МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
Урок-деловая игра по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности
«Учимся быть предпринимателями»
Закрепление изученного.
(Учебник М.И.Моро УМК «Школа России»)
Учитель начальных классов
Немчинова Е.В.
Тема: «Учимся быть предпринимателями». Закрепление изученного.
Цель: 1.Формировать вычислительные умения и навыки, закреплять умение решать задачи, уравнения, выполнять вычисления с именованными числами. 2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
3. Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.
Планируемый результат:
Предметные : научатся пользоваться приёмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, решать задачи; уравнения.
Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики
Вид урока: деловая игра
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности
Слайд №
Учитель: – Самое удивительное явление в Мире – это доброта. Подарите улыбки друг другу. Подарите улыбки гостям, передайте своё хорошее настроение, ведь трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
Необычный день у нас,
и гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
-Видеть вас мы очень рады!
Спасибо, садитесь.
Настрой на урок: . одна хорошая минута сделала одно хорошее дело,
- десять хороших минут сделали десять хороших дел.
- а сколько хороших дел можно сделать за целый урок?
- Молодцы! Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел. И хочу, чтобы вы сегодня получили только положительные эмоции от своих результатов, от урока.
- С таким хорошим настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.
-А тема урока у нас сегодня необычная: «Учимся быть предпринимателями. Закрепление изученного.»
-Кто такой предприниматель? (Предприниматель — это лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее свое дело в целях получения прибыли или иной выгоды) (Карточка со словом «Предприниматель на доске)
Слайд
Слово «бизнес» в своей жизни вы слышите часто. Что оно обозначает?( Бизнес — инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела) (Карточка со словом «бизнес» на доске)
Актуализация знаний
Слайд № .
-Позвольте мне наш сегодняшний урок начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо.
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.
-Вы готовы к работе?
- Тогда начинаем!
-Ребята, мы с вами живем в очень красивой стране, которая развивается и старается идти вперед. В нашей стране есть много различных заводов, предприятий, фирм которые помогают нашему государству. И сегодня мы тоже на уроке поработаем в фирмах.
-Что такое фирма? Я вас просила узнать из толкового словаря значение слова «фирма» (слово на доске)
Слайд
(Торговое или промышленное предприятие, производственное объединение.)
-Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого, и шаг за шагом будем продвигаться к будущему, освоим основы предпринимательства.
-На уроках окружающего мира мы познакомились с особенностями природных зон России.
-В какой природной зоне находится Курская область? (лесостепной)
Слайд
-Скажите, чем богата лесостепная зона? (чернозём)
Слайд
- Занятия человека лесостепной зоны?(животноводство, растениеводство, овощеводство, плодоводство
Слайд слайд
- Какие фирмы можно открыть в нашей зоне?
Сегодня на уроке я предлагаю открыть фирмы по производству, реализации и сбыту зерна и хлебопродуктов.
- Для открытия фирмы необходима лицензия.(карточка на доске).
-А что же такое лицензия? Лицензия – это разрешение на существование.
-Выполним шифрограмму, получим разрешение и узнаем, как называется ваша фирма.
Слайд
1 фирма «Колосок»
2050+400= (2450 К)
3200:4= (800 О)
160:4= (40 Л)
1500-200=( 1300 О)
2100:70= (30 С)
50*6= (300 О)
8100:90= (90К)
Слайд
2 фирма « Каравай»
5400:60=(90 К)
4800:800=(6 А)
25*4=(100 Р)
3200-3000=(200 А)
4070+300=(4300 В)
60*7=(420 А)
15*6=(90 Й)
Слайд
-Итак, открыты фирмы: «Колосок» и «Каравай»
Слайд
-Их президентами являются (Реутов Дмитрий, Григорьев Дмитрий)
-Фирмы наши маленькие.
-Каждой фирме необходим бухгалтер (слово на доске). Со значением этого слова вы уже знакомы – это специалист бухгалтерии, а бухгалтерия –отдел предприятия, осуществляющий документальный, хозяйственный учёт денег.
-Бухгалтер должен хорошо считать. Назначьте бухгалтеров в своих фирмах.
- И ещё один специалист фирмы - логист (Карточка на доске)
Логист – это человек, который организует доставку из одного пункта в другой. В нашем случае это будет всё, что связано с хлебоперерабатывающей промышленностью.
- Прикрепите бейджики.
-Президенты будут моими непосредственными помощниками.
-Я являюсь генеральным директором головного предприятия «Русский хлеб»
Слайд
- Давайте познакомимся с правилами игры: (стоят таблички у детей на партах)
Слайд
1. Президент фирмы принимает окончательно решение по данному вопросу
2. За каждый правильный ответ фирма получает деньги и таким образом должны пополнять бюджет фирмы.
3. Победителем считается фирма, у которой больше денег.
