СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ДВОРЯКОВА А. Ф. "Простое предложение: интонационное оформление, значимость порядка слов, роль логического ударения " РЯиЛ 2019-10

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ДВОРЯКОВА А. Ф. "Простое предложение: интонационное оформление, значимость порядка слов, роль логического ударения" 

Просмотр содержимого документа
«Урок ДВОРЯКОВА А. Ф. "Простое предложение: интонационное оформление, значимость порядка слов, роль логического ударения " РЯиЛ 2019-10»

А. Ф. Дворяков, ГУО «УПК Милославичский детский сад – средняя школа Климовичского района» Могилёвской области

Урок

Тема. Простое предложение: интонационное оформление, значи-мость порядка слов, роль логического ударения


Цель: углубление знаний о простом пред­ложении, его видах и возможностях.

Задачи: актуализировать, расширить и си­стематизировать знания учащихся о простом предложении, его видах, выразительных воз­можностях; обобщить знания о роли порядка слов и логического ударения в предложении, работать над культурой речи учащихся, спо­собствовать расширению их словарного запа­са, формировать патриотическое и националь­но-культурное самосознание учащихся.

Термины и понятия: простое предложе­ние, порядок слов, логическое ударение, пар­целляция, инверсия, риторический вопрос.

Планируемый результат:

личностные умения: учащиеся прояв­ляют интерес к изучаемой теме; осознают успешность собственной учебной деятельно­сти; развивают свои учебные и творческие способности, работают над культурой речи;

  • межпредметные умения: учащиеся умеют работать с материалом, выполнять учебное задание в соответствии с целями, со­относить собственные учебные действия с из­вестным алгоритмом работы, формулировать собственные мысли, обобщать и делать выво­ды; уместно использовать речевые средства для представления результата;

  • предметные умения: учащиеся знают о видах простого предложения, умеют на­ходить простые предложения, грамотно ис­пользуют самостоятельно составленные пред­ложения при выполнении заданий.

Межпредметные связи: обществоведение, русская литература, биология.

Ресурсы (оборудование): информацион­ные: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал; демонстрационные: опорные схе­мы (таблицы); интегративные: презентация, видеоматериал.

Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная, «Вопрос к тексту»,«А-ля шпаргалка», «Интервью».

Тип урока: урок обобщения и системати­зации знаний.

Эпиграф: Человек без языка и литерату­ры не может обладать культурой, культура же отличает человека от животного. Б. Марков, советский и российский философ


Ход урока

I. Организационный этап.

Цель этапа: психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу.

  • Здравствуйте! Начнём наш урок. Как ваше настроение? Я рад вас видеть. Думаю, что этот день и этот урок принесёт нам толь­ко радость. Рядом с вами уже находятся ваши друзья-карточки (приложение 1), ко­торые хотят сообщить вам что-то важное. Давайте их прочтём.

Литература и музыка, живопись и ваяние являются истинными двигателями мировой культуры (А. Чижевский, учёный).

Культура является расширением ума и духа (Дж. Неру, политический деятель).

Высота культуры определяется отношени­ем к женщине (М. Горький, писатель).

Культура — это мера человечности в че­ловеке (К. Маркс, философ).

  • Вдумайтесь в эти высказывания. Со­гласны ли вы с ними? Объясните свою по­зицию. Как вы думаете, нужна ли современ­ному обществу культура? Почему? (Ответы учащихся.)

  • Думаю, вы правы. Каждое из высказы­ваний на карточках связано с темой нашего урока «Простое предложение: интонационное оформление, значимость порядка слов, роль логического ударения». Как вы думаете, ка­ким образом?(Ответы учащихся.)

  • Правильно. Запишите тему в тетради.


II. Целеполагание, формирование моти­вации.

Цель этапа: формулирование целей и ре­зультатов урока; мотивирование к изучению темы.

  • Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете его смысл 1 (Ответы учащихся.)

  • Я думаю, что вы будете рады, когда достигнете целей сегодняшнего урока. Да­вайте их узнаем.

Цели урока (читает учащийся):

  • углубление знаний о простом предло­жении, его видах и возможностях;

  • размышление о функциях простого предложения, порядка слов, логического ударения.

  • В результате вы сможемте грамотно и успешно пользоваться простыми предложе­ниями, их разными видами; самостоятельно придумывать свои предложения для выпол­нения заданий.


III. Актуализация опорных знаний.

Цель этапа: установить степень полноты и осознанности понимания учащимися понятий «порядок слов в предложении» и «логическое ударение»; выявить пробелы в знаниях и устра­нить их.

  • Чтобы узнать, что вы знаете по этой теме, давайте попробуем ответить на следу­ющие вопросы:

  • Что такое порядок слов?

