кор.ресн.-а

F1- ?

Решение:


♀ Аа х ♂ аа

G А, а а

F1 Аа аа

дл.ресн. кор.ресн.

Из четырёх возможных зигот 2/4 =1/2=0,5 -50%

Ответ: вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами – 50%.


Работаем в парах: Задача 1.

У человека глухота наследуется по аутосомно- рецессивному типу наследования. Какова вероятность рождения в этой семье больных и здоровых детей, если родители по этим генам гетерозиготны?

АА-25% Аа-50% аа-25% 3:1 (фен.)

1АА:2Аа:1аа (ген.)


Работаем индивидуально: Задача 2.

Гетерозиготную чёрную крольчиху скрестили с таким же кроликом. Определите потомство по генотипу и фенотипу , если чёрный мех доминирует над серым.

АА-25% Аа-50% аа-25% 3:1 (фен.)

1АА:2Аа:1аа (ген.)


Нас очень часто интересуют вопросы как передаются родительские признаки, и одним из таких признаков является группа крови. Сейчас мы решим с вами задачи на закономерности наследования крови.

Задача

В деревне умер мельник.

Похоронив отца,

Наследство поделили

Три брата-молодца.

Взял старший братец мельницу,

Второй прибрал осла,

А кот достался младшему,

Кота взял младший брат.

Ребята, по закону ли поделили наследство братья, ведь многие соседи считали, что не все братья были родными сыновьями мельника? Можно ли на основании групп крови считать братьев сыновьями мельника? Группы крови таковы: мельник – А0, мать – АВ, первый сын – 00, второй сын – АА, третий сын – В0.

Обозначение групп крови:

I

П

IП

IV

00

АА, А0

ВВ, В0

АВ


♀ АВ х ♂А0

G А,В 0, А

F А0 АА В0 АВ

2 2 3 4

Учащиеся делают вывод. Первый сын не является сыном мельника.

ФИЗМИНУТКА для глаз ( для снятия напряжения глаз)

























Работают в тетрадях.

Закрепление

Работаем в парах: Задача 3.

На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом её ребёнка. Насколько вероятно , что иск женщины будет удовлетворён, если у ребёнка I группа крови, а у мужчины – IV ?

♀ А0 х ♂АВ

G А,0 А,В

F АА АВ А0 В0


Генотипы с 1 группой крови отсутствуют , значит мужчина Х не является отцом ребёнка и иск будет отклонён.


Презентация

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Подсчитайте баллы , набранные вами в течение урока по рабочим листам и согласно критериев оцените свою работу. Поднимите руки кто получил «5»…

У вас на столах лежат листочки с генотипами Я прошу вас определиться, какой генотип вы выбираете, анализируя своя знания и работу на уроке. Поднимите , пожалуйста листочки.(учитель делает вывод)


АА

Хорошо знаю тему, могу решить задачи

Аа

Знаю тему, но не всегда могу решить задачи

аа

Не до конца понял тему и не могу решить задачи



Презентация

Домашнее задание

Повторить терминологию генетики и решить задачу:

У человека признак альбинизма передается по аутосомно-рецессивному типу наследования. Один из супругов альбинос, а другой нормальный. В такой семье родились двухъяйцовые близнецы. Один из них альбинос, второй – нормальный. Какова вероятность того, что следующий ребенок окажется альбиносом?

Презентация




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!