- Я составила бизнес-план нашей работы.
Слайд
1. Аукцион знаний
2. Работа с деловыми бумагами.
3. Бухгалтерский учёт.
4. Запуск оборудования.
Вручаю вам деловой пакет с заданиями на ближайший период времени. (задания в файлах- напечатанные).
-Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами. У каждого сотрудника есть табель учёта денежных средств, куда Вы будете вносить свою прибыль- баллы.
- Президенты раздайте каждому сотруднику табель.
- Свои отчёты и работы будем записывать в деловые блокноты. Деловым блокнотом сегодня будет наша тетрадь по математике. Перед работой мы должны записать число и вид работы. (дети записывают число, кл работа)
- Для развития Ваших фирм необходим стартовый капитал. Начинаем зарабатывать деньги.
Блиц-опрос «Горячая двадцатка».
За каждый правильный ответ 100 рублей.
-Президенты фирм, будьте внимательны! Прибыль записывайте в бюджет фирмы, а не в табель сотрудника.
(задания задаю по очереди каждой фирме)
Назовите компоненты и результат действия сложения?
Назовите компоненты и результат действия вычитания?
Назовите компоненты и результат действия умножения? (множители, произведение)
Назовите компоненты и результат действия деления? (делимое, делитель, частное)
как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
что такое периметр?
как найти площадь?
что такое квадрат?
что такое прямоугольник?
Если к числу прибавить 0, то... (то число не изменится)?
Если из числа вычесть 0, то.. .(число не изменится)?
Разность двух одинаковых чисел равна.. .(0)
какое число получится при делении на 0?
сколько дней в году? (365 или 366)
сколько кг в 1 т.? (1000)
Сколько часов в одних сутках? (24)
Сколько квадратных см в одном квадратном метре? (10000)
Сколько кг в одном центнере? (100)
Сколько метров в одном километре? (1000)
1. Аукцион знаний (устный счёт)
-Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Вы можете получить прибыль за свои знания. Каждый сотрудник записывает ответ в деловой блокнот.
-Итак, кто больше заработает на счет своей фирмы. Записываем только ответы.
( 6 вопросов. Стоимость вопроса – 100 руб. Каждый сотрудник может принести в бюджет фирмы от 100 до 600 рублей, а в свой личный от 1 до 6 баллов.
(Ответы учащиеся записывают в тетрадях. Задания для устного счета отображаются на доске -из презентации урока).
1) 320*20 =6400
2) 10000- 5100=4900
3) 10 000: 2= 5000
4) 827+406+594=1827 600 руб.
5) 7200 : 90= 80
6) 36490 – 30400 + 10 = 6100 (100 рублей каждый ответ)
К посеву хлебных культур сначала приступило 1030 рабочих и 1210 работниц фирм. Их разделили на 10 одинаковых бригад. Сколько человек в каждой бригаде? (224 человека) (200 рублей). (Записать решение)
Решение: 1) 1030+ 1210 = 2240 (ч.) – всего
2) 2240 : 10 = 224 (ч.)
В прошлом году средняя урожайность зерна в Курской области-50центнеров с гектара, а в этом году- 53 центнера. На сколько центнеров выросла урожайность в этом году? (На 3 ц) (100 руб)
Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе. (12*7=84 дня) (100 руб)
из 1 ц вычесть 30 кг. (70 кг) (100 руб)
Длина прямоугольного участка под посевы равна 200 метров, а ширина – 4 метра. Чему равна площадь этого участка? (S= 200*4 800 квадратных метра.) (200 руб)
- Подведите итоги и запишите свою прибыль в табель.
Закрепление и обобщение приобретённых знаний
Работа с деловыми бумагами.
- А теперь приступим ко 2 пункту нашего бизнес-плана - работа с деловыми бумагам. Вам нужно решить задачу. Президенты раздайте своим сотрудникам задания и выберите 1 сотрудника от фирмы для работы у доски.
- Также в течение урока будет проходить акция. Вы можете поработать с дополнительными деловыми бумагами, только после выполнения основного задания, и получить дополнительную прибыль. Каждый сотрудник сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он хочет заработать.
(150*4):10+80 (140) (100)
630:70+ 70:70 (10) (100)
(727+73):80+15 (25) (100)
Задание.
1 уровень
Длина прямоугольника 8 см, а ширина 5 см. найти площадь и периметр. (100р)
2 уровень.
Найди площадь прямоугольной площадки , если ее длина равна 12 метров, а ширина в 3 раза меньше. (200р)
3 уровень
Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. (300р)
На первом поле посеяли 1 фирма 200 га пшеницы (950)
200*3 = 600 (га) – на втором поле
600 : 4 = 150 (га) – на третьем поле
200 + 600 + 150 = 950 (га) - всего
2 фирма 300 га пшеницы (1425)
300*3 = 900 (га) – на втором поле
900 : 4 = 225 (га) – на третьем поле
300 + 900 + 225 = 1425 (га) - всего
А на втором в 3 раза больше чем на первом, а на третьем поле посеяли в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях? Стоимость этого задания (500 руб)
- Молодцы запишите свою прибыль в табель.
