А. Ф. Дворяков, ГУО «УПК Милославичский детский сад – средняя школа Климовичского района» Могилёвской области
Урок
Тема. Простое предложение: интонационное оформление, значи-мость порядка слов, роль логического ударения
Цель: углубление знаний о простом предложении, его видах и возможностях.
Задачи: актуализировать, расширить и систематизировать знания учащихся о простом предложении, его видах, выразительных возможностях; обобщить знания о роли порядка слов и логического ударения в предложении, работать над культурой речи учащихся, способствовать расширению их словарного запаса, формировать патриотическое и национально-культурное самосознание учащихся.
Термины и понятия: простое предложение, порядок слов, логическое ударение, парцелляция, инверсия, риторический вопрос.
Планируемый результат:
• личностные умения: учащиеся проявляют интерес к изучаемой теме; осознают успешность собственной учебной деятельности; развивают свои учебные и творческие способности, работают над культурой речи;
межпредметные умения: учащиеся умеют работать с материалом, выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы, формулировать собственные мысли, обобщать и делать выводы; уместно использовать речевые средства для представления результата;
предметные умения: учащиеся знают о видах простого предложения, умеют находить простые предложения, грамотно используют самостоятельно составленные предложения при выполнении заданий.
Межпредметные связи: обществоведение, русская литература, биология.
Ресурсы (оборудование): информационные: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал; демонстрационные: опорные схемы (таблицы); интегративные: презентация, видеоматериал.
Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная, «Вопрос к тексту»,«А-ля шпаргалка», «Интервью».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Эпиграф: Человек без языка и литературы не может обладать культурой, культура же отличает человека от животного. Б. Марков, советский и российский философ
Ход урока
I. Организационный этап.
Цель этапа: психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу.
Здравствуйте! Начнём наш урок. Как ваше настроение? Я рад вас видеть. Думаю, что этот день и этот урок принесёт нам только радость. Рядом с вами уже находятся ваши друзья-карточки (приложение 1), которые хотят сообщить вам что-то важное. Давайте их прочтём.
Литература и музыка, живопись и ваяние являются истинными двигателями мировой культуры (А. Чижевский, учёный).
Культура является расширением ума и духа (Дж. Неру, политический деятель).
Высота культуры определяется отношением к женщине (М. Горький, писатель).
Культура — это мера человечности в человеке (К. Маркс, философ).
Вдумайтесь в эти высказывания. Согласны ли вы с ними? Объясните свою позицию. Как вы думаете, нужна ли современному обществу культура? Почему? (Ответы учащихся.)
Думаю, вы правы. Каждое из высказываний на карточках связано с темой нашего урока «Простое предложение: интонационное оформление, значимость порядка слов, роль логического ударения». Как вы думаете, каким образом?(Ответы учащихся.)
Правильно. Запишите тему в тетради.
II. Целеполагание, формирование мотивации.
Цель этапа: формулирование целей и результатов урока; мотивирование к изучению темы.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете его смысл 1 (Ответы учащихся.)
Я думаю, что вы будете рады, когда достигнете целей сегодняшнего урока. Давайте их узнаем.
Цели урока (читает учащийся):
углубление знаний о простом предложении, его видах и возможностях;
размышление о функциях простого предложения, порядка слов, логического ударения.
В результате вы сможемте грамотно и успешно пользоваться простыми предложениями, их разными видами; самостоятельно придумывать свои предложения для выполнения заданий.
III. Актуализация опорных знаний.
Цель этапа: установить степень полноты и осознанности понимания учащимися понятий «порядок слов в предложении» и «логическое ударение»; выявить пробелы в знаниях и устранить их.
Чтобы узнать, что вы знаете по этой теме, давайте попробуем ответить на следующие вопросы:
Что такое порядок слов?
Каким бывает порядок слов в предложении?
Приведите примеры простых предложений с прямым и обратным порядком слов.
Что такое логическое ударение?
Вспомним ранее пройденный материал (таблица, упр. 80). Какими бывают простые предложения:
по цели высказывания;
интонации;
строению грамматической основы;
наличию второстепенных членов;
полноте строения:
наличию осложняющих компонентов?
По результатам ответов на доске составляется схема и записывается в тетради.
Простое предложение бывает:
повествовательным, вопросительным и побудительным;
восклицательным и невосклицательным;
двусоставным и односоставным;
распространённым и нераспространённым;
полным и неполным;
осложнённым и неосложнённым.
Осложнённые простые предложения могут осложняться однородными и обособленными членами предложения, вводными конструкциями, обращением.
IV. Проверка первичного усвоения материала.
Цель этапа: ознакомить с особенностями порядка слов в простом предложении и логическим ударением; углубить знания о простом предложении как синтаксической единице языка; обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.
Сегодня мы узнаем, что простое предложение обладает большими выразительными возможностями. Прочитайте текст из упр. 81 на с. 64 и послушайте великолепное стихотворение (демонстрируется видеоролик).
Устный опрос по тексту (по цепочке):
Кто автор этого стихотворения?
Что вы о нём знаете?
Какой смысл вкладывает автор в строки этого стихотворения?
Кто или что может подразумеваться под образом паруса?
Этот текст можно трактовать следующим образом: парус — это человек, который что-то потерял, близкое, родное, будь то его дом или что-то, связанное с его культурой. Перед вами стоит важная задача: посмотреть внимательно на этот текст и придумать по одному вопросу, который будет связан с нашей темой и который вы зададите вашему соседу по парте.
Для того чтобы придумать вопрос, вам даётся 2 минуты.
Учащиеся придумывают вопросы, затем задают их своим соседям по парте. На основании ответов на вопросы о простом предложении делается письменный вывод.
Обратите внимание на логическое ударение в предложениях.
Обратите внимание на ещё один приём, который используется в тексте. Называется он парцелляция. Что это такое, мы узнаем из правила на с. 69. Прочитайте, запишите определение этого термина.
Физкультминутка
V. Практическое применение знаний и умений.
Цель этапа: способствовать формированию навыка различать виды простого предложения; обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изучаемого материала.
Индивидуальная работа в тетрадях по карточкам.
Охарактеризуйте предложение, записанное у вас на карточке (на выбор).
Культура Беларуси, несомненно, многогранна и чудесна.
Кажется, где-то играет музыка?
Не позволяй душе лениться!
Возле городского дома культуры в чудесном саду расцвели яблони, груши, вишни, раскрывшиеся во всей своей красе.
Четверо учащихся работают у доски.
2. Групповая работа по различению видов простых предложений (устно).
VI. Проверка уровня усвоения знаний и умений. Оценивание.
Цель этапа: выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся; установить причины выявленных недостатков; обеспечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям; откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы.
Фронтальный опрос «Интервью» (учащийся задаёт вопросы остальным):
Что такое простое предложение?
Какие бывают виды простого предложения?
Для чего используются такие средства, как риторический вопрос, инверсия, парцелляция?
Для чего служит логическое ударение в простом предложении?
Учитель оценивает работу учащихся и даёт им возможность оценить свою работу самостоятельно.
VII. Домашнее задание.
Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
§ 7, упр. 88 (с помощью 2—3 примеров выполнить задание 1, а также записать диалоги из упражнения, сопровождая их словами автора).
Рефлексия.
Цель этапа: обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока; научить соотносить собственный результат с поставленной целью.
Учащиеся выбирают «смайлики», которые соответствуют результатам их деятельности и степени усвоения материала на уроке (грустный, нейтральный, весёлый) и высказывают свои впечатления с помощью простых предложений.