СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии "Строение клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок биологии в 5 классе нна тему "Строение клетки"

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии "Строение клетки"»

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе

На тему «Строение клетки»

Класс: 5

Дата:

Место урока в теме: 2

Тема урока: Строение клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

Образовательные: показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований; знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки. дать понятие о том, что живые клетки дышат, питаются, растут, делятся.

Развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитательные: осознанно достигать поставленной цели.

Материалы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедиа (проектор, компьютер, презентация).

Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.

Структура урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время ( мин.)

1.

Организационный этап

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Отметка отсутствующих.

Готовят рабочее место. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу

1 мин.

2.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Проверка знаний по §6.



I. Фронтальный опрос:

1.какие увеличительные приборы вы знаете?

2. что представляет собой лупа и какое увеличение она дает?

3.как устроен световой микроскоп и какое он имеет увеличение?

4.Подумайте, можно ли с помощью светового микроскопа изучать непрозрачные предметы?

Отвечают на вопросы.








5 мин.








3.

Изучение нового материала.

Откройте текст §7 и определите, какие вопросы вы будете решать, какие задачи можно поставить для выполнения работы.


1 мин.


Объясняю новую тему, работаем с новым материалом и презентацией.

Записывают в тетрадь новые понятия.

Слушают учителя.

Зарисовывают в тетради клетку.

Записывают функции органоидов.

26











4.

Закрепление материала.

Вопросы для закрепления представлены на слайде 11 и 12.

Отвечают на вопросы в тетради, меняются и проверяют работы друг друга.

10

5.

Рефлексия. Дом задание.

§3, доделать таблицу.

Объясняет домашнее задание

Слушают объяснение, записывают домашнее задание

2 мин.



Ход работы

Здравствуйте ребята!(проверка дз)

Сегодня на уроке нам потребуется ваша активность и ваши способности. И у нас с вами все получится.

Давайте с вами порассуждаем.

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) 
– Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.) Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.

С помощью, каких приборов можно изучать клетки?

Сегодня мы будем говорить о клетках. Презентация. (Слайд 1)

Впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме. (Слайд 2–4)

Ребята! Вспомните все, что я сказала, подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы.) (Слайд 5) Запишем тему урока.

Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока? (Ответы.) (Слайд 6)

Изучение новой темы.

Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.

Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов. (Запись в тетрадь.) (Слайд7)

Рассмотрим строение растительной клетки. Из каких органоидов она состоит?(зарисовали)(слайд 8)

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др. Подробно об этом вы будите говорить в старших классах. (Слайд 9)

Какие органы живых организмов вы знаете? Каково их значение?

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию. Сейчас мы с вами определим функции главных частей клетки.

Ребята! Вы сейчас будете работать самостоятельно с помощью учебника (стр. 35–36).Сделайте записи в тетради по следующим пунктам.(слайд 9)

  1. Какие функции выполняет оболочка в клетке,

  2. Какие функции выполняет цитоплазма,

  3. Какие функции выполняет ядро,

  4. Функции вакуоли.

Клетки растений отличаются от клеток животных именно наличием пластид. Все растительные клетки имеют пластиды. Зеленые растения – хлорофилл. Мы с вами познакомимся с внешним строением этих клеток, заодно выявим отличия. Но подробно об этом вы будите говорить через урок.

Все клетки – живые. Они дышат, питаются, растут и делятся. Из одной клетки получается две. Затем, из каждой новой, когда она вырастет, – еще две. Благодаря этому растет весь организм.

(Выполнить упр. 24, 25 в рабочей тетради.)

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование. Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке. (Слайд 10)

Какие утверждения верны?

Поставьте знак “+” или “-”.

Клетка – основная единица строения всех живых организмов.

Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток.

Пластиды – есть только у растительных клеток.

Лупа – самый сильный увеличительный прибор.

Живые клетки только питаются.

Клетки одинаковы по форме и размерам.

Организм человека состоит из клеток.

Оцените, пожалуйста, сами свои работы по ключу. (Слайд 11-12)

Поменялись тетрадками и проверили.

Записываем д/з.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!