Самоанализ урока «Семя его строение и значение.»
Урок проводила в 7 классе.
Тема урока: «Семя его строение и значение.» ФГОС
Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.
Цель урока : познакомить учащихся с особенностями строения семян и их значением.
Задачи, которые я ставила перед собой
Образовательные:
· раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;
· дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.
· формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян; умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;
Развивающие:
· развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;
развивать наблюдательность, речь учащихся .умение работать с учебником.
Воспитательная:
· продолжить формирование научного мировоззрения.
· Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.
· развитие инициативы, уверенности в своих силах
На уроке применялись различные формы учебной деятельности: работа по инструктивным картам, сообщения учащихся, фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, рефлексия.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и дифференцированный.
На уроке формировались следующие компетенции: личностного совершенствования, ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная.
Урок состоял из этапов:
Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы ( эмоциональный и психологический настрой, рефлексия настроения).
Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы. Проверка знаний по предыдущей теме фронтальный опрос.
Изучение нового материала по теме «Семя его строение и значение». На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, работа с учебником, задания в инструктивных картах, работа парами, сообщения учащихся (опережающее задание), использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов. На этом этапе использовала частично поисковый метод и практический при выполнении лабораторной работы. Элемент технологии критическое мышление при составлении кластера. Также здоровье сберегающая технология (физминутка).
На этапе закрепления применила тест «Верю- не верю » задача которого - проверить знания учащихся, при этом использовалась взаимопроверка.
Информирование о домашнем задании. Задача - разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника, творческое задание по интересам и степени сложности)
Рефлексия. Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке, оценка собственного продвижения в изучении темы. Смайлики оцени урок. А также проведена рефлексия настроения в начале и конце урока.
Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно. Они способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности детей.
Считаю, что урок цели достиг.
По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что дети удовлетворены результатами своей работы, урок им понравился.
Конспект открытого урока по биологии 7 класс.
Тема урока «Семя его строение и значение.» ФГОС
Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Задачи урока
Обеспечить достижение предметных результатов обучения:
сформировать знания о строении и значении семян однодольных растениях и двудольных растений.
Сформировать умения описывать внешнее строение семени, определять и называть части семени, выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений.
Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности;
Познавательные УУД:
- уметь работать с учебником (текстом, рисунками), дидактическим материалом; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в кластер)
Комуникативные УУД:
- работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.
Личностные:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, тесты, карточки с игрой «Верю – не верю», инструктивные карточки.
I. Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей сегодня на уроке биологии. Давайте посмотрим на доску и улыбнемся солнышку.
Молодцы! Садитесь.
II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений, нас ждет интересное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.
1.Давайте вспомним, какие растения мы изучаем (цветковые)
2.Почему они получили такое название? (на этих растениях образуется цветок)
3.Что образуется на месте цветка? (плод)
III. Самоопределение к деятельности. (2 мин) послушайте стихотворение и попытайтесь понять о че пойдет речь на уроке?
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут они в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою все воет
Спит и дышит жизнь у меня в руке
Будущий побег и могучий корень.
А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя)
1.Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (из семян появляется новое растение)
Определите тему урока. «Строение семян».
2.что вы знаете, о семени? (Обычно находятся в плоде, разной окраски, формы, размеров)
3. что хотели бы еще узнать, чему научиться? Давайте мы с вами сформулируем цели урока?
1.изучить строение семян
2.разобраться все ли семена одинаковы по строению
3. запомнить на какие группы делят растения по строению семян
Молодцы!
Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)
1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года.
2.Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.
3. Есть семена лекарственные.
а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.
б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.
в) Семя укропа огородного применяется при болезнях печени, для возбуждения аппетита, при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.
д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.
4. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен
0,2 г
Молодцы! Интересная информация
Открыли тетради и записали число и тему урока. Давайте дадим определение понятию семя.
Что же такое семя – это орган, предназначенный для размножения и распространения семян!
IV. Работа по новой теме. (9 мин)
Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Для этого прочитайте текст в учебнике стр.46 ( читают).
Составьте кластер в тетради строение семени. Работа в парах.
Семя фасоли
Кожура зародыш
Корешок стебелек почечка семядоли
Мы составили кластер а теперь выполним лабораторную работу.
Перед трудной работой надо размяться!
Физминутка (1 минута):
А сейчас немного отдохнем:
Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши,кустарник – топнули ногой: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).
V. Лабораторная работа. (12 мин), Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы . Результаты работы вы заносите в рабочую тетрадь. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).
Инструктаж. Как мы работаем: Перед вами, ребята, инструктивные карты, натуральные объекты- семена растений, необходимое оборудование для работы: лупы. Поэтапно мы будем выполнять задания, согласно инструктивной карте.
Ваша задача:
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться инструментом
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Обсуждение:
А теперь, давайте сравним изученные семена фасоли и то что вы прочитали в учебнике . Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).
А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).
Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. Итак, мы с вами выяснили, что: Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок- сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
VI. Закрепление. (4 мин)
“Верю – не верю” Верю – не верю”
Фамилия, имя | +/- |
У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. Строение семян всех двудольных растений одинаково. Первым у проростка появляется корешок. Молодое растение называют заростком. Снаружи семена покрыты корой. Через семявход в семя проникает вода. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными. | + - + + - - + - |
А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените:
VII. Подведение итогов, выставление оценок. (2 мин).
Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего путешествия?
1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества.
2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.3.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др
4.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др.
Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.
Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: .., они получают оценку ____, за работу по карточкам получают оценки: ____.
VII. Домашнее задание (2 мин).
Обязательный уровень:
§ 10 ответить на вопросы в конце параграфа;
Задание на «4»:Найти стихотворения, загадки, сказки, пословицы и поговорки о семенах;
Задание на «5» творческое: приготовить мини коллекцию семян.
VIII. Рефлексия: (1 мин),
Что нового вы для себя открыли?
Что больше всего вам понравилось на уроке?
Вы удовлетворены полученными знаниями?
В заключении сегодняшнего урока я хочу подарить вашему классу семена цветковых растений. Мы сегодня начали изучать новую тему, т. е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды. Посеяв весной эти семена, вы украсите их всходами территорию нашей школы, и люди будут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.
Сегодня на урок все работали активно, отвечали полно и правильно на мои вопросы – молодцы, за самостоятельную работу по карточкам я выставлю оценки в журнал.
При выходе из класса я попрошу положить смайлик, который соответствует вашей оценке урока. «Было интересно», «Было неинтересно».