Урок обобщения по теме «Класс Насекомые»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Класс Насекомые»
Задачи:
- образовательные – повторение, закрепление знаний учащихся по данной теме; закрепление навыка создания интеллект-карт;
- развивающие – развитие самостоятельной познавательной активности учащихся, коммуникативных способностей через посредство работы в группах; продолжить развитие общечебных умений (обобщать, выделять главное, анализировать)
- воспитательные – воспитание чуткого и внимательного отношения к окружающему миру, экологическое воспитание.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Латюшин В.В, Шапкин В.А. Биология. Животные.7 класс. М.: Дрофа, 2002.- 304 с.
Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк./ Быковский Б.Е., Козлова Е. В., Мончадский А.С. и др.- М.: Просвещение, 1997.-256с.
Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. - М.: Просвещение, 1981.- 224 с.
Используемое оборудование: таблицы: «Внутреннее строение насекомых», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», учебники, листы А3, маркеры
Требования к подготовке обучающихся по теме «Класс Насекомые» следующие:
1.Иметь понятие о многообразии и классификации насекомых.
2. Знать общую характеристику класса насекомых.
3. Характеризовать особенности строения, размножения и развития представителей отрядов насекомых с полным и неполным метаморфозом.
4. Объяснять многообразие и значение насекомых в биоценозах, их роль в природе и в жизни человека.
Исходя из этих требований спланирован данный урок.
Ход урока.
Организационная часть
Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
«Насекомые – самые многочисленные животные на земном шаре, их насчитывается 1018 особей, 3 млн. видов, 75 % от всех животных. Их больше чем звезд в галактике. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, опоясывающая земной шар 125 млн. раз. Понятно, что при таком огромном количестве насекомые играют важную роль на Земле и для человечества (ведь на каждого человека приходится не менее 200 миллионов ползающих, бегающих, прыгающих, плавающих, летающих насекомых). Именно об этих животных вам сегодня прийдется составить интеллект-карту. Вспомним принципы построения интеллект-карт
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ:
1. Графическое представление информации.
Это является ее главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карт. Вместо того, чтобы писать логически связанный текст, в интеллект-картах информация представляется в виде схемы. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
2. Использование пиктограмм.
Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.
3. Активное использование цвета (на менее трех цветов).
При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех цветов). Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно!
4. Использование многомерных объектов.
Лист – это просто проекция всего дерева интеллект-карты на плоскость бумаги, при этом само дерево может расти в нескольких измерениях/
5. Нелинейное размещение.
Кроме центрального элемента, основным принципом построения интеллект-карт является их принципиально нелинейное построение. От центрального образа стрелки могут идти куда угодно, не ограничиваясь ни своим размером, ни положением на листке.
В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы
Информация учителя о форме проведения урока. Разделение класса на 5 групп по 5 человек в каждой группе.
Учитель: какие ассоциации у вас вызывает данная тема урока?
Фиксация образов темы на доске и в тетрадях учащихся
Учитель: Давайте наведем порядок в словах-ассоциациях – сгруппируем их по смыслу. А далее подберем ключевые слова и фразы к сгруппированным словам – ассоциациям.
Работа в группах по созданию интеллект-карт
1 этап:
1 Обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)
2 Определение объёма материала, оценивание уровня его сложности
3 Свободное извержение ассоциаций по теме занятия
4 Построение индивидуальных интеллект-карт
5 Обсуждение первичных представлений о теме
6 Составление предварительной интегральной интеллект-карты
2 этап:
7 Индивидуальное анонсное чтение элементов текста
8 Дополнение индивидуальных интеллект-карт
9 Обсуждение результатов анонсного чтения
3 этап:
Чтение наиболее сложных фрагментов текста
Завершение интеллект-карт
Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
Завершение создания коллективной интеллект-карты и коррекция карт
Коррекция интеллект-карт
Обмен интеллект –картами и оценивание работ других групп, заполнение таблицы
№ группы | Структура карты | Соответствие информации ключевой ветви | Графическое оформление и символика | Установление логических связей | Среда обитания | строение | Жизнедеятельность | Многообразие | Отметка |
| | | | | | | | | |
3 – оптимальный уровень, 2 – достаточный, 1 - критический
5. Подведение итогов, выставление отметок