СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок биологии по теме "Насекомые" с применением метода интеллект-карт

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии по теме "Насекомые" с применением метода интеллект-карт»

Урок обобщения по теме «Класс Насекомые»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Класс Насекомые»
Задачи:
- образовательные – повторение, закрепление знаний учащихся по данной теме; закрепление навыка создания интеллект-карт;
- развивающие – развитие самостоятельной познавательной активности учащихся, коммуникативных способностей через посредство работы в группах; продолжить развитие общечебных умений (обобщать, выделять главное, анализировать)
- воспитательные – воспитание чуткого и внимательного отношения к окружающему миру, экологическое воспитание.

Тип урока: 

Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия

Латюшин В.В, Шапкин В.А. Биология. Животные.7 класс. М.: Дрофа, 2002.- 304 с.

Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк./ Быковский Б.Е., Козлова Е. В., Мончадский А.С. и др.- М.: Просвещение, 1997.-256с.

Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. - М.: Просвещение, 1981.- 224 с.

Используемое оборудование: таблицы: «Внутреннее строение насекомых», «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», учебники, листы А3, маркеры

Требования к подготовке обучающихся по теме «Класс Насекомые» следующие:
1.Иметь понятие о многообразии и классификации насекомых.
2. Знать общую характеристику класса насекомых.
3. Характеризовать особенности строения, размножения и развития представителей отрядов насекомых с полным и неполным метаморфозом.
4. Объяснять многообразие и значение насекомых в биоценозах, их роль в природе и в жизни человека.
Исходя из этих требований спланирован данный урок.

Ход урока.


  1. Организационная часть


  1. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

«Насекомые – самые многочисленные животные на земном шаре, их насчитывается 1018 особей, 3 млн. видов, 75 % от всех животных. Их больше чем звезд в галактике. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, опоясывающая земной шар 125 млн. раз. Понятно, что при таком огромном количестве насекомые играют важную роль на Земле и для человечества (ведь на каждого человека приходится не менее 200 миллионов ползающих, бегающих, прыгающих, плавающих, летающих насекомых). Именно об этих животных вам сегодня прийдется составить интеллект-карту. Вспомним принципы построения интеллект-карт

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ:

1. Графическое представление информации.

Это является ее главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карт. Вместо того, чтобы писать логически связанный текст, в интеллект-картах информация представляется в виде схемы. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.

2. Использование пиктограмм.

Использование пиктограмм в интеллект-картах является обязательным. В этих картах пиктограммами могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки, позволяющие невербальным способом передать отношение автора к узлам карты или косвенно указать на происхождение и назначение узлов.

3. Активное использование цвета (на менее трех цветов).

При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех цветов). Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно!

4. Использование многомерных объектов.

Лист – это просто проекция всего дерева интеллект-карты на плоскость бумаги, при этом само дерево может расти в нескольких измерениях/

5. Нелинейное размещение.

Кроме центрального элемента, основным принципом построения интеллект-карт является их принципиально нелинейное построение. От центрального образа стрелки могут идти куда угодно, не ограничиваясь ни своим размером, ни положением на листке.


В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы

  1. Информация учителя о форме проведения урока. Разделение класса на 5 групп по 5 человек в каждой группе.

Учитель: какие ассоциации у вас вызывает данная тема урока?

Фиксация образов темы на доске и в тетрадях учащихся

Учитель: Давайте наведем порядок в словах-ассоциациях – сгруппируем их по смыслу. А далее подберем ключевые слова и фразы к сгруппированным словам – ассоциациям.

  1. Работа в группах по созданию интеллект-карт

1 этап:
1 Обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (оглавление, название разделов и параграфов, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)
2 Определение объёма материала, оценивание уровня его сложности
3 Свободное извержение ассоциаций по теме занятия
4 Построение индивидуальных интеллект-карт
5 Обсуждение первичных представлений о теме
6 Составление предварительной интегральной интеллект-карты

2 этап:
7 Индивидуальное анонсное чтение элементов текста
8 Дополнение индивидуальных интеллект-карт
9 Обсуждение результатов анонсного чтения

3 этап:

Чтение наиболее сложных фрагментов текста
Завершение интеллект-карт
Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение
Завершение создания коллективной интеллект-карты и коррекция карт

  1. Коррекция интеллект-карт

Обмен интеллект –картами и оценивание работ других групп, заполнение таблицы

№ группы

Структура карты

Соответствие информации ключевой ветви

Графическое оформление и символика

Установление логических связей

Среда обитания

строение

Жизнедеятельность

Многообразие

Отметка











3 – оптимальный уровень, 2 – достаточный, 1 - критический

5. Подведение итогов, выставление отметок











 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!