(задания на карточках) (Сдают учителю)
- Фирмы хорошо потрудились. Пришло время и немного отдохнуть.
IV. Работа в микрогруппах
3. Бухгалтерский учёт
- А теперь возвращаемся к нашим делам. Проверим, в чьей фирме лучшие бухгалтеры.
-Бухгалтер одной фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найдите и исправьте ее. Президент ы раздайте по одному заданию своим сотрудникам. Обсуждаем всей фирмой. Главный документ, который будет оцениваться, у президента фирмы. Прибыль записывается в бюджет фирмы, а не в табель сотрудника. (на раздаточной карте)
349 7360 4 70 006 50106
*___50 4 174 23 731 19038
1755 33 56 372 31968
32
16
16
0
(проверка микрогрупп) (каждый по 100 руб) (400 руб.)
V. Физминутка
-Перед тем, как приступить к работе по деловым бумагам, вам нужно отдохнуть.
Мы сделаем с вами зарядку для глаз. Сядьте удобно, вы уже взрослые, поэтому мы с вами делаем зарядку для глаз очень- очень часто. Итак:
глазки вверх, вниз, вправо, влево,
глазки вверх, вправо, влево, вниз,
глазки вверх, влево, вниз, вправо,
Зажмурьте глазки, молодцы, зажмурьте, зажмурьте,
расслабьте глазки, еще разочек: зажмурьте, расслабьте.
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова.
(Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели, И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
VI. Самостоятельная работа
4. Запуск нового оборудования
- Для работы наших фирм было закуплено новое оборудование. Для запуска этого оборудования нужно выполнить некоторые расчёты - решить уравнения. Президент выбирает, кто из сотрудников будет выполнять расчёты у доски. Остальные записывают решение в свои деловые блокноты. Стоимость задания – 300 руб.
1 фирма 2 фирма
х -295 =300 540+х=1100
х=595 х=560
- Молодцы, запишите свою прибыль в табель.
Благотворительная акция
- Ваша фирма участвует в благотворительной акции.
-Что такое благотворительность? (Благотворительная деятельность, безвозмездная отдача, направленная на общественную пользу, на оказание помощи малоимущим)
Необходимо выполнить задние. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый человек сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он может внести.
-Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее.
(Учащиеся выбирают задания и выполняют. Сдают учителю.)
40210+5698 =45908 (100) 7296+3125=10421 (100)
729046-310269=418777 (200) 10010-8456=1554 (200)
804030-19647=784383 (300) 700500-429756=270744 (300)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Молодцы. Мы плодотворно поработали.
-Легко ли быть предпринимателем?
- С какими трудностями столкнулась Ваша фирма?
- С каким пунктом бизнес-плана Ваша фирма справилась лучше всего?
- А теперь собираем капитал.
-Бухгалтеры, подсчитайте прибыль фирмы.
- Передайте президентам свои табели . Президенты должны отметить своих подчинённых. Подсчитайте баллы и выставьте предварительные оценки своим сотрудникам.
- Дети, этот урок вселил в меня мудрость.
Он сказал мне: Верь в своих воспитанников, каждый из них обязательно станет хорошим человеком! Спасибо вам за сотрудничество и за активную работу на уроке! А нашим гостям за то, что нашли время и пришли к нам на урок.
VIII. Домашнее задание
(Раздаю карточки из « Дополнительные доходы)
Реши уравнение х -295 =300 |
Реши уравнение х -295 =300 |
Стоимость задания 100 руб (150*4):10+80= |
Стоимость задания 100 руб 630:70+ 70:70 = |
Стоимость задания 100 руб (727+73):80+15 = |
Стоимость задания 100 руб (727+73):80+15= |
Стоимость задания 100 руб Длина прямоугольника 8 см, а ширина 5 см. найти площадь и периметр. |
Стоимость задания 200 руб Найди площадь прямоугольной площадки , если ее длина равна 12 метров, а ширина в 3 раза меньше. |
Стоимость задания 300 руб Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. |
349 7360 4 70 006 50106 *__ 50 4 174 23 731 19038 1755 33 56 372 31968 32 16 16 0 |
Стоимость задания 100 руб 40210+ 5698 |
Стоимость задания 100 руб 7296+3125 |
Стоимость задания 200 руб 729046 - 310269 |
Стоимость задания 200 руб 10010- 8456 |
Стоимость задания 300 руб 804030-19647 |
Стоимость задания 300 руб 700500- 429756 |
Стоимость задания 300 руб 700500- 429756 |