Урок – деловая игра
Тема: «Социальные нормы и
отклоняющееся поведение»
10 класс
Дата проведения: «16 октября 2019 г.
Провела: учитель обществознания
Фирсова М.А.
Тема: «Социальные нормы и отклоняющееся поведение».
Форма: деловая игра.
Цели урока:
Образовательная: На основании изучения условий и факторов возникновения преступности, алкоголизма, наркомании, определить условия и последствия.
Развивающая: Развивать логическую речь, аналитическое мышление.
Воспитательная: Воспитывать чувство неприятия и отвращения к алкоголизму, преступности, наркомании, гражданское самосознание, совершенствовать навыки коллективной деятельности.
Оборудование: бумага, фломастеры, конверты с заданием, мяч, яркие и темные жетоны.
Ход урока.
Вступительная часть
Стратегия: активизировать внимание школьников с целью настроя на продуктивную работу на уроке.
Тактика: Деловая игра с целью закрепить знания о пагубном влиянии наркотиков, алкоголизма и причинах их возникновения.
Монолог учителя
Нравственные принципы бытия человечество вырабатывало тысячелетиями.
В учении буддизма:
1) не лишать жизни ни одного живого существа
2) не воровать
3) не говорить неправды
4) не употреблять алкоголя
5) не касаться чужой жены
Христианство:
почитай отца и мать твою
не убивай
не кради
не желай дома ближнего твоего и т.д.
Замечательные правила, но почему же человек не хочет жить по таким правилам? Где та черта, за которой нравственное развитие останавливается, идет вспять? Однозначно ответить на этот вопрос трудно, как и трудно людям разобраться во многих вопросах человеческой психологии, и возникают вопросы:
Неизбежно ли отклоняющееся в обществе?
Каковы причины возникновения отклоняющегося поведения?
На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить. Итак, тема сегодняшнего урока «Социальные нормы и отклоняющееся поведение». В ходе урока мы повторим, что есть преступность, алкоголизм наркомания, их биологические, психологические истоки, определимся в причинах возникновения и действительно ли неизбежно существование в обществе этих негативных явлений.
Вы достаточно информированы, т.к. немного теории, просмотр фильмов и вот эти плакаты которые вы нарисовали к сегодняшнему дню. А сегодня 1 декабря – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С НАРКОМАНИЕЙ.
Для начала, мы вспомним предыдущий материал:
На какие разновидности можно подразделить нормы существующие в обществе? (обычаи и традиции; правовые, моральные эстетические, политические, религиозные).
Социальные нормы перечисление отличаются от технических, биологических норм, чем?
Какое поведение мы называем отклоняющимся? /поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся/.
Алкоголизм – это …? /Хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков (опасное социальное явление)/.
Наркомания – это …..? /Потребление наркотиков без рекомендации врача/.
Преступность, алкоголизм, наркомания – это не просто термины – это разрушение семьи, несчастные дети, неизлечимые болезни:
Вот небольшая статистика:
Презентация.
Учитель.
Статистика вам дана не случайно. Представьте, вы являетесь представителями определенных министерств и в ходе обсуждения должны выделить возникновения отклоняющегося поведения. Для полной картины мы послушаем воспоминания тех кто не смог удержаться от соблазна: выступления учащихся.
Я даю вам 5 минут на то, чтобы написать не менее 3-х причин возникновения алкоголизма (1), наркомания (2 ст), преступности, курения.
Свой выбор аргументировать.
Обобщение учителем:
легкая доступность приобретения спиртных напитков, табака, наркотиков.
Излишняя реклама СМИ. Создание модного образа жизни.
Создание образа преступника, как героя сегодняшнего дня.
Социально-экономическое положение в стране.
III. Заключительная.
Стратегия: формировать убежденность в отрицательных чертах алкоголизма, преступления, наркомании.
Тактика: Проблемная ситуация.
Создаются 2 большие группы по 6 человек и группа экспертов.
1 гр. – подобрать аргументы, указывающие на то, что количество и % преступности, приверженцев алкоголизма, наркоманов снизить нельзя.
2 гр. – подобрать аргументы указывающие на то, что количество совершающих преступлений снизить можно.
5 мин.
За каждый удачный аргумент вручается яркий жетон, за нарушение правил черный жетон.
Подводится итог.