  • Каким бывает порядок слов в предло­жении?

  • Приведите примеры простых предло­жений с прямым и обратным порядком слов.

  • Что такое логическое ударение?

  • Вспомним ранее пройденный материал (таблица, упр. 80). Какими бывают простые предложения:

  • по цели высказывания;

  • интонации;

  • строению грамматической основы;

  • наличию второстепенных членов;

  • полноте строения:

  • наличию осложняющих компонентов?

По результатам ответов на доске составляется схема и записывается в тетради.

Простое предложение бывает:

  • повествовательным, вопросительным и побудительным;

  • восклицательным и невосклицательным;

  • двусоставным и односоставным;

  • распространённым и нераспространённым;

  • полным и неполным;

  • осложнённым и неосложнённым.

  • Осложнённые простые предложения могут осложняться однородными и обосо­бленными членами предложения, вводными конструкциями, обращением.


IV. Проверка первичного усвоения мате­риала.

Цель этапа: ознакомить с особенностя­ми порядка слов в простом предложении и логическим ударением; углубить знания о простом предложении как синтаксиче­ской единице языка; обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащими­ся изучаемого материала.

  • Сегодня мы узнаем, что простое пред­ложение обладает большими выразитель­ными возможностями. Прочитайте текст из упр. 81 на с. 64 и послушайте великолепное стихотворение (демонстрируется видеоролик).

Устный опрос по тексту (по цепочке):

  • Кто автор этого стихотворения?

  • Что вы о нём знаете?

  • Какой смысл вкладывает автор в стро­ки этого стихотворения?

  • Кто или что может подразумеваться под образом паруса?

  • Этот текст можно трактовать следу­ющим образом: парус — это человек, кото­рый что-то потерял, близкое, родное, будь то его дом или что-то, связанное с его культу­рой. Перед вами стоит важная задача: посмо­треть внимательно на этот текст и придумать по одному вопросу, который будет связан с нашей темой и который вы зададите вашему соседу по парте.

  • Для того чтобы придумать вопрос, вам даётся 2 минуты.

Учащиеся придумывают вопросы, затем задают их своим соседям по парте. На осно­вании ответов на вопросы о простом пред­ложении делается письменный вывод.

  • Обратите внимание на логическое уда­рение в предложениях.

  • Обратите внимание на ещё один при­ём, который используется в тексте. Назы­вается он парцелляция. Что это такое, мы узнаем из правила на с. 69. Прочитайте, за­пишите определение этого термина.


Физкультминутка


V. Практическое применение знаний и умений.

Цель этапа: способствовать формирова­нию навыка различать виды простого пред­ложения; обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; провести коррекцию выяв­ленных пробелов в осмыслении учащимися изучаемого материала.

  1. Индивидуальная работа в тетрадях по карточкам.

  • Охарактеризуйте предложение, запи­санное у вас на карточке (на выбор).

  1. Культура Беларуси, несомненно, мно­гогранна и чудесна.

  2. Кажется, где-то играет музыка?

  3. Не позволяй душе лениться!

  4. Возле городского дома культуры в чу­десном саду расцвели яблони, груши, виш­ни, раскрывшиеся во всей своей красе.

Четверо учащихся работают у доски.


2. Групповая работа по различению ви­дов простых предложений (устно).


VI. Проверка уровня усвоения знаний и умений. Оценивание.

Цель этапа: выявить недостатки в знани­ях и способах действий учащихся; устано­вить причины выявленных недостатков; обе­спечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям; откорректировать вы­явленные пробелы в знаниях и способах дей­ствий учащихся в рамках изученной темы.

Фронтальный опрос «Интервью» (уча­щийся задаёт вопросы остальным):

  • Что такое простое предложение?

  • Какие бывают виды простого предло­жения?

  • Для чего используются такие средства, как риторический вопрос, инверсия, парцел­ляция?

  • Для чего служит логическое ударение в простом предложении?

Учитель оценивает работу учащихся и даёт им возможность оценить свою работу самостоятельно.


VII. Домашнее задание.

Цель этапа: обеспечить понимание уча­щимися цели, содержания и способов выпол­нения домашнего задания.

§ 7, упр. 88 (с помощью 2—3 примеров выполнить задание 1, а также записать диа­логи из упражнения, сопровождая их слова­ми автора).


  1. Рефлексия.

Цель этапа: обеспечить самоанализ уча­щимися их деятельности на уроке и полу­ченных новых знаний по теме урока; на­учить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Учащиеся выбирают «смайлики», ко­торые соответствуют результатам их дея­тельности и степени усвоения материала на уроке (грустный, нейтральный, весёлый) и высказывают свои впечатления с помощью простых предложений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!