Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 11 классе по теме " Борьба за существование и её формы"»
Тема урока:
Борьба за существование и её формы 11 класс
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;
- Научить правильно определять формы борьбы за существование;
- Убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции.
Проверка домашнего задания.
- Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику.
- Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.
Формы борьбы за существование
Внутривидовая борьба
Межвидовая борьба
Борьба с неблагоприятными
Условиями среды
Внутривидовая борьба
- Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.
Примеры внутривидовой борьбы:
- Борьба за территорию;
- Состязание за добычу;
- Внутривидовой каннибализм;
- Борьба за главенство в стае;
- Борьба за обладание самкой
Межвидовая борьба
- Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.
Примеры межвидовой борьбы:
- Вытеснение пчелы австралийской пчелой европейской;
- Конкуренция между серой и чёрной крысами;
- Конкуренция за свет между елью и берёзой;
- Паразитизм;
- Вытеснение куницей-харзой соболя из его привычных мест обитания.
Борьба с неблагоприятными условиями среды
- Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.
Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды:
- Сезонная линька;
- Летняя и зимняя спячка;
- Сезонные перелёты и кочёвки птиц;
- Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений;
- Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.
Закрепление темы:
- Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки:
А – Внутривидовая борьба
Б – Межвидовая борьба
В – Борьба с неблагоприятными условиями среды
Причины гибели особей одуванчика:
1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;
2-плодами питаются многие птицы;
3-всходами питаются травоядные животные;
4-одуванчики топчут люди;
5- растения затемняют пырей, крапива;
6-сами одуванчики вытесняют друг друга;
7-семена погибают на скалах, в пустыне;
8-семена не прорастают от недостатка влаги;
9-растения гибнут от сильных морозов;
10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.
Ответьте на вопросы:
- В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?
- Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?
Подведение итогов урока:
Борьба за
существование
«Поражение» наименее
приспособленных
особей, имеющих
неблагоприятные
признаки
«Победа» наиболее
приспособленных
особей, имеющих
благоприятные
признаки
Выживание и
участие
в размножении
Гибель, устранение
от размножения
Благоприятные
признаки передаются
потомству и
усиливаются
Неблагоприятные
признаки
не передаются
потомству
Движущие силы эволюции:
Результатом
борьбы за
существование
является
естественный
отбор
Естественный
отбор
Борьба за
существование
Наследственная
изменчивость
Домашнее задание:
- Выучить параграф 57,
- Ответить на вопросы на странице 207.